Сдача декларации по НДС до 25 января

Сдать бесплатно через Контур.Экстерн

25
 
Сдача декларации по НДС до 25 января
Сдать бесплатно 25
Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами

Необходимость наличия сертификата о происхождении при импорте лома черных металлов из Республики Казахстан

22 декабря 2014 в 11:59
Добрый день!
Наша компания является участником ВЭД на ОСНО.
При импорте лома черных металлов из р.Казахстан НДС мы не уплачиваем, ссылаясь на льготу и решения ВАС.
Но недавно мне сказали, что у меня должен быть сертификат о происхождении и сертификации (сертификат ТПП) на кажду партию ввозимого лома. и при его отсутствии организации могут начислить НДС. Правда ли это? Нормативных документов я не нашла.
29 декабря 2014 в 06:24
Добрый день.
Вот совсем недавно высказанное согласованное мнение Минфина и ФНС (та же позиция изложена и в письме Минфина от 22 января 2013 г. N 03-07-13/01-04):
Цитата:Вопрос:Просим вас вмешаться в сложившуюся ситуацию, связанную с искаженным толкованием Министерством финансов Российской Федерации положений международных соглашений, сторонами в которых являются Республика Казахстан и Российская Федерация, и вследствие этого влекущую нарушение основных принципов торговли между нашими странами.Так, в настоящее время при импорте лома и отходов черных металлов из Республики Казахстан (страны - участницы Таможенного союза) на территорию Российской Федерации сложилась неоднозначная правоприменительная практика при исчислении налога на добавленную стоимость (далее по тексту - НДС) на импорт металлолома из указанной страны в адрес российских потребителей.Так, по мнению Министерства финансов Российской Федерации, российская организация, импортирующая из Казахстана в Россию лом и отходы черных металлов, обязана исчислить НДС по таким товарам по ставке в размере 18 процентов (письма Министерства финансов Российской Федерации N 03-07-13/01-30 от 2 августа 2011 года, N 03-07-13/01-04 от 22 января 2013 года).
Обоснованием этого вывода, по мнению Министерства финансов Российской Федерации, является отсутствие в ст.150 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующей перечень товаров, ввоз которых на территорию Российской Федерации не подлежит налогообложению НДС, лома и отходов черных металлов, несмотря на то, что оборот по реализации лома и отходов черных металлов на территории Российской Федерации (внутренний оборот) освобожден от НДС в силу п.п.25 п.1 ст.149 Налогового кодекса Российской Федерации.В то же время Министерством финансов Российской Федерации не было учтено следующее.1. Действительно, согласно ст.3 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" (в редакции Протокола от 11.12.2009) при импорте товаров на территорию одного государства - участника Таможенного союза с территории другого государства - участника Таможенного союза косвенные налоги взимаются налоговыми органами государства-импортера. Косвенные налоги не взимаются при импорте на территорию государства - участника Таможенного союза товаров, которые в соответствии с законодательством этого государства не подлежат налогообложению при ввозе на его территорию.В то же время абзацем третьим статьи 3 указанного Соглашения предусмотрено, что ставки косвенных налогов на импортируемые товары во взаимной торговле не должны превышать ставки косвенных налогов, которыми облагаются аналогичные товары внутреннего производства.Как нам представляется, указанное положение было принято с целью создания равных условий по взаимной торговле между странами Таможенного союза и внутренней торговой политики в этих странах.Более того, Договором о Евразийском экономическом союзе, подписанном главами государств - стран Таможенного союза 29 мая текущего года в Астане, также закреплена аналогичная норма (Раздел XII "Налоги и налогообложение").2. Согласно статье 5 Договора о зоне свободной торговли (ратифицирован Федеральным законом от 01.04.2012 N 21-ФЗ): "Стороны предоставляют друг другу национальный режим в соответствии со Статьей III ГАТТ 1994" (Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994) (ратифицировано Федеральным законом от 21.07.2012 N 126-ФЗ).
При этом пунктом 2 статьи III ГАТТ 1994 предусмотрено, что: "Товары с территории любой договаривающейся стороны, ввозимые на территорию другой договаривающейся стороны, не подлежат обложению, прямо или косвенно, внутренними налогами или иными внутренними сборами любого рода, превышающими, прямо или косвенно, налоги и сборы, применяемые к аналогичным отечественным товарам. Более того, ни одна из договаривающихся сторон не применяет иным образом внутренние налоги или другие внутренние сборы к импортированным или отечественным товарам, чтобы это противоречило принципам, изложенным в пункте 1".3. Аналогичный вывод следует из положений, предусмотренных статьями 4, 9, 10, 28, 33 Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26.02.99 (ратифицирован Федеральным законом от 22.05.2001 N 55-ФЗ).
Так, согласно статье 4 указанного Договора: "4. Важнейшими принципами формирования Единого экономического пространства являются: принцип недискриминации; принцип взаимной выгоды.Статьей 9 Договора предусмотрено: "Стороны провозглашают следующие цели функционирования режима свободной торговли товарами: б) применение единой системы взимания косвенных налогов; д) устранение ограничений конкуренции, вызванных поведением хозяйствующих субъектов или вызванных вмешательством общегосударственных и территориальных органов, в той мере, в какой это может воздействовать на взаимную торговлю хозяйствующих субъектов Сторон; е) взаимное неприменение Сторонами каких-либо мер (в том числе и коллективных) ограничительного либо фискального характера, которые прямо или косвенно могут привести к дискриминации в отношении товара, происходящего с таможенной территории одной из Сторон, по сравнению с аналогичными товарами, происходящими с таможенной территории другой Стороны".
Статьей 10 этого же Договора предусмотрено: "Стороны предпринимают необходимые усилия для устранения на своих территориях административных, фискальных препятствий, имеющих местный либо региональный характер и затрудняющих нормальное функционирование режима свободной торговли товарами".
Статьей 28 Договора предусмотрено: "Ставки косвенных налогов на импортируемые товары во взаимной торговле не должны превышать ставки налогов, которыми облагаются аналогичные товары внутреннего производства".
Из статьи 33 этого же Договора следует: "Стороны примут меры к недопущению злоупотреблений своим доминирующим положением одним или несколькими хозяйствующими субъектами с тем, чтобы воспрепятствовать: применению неодинаковых условий к равноценным сделкам с другими торговыми партнерами, ставя их, таким образом, в невыгодные условия конкуренции". 4. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (в стадии вступления в силу) также содержит основные принципы взаимной торговли, которые также полностью подтверждают позицию Ассоциации об отсутствии необходимости уплаты НДС при импорте в Россию из Казахстана лома черных металлов. Так, согласно статье 71 Договора: "...2. Государства-члены во взаимной торговле взимают налоги, иные сборы и платежи таким образом, чтобы налогообложение в государстве-члене, на территории которого осуществляется реализация товаров других государств-членов, было не менее благоприятным, чем налогообложение, применяемое этим государством-членом при тех же обстоятельствах в отношении аналогичных товаров, происходящих с его территории... "Кроме того, пунктом 1 статьи 72 Договора предусмотрено: "1. Взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость ..."Пунктом 5 этой же статьи также закреплено положение о том, что: "...5. Ставки косвенных налогов во взаимной торговле при импорте товаров на территорию государства-члена не должны превышать ставки косвенных налогов, которыми облагаются аналогичные товары при их реализации на территории этого государства-члена..."
Таким образом, политика обоих государств последовательно и целенаправленно уже много лет направлена на создание единого экономического пространства России и Казахстана. Международные договоры (соглашения) закрепляют не только такие основополагающие принципы, как экономическое равенство, единую налоговую политику, недопущение дискриминации субъектов хозяйственной деятельности, создание равных рыночных условий взаимной торговли между странами Таможенного союза и создание равноправной конкуренции на единой таможенной территории Таможенного союза, но и содержат прямые нормы, согласно которым недопустимо облагать ввозимые товары НДС при отсутствии обложения аналогичных товаров внутреннего производства.Иное истолкование и применение норм международного и национального законодательства влечет к искажению самой идеи создания единого экономического пространства Российской Федерации и Республики Казахстан, нарушает международные принципы и нормы.Венская Конвенция о праве международных договоров, имеющая основополагающий характер в международном праве и обязательную силу для присоединившихся в ней стран (для России как правопреемника СССР документ вступил в силу с 29 мая 1986 года), также закрепляет основные принципы соблюдения норм международных договоров, а также приоритет их действия.Так, согласно статье 26 указанной Конвенции: "Каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться (ст.26 Конвенции).
Согласно статье 27 этой же Конвенции: "Участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора". Кроме того, согласно статье 31 Конвенции: "1. Договор должен толковаться добросовестно в соответствии с обычным значением, которое следует придать терминам договора в их контексте, а также в свете объекта и целей договора".
Согласно п.п.25 п.2 ст.149 НК РФ, регулирующего освобождение от НДС оборота по реализации внутри Российской Федерации, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации лома и отходов черных и цветных металлов. При любом освобождении от налогообложения сумма налога, в том числе и НДС, подлежащая уплате в бюджет, составляет 0 (ноль). Соответственно, если сумма налога, подлежащая уплате в бюджет при освобождении от налогообложения, составляет 0 (ноль), то ставка налога в данном случае также составляет 0% (ноль процентов).
Иными словами, при формуле: НБ * Х% = 0  Налоговая база (стоимость Товара) Ставка налога  Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет при освобождении от налогообложения X (налоговая ставка) всегда будет равняться 0 (нулю), так как из законов математики следует, что 0 (ноль) получается только в случае, если один из множителей - 0 (ноль).
Таким образом, из вышеприведенных положений международных соглашений, участниками которых являются Казахстан и Россия, следует, что сумма НДС при импорте лома и отходов черных металлов из Казахстана в Российскую Федерацию не может превышать сумму НДС при торговле металлоломом внутри Российской Федерации.Тем самым ставка НДС при импорте лома из Казахстана в Российскую Федерацию должна составлять 0%.
Иными словами, вышеуказанная позиция Министерства финансов Российской Федерации о необходимости исчислять НДС при импорте металлолома из Казахстана в Россию противоречит вышеуказанным положениям международных договоров. Согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации: "Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора". Аналогичная норма закреплена в статье 7 Налогового кодекса Российской Федерации: "Если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации".
Считаем, что данный вопрос затрагивает вопросы исполнения норм международных соглашений, участницей которых является Российская Федерация, а вышеуказанная позиция Министерства финансов Российской Федерации негативным образом сказывается на усилиях глав государств - стран Таможенного союза по созданию полноправного и сильного Единого экономического пространства.Исходя из вышеизложенного, просим вас:
- подробно изучить данный вопрос
- учесть сложившуюся судебную практику в судах Российской Федерации;
- учесть позицию Евразийской экономической комиссии, изложенную в письмах исх. N 10-117 от 13.05.2014 и исх. N 09-126 от 14.05.2014;
- направить в Министерство финансов Российской Федерации соответствующий акт прокурорского реагирования о необходимости исполнения приведенных в настоящем обращении положений международных договоров, с учетом которых импорт лома и отходов черных металлов из Республики Казахстан в Российскую Федерацию должен подлежать освобождению от НДС или облагаться нулевой ставкой НДС.

Министерство финансов Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО от 18 сентября 2014 года N ГД-18-3/1260
[О применении налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Российской Федерации лома и отходов черных металлов]

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросу применения налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при ввозе на территорию Российской Федерации лома и отходов черных металлов и сообщает следующее.
Порядок применения НДС во взаимной торговле Российской Федерации и государств - членов Таможенного союза регламентируется положениями Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008 (далее - Соглашение) и Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009 (далее - Протокол). Статьей 3 Соглашения установлено, что при импорте товаров на территорию одного государства - участника Таможенного союза с территории другого государства - участника Таможенного союза косвенные налоги взимаются налоговыми органами государства-импортера, если иное не установлено законодательством этого государства в части товаров, подлежащих маркировке акцизными марками (учетно-контрольными марками, знаками). Косвенные налоги не взимаются при импорте на территорию государства - участника Таможенного союза товаров, которые в соответствии с законодательством этого государства не подлежат налогообложению при ввозе на его территорию.
Перечень товаров, ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения), установлен статьей 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс). При этом в указанный перечень лом и отходы черных металлов не включены.
Согласно положениям пункта 1 статьи 2 Протокола взимание косвенных налогов по товарам, импортируемым на территорию одного государства - члена Таможенного союза с территории другого государства - члена Таможенного союза, если иное не установлено данным Протоколом, осуществляется налоговым органом государства - члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков - собственников товаров.
С учетом изложенного, ввоз на территорию Российской Федерации с территории государств - членов Таможенного союза лома и отходов черных металлов подлежит налогообложению НДС в порядке, установленном нормами  Соглашения и Протокола, по налоговой ставке в размере 18 процентов на основании пункта 3 статьи 164 Налогового кодекса.
Кроме того, рассматриваемый вопрос неоднократно был предметом обсуждения на заседаниях экспертов Консультативного комитета по налоговой политике и администрированию при Коллегии Евразийской экономической комиссии (далее - Консультативный комитет). Так, в пункте 4.2 Протокола заседания V Консультативного комитета, состоявшегося 25-27 ноября 2013 года в г.Минске, при рассмотрении вопроса о налогообложении при ввозе отдельных видов товаров с территории одного государства - члена Таможенного союза и ЕЭП на территорию другого государства - члена Таможенного союза и ЕЭП (в частности, лома черных и цветных металлов) отражена следующая позиция Минфина России по данному вопросу: "Позиция российской Стороны (письмо Минфина России от 16.10.2013 N 03-07-13/43111) заключается в том, что НДС, взимаемый при импорте товаров в рамках  Соглашения, платежом, эквивалентным таможенным пошлинам, не является, поэтому взимание этого налога при ввозе в Российскую Федерацию лома и отходов черных и цветных металлов, реализация которых освобождена от налогообложения НДС, не противоречит нормам международных договоров".

Действительный государственный
советник Российской Федерации
3 класса
Д.Ю.Григоренко
Подарок для новых ИП!
Ведите учет и сдавайте отчетность бесплатно
Ведение бухучета
Специально для бухгалтеров небольших компаний
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы
Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами
Сейчас смотрят
Смотрят тему:
гость
   
Ответить Задать вопрос

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер