Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами

Можно ли ИП на УСН (6%) работать посредством договора-оферты, имеющим силу акта об оказании услуг?

edgrak (автор вопроса)  0 баллов, г. Санкт-Петербург
6 мая 2015 в 19:46
Здравствуйте уважаемые эксперты.

У меня ИП (УСН 6%), хочу оптимизировать работу с физическими лицами на оказание небольших услуг.
Уже 2 недели исследую тему того, как мне лучше всего построить схему работы. Я хочу получать деньги через Яндекс.Кассу от физических лиц (т.е. деньги на мой расчетный счет поступают безнально, поэтому могу работать без ККМ). Далее я узнал, что могу сделать договор-оферты, в котором указана, что оплата и будет являться акцептом договора. 

Но остался открытый вопрос с подтверждением факта оказания услуг. Я бы не хотел каждый раз составлять акты об оказании услуг, т.к. добиться их подписания  с физлицами крайне затруднительно. Прописывать, что акт считается подписанным, если нет претензий в течение какого-то количества дней - это вариант, но он подразумевает те самые акты, которые еще надо отправлять по почте, т.к. формально человек может сказать "а я не получал акты" и без чеков с почты я не смогу доказать, что акты отправлял. Этих физлиц планируется 10-20, в общем до 50 в месяц. И я нашел в одном договоре-оферты у предпринимателя, который тоже оказывает услуги такую формулировку:

"3.7 Настоящий договор имеет силу Акта об оказании услуг. Отсутствие требования о возврате денежных средств в соответствии с пунктом 4 настоящего договора, означает, что услуги оказаны в срок и надлежащего качества. Приемка производится без подписания актов."

Возможно ли такое? И правильно ли я понимаю, что имея верно составленный договор-оферты с таким пунктом я могу не делать никаких актов а просто получать деньги на свой расчетный счет, платить с них налоги и жить спокойно без всяких договоров, счетов и актов?

Отмечу, что акты по идее в моей ситуации нужны только мне. Физлицам они не нужны. Вероятность претензий от них практически нулевая, т.к. услуги недорогие и имеют фактическую составляющую, т.е. в итоге клиент получает конкретные вещи (документы). Даже в случае, если клиент будет недоволен чем-то, мне будет проще просто вернуть ему деньги. Т.е. вероятность того, что все дойдет до суда нулевая, но все же хотелось бы и даже от этого мизерного по вероятности случая себя подстраховать и сделать все идеально по закону.

Буду искренне благодарен за ваши рекомендации по моему вопросу, возможно, вы даже сталкивались с такой ситуацией и есть уже ответы. Но я к сожалению за 2 недели поисков так и не нашел однозначного ответа как вообще мне лучше всего поступить в моей ситуации и какая схема работы лучше всего подойдет.
Александр Погребс Главный консультант
7 мая 2015 в 11:35
Добрый день!

Честно говоря, ваш вопрос меня искренне порадовал! 
Приятно видеть столь вдумчивое отношение к делу. И желание во всем разобраться не после того, как получил акт проверке, а с самого начала. Так сказать "на берегу".
Сейчас такое видеть приходится чрезвычайно редко.

Итак, способ заключения договора с помощью оферты и акцепта.

Термин "договор-оферта" введен в оборот не очень грамотными в юридическом плане предпринимателями, которые не сильно вникали в суть происходящего. Для них главное - отсутствие лишних бумаг.
"Оферты", как вида договора не существует. Оферта по своей сути является предложением заключить договор на условиях, которые указаны в самой оферте. Если лицо, получившее оферту, согласно с условиями и имеет желание такой договор заключить, делает акцепт, т.е. действие, обусловленное офертой и означающее согласие на заключение договора.
Таким акцептом может быть не только оплата, но и любое другое обусловленное офертой действие. Например, передача заказа или технических условий...
С помощью оферты и акцепта можно заключить практически любой договор. Другими словами, суть "договора-оферты" определяется его содержанием, условиями договора. 
Распространенным примером заключения договора купли-продажи "без договора", является ситуация, когда продавец выдает будущему покупателю оферту в виде счета на оплату, а покупатель оплачивает счет, т.е. делает акцепт данной оферты. С момента акцепта - оплаты - договор считается заключенным в надлежащей форме, а стороны становятся обязанными по этому договору. 

Если оферта направляется не конкретному получателю, а любому желающему, такая оферта называется публичной. Отличие публичной оферты от персональной только в том, что она адресована любому желающему. Думаю, что в Вашем случае, как раз, оферта должна быть публичной.
Самый характерный и распространенный пример публичной оферты - розничная торговля.
Магазин выдвигает публичную оферту в виде ценников на товаре, различной информации в "уголке покупателя", а покупатель, оплачивая товар, совершает акцепт. С момента оплаты и выдачи покупателю кассового чека договор розничной купли-продажи считается заключенным. Казалось бы мелочь, товар то уже куплен, какая разница,заключен договор или нет. Но когда покупатель приходит возвращать некачественный товар, то тут и приходят на помощь условия заключенного договора розничной купли-продажи. 

Думаю, что нечто подобное розничной купли-продаже Вам и надо воплотить у себя в жизнь. Улыбаюсь
Согласитесь, что это образец отношений при самом минимуме бумаг.
Правда, в рознице есть прямой контакт продавца и покупателя. В Вашем случае, как я подозреваю, контакты все только виртуальные - через интернет.

Еще одна особенность Вашего случая - Вы оказываете услуги.
И тут надо обратить внимание еще на одну деталь.
Услуги очень похожи на работу. Но есть главная отличающая особенность.
Работа всегда имеет овеществленный результат, который обязательно нужно подрядчику сдать, а заказчику принять. Только после того, как заказчик принял работу, она считается выполненной, а договор исполненным. Отсюда и Акт сдачи-приемки выполненных работ - основной документ, подтверждающий выполнение договора.
В услугах нет овеществленного результата, который нужно (и можно) сдать и принять. Услуга тем и отличается от работы, что она (услуга) потребляется в момент ее оказания.
Самый характерный (на мой взгляд) пример - перевозка пассажиров. Смотрите, все документы (бумажные или электронные) оформляются исключительно до оказания услуги и ни одного после. Потому, что результат оказания услуг по перевозке пассажира - сама перевозка. Если пассажир доставлен до места назначения, услуга оказана. И никакими "бумагами" этот факт не опровергнуть.

Думаю, Вам нужно зацепиться за данное отличие услуги от работы.
Вам не нужно подтверждение факта оказания услуги от заказчика. Достаточно смешно требовать подтверждения оказания услуги, если она уже получена и потреблена. А если Заказчик скажет, услуга не оказана, я ее "не принимаю"? Тут можно говорить о качестве услуги, о ее несоответствию заказу, но не о факте ее оказания.
Следовательно, ваша задача - без подтверждения "приема" услуги заказчиком подтвердить факт оказания этой услуги.

Насколько я понял, Ваша услуга заключается в подготовке каких-то документов. И вы эти документы отправляете электронной почтой.
Следовательно, вам нужно подтвердить отправку электронного письма с прикрепленными документами и подтверждение получения заказчиком этого письма.
Например, отправляете письмо с автоматической отметкой о получении, распечатываете его и... всё.
Если заказчик недоволен качеством услуги, он предъявляет Вам претензию и вы с ним начинаете "выяснять отношения". Но услуга уже оказана и этот факт остается фактом. 

Поэтому, на мой взгляд, делать "Акт оказанных услуг", да еще и с подписью заказчика совсем не нужно.
Достаточно подтверждения факта отправки вами соответствующего письма.
Вот этот порядок оказания услуг и зафиксируйте в своей публичной оферте. Если заказчик согласен на эти условия, он их принимает. Если не согласен - не принимает.
Заказчик может выдвинуть свои условия и, если Вы с ними согласны, вы можете заключить с ним отдельный договор оказания услуг. Но этот договор уже нужно заключать персонально, а не по оферте. И условия такого договора будут свои. Думаю, что таких "дотошных" (от слов "до тошноты") клиентов считанные единицы и это не может нарушить мир и покой взаимоотношений с остальными клиентами.

Что касается налоговых органов, то их больше волнует "бумажное" подтверждение расходов, а совсем не доходов.
К расходам у ним очень пристальное внимание, а к документам, подтверждающим доходы, куда как демократичнее. Главное, чтобы вы показали все полученные доходы. А как вы их подтверждаете, уже не так важно.
Да и налоговый кодекс требует документального подтверждения только расходов. К подтверждению доходов таких требований нет.

Поэтому будет достаточно документов, подтверждающих оплату и распечатки письма с ответом о получении.

Не могу не прокомментировать этот отрывок из договора некоего предпринимателя:
Цитата (edgrak):"3.7 Настоящий договор имеет силу Акта об оказании услуг. Отсутствие требования о возврате денежных средств в соответствии с пунктом 4 настоящего договора, означает, что услуги оказаны в срок и надлежащего качества. Приемка производится без подписания актов."
Это достаточно неграмотный с юридической точки зрения текст.
Договор не может иметь силу документа, "подтверждающего его исполнение". Это нонсенс!
К тому же, судя по "приемке услуг", договор возмездного оказания услуг явно переделан из договора подряда. А механистический подход к такому переносу явно неудачен.

Надеюсь, что Вы теперь вполне можете написать нужный вам текст договора самостоятельно.

Успехов!
edgrak (автор вопроса)  0 баллов, г. Санкт-Петербург
7 мая 2015 в 18:18
Здравствуйте!

Александр, большое вам спасибо за столь содержательное объяснение различных нюансов моего вопроса, стало намного понятнее. Остались некоторые моменты, которые хотелось бы уточнить в рамках этого вопроса. Сразу прошу простить, если вдруг выйду за рамки вопроса, если надо все вынесу в отдельную тему.

Если у вас найдется время и желание, буду рад за прояснение одного момента:

Мои услуги будут подразумевать не только подготовку документов (я так сказал, чтобы привести пример), если быть совсем конкретным, то у меня будут услуги кадрового консалтинга для соискателей (составление резюме, подготовка к собеседованию, подбор вакансий, услуга карьерного консультанта). И если в случае составления резюме у меня будет и документ составленный и ответ от клиента о получении, то в ряде других услуг такого быть не может. В частности "подготовка к собеседованию" подразумевает по сути консультацию в течение некоторого времени. И тогда вопрос как быть с фактом оказания услуг? 
Я пока придумал лишь вариант, что в Оферте я могу прописать некие сроки, после которых, при отсутствии претензий услуги считаются оказанными.
Т.е. Если после оплаты (акцепта) в течение 10 рабочих дней нет письменных претензий, то услуга считается оказанной. И так расписать в Оферте по каждой услуге, которую буду оказывать. 
Меня смущает, что у меня не будет какого-то именно факта оказания услуг, а будет отсутствие чего-то (в данном случае претензий), что является фактом оказанием услуг по сути (извините, если юридически неграмотно сказал).

Меня в первую очередь опять же интересует, чтобы было все законно, чтобы налоговая не придралась и было законное основание отстаивать свои права в суде в случае спора с клиентом (вероятность этого мизерная, но все же).

Т.е. по завершению сделку я буду на руках иметь публичную Оферту и платежные документы и "отсутствие претензий".

Меня еще в моем варианте смущает, что нет факта оказания услуг, а есть факт отсутствия претензий. И по логике та же налоговая может сказать: так вы может и не оказали никаких услуг. Да и в случае споров в суде с клиентами получается, что у меня нет факта оказания услуг, а есть отсутствие претензий.
Подарок для новых ИП!
Ведите учет и сдавайте отчетность бесплатно
Расчет зарплаты
Удобно с сервисом Контур.Бухгалтерия
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы
Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами
Александр Погребс Главный консультант
8 мая 2015 в 08:12
Добрый день!
Цитата (edgrak):Мои услуги будут подразумевать не только подготовку документов (я так сказал, чтобы привести пример), если быть совсем конкретным, то у меня будут услуги кадрового консалтинга для соискателей (составление резюме, подготовка к собеседованию, подбор вакансий, услуга карьерного консультанта). И если в случае составления резюме у меня будет и документ составленный и ответ от клиента о получении, то в ряде других услуг такого быть не может. В частности "подготовка к собеседованию" подразумевает по сути консультацию в течение некоторого времени. И тогда вопрос как быть с фактом оказания услуг?
По сути это уже новый вопрос.

Как я Вам уже писал, услуга не имеет овеществленного результата.
Услуга потребляется в момент ее оказания.
Проводите собеседование - это и есть "потребление" оказываемой услуги.
А по оформлению задайте, пожалуйста, вопрос в новой теме. 
И не забудьте там поставить ссылку на эту тему.

Успехов!
edgrak (автор вопроса)  0 баллов, г. Санкт-Петербург
8 мая 2015 в 16:09
Здравствуйте!

Александр, огромное вам спасибо, вы меня просветили. Понял, что я ничего не понимал ранее в значении тех или иных документов и теперь пусть чуть-чуть, но стал более юридически грамотным!

Я вынес свой вопрос, который задал выше в отдельную тему и привожу на нее ссылку, чтобы те люди, которые столкнуться с подобным мне вопросом могли и далее легко найти продолжение этой темы:

Можно ли считать подтверждением факта оказания услуги отсутствие претензий со стороны заказчика? 
Сейчас смотрят
Смотрят тему:
гость
   
Ответить Задать вопрос

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер