Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами

Ведение бухучета

Специально для бухгалтеров небольших компаний

Расчет зарплаты

Удобно с сервисом Контур.Бухгалтерия
RSS
Опрос

Налог на имущество, транспортный и земельный налоги

23 ноября 2012
Алексей Сорокин

Алексей Сорокин

Начальник отдела имущественных и прочих налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Нужно ли сдавать декларацию по земельному налогу и платить налог, если участок находился в собственности компании меньше одного месяца? Как в целях расчета транспортного налога определить конкретный тип автотранспортного средства? В каких случаях можно пересчитать земельный налог за прошлый период? Кто платит налог на имущество при передаче в аренду производственного комплекса? На эти и другие вопросы, связанные с расчетом и уплатой земельного налога, транспортного налога и налога на имущество организаций, ответил Алексей Сорокин.

Прием вопросов завершен
  • Отчетность по земельному налогу нужно сдавать, даже если земельный участок принадлежал компании меньше одного месяца

    Договор на покупку земельного участка зарегистрирован 19 июля 2012 года. Договор на продажу этого же земельного участка зарегистрирован 8 августа 2012 года. Нужно ли подавать декларацию по земельному налогу за 2012 год? Нужно ли в этом случае заплатить налог?

    Согласно статье 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
    Пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ определено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
    Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Датой государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).
    Таким образом, налогоплательщиком земельного налога является лицо, которое указано в реестре как лицо, обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок. То есть данная обязанность возникает со дня внесения записи в ЕГРП, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок, а не с момента регистрации договора пукли-продажи земельного участка.
    Данная правовая позиция нашла отражение в пункте 1 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.09 № 54.
    Объектом налогообложения, в силу пункта 1 статьи 389 НК РФ, признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
    В пункте 7 статьи 396 НК РФ закреплено следующее правило. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности на земельный участок, исчисление суммы налога в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента. Данный коэффициент определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых земельный участок находился в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.
    Таким образом, если право собственности лица на земельный участок зарегистрировано в ЕГРП после 15 числа месяца, а прекращение права собственности на этот же земельный участок у этого лица зарегистрировано в ЕГРП до 15 числа следующего месяца, то у данного лица отсутствует обязанность по уплате земельного налога в отношении этого участка.
    При этом, учитывая, что в течение налогового периода по земельному налогу у рассматриваемого лица возник объект налогообложения, оно не освобождается от обязанности представить налоговую декларацию.

  • Если указанные в ПТС сведения не позволяют определить конкретный тип автотранспорта, эта неясность может трактоваться в пользу налогоплательщика

    Предприятие владеет транспортными средствами марки УАЗ-3962 и УАЗ-39629.
    Автомобили зарегистрированы в органах ГИБДД как «автобусы прочие». Однако у нас есть сомнение по поводу правомерности отнесения наших транспортных средств к данной категории. Объясню почему.
    Паспорт транспортного средства (ПТС) — это документ для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации. Паспорт транспортного средства подтверждает, в том числе, наличие одобрения типа транспортного средства (постановление Госстандарта РФ от 01.04.98 № 19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов»), которое непосредственно указывается в паспорте транспортного средства.
    Таким образом, паспорт транспортного средства — это основной документ, содержащий в себе полные сведения о характеристиках и конструктивных особенностях автомобиля, в том числе и о типе транспортного средства. Следовательно, именно данный документ следует рассматривать в качестве доказательства принадлежности транспортного средства к той или иной категории («Автобусы» или «Легковые автомобили»).
    В нашей ситуации в строке «Наименование (тип транспортного средства)» ПТС автомобили значатся как «Санитарные». В строке «Категория транспортного средства (А, В, С, D, прицеп)» эти автомобили отнесены к категории «В».
    Согласно определениям категории транспортных средств, приведенным в Приложении № 3 к Положению о паспортах транспортных средств, к автомобилям с перечисленными характеристиками категории «B» относятся:
    — механические транспортные средства для перевозки пассажиров (т.е. легковые автомобили), имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения (кроме места водителя);
    — механические транспортные средства специального назначения, сконструированные так, что они включают жилой отсек (автомобиль - дом);
    — механические транспортные средства для перевозки грузов (т.е. грузовые автомобили), максимальная масса которых не более 3,5 т.
    Как следует из изложенного, категория «B» в равной степени может быть присвоена как легковым, так и грузовым автомобилям. Причем автобусы к автотранспортным средствам, классифицированным по категории «В», не отнесены.
    При этом в соответствии с Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами (утв. приказом Минтранса России от 08.01.97 № 2), автобус — это автотранспортное средство с двигателем, предназначенное для перевозки пассажиров с числом мест для сидения (помимо сиденья водителя) более восьми.
    Таким образом, совокупность данных о категории и типе, указанных в ПТС, выданных на транспортные средства УАЗ-3962 и УАЗ-39629, не позволяет однозначно определить их конкретный тип. Может ли предприятие в этом случае руководствоваться пунктом 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ, и применять ставки транспортного налога по названным транспортным средствам как с легковых транспортных средств, а не с автобусов?

    Согласно статье 358 НК РФ в качестве категорий транспортных средств, признаваемых объектом налогообложения, применительно к которым установлены соответствующие налоговые ставки, определены, в частности, легковые, грузовые автомобили и автобусы.
    Установленное в главе 28 «Транспортный налог» НК РФ распределение транспортных средств по категориям в целом аналогично категориям транспортных средств, предусмотренным Конвенцией о дорожном движении, заключенной в Вене 8 ноября 1968 года (далее – Конвенция). Конвенция, в частности, предусматривает такие категории транспортных средств, как легковые и грузовые автомобили, и устанавливает ряд критериев: разрешенный максимальный вес, количество сидячих мест, предназначение для перевозки грузов или перевозки пассажиров.
    В то же время при рассмотрении данного вопроса необходимо учитывать, что согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации осуществляется путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
    Так, документом, действующим на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, является паспорт транспортного средства, подтверждающий, в том числе наличие Одобрения типа транспортного средства (постановление Госстандарта России от 01.04.98 № 19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов»).
    Следовательно, тип транспортного средства, указанный в паспорте транспортного средства, должен соответствовать сведениям, указанным в Одобрении типа транспортного средства (сертификате соответствия).
    Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (утв. приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.05; далее – Положение), в строке 4 «Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)» паспорта транспортного средства указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией. При этом перевод категорий транспортных средств, указываемых в Одобрении типа транспортного средства, в категории транспортных средств по классификации Конвенции производится в соответствии со Сравнительной таблицей категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) и по классификации Конвенции о дорожном движении.
    Так, например, согласно приложению 3 к Положению, к транспортным средствам категории «В» (по классификации Конвенции о дорожном движении) относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения (кроме места водителя) (легковые), так и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны (грузовые). Следовательно, указание в паспорте транспортного средства категории «В» не свидетельствует о том, что транспортное средство относится к легковому либо к грузовому транспортному средству.
    В третьей строке «Наименование (тип ТС)» паспорта транспортного средства, согласно вышеназванному Положению, указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в Одобрении типа транспортного средства, например: «Легковой», «Автобус», «Грузовой - самосвал, фургон, цементовоз, кран» и т.п.
    Аналогично, в соответствии с Отраслевой нормалью ОН 025 270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями» и пункту 26 Положения, в строке 2 паспорта транспортного средства «Марка, модель ТС» указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля), например: «1» - легковой автомобиль; «7» - фургоны; «9» - специальные.
    Если тип транспортного средства («грузовой», «легковой», «автобус» и т.д.) определить невозможно, то следует обратиться к Сравнительной таблице категорий транспортных средств по классификации КВТ ЕЭК ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении. По Сравнительной таблице автобусы относятся к категории «D». Следовательно, если в ПТС санитарного фургона указана категория «B», то он не является автобусом.
    В соответствии с Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами (утв. приказом Минтранса России от 08.01.97 № 2), автобус – это автотранспортное средство с двигателем, предназначенное для перевозки пассажиров с числом мест для сидения (помимо сиденья водителя) более восьми.
    Если совокупность данных о категории и типе, указанных в ПТС, выданных на транспортные средства УАЗ-3962 и УАЗ-39629, не позволяет однозначно определить их конкретный тип, то следует руководствоваться пунктом 7 статьи 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
    При рассмотрении данного вопроса следует учитывать, в частности, постановления ФАС Центрального округа от 12.12.07 по делу № А64-477/07-22, ФАС Волго-Вятского округа от 15.05.09 по делу № А11-10035/2008-К2-26/558, согласно которым указанные транспортные средства отнесены к легковым автомобилям.

  • Земельный налог можно пересчитать, если результаты новой кадастровой оценки земли более выгодны для налогоплательщика и распространяются на предыдущие периоды

    Министерство имущественных отношений утвердило новую кадастровая стоимость земель субъекта РФ на 1 января 2011 года. Данный приказ вступил в силу с 1 января 2012 года. Вновь утвержденная кадастровая стоимость в 1,5-1,8 раза ниже, чем была до 2011 года. При расчете земельного налога за 2011 год, бухгалтер учел вновь утвержденную кадастровую стоимость. Однако ИФНС вынесла решение о доначислении налога и начислила штраф; областное УФНС оставило это решение в силе. Мы же считаем, что налог можно пересчитать. Наше мнение основывается на следующей позиции Минфина России: «при отмене органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель за прошлые налоговые периоды и утверждении новых результатов государственной оценки земель нормативным актом, положения которого распространяются на прошлые налоговые периоды, вновь утвержденные результаты государственной кадастровой оценки земель применяются для перерасчета земельного налога, уплаченного за предыдущие налоговые периоды, в том случае, если улучшается положение налогоплательщика». Если мы правы, как это доказать ИФНС?

    На основании статьи 390 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
    Налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ).
    Согласно определению Конституционного суда РФ от 03.02.10 № 165-О-О правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которые используются для целей налогообложения. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в порядке, который определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.
    На основании пункта 4 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
    При этом положения, предусмотренные статьей 5 НК РФ, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (п. 5 ст. 5 НК РФ).
    Исходя из положений вышеназванного определения КС РФ, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в силу прямого указания пункта 5 статьи 5 НК РФ, действуют во времени по правилам, предусмотренным данной статьей для актов законодательства о налогах и сборах.
    Таким образом, при отмене органом исполнительной власти субъекта РФ результатов кадастровой оценки земель за прошлые налоговые периоды и утверждении новых результатов нормативным актом, положения которого распространяются на прошлые налоговые периоды, вновь утвержденные результаты применяются для перерасчета земельного налога, уплаченного за предыдущие налоговые периоды. Главное, чтобы при этом улучшалось положение налогоплательщика.
    В соответствии со статьей 22 НК РФ налогоплательщикам гарантируется судебная защита их прав и законных интересов. Если у налогоплательщика имеются основания считать, что его права были нарушены налоговым органом, за защитой своих прав он может обратиться в суд.

  • В отношении основных средств, полученных в составе имущественного комплекса по договору аренды предприятия, налог на имущество платит арендатор

    Кто является плательщиком по налогу на имущество организаций при передаче в аренду производственного комплекса (предприятия)?

    В соответствии с пунктом 1 статьи 656 Гражданского кодекса РФ по договору аренды предприятия в целом как имущественного комплекса, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату во временное владение и пользование земельные участки, здания, сооружения, оборудование и другие входящие в состав предприятия основные средства. А также передать в порядке, на условиях и в пределах, определяемых договором, запасы сырья, топлива, материалов и иные оборотные средства, права пользования землей, водой и другими природными ресурсами, зданиями, сооружениями и оборудованием, иные имущественные права арендодателя, связанные с предприятием, права на обозначения, индивидуализирующие деятельность предприятия, и другие исключительные права. И, наконец, уступить ему права требования и перевести на него долги, относящиеся к предприятию.
    Согласно статье 374 НК РФ объектом налогообложения налогом на имущество организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
    Действующими правилами ведения бухгалтерского учета предусмотрено, что весь имущественный комплекс, переданный по договору аренды предприятия, учитывается арендатором (юридическим лицом) на его балансе, т.е. арендатор принимает арендованное предприятие на свои счета учета активов и обязательств. Принятие на баланс арендатора основных средств, входящих в состав имущественного комплекса, полученного по договору аренды предприятия, отражается по дебету счета 01 на соответствующем субсчете.
    Из положений пункта 50 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утв. приказом Минфина России от 13.10.03 № 91н), следует, что начисление амортизации по основным средствам для целей бухгалтерского учета по договору аренды предприятия осуществляется арендатором в порядке, предусмотренном для основных средств, находящихся в организации на праве собственности.
    Таким образом, в отношении основных средств, переданных по договору аренды предприятия в составе имущественного комплекса на баланс арендатора, налог на имущество организаций начисляется и уплачивается арендатором.

  • Кадастровую стоимость земельного участка можно подтвердить данными, взятыми с сайта Росреестра

    Мы увидели письмо Минфина России от 26.10.12 № 03-05-05-02/107, и решили проверить кадастровую стоимость земельных участков. Кадастровая стоимость оказалась меньше на 18% и, значит, мы можем уменьшить земельный налог за 2012 год. Можно ли в качестве подтверждающих документов представить в ИФНС распечатку с сайта Росреестра?

    Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. При этом кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (ст. 390 НК РФ).
    В силу пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
    Налогоплательщики-организации и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 3 ст. 391 НК РФ).
    В соответствии с пунктом 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года доводится до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.
    Согласно пункту 2 постановления Правительства РФ от 07.02.08 № 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков», сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет (в настоящее время Росреестр). Следовательно, сведения, полученные с сайта Росреестра, могут быть представлены в налоговый орган.
    При этом необходимо учитывать, что органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 12 и 13 ст. 396 НК РФ).

