Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами

Оплата труда экипажей судов

3 марта 2016 в 01:24
Добрый вечер.
Как организовать оплату труда экипажей судов? Обязательно ли вводить суммированный учёт рабочего времени ? Как оплачивать время, когда суда находятся на отстое ?
Каркуша  26 738 баллов, г. Екатеринбург
3 марта 2016 в 09:37
46 баллов Добавить баллы
Цитата (Ksu78):Как организовать оплату труда экипажей судов? Обязательно ли вводить суммированный учёт рабочего времени ? Как оплачивать время, когда суда находятся на отстое ?
Возможно, вам отчасти поможет эта тема:
Оплата труда работников плавающего состава судов морского флота

и статья " Содержание трудового договора члена экипажа морского судна "

Цитата (Журнал "Справочник кадровика" 2009):Режимы рабочего времени и его учет

К обязательным условиям трудового договора в ст. 57 ТК РФ отнесен режим рабочего времени и времени отдыха, если для конкретного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя. Однако думается, что вопросы рабочего времени и времени отдыха должны быть отражены в трудовом договоре каждого моряка.
В связи со спецификой рабочего времени и времени отдыха моряков этому институту трудового права уделялось много внимания Международной организацией труда. В 1996 г. МОТ приняла Конвенцию № 180 о продолжительности рабочего времени моряков и укомплектовании судов экипажами и Рекомендацию МОТ 1996 г. № 187. Отметим, что в целом положения российского законодательства соответствуют требованиям Конвенции МОТ № 180, хотя Россия и не участвует в ней.
Рабочее время и время отдыха членов экипажей морских судов регулируются не только ТК РФ, но и Положением о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота (далее – Положение о рабочем времени), утв. постановлением Минтруда России от 20.02.96 № 11. Это Положение применяется ко всем лицам, занятым на борту судна, в т. ч. к направленным в рейс членам судовых ремонтных бригад. Исключение составляют судовые медицинские работники, работники судовых ресторанов, лица, находящиеся на борту, но состоящие на службе не у судовладельца, а у другого предпринимателя, лица, входящие в состав экспедиции, находящейся на борту судна во время рейса, и др.
В Трудовом кодексе РФ (ст. 91) под рабочим понимается время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять свои трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые согласно ТК РФ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ относятся к рабочему времени. В морском трудовом праве к таким иным периодам времени относятся так называемые аварийные («штормовые») перерывы, когда по причине стихийных явлений выполнение моряками трудовой функции невозможно, однако при этом они продолжают находиться на рабочем месте.
Согласно п. 2.1 Положения о рабочем времени рабочим называется время, в течение которого член экипажа обязан выполнять работу по обслуживанию судна и поддержанию его в нормальном эксплуатационно-техническом состоянии.
 В пункте 2.2 данного Положения определены нормальная продолжительность рабочего дня – 8 часов и нормальная продолжительность рабочей недели – 40 часов с двумя выходными днями в субботу и воскресенье. Для отдельных членов экипажа может устанавливаться сокращенная продолжительность рабочего времени. Эти положения совпадают с общими нормами трудового законодательства. Между тем во многих трудовых договорах моряков рабочее время определяется не относительно рабочей недели, а относительно рабочего дня и устанавливается не более 12 часов в сутки, что недопустимо.
Режимы рабочего времени и времени отдыха плавсостава в зависимости от работы судна подразделяются на следующие:
эксплуатационный период работы судна (в период рейса); внеэксплуатационный период, который имеет две разновидности – нахождение судна в ремонте без вывода его из эксплуатации и постановка судна на судоремонтное предприятие.Кроме того, особенности распределения рабочего времени моряков связаны с различной степенью уплотненности рабочего времени в различные моменты работы судна; например, переходы между портами, стоянка, производство погрузочно-разгрузочных работ и т. п. На всех находящихся в эксплуатации судах предусматривается вахтенная служба (вахта), т. е. особый вид исполнения каждым членом экипажа своих служебных обязанностей, требующих повышенного внимания и непрерывного присутствия на посту или на своем рабочем месте.
С позиции трудового права вахта представляет собой разновидность сменной работы (ст. 103 ТК РФ). Вахтенная служба обеспечивает постоянное управление судном, его живучесть и безопасность плавания, выполнение производственной деятельности. Выделяют ходовые и стояночные вахты. Продолжительность ходовой вахты, как правило, не должна быть больше 4 часов, а стояночной – 8 часов. На судах с круглосуточной работой устанавливается трехсменный график вахт, а для членов экипажей группы «А» атомоходов и судов атомно-технологического обслуживания – четырехсменный. На судах, эксплуатируемых некруглосуточно, устанавливается двух - или односменный график вахт.
В зависимости от конкретных условий эксплуатации судна и форм организации работы экипажа на судах могут устанавливаться графики вахт продолжительностью свыше 8 часов, но не больше 12 часов в сутки.
Правило ст. 96 ТК РФ, согласно которому продолжительность работы (смены) в ночное время сокращается на один час, не применяются в отношении вахт моряков в соответствии с п. 2.5 Положения о рабочем времени.
Как определяется этим Положением (п. 2.3), график вахт (работ) разрабатывается и утверждается судовладельцем или по его поручению капитаном судна по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом (выборным органом первичной профсоюзной организации) или иным уполномоченным работниками представительным органом.
Однако при разработке графика вахт (работ) необходимо учитывать мнение эксперта «Справочника кадровика» А. Ф. Нуртдиновой, приведенное в «Справочнике кадровика» № 9, 2008, с. 16: Положение о рабочем времени было утверждено до принятия Трудового кодекса РФ, а значит, в соответствии со ст. 423 ТК РФ должно применяться в части, не противоречащей ТК РФ.
Вместе с тем ТК РФ в ст. 103 устанавливает, что при составлении графика сменности работодатель учитывает только мнение представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов. Принятие локального нормативного акта (графика вахт) по согласованию с представительным органом работников согласно ч. 3 ст. 8 ТК РФ может быть предусмотрено только коллективным договором, соглашением, но не ведомственным актом, которым является Положение о рабочем времени.
Если нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, даже улучшая правовое положение работников, вступают в противоречие с федеральными законами (в данном случае – ТК РФ), то они не подлежат применению. Таким образом, график вахт (работ) для работников плавающего состава судов морского флота должен утверждаться с учетом мнения представительного органа работников.

Обратите внимание!По данным психофизических исследований, оптимальная продолжительность пребывания в рейсе – 4,5 месяца

В соответствии с п. 2.4 Положения о рабочем времени устанавливается суммированный учет рабочего времени. Продолжительность учетного периода определяется судовладельцем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом (выборным органом первичной профсоюзной организации) или иным уполномоченным работниками представительным органом, исходя из конкретных условий работы судна и установленного графика вахт (работ) членов экипажей, а также из того, что максимальная продолжительность работы членов экипажей на судах между двумя периодами отдыха на берегу (нахождение в отпуске, использование суммированных дней отдыха) не должна превышать 120 календарных дней. В случаях затруднения со сменой всего экипажа или отдельных его членов в иностранных или арктических портах, задержки судна в рейсе, стоянки в порту, где смена экипажа связана со значительными затратами средств и времени, продолжительность работы на судне экипажа или отдельных его членов может быть увеличена до 150 календарных дней.

Однако на практике указанные положения зачастую нарушаются.
Так, экипаж теплохода «Туркменистан» находился в море 22 месяца без замены и без зарплаты; экипаж теплохода «Тарасовск» – 18 месяцев; экипаж теплохода «Восточный берег» провел в рейсе 16 месяцев, только за два из которых была выплачена заработная плата. При этом моряки всех указанных судов заключили трудовые договоры с одним работодателем – «Востоктрансфлот».
На морском флоте существует особый вид рабочего времени – связанный с аварийными и авральными работами. Пунктами 4.2 и 4.3 Положения о рабочем времени определяются виды работ, относящиеся к авральным или аварийным.

Обратите внимание!Аварийными и авральными считаются работы, выполнение которых требует вызова всего или части экипажа в помощь вахтенным
Аварийными считаются экстренные работы, связанные с необходимостью устранения опасности, угрожающей людям или имуществу, а также со срочным восстановлением нарушенного производственного процесса.
Авральные работы – это любые работы, связанные, главным образом, с входом судна в порт или выходом из него, производимые всем судовым экипажем либо его частью. Авральные работы, выполняемые членами экипажей судов сверх установленной графиком вахт (работ) продолжительности рабочего времени, учитываются особо (табелем на авральные работы).

Время отдыха

Пунктом 3.1 Положения о рабочем времени выделены следующие виды времени отдыха: ежедневный отдых, включая время для приема пищи; еженедельный отдых; отдых в праздничные дни; ежегодный отпуск и дополнительные отпуска в порядке, установленном действующим законодательством РФ, коллективным договором (соглашением).
Следует отметить отличия в определении видов времени отдыха в Положении о рабочем времени и в ст. 107 ТК РФ. В Положении используется термин «ежедневный отдых, включая время для приема пищи». ТК РФ определяет его как «перерывы в течение рабочего дня (смены)» и «ежедневный междусменный отдых». В Положении о рабочем времени среди видов времени отдыха указан «отдых в праздничные дни», а в ТК РФ это положение конкретизировано как «нерабочие праздничные дни». В этой связи еще раз следует отметить необходимость соответствия терминологии специального законодательства общему.
Обязательным является предоставление перерыва для отдыха и питания, который не включается в рабочее время и, следовательно, не оплачивается. Поскольку в Положении о рабочем времени специальных правил не установлено, действуют общие нормы, по которым продолжительность перерыва составляет не менее 30 минут и не более 2 часов. Если по условиям работы члену экипажа перерыв для приема пищи установить нельзя, ему должна быть предоставлена возможность приема пищи в течение рабочего времени. При этом интервал для приема пищи включается в рабочее время, если работник в этот период не освобождается от выполнения возложенных на него обязанностей. Как правило, устанавливаются три перерыва для приема пищи в течение суток и один во время 8-часового непрерывного отдыха ежедневно.
В отличие от ТК РФ, Положение о рабочем времени содержит определение времени ежедневного отдыха, под которым понимаются промежутки между вахтами или периодами выполнения судовых работ. Установлено, что продолжительность ежедневного отдыха не может быть менее 12 часов, а каждый член экипажа должен иметь в течение суток (24 часов) по крайней мере один непрерывный 8-часовой отдых. Особенностью ежедневных перерывов моряков является предоставление отдыха на судне, т. е. фактически в обычных условиях производственной жизни, когда плавсостав подвергается круглосуточному действию многих факторов, характерных для периода производственной работы.
Еженедельные дни отдыха и праздничные дни или другие дни отдыха за работу в эти дни, а также суммированные дни отдыха по желанию членов экипажей должны предоставляться в любом отечественном или зарубежном порту, как правило, в период эксплуатации судна и в порядке, устанавливаемом капитаном судна по согласованию с судовым выборным профсоюзным органом или уполномоченным работниками представительным органом.
Порядок предоставления и использования ежегодных основных и дополнительных отпусков членами экипажей морских судов установлен ТК РФ.
Новеллой российского трудового законодательства является обязательность указания в трудовом договоре условий, определяющих в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы). Особенности характера работы моряков однозначно требуют их указания в трудовом договоре. Правда, до настоящего времени нет нормативного акта, который бы определил характер работ моряков. Но в соответствии со ст. 1681 ТК РФ размеры и порядок возмещения расходов работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.
Подарок для новых ИП!
Ведите учет и сдавайте отчетность бесплатно
Расчет зарплаты
Удобно с сервисом Контур.Бухгалтерия
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы
Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами
Сейчас смотрят
Смотрят тему:
гость
   
Ответить Задать вопрос

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер