Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами

Прием на работу иностранных работников

snezhna (автор вопроса)  30 баллов, г. Санкт-Петербург
11 февраля 2015 в 16:27
Добрый день! Читаю про прием иностранцев на работу. Вроде разобралась. Хочу уточнить один момент по поводу гражданина Украины с РВП .Подскажите, если у него есть ИНН, выданный нашей налоговой - это означает, что он является резидентом? Т.е. не надо отслеживать каждый месяц - уезжал ли он из России и насколько, сколько он всего дней в России? Извините, если вопрос глупый, но подустала я в попытках -разобраться во всех статусах иностранцев и что от кого нужно.
NaDim0808  93 балла
11 февраля 2015 в 16:44
Цитата (snezhna):ИНН, выданный нашей налоговой - это означает, что он является резидентом?
В соответствии со ст.11 НК РФ налоговыми резидентами признаны физические лица, включая иностранцев и лиц без гражданства, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.
Я считаю, что ИНН-это не подтверждение , что гражданин является резидентом.
Ефимов Павел  86 743 балла, г. Ивантеевка-2
11 февраля 2015 в 16:53
Здравствуйте.
С этого календарного года вы можете считать резидентом, т.к. РВП обязывает находиться не менее 183 дней в течение года.
А за год выдачи РВП придётся считать дни в любом случае.
Подарок для новых ИП!
Ведите учет и сдавайте отчетность бесплатно
Ведение бухучета
Специально для бухгалтеров небольших компаний
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы
Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами
snezhna (автор вопроса)  30 баллов, г. Санкт-Петербург
12 февраля 2015 в 10:46
Спасибо Вам за ответы Цветы
Цитата (Ефимов Павел):А за год выдачи РВП придётся считать дни в любом случае.
т.е. если РВП выдано в мае прошлого года, и дата в штампе временной регистрации стоит май прошлого года, а на работу он к нам устраивается сейчас, то можно считать НДФЛ по ставке 13%. других документов-то (он в прошлом году не работал, даже если и выезжал на украину - мне этого не узнать)  у меня нет.

И еще момент-правильно ли я Вас поняла-что бы получить РВП иностранцу-надо в России пробыть не менее 183 дней в году. Т.е. если трудоустраивается иностранец уже с РВП-он резидент автоматически.Тогда почему нужно считать эти дни в год получения им РВП. (или это только  в случае, когда он работает , как временно прибывающий и пока не получил РВП?)
Ефимов Павел  86 743 балла, г. Ивантеевка-2
12 февраля 2015 в 12:00
Срок нахождения до фактического оформления не важен, но "он есть". Только с момента получения штампа начинается критерий 183 дней.
В первом календарном году может быть любое число дней.
Но начиная со второго календарного срабатывает что обязан 183 дня по РВП. И для
13% те же 183 дня.

У вас РВП подтверждает период с мая по декабрь 2014, а в 2015 он будет обязан находиться если даже получил в декабре 2014.
snezhna (автор вопроса)  30 баллов, г. Санкт-Петербург
12 февраля 2015 в 15:44
Павел, спасибо. поняла. а можно ссылочку на нормативную базу - где про РВП указано, что обязан в сл.годах находится в россии (это , чтобы ему продлевали потом разрешение и види на жительство можно было получить?)
Сероглазая  136 078 баллов, г. Московская область
12 февраля 2015 в 15:49
Цитата (snezhna):если РВП выдано в мае прошлого года, и дата в штампе временной регистрации стоит май прошлого года, а на работу он к нам устраивается сейчас, то можно считать НДФЛ по ставке 13%. других документов-то (он в прошлом году не работал, даже если и выезжал на украину - мне этого не узнать) у меня нет.

И еще момент-правильно ли я Вас поняла-что бы получить РВП иностранцу-надо в России пробыть не менее 183 дней в году. Т.е. если трудоустраивается иностранец уже с РВП-он резидент автоматически.Тогда почему нужно считать эти дни в год получения им РВП. (или это только в случае, когда он работает , как временно прибывающий и пока не получил РВП?)
Добрый день!

Наличие РВП не делает иностранного гражданина резидентом.

В соответствии с ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев

Цитата:2. Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.
 
В Письме ФНС России от 22.08.2012 N ЕД-4-3/13897@ указано, что 183 дня пребывания в РФ, по достижении которых физическое лицо будет признано налоговым резидентом РФ, исчисляются путем суммирования всех календарных дней, в которые физическое лицо находилось в РФ в течение 12 следующих подряд месяцев, при этом налоговый статус физического лица, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период, устанавливается по итогам налогового периода, то есть календарного года.

Какой период в целях налогообложения НДФЛ берется в расчет для определения налогового статуса физического лица: календарный год (с января по декабрь) или 12 следующих подряд календарных месяцев?
              
Письмо Минфина от 20 марта 2013 г. N 03-04-05/6-250  
          
Цитата:Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу определения налогового статуса физического лица и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
 
Пунктом 2 ст. 207 Кодекса установлено, что налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
 
Налоговый статус физического лица определяется на каждую дату получения им дохода исходя из фактического времени нахождения физического лица на территории Российской Федерации.
При определении налогового статуса физического лица необходимо учитывать 12-месячный период, определяемый на дату получения им дохода, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) и продолжающийся в другом налоговом периоде (календарном году).
 
По итогам налогового периода уточняется окончательный налоговый статус физического лица, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период (календарный год).
 
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН


Налоговый статус определяется каждый раз на дату выплаты дохода.  Каждый месяц  при выплате зарплаты заново определяется налоговый статус. Берётся 12 подряд идущих месяцев непосредственно перед датой выплаты дохода и считается, сколько дней за эти 12 месяцев иностранный гражданин находился на территории РФ. Если не менее 183 дней (суммарно, не обязательно подряд), значит он налоговый резидент, иначе он налоговый нерезидент.

Кроме этого, нахождение на территории РФ должно быть подтверждено документально

ПИСЬМО от 19 июля 2010 г. N 03-04-05/6-401
Цитата:Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу определения налогового статуса физического лица и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
Согласно п. 2 ст. 207 Кодекса налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Кодекс не предусматривает специального порядка определения налогового статуса физических лиц в зависимости от гражданства. Налоговый статус физических лиц определяется на основании фактического времени их нахождения на территории Российской Федерации, которое должно быть документально подтверждено.
В случае если по итогам налогового периода срок нахождения физического лица на территории Российской Федерации будет составлять не менее 183 дней, данное лицо независимо от его гражданства будет признаваться налоговым резидентом Российской Федерации и его доходы от источников в Российской Федерации подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13 процентов.
Если физическое лицо по итогам налогового периода не будет признаваться налоговым резидентом Российской Федерации, то есть срок его нахождения на территории Российской Федерации будет составлять менее 183 дней, его доходы от источников в Российской Федерации подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц по ставке 30 процентов.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
19.07.2010
Такими документами могут быть трудовой договор, приказы о приеме на работу, табели учета рабочего времени, проездные билеты, свидетельство о регистрации по месту жительства на территории РФ и т.д. 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО от 16 марта 2012 г. N 03-04-06/6-64

Цитата:Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу подтверждения налогового статуса физических лиц и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 226 Кодекса российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, подлежащие обложению налогом на доходы физических лиц, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить исчисленную сумму налога.
Указанные организации являются налоговыми агентами.
В целях правильного выполнения организацией обязанностей налогового агента, а также в целях установления, будет ли организация - источник выплаты дохода являться налоговым агентом по налогу на доходы физических лиц в отношении указанных доходов, организация - источник выплаты доходов должна принимать во внимание налоговый статус физического лица.
При этом Кодексом не установлено правил подтверждения организацией - источником выплаты дохода фактического времени нахождения физических лиц - получателей дохода в Российской Федерации или за ее пределами. В этих целях организация может запрашивать у физических лиц необходимые сведения и документы.
Установление налогового статуса физических лиц - получателей дохода производится организацией самостоятельно исходя из особенностей каждой конкретной ситуации.
Ответственность за правильность определения налогового статуса физического лица - получателя дохода возлагается на организацию - источник его выплаты.
Перечня документов, подтверждающих фактическое нахождение физических лиц за пределами Российской Федерации, Кодексом не установлено. По мнению Департамента, такими документами могут являться копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, справки, подготовленные на основании сведений табеля учета рабочего времени, квитанции о проживании в гостинице и другие документы.
При получении физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, доходов от источников за пределами Российской Федерации, не являющихся объектом обложения налогом на доходы физических лиц в Российской Федерации, подтверждения того, что физические лица - получатели указанных доходов являются резидентами иностранного государства, не требуется.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН


Берем Ваш случай.

Не важно, когда гражданин получил РВП, важно, сколько дней он находился на территории РФ, потому что они тоже входят для исчисления налогового статуса (183 дня в году считаются суммарно).

В соответствии со статьей 6.1  Налогового Кодекса течение срока фактического нахождения на территории Российской Федерации начинается на следующий день после календарной даты, являющейся днем прибытия на территорию Российской Федерации.

Цитата:2. Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало...
6. Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. ( в нашем случае срок установлен в календарных днях -мое прим.)
...
8. Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока.


Даты отъезда и даты прибытия физических лиц на территорию Российской Федерации устанавливаются по отметкам пропускного контроля в документе, удостоверяющем личность гражданина.

Поэтому Вам нужно заглянуть в паспорт работника, или попросить у него проездные документы, если по какой-то причине таких отметок нет,  (чего, по идее, не должно быть или они плохо читаются), то в качестве доказательства нахождения на территории РФ могут приниматься любые документы, удостоверяющие фактическое количество дней пребывания в РФ (постановление ФАС Московского округа от 02.06.2006 N КА-А40/4842-06).

В период РВП он тоже мог выезжать на родину и эти дни отсутствия не должны учитываться при определении налогового статуса, они исключаются из подсчета 183 календарных дней. РВП только подтверждает право на временное проживание, но это не значит, что работнику автоматически присваивается статус резидента, так как в 115-ФЗ есть норма, что РВП может аннулироваться при определенных условиях

Цитата:Статья 7. Основания отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание

1. Разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин:

8) в течение очередного года со дня выдачи разрешения на временное проживание не осуществлял трудовую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке в течение ста восьмидесяти суток или не получал доходов либо не имеет достаточных средств в размерах, позволяющих содержать себя и членов своей семьи, находящихся на его иждивении, не прибегая к помощи государства, на уровне не ниже прожиточного минимума, установленного законом субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание. Действие настоящего положения не распространяется на иностранного гражданина:
размер среднемесячного дохода которого или размер среднемесячного среднедушевого дохода члена семьи которого не ниже прожиточного минимума, установленного законом субъекта Российской Федерации, на территории которого указанному иностранному гражданину разрешено временное проживание. Среднемесячный доход иностранного гражданина и среднемесячный среднедушевой доход члена семьи иностранного гражданина определяются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

обучающегося по очной форме обучения в профессиональной образовательной организации Российской Федерации;

обучающегося по очной форме обучения в образовательной организации высшего образования в Российской Федерации, в том числе и по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);

пенсионера или инвалида;
относящегося к иным категориям лиц, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации;

9) по истечении трех лет со дня въезда не имеет в Российской Федерации жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

10) выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания;

11) находится за пределами Российской Федерации более шести месяцев;...


Поэтому изучите отметки в паспорте, в первую очередь.

Расчет налогового статуса прилагаю в таблице

И материал СПС Консультант+

Цитата:1.1.1. КТО ТАКИЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЗИДЕНТЫ РФ

Прежде всего обратим ваше внимание на то, что наличие (отсутствие) у физического лица гражданства РФ <1> не имеет значения при определении его статуса в качестве налогового резидента РФ. Иными словами, налоговыми резидентами РФ могут быть признаны и иностранный гражданин, и лицо без гражданства. В свою очередь, российский гражданин может не являться налоговым резидентом РФ (Письма Минфина России от 19.07.2010 N 03-04-05/6-401, от 17.06.2010 N 03-04-05/6-331, от 14.08.2009 N 03-08-05, ФНС России от 23.09.2008 N 3-5-03/529@, УФНС России по г. Москве от 29.02.2008 N 28-10/019821).
Аналогичным образом при определении статуса налогового резидента РФ не имеют значения такие факты, как место рождения и место жительства физического лица.

<1> Вопросы приобретения и прекращения гражданства РФ регулируются Федеральным законом от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".

О том, кто такие налоговые резиденты, говорится в п. 2 ст. 207 НК РФ. Это физические лица, которые фактически находятся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Важно помнить, что независимо от времени фактического нахождения в России налоговыми резидентами РФ признаются:
- российские военнослужащие, проходящие службу за границей;
- сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации (п. 3 ст. 207 НК РФ).
Таким образом, на указанную категорию физических лиц временные ограничения, установленные ст. 207 НК РФ, не распространяются.
Налоговый статус иных лиц, например направляемых для работы за пределы РФ в составе дипломатических представительств, консульских учреждений и торговых представительств РФ, определяется в общем порядке (Письмо Минфина России от 26.08.2009 N 03-04-05-01/662). Это также касается и членов семей сотрудников органов государственной власти, командированных за рубеж (Письмо Минфина России от 23.12.2009 N 03-04-05-01/1019).

1.1.1.1. ОПРЕДЕЛЯЕМ ПЕРИОД В 12 МЕСЯЦЕВ

При определении 12-месячного периода, в рамках которого устанавливается резидентство, у налогоплательщиков могут возникать следующие вопросы:
1. Должны ли эти 12 месяцев приходиться на один календарный год?
2. Должны ли эти 12 месяцев быть календарными месяцами?
3. На какую дату следует определять период в 12 месяцев?
Относительно первого вопроса отметим, что при определении 12-месячного периода неважно, приходятся ли эти 12 месяцев на один календарный год или нет. Главное, чтобы они шли последовательно друг за другом (п. 2 ст. 207 НК РФ).
Таким образом, указанный период может относиться не только к 12-месячному периоду текущего календарного года, но и к любому непрерывному 12-месячному периоду, в том числе начавшемуся в одном календарном году и продолжающемуся в другом.
На это же указывают и контролирующие органы (Письма Минфина России от 26.03.2010 N 03-04-06/51, от 19.03.2007 N 03-04-06-01/74, от 19.03.2007 N 03-04-06-01/75, от 19.03.2007 N 03-04-06-01/76, УФНС России по г. Москве от 02.10.2009 N 20-15/3/103021@, от 28.04.2009 N 20-15/3/041871@).

Например, для того чтобы 1 ноября текущего года определить, является ли физическое лицо налоговым резидентом РФ, нужно рассмотреть период с 31 октября предыдущего года по 31 октября текущего года включительно.

Что касается второго вопроса, то ответ на него, так же как и на первый вопрос, будет отрицательным. Ведь п. 2 ст. 207 НК РФ не содержит требования о том, чтобы 12 следующих подряд месяцев соответствовали календарным месяцам.
Следовательно, не обязательно, чтобы период в 12 месяцев начинал течь, например, с 1 июля 2006 г. и заканчивался 30 июня 2007 г. (п. п. 2, 5 ст. 6.1 НК РФ).
Минфин России в своих разъяснениях также указывает, что 12 месяцев не обязательно должны быть календарными (Письма от 26.03.2010 N 03-04-06/51, от 29.10.2009 N 03-04-05-01/779, от 17.07.2009 N 03-04-06-01/176, от 25.07.2008 N 03-04-06-01/232, от 10.06.2008 N 03-04-06-01/162, от 05.05.2008 N 03-04-06-01/115). Аналогичные разъяснения содержатся в Письмах ФНС России от 25.06.2009 N 3-5-04/881@, УФНС России по г. Москве от 24.07.2009 N 20-15/3/076408@.
Таким образом, полагаем, что при определении налогового статуса физического лица учитывается любой непрерывный 12-месячный период.
Однако отметим, что московские налоговики в ряде Писем привели противоположную точку зрения, согласно которой необходимо учитывать календарные месяцы (Письма УФНС России по г. Москве от 02.10.2009 N 20-15/3/103021@, от 28.04.2009 N 20-15/3/041871@, от 30.01.2009 N 18-15/3/007427@, от 29.12.2008 N 19-12/121898, от 24.06.2008 N 28-10/059251, от 02.04.2008 N 28-11/031542). Примечательно, что Минфин России в одном из писем высказал аналогичную позицию (Письмо от 29.03.2007 N 03-04-06-01/94).

Например, организация "Альфа" выплатит работникам квартальную премию 20 октября 2010 г. Специфика деятельности организации связана с постоянными заграничными командировками работников. При этом не каждый из работников фактически находится на территории РФ 183 и более календарных дней в течение 12 последовательных месяцев. Это значит, что доходы в виде премии, выплаченной работникам - налоговым резидентам, нужно облагать НДФЛ по ставке 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ), а работникам, не являющимся налоговыми резидентами, - по ставке 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ).
В свою очередь, организация "Альфа" является налоговым агентом и обязана при каждой выплате работникам дохода исчислить и удержать с суммы выплат НДФЛ (п. п. 1, 4 ст. 226 НК РФ). Для этого нужно определять налоговый статус каждого работника на дату выплаты ему дохода в виде премии.
Таким образом, 20 октября 2010 г. организация должна определить количество календарных дней, которые каждый из работников провел в РФ за 12 месяцев, предшествующих этой дате. Начало указанного 12-месячного периода приходится на 20 октября 2009 г., а окончание - на 19 октября 2010 г. (п. п. 2, 5 ст. 6.1 НК РФ).

Как видно из примера, установление резидентства физического лица необходимо для правильного исчисления и уплаты в бюджет НДФЛ.
Поэтому, на наш взгляд, при определении даты, которой должны предшествовать 12 последовательных месяцев, нужно исходить из порядка уплаты суммы НДФЛ в бюджет, а именно:
1) если налог с дохода физического лица удерживает и уплачивает в бюджет налоговый агент в срок до истечения налогового периода, то датой, от которой нужно вести обратный отсчет 12-месячного периода, будет являться дата выплаты дохода. При этом в конце года также определяется итоговый налоговый статус (дополнительно см. Письма Минфина России от 26.03.2010 N 03-04-06/51, от 08.10.2009 N 03-04-06-01/260, УФНС России по г. Москве от 24.07.2009 N 20-15/3/076408@, от 29.07.2009 N 20-15/3/078295@);
2) если налог со своего дохода физическое лицо уплачивает самостоятельно в срок по истечении налогового периода, то датой, от которой нужно вести обратный отсчет, будет являться 1 января года, следующего за истекшим налоговым периодом. В этом случае 12-месячный период будет соответствовать налоговому периоду.

1.1.1.2. ОПРЕДЕЛЯЕМ ПЕРИОД В 183 КАЛЕНДАРНЫХ ДНЯ

Указанный период определяется путем суммирования всех календарных дней, в которые физическое лицо находилось в России в течение идущих подряд 12 месяцев.
При определении периода в 183 календарных дня, необходимые для установления резидентства, у налогоплательщиков могут возникать следующие вопросы:
1. Должны ли эти дни, так же как и 12 месяцев, быть последовательными и идти подряд?
2. Считаются ли дни приезда в РФ и отъезда из РФ днями фактического пребывания в РФ?
Что касается первого вопроса, то условия о том, что указанные 183 календарных дня должны идти подряд, ст. 207 НК РФ не содержит. Поэтому 183 календарных дня, необходимые для определения резидентства, не обязательно должны быть последовательными, они могут и прерываться (Письмо УФНС России по г. Москве от 24.07.2009 N 20-15/3/076408@).

Например, в период с 21 октября 2009 г. по 20 октября 2010 г. работник организации "Альфа" И.И. Иванов находился на территории РФ более 183 календарных дней. Эти календарные дни приходятся на следующие даты:
с 21 октября по 30 декабря 2009 г. (71 календарный день);
с 14 января по 4 марта 2010 г. (50 календарных дней);
с 25 марта по 30 апреля 2010 г. (37 календарных дней);
с 10 мая по 30 июня 2010 г. (52 календарных дня).
При этом:
с 31 декабря 2009 г. по 13 января 2010 г. (14 календарных дней) и с 1 по 9 мая 2010 г. (9 календарных дней) он проводил отпуск за пределами РФ;
с 5 по 24 марта 2010 г. (20 календарных дней) и с 1 по 22 июля 2010 г. (22 календарных дня) он находился в загранкомандировке.
Таким образом, в течение 12 последовательных месяцев с 21 октября 2009 г. по 20 октября 2010 г. И.И. Иванов являлся налоговым резидентом РФ. Более того, его статус как резидента РФ подтверждался уже по состоянию на 3 июня 2010 г. (183-й день нахождения на территории РФ в период с 21 октября 2009 г. по 20 октября 2010 г.).

Как видно из примера, период времени в 183 календарных дня прерывается на время отпусков и загранкомандировок (см. дополнительно Письма Минфина России от 01.04.2009 N 03-04-06-01/72, от 09.10.2008 N 03-04-06-01/298, от 07.10.2008 N 03-04-06-01/292, от 30.10.2007 N 03-04-06-01/366, от 14.11.2007 N 03-04-06-01/391, УФНС России по г. Москве от 24.07.2009 N 20-15/3/076408@).
Между тем этот период не прерывается на периоды выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения (п. 2 ст. 207 НК РФ, Письма Минфина России от 01.04.2009 N 03-04-06-01/72, от 19.03.2007 N 03-04-06-01/75). Причем Налоговый кодекс РФ не содержит ограничений по возрасту, видам учебных заведений, учебных дисциплин, лечебных учреждений, заболеваний, а также по перечню зарубежных стран (Письмо ФНС России от 23.09.2008 N 3-5-03/529@). Главное, чтобы такое обучение или лечение было краткосрочным, т.е. длилось менее шести месяцев. Если обучение или лечение превышает указанный срок, то такое время пребывания за пределами РФ не учитывается при определении дней нахождения на территории РФ (Письмо Минфина России от 07.11.2008 N 03-04-05-01/411).
Таким образом, несмотря на то что физическое лицо в течение, например, 150 календарных дней находилось на лечении или обучении за рубежом, т.е. фактически отсутствовало в РФ, указанное время считается временем его нахождения на территории РФ.
При этом, по мнению Минфина России, нахождение за границей в целях лечения (обучения) можно подтвердить следующими документами: договорами с медицинскими (образовательными) учреждениями или выданными ими справками о проведении лечения (прохождении обучения) с указанием времени такого лечения (обучения), а также копиями паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы (Письмо Минфина России от 26.06.2008 N 03-04-06-01/182).

Например, вернемся к условиям предыдущего примера и предположим, что работник организации "Альфа" И.И. Иванов в периоды с 31 декабря 2009 г. по 13 января 2010 г. (14 календарных дней), с 1 по 9 мая 2010 г. (9 календарных дней) и с 5 по 24 марта 2010 г. (20 календарных дней) находился на лечении и (или) обучении за рубежом. В такой ситуации его статус как резидента РФ подтверждается уже по состоянию на 21 апреля 2010 г. (183 дня нахождения на территории РФ в период с 21 октября 2009 г. по 20 октября 2010 г.).

О порядке учета дней приезда в РФ и отъезда из РФ отметим следующее.

По мнению контролирующих органов, календарные даты приезда на территорию РФ и отъезда за пределы РФ включаются в количество дней фактического нахождения в России (Письма Минфина России от 01.12.2010 N 03-04-06/6-283, от 27.01.2009 N 03-04-07-01/8, от 14.07.2009 N 03-04-06-01/170). Причем, на взгляд чиновников, положения ст. 6.1 НК РФ в целях установления статуса налогового резидента не применяются.

Например, иностранный гражданин въехал на территорию РФ 11 сентября 2010 г., а выехал с ее территории 20 октября 2010 г.
Срок его фактического нахождения на территории РФ начинает течь с 11 сентября 2010 г. и длится по 20 октября 2010 г. включительно. Таким образом, срок фактического нахождения этого иностранного гражданина на территории РФ - 40 календарных дней.

Отметим, что ранее налоговики считали иначе. Согласно их позиции день отъезда за пределы территории РФ включался в количество дней фактического нахождения в России, а дата приезда в РФ на основании п. 2 ст. 6.1 НК РФ в расчет не принималась (Письма ФНС России от 28.12.2005 N 04-1-04/929, УФНС России по г. Москве от 14.09.2007 N 28-11/087829).

Причем эти календарные даты (отъезда и приезда) устанавливались по отметкам пропускного контроля в документе, удостоверяющем личность гражданина (Письмо ФНС России от 28.12.2005 N 04-1-04/929).

Аналогичное мнение в отношении иностранных граждан высказал ФАС Центрального округа в Постановлении от 11.03.2010 N А54-3126/2009С4, а также ФАС Московского округа в Постановлении от 02.06.2006 N КА-А40/4842-06.

Например, воспользуемся условиями предыдущего примера, применив к ним п. 2 ст. 6.1 НК РФ.
В этом случае срок фактического нахождения иностранного гражданина на территории РФ начинает течь с 12 сентября 2010 г. и длится по 20 октября 2010 г. включительно. Следовательно, срок нахождения физического лица на территории РФ будет составлять 39 календарных дней.

Безусловно, позиция Минфина России, которую разделяет и ФНС России, выгодна налогоплательщикам, поскольку при таком подходе срок нахождения на территории РФ дополнительно увеличивается и на дни приезда в РФ.
Как видно из изложенного выше, физические лица в течение налогового периода (календарного года) могут неоднократно приобретать и утрачивать статус налогового резидента РФ. Это может происходить даже в рамках одного месяца.

1.1.1.3.1. ДОКУМЕНТЫ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ
НАЛОГОВЫЙ СТАТУС РАБОТНИКА

По мнению контролирующих органов, время пребывания на территории РФ может быть определено по отметкам пропускного контроля в документе, удостоверяющем личность гражданина. Помимо этого подтвердить время пребывания в РФ могут трудовой договор, справки с места работы, табель учета рабочего времени, квитанции о проживании в гостинице (Письма Минфина России от 07.10.2008 N 03-04-06-01/292, от 05.02.2008 N 03-04-06-01/31, от 26.10.2007 N 03-04-06-01/362, ФНС России от 23.09.2008 N 3-5-03/529@, от 16.05.2006 N 04-2-05/3, от 28.12.2005 N 04-1-04/929, УФНС России по г. Москве от 10.08.2009 N 20-14/4/082248).
При этом ФАС Центрального округа указал, что организации не нужно заверять копию документа, удостоверяющего личность физического лица, поскольку такая обязанность законом не предусмотрена (Постановление от 11.03.2010 N А54-3126/2009С4).
Также дополнительными документами, подтверждающими статус налогоплательщика, могут являться проездные билеты, приказы о командировках, путевые листы, авансовые отчеты и т.п.
Кроме того, для иностранных граждан, по мнению УФНС России по г. Москве, такими документами могут быть оригинал (заверенная копия) вкладного талона о регистрации и выписка из журнала регистрации паспортно-визового отдела (Письмо от 22.07.2008 N 28-11/070040).
Эти документы налогоплательщик может представить налоговому агенту как по собственной инициативе, так и по просьбе налогового агента (Письма Минфина России от 04.02.2008 N 03-04-07-01/20, ФНС России от 23.09.2008 N 3-5-03/529@).
Если работник работает в организации более полугода, то сложностей в определении статуса не должно возникать. Ведь при выполнении работником трудовых обязанностей, как правило, известно, где он находится - в России или за рубежом. Даже если отпуск работника проходит за пределами РФ, то это имеет значение для определения налогового статуса только тех работников, которые часто выезжают за рубеж. Такую категорию работников следует держать на особом счету и последовательно учитывать периоды их нахождения в РФ и за пределами РФ.
Если же работник редко выезжает (или совсем не выезжает) за рубеж по служебным обязанностям, то для подтверждения его статуса в качестве налогового резидента РФ достаточно воспользоваться табелем учета рабочего времени (унифицированные формы N Т-12 или N Т-13, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1).
На такую возможность указывают контролирующие органы (см. Письма Минфина России от 25.10.2004 N 03-05-01-04/56, УФНС России по г. Москве от 11.07.2006 N 28-11/60721).
Если же работник часто выезжает за рубеж (например, около или свыше полугода проводит за рубежом), то одним табелем не обойтись. В таком случае бухгалтеру помогут:
- загранпаспорт работника (копии страниц);
- приказы (распоряжения) о направлении работников в командировки (унифицированные формы N Т-9 и N Т-9а, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1);
- командировочные удостоверения (унифицированная форма N Т-10, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1);
- авансовый отчет (унифицированная форма N АО-1, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 01.08.2001 N 55);
- документы, прилагаемые к авансовому отчету (проездные документы, документы за проживание);
- путевые листы (автотранспортные предприятия обязаны руководствоваться формой N 3, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78. Иные организации, а также индивидуальные предприниматели оформляют путевые листы, утвержденные Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов");
- другие документы, позволяющие определить время нахождения работника на территории РФ и за ее пределами.

1.1.1.3.1.2. ЕСЛИ ВАШ НОВЫЙ РАБОТНИК - ИНОСТРАННЫЙ ГРАЖДАНИН

Если новый работник иностранец, необходимо, в первую очередь, установить его налоговый статус, а именно является он налоговым резидентом или нет. Ведь при проверке налоговые органы обратят на это особое внимание (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.01.2005 N А56-4748/04).
При определении налогового статуса работника нужно учитывать время его нахождения в РФ, в том числе и до заключения трудового договора (Письмо Минфина России от 27.11.2008 N 03-04-06-01/323).
Рекомендуем запросить у иностранца документы, подтверждающие дату его прибытия в РФ и (или) количество дней пребывания на территории РФ. На обязательность такого требования указывает и ФАС Северо-Западного округа в вышеприведенном Постановлении.
Такими документами, в частности, являются документ, удостоверяющий личность, с отметкой о въезде в РФ, виза с отметками, билеты (авиа- и железнодорожные и др.). Также это могут быть документы о регистрации иностранных граждан, временно проживающих в РФ (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"). Для определения статуса может подойти и справка с места учебы, подтверждающая посещение учебного заведения (Письмо Минфина России от 27.11.2008 N 03-04-06-01/323).

Обратите внимание!
Вид на жительство иностранного гражданина не является документом, подтверждающим фактическое время его нахождения на территории РФ (Письма Минфина России от 17.07.2009 N 03-04-06-01/176, от 14.04.2008 N 03-04-05-01/108).

"ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО НАЛОГАМ ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО НДФЛ"КонсультантПлюс, 20.01.2011
То есть даже вид на жительство не дает права признать, что гражданин находится в РФ, то же можно смело отнести и к РВП.
Сероглазая  136 078 баллов, г. Московская область
12 февраля 2015 в 17:03
Цитата (snezhna):а можно ссылочку на нормативную базу - где про РВП указано, что обязан в сл.годах находится в россии (это , чтобы ему продлевали потом разрешение и види на жительство можно было получить?)
Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 22.12.2014) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"

Цитата (Статья 8. Постоянное проживание иностранных граждан в Российской Федерации
):


1. В течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. Заявление о выдаче вида на жительство может быть подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 110-ФЗ, от 27.07.2010 N 227-ФЗ)
2. До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.
3. Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина, поданному в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее чем за два месяца до истечения срока действия имеющегося у него вида на жительство, может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.

3.1. Положения пунктов 1 - 3 настоящей статьи не применяются при выдаче вида на жительство:
1) высококвалифицированным специалистам и членам их семей в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона;
2) иностранным гражданам, признанным носителями русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".

3.2. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином, указанным в подпункте 2 пункта 3.1 настоящей статьи, с представлением документа полномочного органа иностранного государства, подтверждающего обращение данного иностранного гражданина с заявлением об отказе от имеющегося у него гражданства иностранного государства, или документа о невозможности отказа от гражданства иностранного государства. Указанные документы не представляются, если отказ от гражданства иностранного государства не требуется в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

3.3. Вид на жительство иностранному гражданину, указанному в подпункте 2 пункта 3.1 настоящей статьи, выдается на три года.
(п. 3.3 введен Федеральным законом от 20.04.2014 N 71-ФЗ)
4. Вид на жительство содержит следующие сведения: фамилию, имя (написанные буквами русского и латинского алфавитов), дату и место рождения, пол, гражданство иностранного гражданина, номер и дату принятия решения о выдаче вида на жительство, срок действия вида на жительство, наименование органа исполнительной власти, выдавшего вид на жительство, и оформляется в виде документа по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
(в ред. Федерального закона от 12.11.2012 N 186-ФЗ)
4.1. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства по заявлению о выдаче вида на жительство, поданному с 1 января 2013 года, содержит электронный носитель информации для хранения указанных в пункте 4 настоящей статьи персональных данных владельца, а также для хранения биометрических персональных данных владельца (электронного изображения лица человека и электронного изображения папиллярных узоров указательных пальцев рук этого человека).
Для получения биометрических персональных данных лица без гражданства, записываемых на электронный носитель информации, лицо, которое подало заявление о выдаче вида на жительство, или лицо, в отношении которого такое заявление подано, подлежит цифровому фотографированию, а лицо, достигшее возраста двенадцати лет, также сканированию папиллярных узоров указательных пальцев его рук, осуществляемым в территориальном органе федерального органа исполнительной власти в сфере миграции.
В случае невозможности сканирования папиллярных узоров указательных пальцев рук лица без гражданства проводится сканирование папиллярных узоров других пальцев рук указанного лица.
Требования к электронному изображению лица человека и электронному изображению папиллярных узоров пальцев рук устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, и с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по защите прав субъектов персональных данных.
Территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции осуществляют обработку персональных данных лиц без гражданства, которые подали заявление о выдаче вида на жительство, или лиц без гражданства, в отношении которых такое заявление подано, в объеме, необходимом для оформления и выдачи вида на жительство, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции ведет учет видов на жительство, выданных лицам без гражданства и содержащих электронный носитель информации, а также персональных данных их владельцев в государственной информационной системе миграционного учета. Условия хранения и использования таких данных, содержащихся в государственной информационной системе миграционного учета, определяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
(п. 4.1 введен Федеральным законом от 12.11.2012 N 186-ФЗ)
5. Порядок выдачи или продления срока действия вида на жительство, форма заявления о выдаче или продлении срока действия вида на жительство, а также порядок подачи заявлений в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
Перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче или продлении срока действия вида на жительство, в том числе представляемых в форме электронного документа, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
(п. 5 в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 320-ФЗ)
6. Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в Российской Федерации территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения данным иностранным гражданином вида на жительство. Подача данным иностранным гражданином уведомления осуществляется им лично или в установленном порядке почтовым отправлением при предъявлении документа, удостоверяющего личность данного иностранного гражданина и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, а также его вида на жительство либо путем направления уведомления в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Требование предоставления иностранным гражданином иных документов или других сведений, помимо подлежащих внесению в указанное уведомление, не допускается. В указанное уведомление вносятся следующие сведения:

1) имя данного иностранного гражданина, постоянно проживающего в Российской Федерации, включающее его фамилию, собственно имя, отчество (последнее - при наличии);
2) место проживания данного иностранного гражданина;
3) место (места) работы и продолжительность осуществления данным иностранным гражданином трудовой деятельности в течение очередного года со дня получения им вида на жительство;
4) период нахождения данного иностранного гражданина за пределами Российской Федерации в течение очередного года со дня получения им вида на жительство (с указанием государств выезда);
5) размер и источники дохода данного иностранного гражданина за очередной год со дня получения им вида на жительство.

7. Форма и порядок подачи указанного в пункте 6 настоящей статьи уведомления устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Цитата:Вид на жительство в Российской Федерации

Вид на жительство — документ, выданный иностранному гражданину в подтверждение его права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также его права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.
Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина, поданному в территориальный орган ФМС России не позднее чем за два месяца до истечения срока действия имеющегося у него вида на жительство, может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.
До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.
Для отдельных категорий иностранных граждан в соответствии с международными договорами установлена возможность, минуя стадию получения разрешения на временное проживание обратиться, с заявлением о выдаче вида на жительство. К таким иностранным гражданам относятся граждане Республики Беларусь, а также граждане Туркменистана и лица без гражданства, переселяющиеся из Туркменистана в Российскую Федерацию в соответствии с Соглашением между Российской Федерацией и Туркменистаном о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев и имеющие в собственности на территории Российской Федерации жилое помещение.
Также, без получения разрешения на временное проживание, вид на жительство может быть выдан прибывшим в Российскую Федерацию высококвалифицированным специалистам и членам их семей, а также иностранным гражданам, признанным носителями русского языка в соответствии со статьей 33.1Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».
Порядок выдачи вида на жительство установлен Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»(далее -Федеральный закон) и Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденным приказом ФМС России от 22 апреля 2013 г. № 215.
При приеме заявителя, являющегося лицом без гражданства, осуществляется цифровое фотографирование, а также сканирование папиллярных узоров указательных пальцев рук лица без гражданства, достигшего возраста 12 лет.

Иностранный гражданин, достигший 18-летнего возраста, вправе подать заявление о выдаче вида на жительство и заявление о продлении срока действия вида на жительство в территориальный орган ФМС России в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг.  
С сайта ФМС России
Сероглазая  136 078 баллов, г. Московская область
12 февраля 2015 в 17:24
Цитата (NaDim0808):В соответствии со ст.11 НК РФ налоговыми резидентами признаны физические лица, включая иностранцев и лиц без гражданства, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.
Я считаю, что ИНН-это не подтверждение , что гражданин является резидентом.
По поводу ИНН совершенно согласна.

Только поправлю по поводу статьи НК РФ, это  ст. не 11, а 207. 

Цитата:Статья 207. Налогоплательщики

2. Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.
snezhna (автор вопроса)  30 баллов, г. Санкт-Петербург
13 февраля 2015 в 14:53
Сероглазая, спасибо Вам за такой полезный подбор информации. ЦветыБуду изучать дальше Счёты
Сейчас смотрят
Смотрят тему:
гость
   
Ответить Задать вопрос

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер