Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами

Ведение бухучета

Специально для бухгалтеров небольших компаний

Расчет зарплаты

Удобно с сервисом Контур.Бухгалтерия
RSS
Опрос

Налоговые проверки

20 февраля 2013
Сергей Тараканов

Сергей Тараканов

Советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса (ФНС России)

Могут ли налоговики начать выездную проверку, если руководитель компании не расписался в решении о проведении такой проверки? Какие документы вправе запросить инспекторы в рамках камеральной проверки декларации по НДС к возмещению? Нужно ли в период приостановления выездной налоговой проверки представлять затребованные налоговиками документы? На эти и другие вопросы по налоговым проверкам ответил Сергей Тараканов.

Прием вопросов завершен
  • Чиновник ФНС считает, что на период приостановления выездной проверки должны быть приостановлены сроки, отведенные на представление документов

    Налоговая инспекция приостанавливает проверку. После этого возобновляет, тут же выписывает одно-два требования на представление документов и на следующий день снова приостанавливает проверку. Каков срок представления документов по полученным требованиям — 10 рабочих дней с момента получения требования либо сроки представления документов приостанавливаются? Как считается срок проверки — с момента принятия решения о проверке или с момента ознакомления с ним?

    В статье 89 НК РФ четко прописаны последствия приостановления проведения выездной налоговой проверки. Так, на период приостановления проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика. В этом случае налогоплательщику возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.
    Поскольку общий смысл приостановления проведения проверки заключается в том, что проверяемый налогоплательщик на этот период не должен нести бремя проверки, то, по моему мнению, на этот период должно приостанавливаться течение сроков исполнения требований о представлении документов (информации), которые не истекли на момент начала такого приостановления.
    Срок проверки считается с учетом дат вынесения налоговым органом соответствующих решений, а не дат ознакомления с ними налогоплательщика.

    Комментарий редактора

    Минфин России занимает более жесткую позицию по вопросу представления истребованных документов во время приостановления проверки. Так, в письме финансового ведомства от 03.07.08 № 03-02-07/1-246 отмечено, что Налоговый кодекс не предусмотрел приостановление срока исполнения требования о представлении документов, которое получено до приостановления выездной проверки. В арбитражной практике встречаются решения как подтверждающие, так и опровергающие данный вывод.

  • Налоговики вправе организовать выездную проверку по налогу, который ранее был проверен в ходе камеральной проверки

    Компания отработала три года. Налог на прибыль, НДС были только к начислению. Выездных проверок не было. Как узнать, какие будут проверки? Если инспекторы уже проверили НДС за два года в рамках камеральных проверок, то могут ли они проверить этот же налог в ходе выездных проверок?

    Как правило, информация о том, что организация включена в план проведения выездных налоговых проверок на очередной год, является конфиденциальной информацией для служебного пользования. Вместе с тем приказом ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333@ утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок. На сайте ФНС России опубликованы Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.
    По второму вопросу отмечу, что проведение камеральных проверок не препятствует проведению выездной проверки.

    Комментарий редактора

    Всего предусмотрены 12 критериев для самостоятельной оценки риска назначения выездной проверки. Некоторые критерии (налоговая нагрузка, уровень рентабельности) имеют числовые показатели, обновляемые из года в год. Вычислить вероятность назначения выездной проверки по всем критериям можно с помощью веб-сервиса «Эксперт». На основе введенных пользователем данных, программа выдаст оценку вероятности выездной налоговой проверки по пятибалльной шкале, а также детализацию итогов по каждому из показателей.

  • Какие документы могут быть запрошены в рамках камеральной проверки декларации по НДС, в которой заявлен налог к возмещению

    Вправе ли налоговая инспекция в ходе камеральной проверки декларации по НДС с суммой налога к возмещению, требовать представления следующих документов: путевых листов, ТТН, товарных накладных, приходных ордеров, накладных, штатного расписания, учетной политики, оборотно-сальдовых ведомостей и карточек расчета с поставщиками?

    Статья 88 НК РФ разрешает налоговикам в ходе камеральной проверки декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, истребовать документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов, предусмотренных статьей 172 НК РФ.
    Практически все перечисленные в вопросе документы (кроме штатного расписания) могут быть запрошены налоговыми органами. Поясню. Путевые листы, ТТН, товарные накладные, приходные ордера, накладные могут подтверждать принятие товаров на учет. Оборотно-сальдовая ведомость показывает, как в учете проведены реализация и вычеты. Карточка расчета с поставщиками содержит сведения об оплате (еще одно из условий применения вычетов). В учетной политике налогоплательщик, в частности, отражает порядок ведения раздельного учета. Поэтому этот документ также косвенно проясняет вопрос о правомерности применения вычетов.

  • Выездная проверка не может быть назначена ранее, чем закончится налоговый период и истечет срок представления отчетности по соответствующему налогу

    Индивидуальный предприниматель зарегистрирован в октябре 2012 года. Применяет ЕНВД (оказывает услуги за наличный расчет без НДС; ОКВЭД 50.2). Сотрудников нет. ККТ нет. Расчетного счета в банке нет. Когда и что налоговые органы могут проверить у такого предпринимателя?

    Проверка такого предпринимателя в части применения законодательства о налогах и сборах (не учитывая контроль ККТ) проводится в общем порядке. У налогоплательщиков, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, как правило, проверяются объект налогообложения и налоговая база. То есть основное внимание проверяющих сосредоточено на проверке физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности: площадь торгового зала, количество работников, автотранспортных средств и т.д.
    За период 2012 года выездная налоговая проверка может быть назначена не ранее истечения налогового периода и срока для представления налоговой декларации, то есть когда появляется объект контроля. Проверка плательщика ЕНВД за 2012 год может быть начата не ранее 25 января 2013 года.

    Комментарий редактора

    В прошлом году ФНС России опубликовала список самых распространенных нарушений, выявленных в ходе налоговых проверок. Ознакомиться с наиболее частыми нарушениями, допущенными плательщиками ЕНВД, можно в статье «Как не допустить самых распространенных налоговых правонарушений: УСН и ЕНВД». Каждое нарушение из списка снабжено ссылками на материалы, опубликованные на «БухОнлайне».

  • Представление налогоплательщиком уточненных налоговых деклараций не является основанием для сторнирования результатов налоговых проверок

    За 2010 год была представлена «нулевая» налоговая декларация по налогу на имущество. По итогам камеральной проверки доначислено 100 тыс. рублей (на основании данных бухгалтерского баланса). В 2012 году после возбуждения уголовного дела по факту хищения имущества в 2010 году, представлена «нулевая» корректирующая декларация № 1. На основании данной декларации доначисленная сумма налога была сторнирована, и инспекция выдала справку об отсутствии задолженности. В ноябре 2012 года налоговики попросили повторно сдать «нулевую» налоговую декларацию. После представления корректировки № 2, сторнированную сумму доначисленного налога восстановили. Правомерно ли восстановили доначисленную сумму налога?

    Сторнирование результатов налоговых проверок при вводе данных из уточненных налоговых деклараций является ошибочным. Практически во всех порядках заполнения налоговых деклараций (расчетов) имеется правило о том, что при составлении налоговых деклараций (расчетов) такие результаты не учитываются. Это правило основано на положениях статьи 81 НК РФ, согласно которой уточненная декларация содержит изменения, обусловленные ошибками и несоответствиями, которые обнаружены налогоплательщиком. Кстати, именно по этой причине налоговые органы после проведения налоговых проверок не требуют представления уточненных налоговых деклараций, в которые внесены изменения, вызванные результатами этих проверок. В указанной связи восстановление доначислений является правомерным.

  • Неознакомление представителя организации с решением о проведении выездной проверки не препятствует осуществлению такой проверки

    Генеральный директор находится в больнице в другом городе в тяжелом состоянии. Свои обязанности он ни на кого не возложил, соответствующей доверенности ни у кого нет. В связи с этим возник вопрос: как можно получить решение о проведении выездной налоговой проверке? Даже если решение будет отправлено по почте, никто ни сможет его получить, т.к. ни у кого нет доверенности на получение такой корреспонденции. Будет ли считаться, что мы в любом случае уведомлены о начале проверки, и сможет ли налоговая инспекция начать у нас проверку?

    Как правило, в таких случаях учредители организации принимают соответствующие меры и обеспечивают наличие представителей организации, наделенных надлежаще оформленными полномочиями. Практика основывается на том, что личные обстоятельства сотрудников организации, в отличие от индивидуальных предпринимателей, при назначении налоговой проверки не учитываются. В данной ситуации, по моему мнению, может быть принят во внимание период времени, с момента этого происшествия и до момента, когда представитель организации будет назначен. Вместе с тем, весьма сомнительным является довод о том, что корреспонденцию может получить только генеральный директор. Обычно эта обязанность возлагается на секретаря или иного сотрудника, обеспечивающего по должности документооборот в компании.
    В то же время только представитель организации может сделать запись об ознакомлении с решением о проведении налоговой проверки (форма утв. приказом ФНС России от 25.12.06 № САЭ-3-06/892@). Эта запись не делается в случае направления решения по почте. К тому же факт отсутствия ознакомления с решением о проведении проверки не препятствует проведению выездной проверки.

  • По мнению чиновника ФНС, требование о представлении документов, направленное по почте, не всегда считается полученным через шесть дней с даты отправки

    Налоговый орган в рамках проведения выездной налоговой проверки организации направил заказным письмом по почте требование о представлении документов. При этом налоговики даже не пробовали передать требование лично под расписку представителю организации или направить в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В связи с непредставлением документов в установленный в требовании срок, налоговый орган привлек организацию к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ. Правомерно ли данное решение налогового органа?

    Как следует из описываемой ситуации, требование о представлении документов налогоплательщик все же получил. Что касается очередности способов направления требования, закрепленной пунктом 1 статьи 93 НК РФ, то, по моему мнению, эта очередность имеет значения для применения правила «шести дней», которое используется для определения даты получения требования, направленного по почте. Это правило не работает, если не было предпринято попыток вручить требование лично представителю налогоплательщика или направить в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В такой ситуации требование должно считаться полученным с даты фактического получения заказного почтового отправления. Поэтому вопрос о правомерности привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ, должен решаться исходя из этих критериев в сопоставлении с датой исполнения указанного требования.

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер