Сдача декларации по НДС до 25 января

Сдать бесплатно через Контур.Экстерн

25
 
Сдача декларации по НДС до 25 января
Сдать бесплатно 25
Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами

Законность требования по уплате водного налога в 2007-2014 годах

2 июля 2015 в 11:43
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Вопрос экспертам в области налогообложения и налогового права.
Хочу оспорить начисления по водному налогу, приводя аргументы о незаконности водного налога после отмены старого Водного Кодекса РФ (ВК РФ 1995 г.). Насколько обоснованы мои доводы и нет ли в них пробелов?

  Согласно п. 1 ст. 333.8 НК РФ (в ред., действовавшей до 01.01.2015 г.) налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством РФ, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.9 НК РФ.

Законодательство о налогах и сборах не содержит определения специального и (или) особого водопользования. 
В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.

В отраслевом законодательстве (водном и законодательстве о недрах), действовавшем в 2007-2014 г.г., не содержится определение понятия специального и (или) особого водопользования. Так, в п. 14 ст. 1 ВК РФ от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ дано определение только понятия «водопользование». Под водопользованием понимается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц. Понятия «водопользование» и «специальное водопользование», а также «особое водопользование» не являются тождественными.

ВК РФ 1995 г., действовавший до 01.01.2007 г.,  под особым водопользованием понимал использование находящихся в федеральной собственности водных объектов, предоставленных по решению Правительства РФ, для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, а также для иных государственных и муниципальных нужд (ст. 87).

Специальное водопользование определялось ВК РФ 1995 г. (ст. 86) как использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств; при этом виды специального водопользования подлежали определению в перечне, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда.

Данный перечень был утвержден приказами Минприроды РФ от 23.10.1998 N 232 "Об утверждении документов по лицензированию пользования поверхностными водными объектами" (действовал до 24.06.2005 г.) и от 23.03.2005 N 70 "Об утверждении перечня видов специального водопользования" (действовал с 25.06.2005 г.). Однако приказом Минприроды РФ от 19.07.2009 г. № 157 (вступил в силу 30.07.2009 г.) названный приказ № 70 был отменен.

ВК РФ 2006 г. (ст. 11) исключил деление водопользования на общее, специальное и особое.

Таким образом, на сегодняшний день ни один нормативно-правовой акт не содержит понятия "специальное водопользование", кроме НК РФ, не дающего расшифровки значения этого понятия. 
В лицензиях, выдаваемых организациям, также не указывается характер водопользования.

КС РФ высказывался, что налог может считаться законно установленным, только если он установлен законом, который в силу его определенности, стабильности и особого порядка принятия может предоставить налогоплательщику достоверные данные о его налоговой обязанности (Постановления от 08.10.1997 N 13-П, от 11.11.1997 N 16-П и от 27.05.2003 N 9-П). При этом необходимо ясное и непротиворечивое урегулирование законом всех существенных элементов налогообложения, к которым п. 1 ст. 17 НК РФ относит и такой элемент, как "налогоплательщик".

Налоги, в соответствии с правовой позицией КС РФ, могут считаться законно установленными лишь при условии, что в законе четко определены объекты налогообложения, налогооблагаемая база, суммы налоговых платежей, категории налогоплательщиков  и иные существенные элементы налоговых обязательств, и только при соблюдении указанного условия на налогоплательщика может быть возложена закрепленная статьей 57 Конституции РФ обязанность и, следовательно, ответственность за их неисполнение. В силу конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (ст. 19, ч. 1 Конституции РФ) запреты и иные установления, закрепляемые в законе, должны быть определенными, ясными, недвусмысленными. Неопределенность содержания правовой нормы допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и тем самым – нарушения принципа равенства, а также принципа верховенства закона  (п.п. 3 и 4  постановления КС РФ от 27.05.2003 г. № 9-П).

В пункте 5 постановления КС РФ от 08.10.1997 г. № 13-П определено, что законодательные органы в целях реализации конституционной обязанности граждан платить законно установленные налоги и сборы должны обеспечивать, чтобы законы о налогах были конкретными и понятными. Неопределенность норм в законах о налогах может привести к не согласующемуся с принципом правового государства (ст. 1, ч. 1 Конституции РФ) произволу государственных органов и должностных лиц в их отношениях с налогоплательщиками и к нарушению равенства прав граждан перед законом (ст. 19, ч. 1 Конституции РФ).
   
Кроме того, законодатель федеральным законом от 24.11.2014 г. № 366-ФЗ внес изменения в п. 1 ст. 333.8 НК РФ, устранив правовую неопределенность в понятии налогоплательщика водного налога, тем самым признав существование данной неопределенности.
С 01.01.2015 г. п. 1 ст. 333.8 НК РФ изложен в следующей редакции: «Налогоплательщиками водного налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.».
Александр Погребс Главный консультант
3 июля 2015 в 13:23
Добрый день!

На мой взгляд, вполне логично.

С этим можно идти в суд...

Вот только уверен, что с другой стороны точно можно выстроить такую же, если не более логичную правовую позицию.
И чью сторону займет суд, не знаю.
Вполне возможно, что он учтет "государственный интерес"...
И я, честно говоря, в данном случае его не осуждал бы.

Чисто по своим "чистоплюйским соображениям" обсуждать данную тему не имею ни малейшего желания. 

Успехов!
Подарок для новых ИП!
Ведите учет и сдавайте отчетность бесплатно
Ведение бухучета
Специально для бухгалтеров небольших компаний
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы
Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами
Сейчас смотрят
Смотрят тему:
гость
   
Ответить Задать вопрос

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер