Сдача декларации по НДС до 25 января

Сдать бесплатно через Контур.Экстерн

25
 
Сдача декларации по НДС до 25 января
Сдать бесплатно 25
Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами

Сопоставление налоговой данных о доходах в декларации и данных из внешних источников

Buh44 (автор вопроса)  178 баллов
5 января 2015 в 11:28
Добрый день! Помогите разобраться: в последних числах декабря 2014 года из ИФНС пришел вызов на 13 января 2015г. для дачи письменных пояснений по поводу низкого дохода за 2011-2013гг. Индивидуальный предприниматель находится на УСНО (доходы минус расходы), деятельность такси, декларации за данные периоды были предоставлены своевременно, т.е. сроки проведения камеральной налоговой проверки, установленные п.3 ст.88 НК РФ, уже истекли. В вызове ИФНС нет ссылки на статьи НК РФ или иного нормативного акта, на основании которого нас вызывают, но указано "в связи с информацией, поступившей от внешних источников". Помогите определить, является ли сопоставление нашей налоговой декларации и данных от внешних источников камеральной налоговой проверкой, сроки проведения которой уже давно истекли?
Анти  134 839 баллов
5 января 2015 в 20:41
Здравствуйте.
ИМХО,это не относится к камеральной проверке. Скорее всего,Вас вызывают на налоговую комиссию, деятельность которой регламентирована письмом ФНС от 17 июля 2013 г. N АС-4-2/12722.
Цитата:Целью работы комиссии является увеличение поступлений налогов в бюджет путем побуждения налогоплательщиков, в отношении которых установлены факты (либо имеются достаточные основания полагать о наличии фактов) неполного отражения в учете хозяйственных операций..
Предметом рассмотрения на заседаниях комиссии являются вопросы правильности формирования налоговой базы и полноты уплаты налогоплательщиками (налоговыми агентами) налога на добавленную стоимость (далее - НДС), налога на прибыль организаций, НДФЛ, налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц, земельного налога, транспортного налога, единого налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого сельскохозяйственного налога.
...в  список включаются ....
- Налогоплательщики, имеющие низкую налоговую нагрузку по налогу на прибыль организаций, акцизам, единому налогу, уплачиваемому при применении упрощенной системы налогообложения, единому сельскохозяйственному налогу, НДФЛ, уплачиваемому индивидуальными предпринимателями.

Если обратится к Приказу ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@(ред. от 10.05.2012) , то найдем информацию о внешних источниках для ФНС:

Цитата:
К информации из внешних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также иная информация, в том числе общедоступная.
Проводимый с целью отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок анализ финансово-экономических показателей их деятельности содержит несколько уровней, в том числе:анализ сумм исчисленных налоговых платежей и их динамики, который позволяет выявить налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы начислений налоговых платежей;анализ сумм уплаченных налоговых платежей и их динамики, проводимый по каждому виду налога (сбора) с целью контроля за полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей;анализ показателей налоговой и (или) бухгалтерской отчетности налогоплательщиков, позволяющий определить значительные отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени, а также выявить противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, и (или) несоответствие информации, которой располагает налоговый орган;анализ факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы
.
Buh44 (автор вопроса)  178 баллов
6 января 2015 в 08:48
Спасибо за ответ!
А подскажите, вызов с целью предоставить письменные пояснения - это тоже вызов на комиссию? Как следует из Письма ФНС от 17 июля 2013 г. N АС-4-2/12722 заседание комиссии проводится устно, а вызов на комиссию направляется за месяц.
Подарок для новых ИП!
Ведите учет и сдавайте отчетность бесплатно
Расчет зарплаты
Удобно с сервисом Контур.Бухгалтерия
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы
Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами
Анти  134 839 баллов
8 января 2015 в 06:24
Возможно и нет.
Цель вызова  в уведомлении буквально как указана?
Представление пояснений одна из форм налогового контроля.
Цитата:1. Налоговые органы вправе:
...4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
(ст. 31 НК РФ)
Цитата:1. Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.
(ст. 82 НК РФ)
Цитата:2.1. Налоговые органы на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 31 Кодекса вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений:

в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов;

в связи с налоговой проверкой;

в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

Форма Уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) приведена в приложении № 1 к приказу ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@.
(из письма ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12837)
Цитата:Вызов на комиссию по легализации налоговой базы

автор: Наталья Антипова, налоговый юрист
опубликовано: «Бухгалтерское приложение» №21 (9537), «Новая бухгалтерия» №06

Вправе ли налоговая инспекция вызвать налогоплательщика для дачи пояснений вне рамок контрольных мероприятий? То есть не в процессе камеральной или выездной проверки, а лишь потому, что инспекцию не устраивают, например, показатели деятельности фирмы? Единства у судей в этом вопросе нет. Тем не менее тенденции арбитражной практики оставляют желать лучшего.

Все тайное становится явным

Начнем с того, что попытаемся разобраться, что же такое комиссии по легализации налоговой базы, насколько они легитимны, чего от них ждать и как реагировать на приглашения. Конечно, не все налогоплательщики «удостаиваются чести» быть приглашенными на это мероприятие, но если уж такое приглашение получено организацией — это повод задуматься над тем, что послужило причиной такого внимания со стороны налогового органа.

Тем более что ФНС России с некоторых пор не делает особого секрета ни из факта существования таких комиссий, ни из порядка их работы, ни из причин, которые могут побудить инспекцию направить компании приглашение на беседу. Год назад эти моменты были достаточно подробно освещены в письме ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 (далее — письмо ФНС России). В нем описаны категории плательщиков, которых могут вызвать на комиссию, а также причины для назначения «свидания».

Итак, какие компании находятся в зоне риска? Это:

■ убыточные компании;

■ организации с низкой налоговой нагрузкой, то есть показателем соотношения суммы исчисленного налога к общей сумме доходов от реализации (например, для производственных компаний — менее 3%, для торговых — менее 1%);

■ налоговые агенты по НДФЛ, имеющие задолженность по данному налогу или снизившие поступления более чем на 10% по сравнению с прошлым перио­дом, а также те компании, в которых зарплата ниже средней региональной по данному виду экономической деятельности;

■ индивидуальные предприниматели, у которых расходы почти равны доходу;

■ организации, которые заявляют более 89% вычетов по НДС;

■ налогоплательщики, в отношении которых у налоговых органов есть информация о получении дохода из иных источников (обращения граждан или контрольно-надзорных ведомств);

■ налогоплательщики, имеющие признаки занижения налоговой базы, необоснованного применения налоговых льгот или пониженных налоговых ­ставок.

Этот список вовсе не является закрытым. Как гласит письмо, «для рассмот­рения на заседании комиссии могут быть отобраны иные налогоплательщики, в том числе в отношении которых предпроверочный анализ выявил нарушения налогового законодательства, при этом назначение выездных налоговых проверок является нецелесообразным по причине возможной малоэффективности, а также налогоплательщики, заявляющие возмещение НДС».

По результату анализа деятельности налогоплательщика налоговые органы должны направить в компанию информационное письмо, форма которого содержится в приложении № 11 к письму ФНС России. Форма предполагает указание причин внимания налогового органа, предложение проанализировать свои показатели, представить пояснения и при необходимости направить уточненные декларации. Срок на исполнение пожеланий инспекции также устанавливается в информационном письме.

После получения такого письма вполне естественно у компаний возникает вопрос: а что будет, если его проигнорировать? Ответ можно получить из того же послания ФНС России. Так, в нем сказано, что «по истечении установленного срока, в случае непредставления уточненных налоговых деклараций, увеличивающих налоговые обязательства (уменьшающих убыток), непогашения задолженности по НДФЛ, непредставления пояснений, в которых приводятся аргументированные причины, объясняю­щие отсутствие оснований приглашения на комиссию, налоговым органом оформляется уведомление о вызове налогоплательщика по форме, утвержденной приказом ФНС России от 31.05.2007 № ­ММ-3-06/338@».

Таким образом, можно констатировать: письмо ФНС России прямо говорит о том, что вызов на заседание комиссии может быть направлен вне рамок проверки. Такой же вывод следует из п. 2.1 письма ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837.

Неприятная обязанность

Выясним, насколько позиция налоговой службы соответствует положениям Налогового кодекса. Для этого приведем спор, который стал предметом судебного разбирательства (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 08.05.2014 № А27-10859/2013).

Компания, получив уведомление о вызове налогоплательщика, отправилась в суд обжаловать его законность. Из документа следовало, что налогоплательщик приглашался на заседание комиссии по легализации налоговой базы, где ему предлагалось дать пояснения по поводу правильности исчисления налога на прибыль, НДС и НДФЛ.

Удивительно, но суды первой и апелляционной инстанций требования организации удовлетворили. Руководствуясь положениями ст. 31, 32, 82, 88 НК РФ, они пришли к выводу, что требование инспекции о представлении пояснений и документов может быть предъявлено налоговым органом только в рамках осуществления им налогового контроля в форме проверки. Но налоговики, будучи уверенными в своей правоте и вооруженные разъяснениями вышестоящей инстанции, о которых мы говорили выше, обратилась с жалобой в кассацию. И как оказалось, не зря. Третья инстанция поддержала налоговую инспекцию.

Кассация напомнила нижестоящим судебным инстанциям, что право налогового органа вызывать налогоплательщиков на основании письменного уведомления закреплено подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ. В целях реализации прав налоговых органов приказом ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@ утверждена форма уведомления о вызове налогоплательщика. В ней предусмотрено, что налоговый орган обязан указывать подробное описание цели вызова налогоплательщика.

Налогоплательщики обязаны выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства, а также не препятствовать законной деятельнос­ти инспекторов при исполнении ими своих служебных обязаннос­тей (подп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ). В соответствии со ст. 82 НК РФ налоговый контроль осуществляется в том числе посредством получения объяснений налогоплательщиков как в ходе проверки, так и в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах. К иным относятся все возложенные на налоговые органы обязанности по проверке правильности соблюдения налогоплательщиками законодательства, перечисленные в ст. 32 НК РФ. Принимая во внимание предоставленное налоговому органу право проведения контроля, в том числе с вызовом налогоплательщика и получения от него пояснений, у судов отсутствовали основания для вывода о нарушении прав и законных интересов организации.

Заметим, что аналогичная ситуация была предметом рассмотрения в постановлении ФАС Дальневосточного округа от 23.11.2012 № Ф03-4485/2012 (Определением ВАС РФ от 25.01.2013 № ВАС-18148/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора). В этом споре две нижестоящие инстанции также встали на сторону налогоплательщика, и подтверждения своих полномочий инспекция добилась только в кассации.

А есть ли шансы?

Анализ судебной практики и ведомственных писем показал, что признать уведомление незаконным все же можно. Для этого есть два основания:

■ инспекторы допустили ошибки при составлении уведомления, например, подробно не расписали цель вызова организации на беседу в налоговый орган (письма Минфина России от 11.01.2009 № 03-02-07/1-1, ­УФНС России по г. Москве от 07.06.2008 № 09-14/054957 и др.);

■ уведомление направлено в рамках камеральной проверки, но при этом не выявлено ошибок и иных противоречий в представленной налоговой декларации, а значит, основания для истребования у налогоплательщика пояснений и документов отсутствуют (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.02.2014 № А78-5677/2013, Центрального округа от 27.05.2013 № А68-7925/2012).

Обратите внимание: неподчинение уведомлению и неявка на заседание комиссии может повлечь административную ответственность для должностного лица организации, предусмотренную ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ. Санкции за неповиновение законному требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный контроль, — предуп­реждение или наложение административного штрафа в размере от одной до двух тысяч ­рублей.
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 27.03.2013 № Ф03-917/2013- суд посчитал, что ИФНС вправе вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений вне рамок налоговой проверки.
Buh44 (автор вопроса)  178 баллов
8 января 2015 в 08:32
Большое спасибо за ответ!
Сейчас смотрят
Смотрят тему:
гость
   
Ответить Задать вопрос

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер