Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами

ИП на УСН (15%): по каким ценам ведутся товарный отчет и отчет кассовой смены?

27 января 2015 в 15:23
Здравствуйте, друзья!
Я ИП на УСН 15%, розничная торговля с ККМ, Москва.
Подскажите, чтобы я понял раз и на всегда...у меня со знакомыми бухгалтерами постоянный спор.

По каким ценам ведутся "Товарный отчёт" и "Отчёт кассовой смены"?

Я допустим веду все эти 2-а отчёта по Закупочным ценам (по ценам, по которым я купил товар у поставщика). 
Но мне знакомые бухгалтера говорят, что "Товарный отчёт" - ведётся по Закупочным ценам (это первичный документ основание для Книги учёта ДиР твоих РАСХОДОВ (или списание проданного товара)), а "Отчёт кассовой смены" - ведётся по Продажным ценам, т.е. в этом отчёте перечисляется проданный товар с прод.ценами и итоговая сумма должна быть как в Z-отчёте соответственно (это первичный документ основание для Книги учёта ДиР твоих ДОХОДОВ).
А я всегда считал:
"Z-отчёт ККМ" - это первичный документ основание для КуДиР ДОХОДЫ (проданный по прод.цене товар)
"Товарный отчёт" - это первичный документ основание для КуДиР РАСХОДЫ (проданный товар пересчитывается по закуп.цене и списывается после оплаты поставщику)
"Отчёт кассовой смены" - это документ основание "Товарному отчёту", т.к. в "Товарном отчёте" не перечисляется проданный товар по позициям и по Закуп.ценам по которым я купил.

Кто прав?
Александр Погребс Главный консультант
28 января 2015 в 11:05
Добрый день!

Когда-то, в советское время, все первичные документы были строго регламентированы. И правила учета в торговле у всех были одинаковые. Никакой вольницы!

С тех времен и существует, например, "Товарный отчет".
В то время учет товаров в розничной продаже всегда был в продажных ценах.
Поступил товар - его сразу расценивали (благо цена была известна заранее и у всех одинаковая) и ставили на учет на счете 41 уже в продажных ценах. Разницу между покупной и продажной ценой относили на счет 42. Номера счетов я говорю современные, но, по-моему, эти счета были такими же...
И в дальнейшем все манипуляции с товаром происходили только в продажных ценах. И снятие остатков и инвентаризация по полной программе - всё в продажных ценах.
Соответственно и все отчеты, связанные с продажей товара составляли исключительно в продажных ценах. Другого и быть не могло.

Сейчас ситуация совсем иная. И организация сама определяет, по каким ценам ей учитывать товар в рознице.
И первичные документы сейчас устанавливаются самой организаций - как удобнее учитывать.
И товарный отчет не является обязательным документом. И тем более не является строго определенным порядок составления этого документа.
А уж для ИП и подавно в учете нет никаких инструкций и регламентов... Кроме налоговых, конечно же.

Кроме того, первичные документы старых времен были ориентированы на ручную обработку. Их показатели сводились в специальные накопительные ведомости и журналы-ордера. И это тоже было строго определено инструкциями.
Сейчас учет повсеместно автоматизирован. И первичный документ стал основной для заполнения показателей, которые требуются для учета в определенной программе. Поэтому от ручного учета первичные документы переориентировались на нужды компьютерной обработки.

Поэтому прежде, чем определять, какую цифру куда ставить в первичном документе, следует понять, зачем нужна эта цифра. И, конечно же, учитывать налоговую систему.

Вот отсюда и будем плясать.
В условиях УСН "доходы минус расходы" Вам нужно документально подтвердить всего два показателя:
- доходы;
- расходы.

Доходы - это денежные средства, полученные в кассу от продажи товаров (я, конечно, упростил, оставив только суть).
Деньги поступают в кассовый аппарат. Это обязательное условие.
При этом есть несколько документов, которые обязаны составляться при применении ККТ. Среди них те, которые нам понадобятся:
- Журнал кассира-операциониста;
- Справка-отчет кассира-операциониста.
Эти документы обязательные и их заполнение регламентировано нормативными документами. Составляются они на основе показания счетчиков ККТ. Т.е. началом всего является Z-отчет.
В документах, связанных с ККТ определяется выручка от продажи товаров. Естественно, что эта выручка в продажных ценах. Но говорить так не совсем грамотно. Выручка - понятие самодостаточное. И ни в каких ценах она не определяется...

Так вот, указанных документов по ККТ вполне достаточно, чтобы подтвердить выручку. Мало того, никакие другие документы не могут подтвердить иной показатель выручки без веских на то обоснований.

Более сложная ситуация с расходами.
Чтобы при УСН показать расходы, нужно выполнить, как минимум два условия:
- товар должен быть оплачен поставщику;
- товар должен быть продан покупателю.
Следовательно нужен документ, который бы объединил два этих показателя...
Допустим, это Товарный отчет.
В том виде, каким он был в старые времена, он для УСН не годится...
Поскольку мы говорим о расходах, следовательно проданный товар должен быть там указан в покупных ценах.
Но тогда как его связать с полученным доходом? Ведь, чтрого говоря, можно написать любой товар в люом количестве и утверждать, что именно его вы и продали...

Чтобы связать расход с доходом, товар нужно показывать в двух ценах - в продажной и покупной.
Тогда сумма в продажной цене должна совпасть с показанием выручки по кассе, а сумму в покупной - соовтествующие этой выручке расходы...
Примерно так:
Наименование товара
ед.
изм.
кол-во
продажная
цена за ед.
сума в
продажных
ценах
покупная
стоимость
ед-цы
покупная
стоимость
товара
товар 1

товар 2
товар 3
товар 4
и т.д.

ИТОГО за сменухххсуммахсумма

Другое дело, что вручную делать такой отчет практически невозможно.
И тут всё зависит от множества условий. Есть ли связь компьютера с кассой, есть ли штрихкодирование, есть ли учет каждой единицы проданного товара и т.п.

Условно можно разделить на две части:
- ведется поштучный учет продажи товара, т.е. пробив по кассе, автоматически вводятся сведения о том, какой и сколько продано товара;
- учет проданного товара ведется методом снятия остатков.

В первом случае компьютер автоматически фиксирует, какой товар продан и в базу данных откладываются сведения о том, на какою сумму продан товар в продажных ценах) и какова закупочная стоимость этого товара. Сопоставив эти данные со сведениями об оплате этого конкретного товара поставщику, программа автоматически определяет отправлять в расходы или не отправлять...
Конечно, в конце смены (или в любой другой момент - а конце месяца, например) программа сама определяет показатели для КУДиР - сколько доходов и сколько расходов.
И для контроля всегда можно распечатать товарный отчет в двух ценах...

Если такого учета нет, то определить, какой именно продан товар можно только после снятия остатков.
Периодичность снятия остатков может быть любая - при каждой смены бригады продавцов, 1 раз в неделю, в 10 дней, в месяц... Пожалуй реже уже нельзя, иначе месяц не закрыть будет...
Снятие остатков ведется в продажных ценах. Разница между поступлением товара в магазин и остатком и есть проданные за этот период товары. Сопоставление с данными ККТ показывает, совпадает ли цифра, нет ли излишка или недостачи.
Определив таким образом, какой товар и сколько продали за период, определяется покупная стоимость этого товара...
Правда к товарному отчету это вряд ли имеет отношение...

Так что, теперь можете самостоятельно определить, в каких ценах нужно составлять конкретно Ваш  товарный отчет. И заодно определитесь, она Вам вообще нужен ли...

Успехов!
Подарок для новых ИП!
Ведите учет и сдавайте отчетность бесплатно
Расчет зарплаты
Удобно с сервисом Контур.Бухгалтерия
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы
Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами
Сейчас смотрят
Смотрят тему:
гость
   
Ответить Задать вопрос

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер