Здравствуйте.
Выкладываю разъяснения Минприроды в отношении передачи права собственности на отходы организации не имеющей лицензии. Актуально для взаимоотношений арендодателя и аредатора.

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 2 сентября 2014 г. N 12-50/5161-ОГ

О РАССМОТРЕНИИ
ОБРАЩЕНИЯ ПО ВОПРОСУ ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТАЦИИ В ОБЛАСТИ
ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотрело обращение по вопросу оформления документации в области обращения с отходами и по изложенным в нем вопросам сообщает.
В соответствии с нормами статьи 4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались, при этом право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.
Вместе с тем, согласно положению указанной статьи Закона об отходах собственник отходов I - IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.
Данное положение о наличии у правопреемника отходов лицензии на осуществление деятельности в области обращения с отходами содержится в Законе об отходах с момента его вступления в силу (30.06.1998) и изменялось только в случаях изменения перечня лицензируемых видом деятельности (Федеральный закон от 08.11.2007 N 258-ФЗ, Федеральный закон от 30.12.2008 N 309-ФЗ).
Подобное законодательное требование вводилось с целью установления контроля за экологически безопасным удалением отходов от места их образования к месту конечной утилизации (использования) или размещения.
Вместе с тем статьей 35 Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (вступил в силу 25.06.2012) внесено изменение в подпункт 30 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в части изменения лицензируемых видов деятельности - лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
Однако указанным Федеральным законом от 25.06.2012 N 93-ФЗ не внесено изменение в статью 4 Закона об отходах, что привело к разночтениям требований законодательства в области лицензирования и природоохранного законодательства в части передачи прав на отходы.
На основании изложенного, согласно нормам природоохранного законодательства Российской Минприроды России сообщает следующее.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной или иной деятельности которых образуются отходы:
обязаны иметь всю необходимую разрешительную документацию и выполнять природоохранные требования в соответствии с законодательством Российской Федерации;

могут принимать/передавать отходы юридическим лицами и/или индивидуальным предпринимателям вместе с обязанностями собственника отходов, предусмотренными действующим законодательством, в случае их отчуждения на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов. При этом в случаях передачи отходов их собственником другому лицу с целью дальнейшего их транспортирования и/или использования, требование по наличию у такого лица лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов не применимо.
Вместе с тем Минприроды России обращает внимание на разъяснения, содержащиеся в письме Министерства от 14.03.2014 N 05-12-44/5004 (копия прилагается), направленном в адрес Росприроднадзора для руководства при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий.
Дополнительно отмечаем, что согласно природоохранному законодательству Российской Федерации требования по наличию разрешительной природоохранной документации относятся только к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в процессе хозяйственной и иной деятельности которых происходит деятельность по обращению с отходами.
В соответствии с пунктом 7 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 (зарегистрирован в Минюсте России 02.04.2010, регистрационный N 16796), перечень документов, предоставляемых индивидуальными предприниматели и юридическими лицами (их филиалами и другими территориально обособленными подразделениями) для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не предусматривает представление согласования технологического регламента по обращению со строительными отходами.

Директор Департамента
государственной политики
и регулирования в сфере
охраны окружающей среды
Д.М.БЕЛАНОВИЧ