  • Как поступить, если стоимость земельного участка, определенная независимым оценщиком, не соответствует его кадастровой стоимости

    Наше предприятие намерено до конца 2012 года воспользоваться услугами независимого оценщика для определения рыночной стоимости участков. Земельный налог с 2013 года планируем рассчитывать исходя из этой новой стоимости. С какими проблемами может столкнуться предприятие?

    Как отмечалось выше, налоговая база по земельному налогу определяется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке.
    Следовательно, если определенная независимым оценщиком рыночная стоимость земельного участка будет не соответствовать его кадастровой стоимость, то до внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с его рыночной стоимостью, будет применяться ранее установленная кадастровая стоимость.
    В данном случае необходимо учитывать, что на основании пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
    Согласно статье 3 Федерального закона от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 135-ФЗ) под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
    Статьей 24.19 Закона № 135-ФЗ установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии физическими лицами, юридическими лицами в случае, если данные результаты затрагивают права и обязанности этих лиц. В отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, результаты кадастровой оценки могут быть оспорены органами государственной власти, органами местного самоуправления. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии в течение шести месяцев с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости.
    В течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости (ст. 24.20 Закона № 135-ФЗ).
    Если кадастровая стоимость, определенная по итогам рассмотрения споров в комиссии в размере рыночной стоимости, установлена на дату принятия решения комиссии в текущем налоговом периоде, то данная кадастровая стоимость должна применяться при исчислении земельного налога в следующем налоговом периоде. Если по решению комиссии кадастровая стоимость определяется на 1 января года, являющегося налоговым периодом, то измененная кадастровая стоимость должна применяться в текущем налоговом периоде.

  • Чиновник пояснил, как определить срок полезного использования «льготного» объекта основных средств

    Мы имеем льготу по налогу на имущество организаций (п. 11 ст. 381 НК РФ). Согласно перечню, к льготному имуществу относятся кабельные линии электропередач (ОКОФ 12 4521010). Где можно узнать срок полезного использования для данной позиции?

    В соответствии с пунктом 1 статьи 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
    Пунктом 1 статьи 375 НК РФ установлено, что налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
    Порядок учета на балансе организаций (за исключением кредитных и бюджетных) объектов основных средств регулируется следующими приказами Минфина России: от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению», от 30.03.01 № 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01» и от 13.10.03 № 91н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств».
    В соответствии с ПБУ 6/01 основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.
    Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ).
    Согласно ПБУ 6/01 срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией самостоятельно при принятии объекта к бухгалтерскому учету. Сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта ОС приносит экономические выгоды (доход) организации. Этот срок устанавливается с учетом фактического износа объекта основных средств.
    При определении срока полезного использования объекта основных средств для целей бухгалтерского учета и исчисления налога на имущество организаций необходимо принимать во внимание нормативно-правовые и другие ограничения использования объекта (например, срок аренды).
    В целях бухгалтерского учета срок полезного использования объекта ОС может устанавливаться на основании Классификации объектов основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. постановлением Правительства РФ от 01.01.02 № 1).
    В соответствии с пунктом 11 статьи 381 НК РФ освобождаются от налогообложения организации в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утвержден постановлением Правительства РФ от 30.09.04 № 504.
    Соответственно, основанием для получения права на применение названной льготы по налогу на имущество является наличие у налогоплательщика в качестве основного средства магистральных трубопроводов, линии энергопередачи и оборудования, являющегося их неотъемлемой технологической частью, включенных в названный Перечень имущества. В данном Перечне даются наименования сложных технологических объектов и соответствующие этим объектам коды Общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ).
    Согласно Общероссийскому классификатору основных средств, утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 26.12.94 № 359, структура кодов ОКОФ состоит из: X0 0000000 - раздел, XX 0000000 - подраздел, XX XXXX000 - класс, XX XXXX0XX - подкласс, XX XXXXXXX - вид.
    Следовательно, в соответствии с Перечнем имущества подлежит льготированию имущественный объект, код которого по ОКОФ содержится в Перечне имущества, с учетом иерархической структуры кодов (если иное не указано в самом Перечне имущества).
    В связи с тем, что коды объектов основных средств по ОКОФ являются более детализированными, чем указанные в Перечне имущества, льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно назван в Перечне имущества, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения). Такое имущество, являющееся составной частью сложного технологического объекта, поименовано в Перечне имущества по соответствующему коду ОКОФ в графе «Примечание», состав имущественных объектов по которой является закрытым.

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер