Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами

Ведение бухучета

Специально для бухгалтеров небольших компаний

Расчет зарплаты

Удобно с сервисом Контур.Бухгалтерия
RSS
Опрос

Налоговые проверки и санкции

9 августа 2013
Сергей Тараканов

Сергей Тараканов

Советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса (ФНС России)

Могут ли налоговики провести камеральную проверку уточненной декларации, которая была представлена во время выездной проверки компании по тому же налогу и за тот же период? В какой срок налоговики должны исполнить решение суда о снижении суммы штрафа? Допускается ли выемка документов во время камеральной проверки? На эти и другие вопросы, связанные с налоговыми проверками, ответил Сергей Тараканов.

Прием вопросов завершен
  • Налоговики обязаны исполнить решение суда в срок, указанный в постановлении о возбуждении исполнительного производства

    В отношении предприятия арбитражный суд вынес решение о снижении суммы штрафов и взыскании с налогового органа государственной пошлины. В какой срок налоговый орган обязан устранить нарушения прав и интересов компании?

    Согласно арбитражному процессуальному законодательству Российской Федерации, решения судов о признании недействительными ненормативных правовых актов налоговых органов вступают в силу и подлежат исполнению немедленно. Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению. Согласно пункту 2 статьи 318 АПК РФ принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа. Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 12 статьи 30 Федерального закона от 02.10.07 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иной срок не будет указан в этом постановлении.

    В случае апелляционного обжалования судебного акта (напомню, что апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения), арбитражный суд апелляционной инстанции по ходатайству лиц, участвующих в деле, вправе приостановить исполнение судебных актов, принятых арбитражным судом первой инстанции.

  • Представление «уточненки» во время выездной проверки не лишает налоговиков права на камеральную проверку этой декларации

    Вправе ли налоговая инспекция провести камеральную проверку уточненной декларации, если она была подана в период проведения выездной налоговой проверки, а уточнение по этой декларации приняты в уменьшение обязательств по акту проверки?

    Представление уточненной налоговой декларации в период проведения выездной налоговой проверки по тому же налогу и за тот же период, за которые представлена уточненная декларация, не лишает налоговый орган права на проведение ее камеральной проверки. Это скорее вопрос целесообразности и оптимизации работы налоговых органов.

    Исключения из этого правила исчерпываются проведением камеральных налоговых проверок по налогу на добавленную стоимость в соответствии с правилами статей 176 и 176.1 НК РФ.

    Данный вопрос достаточно подробно освещен в письме ФНС России от 16.07.13 № АС-4-2/12705@ «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок», в котором даны рекомендации налоговым органам, касающиеся учета уточненных налоговых деклараций при принятии решений по результатам проверок первоначальных налоговых деклараций. Главная мысль, которая была заложена в этом письме, заключается в том, что праву налогоплательщика на представление уточненной налоговой декларации корреспондирует полномочие налогового органа на ее проверку. При этом уточненная налоговая декларация может быть представлена до принятия решения по налоговой проверке первичной (предыдущей) налоговой декларации по тому же налогу и за тот же налоговый (отчетный) период. В связи с этим необходимо учитывать, что у налогового органа отсутствует обязанность при принятии решения по результатам данной налоговой проверки учитывать уточненную налоговую декларацию без проверки изменений, внесенных в налоговую декларацию. Эти рекомендации были подготовлены с учетом позиции ВАС РФ, выраженной в постановлении от 16.03.10 № 8163/09.

  • Чиновник разъяснил, почему сделка между компанией на УСН и ее учредителем не является контролируемой

    Компания (ООО) применяет УСН с объектом «доходы». Заключен договор субподряда на оказание услуг с одним из учредителей (владеет 30% компании), который является индивидуальным предпринимателем. Являются ли данные отношения сделкой между взаимозависимыми лицами, а сделка – контролируемой, при условии, что ИП больше ни с кем не работает?

    Согласно пункту 2 статьи 105.1 НК РФ взаимозависимыми лицами признаются физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов.

    Сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация, признается контролируемой при условии, что сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 1 млрд. рублей. На переходный период установлены следующие лимиты: за 2012 год — 3 млрд. рублей, за 2013 год — 2 млрд. рублей. Иные основания для признания сделок контролируемыми, установленные статьей 105.14 НК РФ, предусмотрены в отношении операций купли-продажи товаров. Поэтому в данной ситуации, по-видимому, иные нормы неприменимы.

    Однако в соответствии с пунктом 4 статьи 346.13 НК РФ, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика превысили 60 млн. рублей, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение.

    Поэтому представляется крайне маловероятным, что описанный в вопросе порядок взаимоотношений компании и ИП приведет к тому, что сделки будут признаны контролируемыми, хотя бы по той причине, что организация-налогоплательщик не планирует утратить право на применение упрощенной системы налогообложения.

  • Информацию по контрагентам предпринимателя налоговики могут запросить в виде пояснений

    При камеральной проверке декларации по НДФЛ индивидуального предпринимателя налоговая инспекция на основании приложенной копии книги учета доходов и расходов потребовала список контрагентов, с которыми ИП осуществлял расчеты. В книге наименования и ИНН контрагентов отсутствует. Обязан ли предприниматель представить информацию по контрагентам, ведь в порядке заполнения книги учета доходов и расходов наименование контрагента не является обязательным реквизитом?

    Представление документов вместе с налоговыми декларациями предусмотрено следующими нормами: подпунктами 15, 19 статьи 149, статьей 165, пунктом 13 статьи 167, пунктом 2 статьи 184, пунктами 7, 7.1 статьи 198, пунктами 11 — 19 статьи 201, пунктом 7 статьи 204, пунктом 18 статьи 214.1, пунктами 13, 13.1, 28 статьи 217, подпунктами 3, 4, 5 пункта 1 статьи 219, пунктом 1 статьи 220, пунктом 4 статьи 220.1, пунктом 4 статьи 220.2, пунктом 8 статьи 262, пунктом 6 статьи 284.1, пунктом 6 статьи 289, пунктом 2 статьи 386.1 НК РФ.

    Действующим законодательством не предусмотрена обязанность предпринимателя прикладывать к налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц копии книги учета доходов и расходов.

    Информацию по контрагентам налоговый орган вправе запросить на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ в виде пояснений.

  • Проведение выемки в рамках камеральной налоговой проверки не допускается

    Правомерно ли производить выемку документов у налогоплательщика в ходе проведения налоговым органом камеральной проверки (например, декларации по налогу на прибыль)?

    В соответствии с пунктом 1 статьи 94 НК РФ выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. При этом указанное постановление должно быть утверждено руководителем (его заместителем) налогового органа, вынесшего решение о проведении налоговой проверки. Следовательно, проведение выемки в рамках камеральной налоговой проверки не допускается.

    Кроме того, не решен вопрос о доступе должностных лиц налогового органа на территорию (в помещение) налогоплательщика в ходе камеральной налоговой проверки. Напомню, что Федеральным законом от 28.06.13 № 134-ФЗ внесены изменения в Налоговый кодекс, предусматривающие механизм такого доступа в целях проведения осмотра только по ограниченному кругу камеральных проверок, а именно: проверок налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость.

    Комментарий редактора

    Подробный комментарий по изменениям в Налоговый кодекс, внесенным Федеральным законом от 28.06.13 № 134-ФЗ, читайте в статье «В Налоговый кодекс внесены поправки, касающиеся камеральных проверок, штрафов, блокировки счетов и способа сдачи отчетности».

  • Новые нормы о камеральных проверках деклараций по НДС будут применяться с 1 января 2015 года в отношении незавершенных к тому моменту проверок

    Вопрос по изменению, предусмотренному Федеральным законом от 28.06.13 № 134-ФЗ. С какого срока применяется нововведение, согласно которому налоговики в рамках камеральной проверки декларации по НДС могут осмотреть офис и склад?

    Изменения, внесенные Федеральным законом от 28.06.13 № 134-ФЗ в пункт 1 статьи 91, пункты 1, 2 статьи 92 НК РФ предоставляют налоговым органам право с 1 января 2015 года в рамках камеральных проверок деклараций по НДС, в случаях, предусмотренных пунктами 8 и 8.1 статьи 88 НК РФ, проводить осмотр территорий, помещений лица, в отношении которого проводится камеральная проверка. Для проведения такого осмотра необходимо принятие мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего камеральную налоговую проверку. Данное постановление наряду со служебными удостоверениями проверяющих лиц предъявляется для доступа на территории, в помещения проверяемого лица.

    Упомянутым законом пункт 8.1 статьи 88 НК РФ изложен в новой редакции. Согласно изменению, если при проведении камеральной проверки деклараций по НДС выявлены противоречия, налоговый орган должен истребовать счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям, отраженным в названных декларациях.
    Пункт 8.2 статьи 88 НК РФ в редакции нового закона — это, по сути, норма, перемещенная из действующего сейчас пункта 8.1 статьи 88 НК РФ, в которой о налоге на добавленную стоимость не говорится.

    Указанные изменения корреспондируют новым пунктам 5.1, 5.2 статьи 174 НК РФ, введенным этим же законом. Эти нормы предусматривают необходимость с 1 января 2015 года включать в декларацию по НДС сведения, указанные в книге покупок и книге продаж, в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, в выставленных счетах-фактурах, а также представлять журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур (состав сведений определяется статусом налогоплательщика либо иного лица, обязанного представлять декларацию).

    Все вышеуказанные новые нормы применяются при проведении камеральных проверок налоговых деклараций по НДС, срок проведения которых не истечет по состоянию на дату введения нового регулирования.

  • Вовремя представленная электронная декларация может считаться сданной, даже если файл не открылся

    Налогоплательщик представляет в налоговый орган декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Полученный налоговым органом электронный файл с декларацией не открылся и не был обработан по причине его повреждения. Налогоплательщик получил от налогового органа уведомление об отказе в приеме декларации. В течение какого срока налогоплательщик должен устранить ошибки и повторно представить декларацию? Будет ли считаться отчетность представленной, если налогоплательщик пришлет налоговую декларацию с нарушением срока?

    В рассматриваемой ситуации налоговая декларация не считается надлежащим образом представленной. Если недостатки файла будут устранены, то представленная декларация будет рассматриваться как первичная декларация, которая должна быть сдана в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

    Комментарий редактора

    Вывод чиновника соответствует действующим Методическим рекомендациям по организации электронного документооборота (утв. приказом ФНС России от 02.11.09 № ММ-7-6/534@). В частности, в Методических рекомендациях сказано, что по итогам первичной проверки отчета налоговики отправляют налогоплательщику либо извещение о получении, либо сообщение об ошибке (как правило, оно означает, что сведения о налогоплательщике по каким-то причинам не внесены в базу данных инспекции или внесены с ошибкой). Если получено сообщение об ошибке, документооборот прекращается, отчет считается непредставленным. Необходимо устранить указанную ошибку и заново выслать отчет с тем же признаком — первичный (подробнее об алгоритме приема электронной отчетности см. «Какие документы теперь будет получать налогоплательщик, cдающий отчетность в электронном виде»).

    Заметим также, что есть судебное решение, в котором арбитры признали электронную декларацию представленной, несмотря на то, что контроль на стороне инспекции выявил ошибки, которые, согласно Методическим рекомендациям, позволяют считать отчетность непредставленной (налогоплательщик сдал декларации вовремя, но ошибся в КПП, данных о руководителе и не сообщил о доверенности). Подробнее об этом деле см. «Суд счел, что электронную отчетность в ИФНС можно считать представленной даже при наличии ошибок в файле с декларацией».

  • Отсутствие недоимки не является препятствием для начисления пеней налоговому агенту, перечислившему НДФЛ с опозданием

    Во время налоговой проверки не было выявлено недоимки по НДФЛ, но проверяющие насчитали пени по дням выдачи зарплаты. Кроме того, инспекторы заявляют, что на сумму пени будет начислен штраф по статье 123 НК РФ. Права ли налоговая инспекция?

    Согласно пунктам 1, 7 статьи 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Это правило распространяются также на налоговых агентов. Поэтому отсутствие недоимки не является препятствием для начисления пеней.

    По всей видимости, штраф, предусмотренный статьей 123 НК РФ, будет исчислен исходя из неперечисленных налоговым агентом сумм налога на доходы физических лиц, а не на сумму пеней. Напомню, что статей 123 НК РФ установлена ответственность, в том числе, за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) в установленный Налоговым кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом.

  • Уполномоченный представитель налогоплательщика может действовать бесплатно

    Ситуация следующая: у знакомой, с которой мы живем в разных городах, скоро будет выездная налоговая проверка. Ведение бухучета в компании и сдача отчетности возложены на бухгалтерскую фирму. Эта фирма обрабатывает первичную документацию, готовит отчеты, а моя знакомая забирает отчеты, подписывает и отвозит в инспекцию. При этом бухгалтерский учет возложен на основании приказа на мою знакомую. Она является директором компании, но очень далека от бухгалтерии. Скоро к ней приедет выездная налоговая проверка, а бухгалтерская фирма, которая ведет всю документацию, не хочет ехать в другой город, чтобы общаться с инспекторами. Знакомая попросила меня как бухгалтера присутствовать во время проверки. Но я не состою в штате данной организации. Могу ли я просто как посторонний человек общаться с инспектором или у меня для этого должны быть какие-то бумаги: допустим, договор на бухгалтерское обслуживание данной компании? Или я должна состоять в штате данной организации как бухгалтер?

    Согласно законодательству о налогах и сборах (глава 4 НК РФ) налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены. Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

    При этом законодательству о налогах и сборах «безразлично», на каком основании (при наличии доверенности) действует уполномоченный представитель налогоплательщика — на основании возмездного договора или на общественных началах.

  • Путевые листы и предрейсовые медосмотры обязательны для водителей, независимо от того, какие договоры с ними заключены

    Автошкола оказывает услуги по практическому обучению вождению. Для этого она заключает договоры на оказание услуг с автоинструкторами - индивидуальными предпринимателями. В данных договорах могут содержаться требования и обязательства, характерные для трудовых договоров. Автоинструкторам - индивидуальным предпринимателям выписываются путевые листы. Кроме того, они обязаны проходить организованные автошколой предрейсовые медицинские осмотры. Могут ли данные факты быть основанием для переквалифицикации таких отношений между автошколой и предпринимателями из гражданско-правовых в трудовые?

    Применение путевого листа обязательно в силу закона. Так, пункт 2 статьи 6 Федерального закона от 08.11.07 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» говорит о том, что запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, а также грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

    Проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров водителей обязательно в соответствии с трудовым законодательством, а также  законодательством о безопасности дорожного движения.

    Выполнение вышеуказанных требований не зависит от того, в каких отношениях (трудовых или гражданско-правовых) состоят водители транспортных средств с автотранспортным предприятием.
     

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер