Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами

Не была проведена специальная оценка условий труда

23 марта 2015 в 09:52
Добрый день! Помогите разобраться. У нас один сотрудник занимается вредной профессией (список 2). Специальную оценку условий труда не проводили. Правильно я понимаю, что не смотря на отсутствие результатов специальной оценки, мы все-равно должны платить дополнительные взносы в Пенсионный Фонд из зарплаты этого сотрудника (6%)? И ещё на счет льгот- мы не имеем права предоставлять сотруднику удлинённый отпуск и сокращенный рабочий день без результатов специальной оценки? Заранее спасибо за помощь.
Сероглазая  136 078 баллов, г. Московская область
24 марта 2015 в 00:34
Добрый день!

Дополнительные взносы вы платить обязаны.

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 28 июня 2013 г. N ТМ-30-26/9649

О НАПРАВЛЕНИИ ПИСЬМА
МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Пенсионный фонд Российской Федерации в целях реализации статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" направляет для сведения и использования в работе письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.06.2013 N 17-3/10/2-3105.

Заместитель Председателя Правления
Т.Н.МАНУЙЛОВА

Приложение

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 5 июня 2013 г. N 17-3/10/2-3105

В связи с многочисленными обращениями плательщиков страховых взносов по вопросам применения дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленных статьей 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", Минтруд России направляет для использования в работе обзор ответов на вопросы таких плательщиков.

А.Н.ПУДОВ

Приложение

Цитата:1) Вопрос:

Каков порядок определения базы для обложения страховыми взносами по дополнительным тарифам и применения дополнительных тарифов при полной и частичной занятости работника на работах с особыми условиями труда (например, если работник в течение месяца часть времени занят на работах по Списку N 1, часть времени - на работах по Списку N 2, а часть - на работах в нормальных условиях труда)? Следует ли включать в указанную базу оплату премии за прошлый период, отпуска и т.д.?

Надо ли облагать страховыми взносами по дополнительным тарифам в ПФР выплаты за периоды, которые не включаются в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, например, оплату учебного отпуска?

Ответ:

Согласно частям 1 и 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) дополнительные тарифы страховых взносов применяются для плательщиков страховых взносов - организаций в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ).
Порядок исчисления страховых взносов по дополнительным тарифам с тех или иных выплат и вознаграждений в пользу работников зависит от занятости работника на работах, указанных в подпунктах 1 и 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в месяце, в котором производится начисление данных выплат и вознаграждений, независимо от условий занятости работника в периоде, за который эти выплаты и вознаграждения начисляются (то есть если они производятся за прошлые периоды).
Так, в случае полной занятости работника в течение месяца на работах, указанных в подпунктах 1 и 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, исчисление страховых взносов осуществляется организацией по соответствующим дополнительным тарифам со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений, включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии с положениями части 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ, независимо от того, за какие периоды производятся данные выплаты (включая выплаты за периоды, которые не включаются в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, например, оплату учебного отпуска, премии за прошлые периоды и др.).
При этом в соответствии с частью 3 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ не учитывается предельная величина базы для начисления страховых взносов, установленная частями 4 и 5 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ.
В случае частичной занятости работника в течение месяца как на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, поименованных в подпунктах 1 и 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, так и на работах, не поименованных в указанных подпунктах пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, исчисление страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам осуществляется плательщиком страховых взносов со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений, независимо от того, за какие периоды производятся данные выплаты (включая выплаты за периоды, которые не включаются в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, например, оплату учебного отпуска, премии за прошлые периоды и др.), пропорционально количеству фактически отработанных дней (часов) на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.
Пример. В месяце 20 рабочих дней, из них работник 9 дней отработал на работах, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, и 11 дней - в нормальных условиях. Общая сумма выплат, начисленных в этом месяце, признаваемых объектом обложения страховыми взносами, составляет 10 000 руб. (в том числе отпускные, премия за прошлый год).
Таким образом, сумма выплат, приходящаяся на 1 рабочий день месяца, составит 500 руб. (10 000 руб. : 20 дн.).
При этом сумма страховых взносов по дополнительным тарифам составляет 500 руб. x 9 дн. x 4% = 180 руб.

2) Вопрос:

В каком порядке начисляются страховые взносы по дополнительным тарифам на выплаты в пользу работников, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда на условиях неполного рабочего дня или неполной рабочей недели?
Ответ: Согласно частям 1 и 2 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ дополнительные тарифы страховых взносов применяются для плательщиков страховых взносов - организаций в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ.
В случае занятости работника на работах, указанных в подпунктах 1 и 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, на условиях неполного рабочего дня или неполной рабочей недели исчисление страховых взносов производится организацией по соответствующим дополнительным тарифам со всех выплат и вознаграждений, включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии с положениями части 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ, начисленных в пользу данного работника в связи с осуществлением работ с вредными и тяжелыми условиями труда.

3) Вопрос: Надо ли начислять страховые взносы по дополнительным тарифам на выплаты в пользу работников, которые выработали льготный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, пенсия им назначена, и они продолжают работать на видах работ, указанных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ.
Ответ: Согласно частям 1 и 2 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации применяются для плательщиков страховых взносов - организаций в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ.
При этом упомянутые страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам начисляются в общеустановленном порядке на все выплаты и вознаграждения в пользу работника, признаваемые объектом обложения в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ, за исключением сумм, поименованных в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
Выплаты в пользу лиц, являющихся получателями пенсии, в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ не поименованы.
Таким образом, учитывая, что на основании частей 1, 2 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ дополнительные тарифы страховых взносов применяются в отношении выплат и вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на соответствующих видах работ, то страховые взносы по дополнительным тарифам на выплаты в пользу работников, выработавших льготный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, пенсия которым назначена, но продолжающих работать на работах с особыми условиями труда, начисляются в общеустановленном порядке.

4) Вопрос: Как исчислять страховые взносы по дополнительным тарифам с сумм выплат работнику, производимых не за конкретный период работы (например, материальная помощь, подарки), при частичной занятости работника на работе с особыми условиями труда и на работе с условиями, не дающими право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости?
Ответ: Согласно частям 1 и 2 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ дополнительные тарифы страховых взносов применяются для плательщиков страховых взносов - организаций в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ.
Упомянутые страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам, также как и страховые взносы по основным тарифам, начисляются в общеустановленном порядке на все выплаты и вознаграждения в пользу работника, признаваемые объектом обложения в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ.

Частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ определено, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организациями в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений.
При этом из объекта обложения исключаются суммы, поименованные в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ (к которым относятся, в частности, суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4000 рублей на одного работника за расчетный период).
В случае частичной занятости работника в течение месяца как на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, поименованных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, так и на работах, не поименованных в указанных подпунктах пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, исчисление страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам осуществляется плательщиком страховых взносов в общеустановленном порядке со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений (включая выплаты и вознаграждения, начисляемые не за какие-либо конкретные периоды, например, материальную помощь, подарки) пропорционально количеству фактически отработанных дней на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.

5) Вопрос: В каком порядке начисляются страховые взносы по дополнительным тарифам в ПФР на выплаты в пользу работников, возникновение права на досрочное назначение трудовой пенсии которых обусловлено совершением работником определенных действий в течение календарного года, в частности, водолазов и других работников, занятых работой под водой?

Ответ: Согласно части 1 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ дополнительные тарифы страховых взносов (в 2013 г. - 4%, в 2014 г. - 6%, с 2015 г. - 9%) применяются для плательщиков страховых взносов - организаций в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ.
Исходя из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, к указанным работам относятся подземные работы, работа с вредными условиями труда и в горячих цехах.
При этом к работникам, занятым на указанных видах работ, на основании подпункта "а" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации N 537 от 18.07.2002 и раздела "Общие профессии" Списка N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, относятся водолазы и другие работники, занятые работой под водой, в том числе в условиях повышенного атмосферного давления (позиция 12100000-11465).
Занятость этих лиц под водой с целью применения положений статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ не увязывается с количеством времени нахождения под водой, то есть не зависит от фактического пребывания водолазов под водой и количества погружений.
Следовательно, на выплаты и иные вознаграждения в пользу упомянутых работников следует начислять страховые взносы по дополнительным тарифам, предусмотренным частью 1 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ, с момента возникновения с такими лицами трудовых отношений.
Исчисление страховых взносов по дополнительным тарифам с выплат в пользу иных работников, возникновение права на досрочное назначение трудовой пенсии которых обусловлено совершением работником определенных действий в каком-либо месяце календарного года (например, работников летного состава, парашютистов, спасателей, пожарных и др.), производится в аналогичном порядке, с момента возникновения с ними трудовых отношений.

6) Вопрос: Начисляются ли страховые взносы по дополнительным тарифам на выплаты, которые производятся в пользу работников, занятых в особых условиях труда, за счет средств бюджетных субсидий?
Ответ: Согласно частям 1 и 2 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации применяются для плательщиков страховых взносов - организаций в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ.
При этом упомянутые страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам начисляются в общеустановленном порядке на все выплаты и вознаграждения в пользу работника, признаваемые объектом обложения в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ, независимо от источника их финансирования (в том числе если эти выплаты и вознаграждения производятся за счет средств бюджетных субсидий), за исключением сумм, поименованных в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ.

7) Вопрос: В каком порядке начисляются страховые взносы по дополнительным тарифам, если работник в течение месяца был занят как на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, так и на работах в нормальных условиях, но при этом период занятости работника на работах в нормальных условиях включается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости?

Ответ: Согласно частям 1 и 2 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ дополнительные тарифы страховых взносов применяются для плательщиков страховых взносов - организаций в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ.
В случае частичной занятости работника в течение месяца как на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, поименованных в подпунктах 1 и 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, так и на работах, не поименованных в указанных подпунктах пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, исчисление страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам осуществляется плательщиком страховых взносов со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений пропорционально количеству фактически отработанных дней на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.


Однако если период занятости работника в течение месяца на работах, не поименованных в подпунктах 1 и 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, согласно Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, включается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (например, в случае перевода работника на другую работу в той же организации по производственной необходимости на срок не более одного месяца, беременной женщины в соответствии с медицинским заключением на работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов), то исчисление страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам осуществляется со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений, независимо от количества дней, фактически отработанных в этом месяце на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.
По поводу компенсаций предлагаю Вам статью с сайта "Кадровое дело"

Кому работодатель обязан предоставлять дополнительный оплачиваемый отпуск?

11 января 2015 

Вопрос:

Здравствуйте уважаемые эксперты. Нам необходимо Ваше мнение по вопросу применения норм статьи 117 ТК РФ (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ), которая гласит: Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в части первой настоящей статьи, составляет 7 календарных дней. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда. На основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективных договоров, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, которая превышает минимальную продолжительность данного отпуска, установленную частью второй настоящей статьи, может быть заменена отдельно устанавливаемой денежной компенсацией в порядке, в размерах и на условиях, которые установлены отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективными договорами. Следует ли из норм данной статьи понимать, что с 01 января 2014 года ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск будет предоставляться только работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда, а работникам, которым предоставлялись дополнительные отпуска в соответствии со СПИСКОМ ПРОИЗВОДСТВ, ЦЕХОВ, ПРОФЕССИЙ И ДОЛЖНОСТЕЙ С ВРЕДНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА, РАБОТА В КОТОРЫХ ДАЕТ ПРАВО НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОТПУСК И СОКРАЩЕННЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ Работодатель не обязан предоставлять дополнительные отпуска. Спасибо!

Ответ

Компенсации за вредные условия труда предоставляются на основании аттестации рабочих мест, на смену которой с 01.01.2014 г. пришла специальная оценка условий труда. Включение должности или профессии в Список не дает права на дополнительный отпуск, работодатели используют его как ориентир, самостоятельно устанавливая работникам компенсации до проведения спецоценки, если ранее не проводилась аттестация.

В ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421- ФЗ заложен принцип неухудшения положения работника. Если на 1 января 2014 года ему предоставляются гарантии и компенсации в большем размере, чем это предусмотрено новой редакцией Трудового кодекса РФ, то их размеры не могут быть снижены при условии сохранения соответствующих условий труда.

Однако этот принцип касается только гарантий, предоставленных работникам по результатам проведенной до 01.01.2014 г. аттестации рабочих мест. Если у Вас ранее не проводилась аттестация рабочих мест, нужно провести специальную оценку условий труда. По результатам спецоценки будет установлено, являются ли условия труда вредными, и какой степени, и на основании этого будет решено, какие гарантии предоставлять работникам.

Таким образом, с решением вопроса об отмене или оставлении дополнительного отпуска и иных компенсаций желательно подождать до проведения спецоценки и получения ее результатов. Если оценка не выявит вредных или опасных условий, можно отменить компенсации, изменив условия трудового договора в порядке, предусмотренном ст. 74 ТК РФ (с предупреждением работников не менее чем за два месяца).
_________________________________________

Таким образом, Вам нужно проводить внеплановую спецоценку условий труда

Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ
(ред. от 23.06.2014)
"О специальной оценке условий труда"

Цитата:Статья 17. Проведение внеплановой специальной оценки условий труда

1. Внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях:

1) ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

2) получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона;
3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
6) произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.
2. Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления указанных в части 1 настоящей статьи случаев.
24 марта 2015 в 09:57
Уважаемая Сероглазая, спасибо большое за развернутый ответ. Теперь мне все понятно.
Подарок для новых ИП!
Ведите учет и сдавайте отчетность бесплатно
Ведение бухучета
Специально для бухгалтеров небольших компаний
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы
Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами
Сейчас смотрят
Смотрят тему:
гость
   
Ответить Задать вопрос

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер