Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами

Ведение бухучета

Специально для бухгалтеров небольших компаний

Расчет зарплаты

Удобно с сервисом Контур.Бухгалтерия
RSS
Опрос

Пособия по временной нетрудоспособности, декретные и «детские» пособия

3 октября 2013
Татьяна Ильюхина

Татьяна Ильюхина

Начальник отдела правового обеспечения страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Правового департамента ФСС России

Как рассчитать декретные и «детские» пособия совместителю, который не отработал по совместительству два полных календарных года? В каких случаях можно заменить расчетный период для исчисления пособий? Как правильно учесть районный коэффициент при расчете пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет? На эти и другие вопросы, связанные с расчетом и выплатой пособий, ответила Татьяна Ильюхина.

Прием вопросов завершен
Категории: Пособия
  • Даже если совместитель не отработал по совместительству двух полных календарных лет, декретные выплачиваются по каждому месту работы

    ФСС отказал в возмещении декретного пособия совместителю на основании того, что она была принята на работу по совместительству 16 февраля 2009 года, а ушла в декрет 3 августа 2011 года, и, соответственно, не отработала у данного работодателя два полных календарных года. Это правомерное решение? По факту человек отработал 2,5 года. Страховые взносы с выплат в ее пользу были перечислены.

    В части 2 статьи 13 Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон № 255-ФЗ) установлено следующее правило. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), и исчисляются исходя из среднего заработка, определяемого в соответствии со статьей 14 Закона № 255-ФЗ за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие. Таким образом, пособие по беременности и родам выплачивается по всем местам работы при соблюдении условий, установленных частями 2 и 2.2 статьи 13 Закона № 255-ФЗ.

    Это положение закреплено также в пункте 4 Порядка выдачи листков нетрудоспособности (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.11 № 624н, далее — приказ № 624н). В данной норме сказано: если гражданин на момент наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам занят у нескольких работодателей и в два предшествующих календарных года до выдачи листка нетрудоспособности был занят у тех же работодателей, выдается несколько листков нетрудоспособности по каждому месту работы.

    При этом в части 2 статьи 13 Закона № 255-ФЗ отсутствует условие о необходимости осуществления застрахованным лицом трудовой деятельности у страхователей в течение двух полных календарных лет, предшествующих году наступления страхового случая.

    Комментарий редактора

    Вопросы начисления пособий и выдачи больничных листов совместителям рассмотрены в статье «Больничные листы и пособия: основные изменения и актуальные вопросы».
     

  • Если имеется два больничных листа, но страховой случай один, то за счет средств работодателя оплачиваются три дня только по первому больничному листу

    Нашему сотруднику выдали два больничных листа – один в поликлинике, а другой в больнице (стационаре), куда он был направлен долечиваться. Причем оба больничных листа «первичные», хотя по существу работник продолжал болеть и период нетрудоспособности не прерывался. Можем ли мы оплатить за счет средств работодателя первые три дня только по первому больничному листу, а второй считать продолжением нетрудоспособности (несмотря на то, что второй больничный ошибочно оформлен как «первичный») и оплатить полностью за счет средств ФСС? Причина нетрудоспособности в обоих случаях указана одна и та же.

    В соответствии с пунктом 6 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом № 624н, листок нетрудоспособности выдается медицинской организацией в день обращения, если гражданин направляется (обращается) на лечение в другую медицинскую организацию. Продление и (или) закрытие листка нетрудоспособности осуществляется медицинской организацией, в которую гражданин был направлен (обратился) на лечение.
    Таким образом, если гражданин после амбулаторного лечения направляется для продолжения лечения в стационар, ему должны быть выданы два листка нетрудоспособности (первичный и продолжение) на периоды прохождения лечения в поликлинике и в стационаре соответственно.
    В связи с этим, если листок нетрудоспособности, выданный на период амбулаторного лечения, был закрыт, а листок нетрудоспособности, выданный на период нахождения гражданина в стационаре, был выдан как первичный, следует произвести замену обоих листков.
    Если листок нетрудоспособности, выданный на период амбулаторного лечения, не был закрыт (проставлен код 31 «продолжает болеть»), замене подлежит листок нетрудоспособности, выданный на период лечения в стационаре.
    При этом, поскольку в данном случае имеет место один продолжающийся страховой случай, то оплате за счет средств работодателя подлежат первые три дня нетрудоспособности по листку нетрудоспособности, выданному в поликлинике.

  • Депутаты обсудят возможность увеличения срока выплат ежемесячного «детского» пособия

    Будет ли увеличен срок выплат ежемесячного пособия по уходу за ребенком с полутора лет до трех лет?

    Вопрос об увеличении срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком (с полутора лет до трех лет) планируется рассмотреть на одном из пленарных заседаний Госдумы РФ в осеннюю сессию.

  • Работодатель обязан перечислять лицу, осуществляющему уход за ребенком, выплату в размере 50 руб. в месяц до достижения ребенком возраста трех лет

    Законна ли невыплата женщине, находящейся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, ежемесячной компенсации от работодателя в размере 50 руб.? Можно ли выплатить эту компенсацию задним числом (за несколько месяцев) одной суммой?

    Ежемесячные компенсационные выплаты за счет средств организации в размере 50 руб. выплачиваются матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях с организациями на условиях найма и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Об этом сказано в указе Президента РФ от 30.05.94 № 1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан» и пунктах 11 и 20 Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан (утв. постановлением Правительства РФ от 03.11.94 № 1206).

    Поскольку указанная выплата осуществляется за счет средств работодателя, то он не только может, но и должен перечислить общей суммой невыплаченные за несколько месяцев компенсационные выплаты.

  • Заменить расчетный период можно только в том случае, если в этот период работница находилась в декрете или в отпуске по уходу за ребенком

    Сотрудница ушла в декрет в сентябре 2013 года. Можно ли по ее заявлению взять для расчета среднего заработка 2010-2011 годы, так как в эти годы ее заработная плата была значительно выше, чем в 2011-2012 годах?

    В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ пособие по беременности и родам исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления страхового случая, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

    Поскольку в 2012 году сотрудница не находилась в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, заменить 2012 год на 2010 год она не вправе. Пособие по беременности и родам должно быть исчислено исходя из заработка работницы за 2011-2012 годы.

  • Документы для назначения пособия по уходу за ребенком представляются в подразделение ФСС один раз

    Нужно ли раз в квартал собирать полный пакет документов на каждую сотрудницу, получающую пособие по уходу за ребенком? В подразделении ФСС эти документы уже имеются.

    Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованное лицо представляет документы, перечисленные в части 6 статьи 13 Закона № 255-ФЗ. При этом представление указанных документов раз в квартал законодательством не предусмотрено, в связи с чем документы предъявляются один раз при назначении пособия.

  • Порядок учета районного коэффициента при расчете «детского» пособия зависит от размера среднего дневного заработка работника

    Учитывается ли при расчете ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет районный коэффициент?

    В средний заработок, исходя из которого исчисляется ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в ФСС в соответствии с Федеральным законом от 24.07.09 № 212-ФЗ*, в том числе районный коэффициент, установленный Правительством РФ. Это следует из статьи 14 Закона № 255-ФЗ.

    При этом органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе за счет средств бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районного коэффициента для учреждений, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований.

    Таким образом, исчисление пособия застрахованным лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, производится из их заработка, который изначально рассчитывается с учетом районного коэффициента.

    Кроме того, согласно статье 5 Федерального закона от 19.05.95 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», районные коэффициенты применяются к исчисленному размеру пособия, если в заработке не учтен районный коэффициент.

    Отдельно стоит отметить ситуации, когда застрахованное лицо в расчетном периоде не имело заработка, либо средний заработок, рассчитанный за этот период, в расчете за полный календарный месяц был ниже МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая. В таких случаях средний заработок, исходя из которого исчисляется ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая (ч. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ).

    Согласно пункту 11.1 Положения об особенностях порядка исчисления пособий**, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.06.07 № 375, в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, размеры пособий, исчисленные застрахованному лицу исходя из МРОТ, определяются с учетом этих коэффициентов. Следовательно, при исчислении пособия в соответствии с частью 1.1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ, районный коэффициент применяется уже к исчисленному размеру пособия.

    Необходимо отметить, что сравнение среднего месячного заработка застрахованного лица, определенного за расчетный период, с МРОТ (без применения к нему районного коэффициента) производится через средний дневной заработок.

    Таким образом, если средний дневной заработок застрахованного лица превышает размер среднего дневного заработка, исчисленного из МРОТ, районный коэффициент уже учтен в составе заработка работника. Если же размер среднего дневного заработка меньше размера среднего дневного заработка, исчисленного из МРОТ, районный коэффициент применяется к уже исчисленному размеру пособия.

    *Название документа – «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

    ** Полное название документа — Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

  • Пересчет пособия возможен не более чем за три года, предшествующих представлению справки о заработке с предыдущего места работы

    Можно ли пересчитать пособие, если женщина обратится с этой просьбой уже после назначения и выплаты пособия, и принесет справку с предыдущего места работы?

    В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ при расчете пособий необходимо определить средний заработок, который рассчитывается за два года, предшествующих году наступления страхового случая.

    В расчетном периоде застрахованное лицо могло быть занято у другого страхователя. Согласно части 5 статьи 13 Закона № 255-ФЗ для назначения и выплаты пособий застрахованное лицо представляет справку с места работы у другого страхователя о сумме заработка, из которого исчисляется пособие.

    Следует отметить, что в Законе № 255-ФЗ предусмотрена прямая норма, согласно которой, в случае отсутствия у застрахованного лица на день обращения за пособием справки (справок) о сумме заработка, соответствующее пособие назначается на основании представленных застрахованным лицом и имеющихся у страхователя сведений и документов. После представления застрахованным лицом указанной справки (справок) о сумме заработка производится перерасчет назначенного пособия за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих дню представления справки (справок) о сумме заработка (ч. 2.1 ст. 15 Закона № 255-ФЗ).

  • Чиновник ФСС пояснила, как рассчитать пособие совместителям

    Больше всего затруднений при выплате пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком возникает в ситуации, когда работник в момент наступления страхового случая работал по совместительству, при этом в двух предшествующих годах отработал по совместительству не полные календарные годы. Учитывается ли при расчете пособия заработок, полученный с места работы по совместительству? Достаточно часто ФСС отказывает в возмещении пособий на основании того, что работник отработал два предыдущих года не полностью.

    Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, пособие по беременности и родам назначается и выплачивается ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), а ежемесячное пособие по уходу за ребенком — страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица и исчисляются исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие. Об этом сказано в части 2 статьи 13 Закона № 255-ФЗ.

    При этом, согласно абзацу 1 пункта 19 Положения об особенностях порядка исчисления пособий, в указанном случае при исчислении пособия по беременности и родам средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается, а при исчислении ежемесячного пособия по уходу за ребенком — учитывается за период, предшествующий периоду работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего указанное пособие.

    Частью 2.1 статьи 13 Закона № 255-ФЗ предусмотрено, что если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других страхователей (другого страхователя), пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается ему страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица. Согласно абзацу 2 пункта 19 Положения об особенностях порядка исчисления пособий, в этом случае пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица за расчетный период.

    Таким образом, если застрахованное лицо работало по основному месту работы у одного страхователя, а также по внешнему совместительству у другого страхователя в 2011-2012 годах, и продолжает работать у этих же страхователей на дату наступления страхового случая в 2013 году, то при исчислении пособий следует руководствоваться частью 2 статьи 13 Закона № 255-ФЗ и абзацем 1 пункта 19 Положения об особенностях порядка исчисления пособий. При этом законодательством не установлено, что расчетный период (два календарных года) работник должен отработать полностью.

    Если же работник был занят у одного работодателя (по основному месту работы либо по внешнему совместительству) в 2011-2012 годах и работает по настоящее время, а на другое место работы устроился в 2012 году либо в 2013 году, то необходимо руководствоваться частью 2.1 статьи 13 Закона № 255-ФЗ и абзацем 2 пункта 19 Положения об особенностях порядка исчисления пособий.

  • Tот год расчетного периода, когда женщина была в декрете, можно заменить на предшествующий календарный год

    Как рассчитать пособие по беременности родам в следующей ситуации. Пособие назначается с 12 августа 2013 года, 2011-2012 годы работница была в отпуске по уходу за ребенком, с мая 2010 года – в декретном отпуске. В 2009 году она работала в другой фирме (сейчас фирма ликвидирована). Доход за 2009 год составил 30 648 руб., за 2008 год – 126 839 руб. Можем ли мы взять для расчета 2008 и 2010 годы за вычетом дней декретного отпуска? Либо нужно взять для расчета 2009 и 2008 годы (но так как зарплата в 2009 году была ниже МРОТ, то считаем зарплату в 2009 году равной МРОТ)?

    Если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления страхового случая, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия (ч. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ).
    Поскольку в рассматриваемой ситуации сотрудница с мая 2010 года находилась в отпуске по беременности и родам, а в 2011-2012 годах — в отпуске по уходу за ребенком, при наступлении страхового случая в 2013 году она вправе заменить расчетный период (2011-2012 годы на 2009-2010 годы либо на 2008-2009 годы). При этом периоды временной нетрудоспособности и нахождения в отпуске по беременности и родам из расчетного периода исключаются (ч. 3.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ). Заработок сотрудницы за 2009 год следует приплюсовать к заработку за 2008 год или 2010 год (в зависимости от того, какой период она выберет). Пособие по беременности и родам будет рассчитываться исходя из указанного заработка.

  • Ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера, установленного законом

    Женщина работает в организации с 1 июля 2011 года. При приеме на работу представила справку о заработке с прежнего места работы за 2010 год и за период с января по май 2011 года. С 25 августа 2011 года находилась в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком до 1,5 лет. Пособия работнице оплачивались (по ее выбору) из расчета заработка за два месяца, отработанных в нашей организации в 2011 году. Во время отпуска по уходу за ребенком наступил второй страховой случай. Правильно ли, что для расчета отпуска по беременности и родам второго ребенка взят все тот же средний дневной заработок за июль-август 2011 год? Пособие по уходу за вторым ребенком оказалось менее минимально установленного на 2013 год, и поэтому будет выплачиваться в сумме 4907,85 руб. за полный месяц. Правильно ли это?

    В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 08.12.10 № 343-ФЗ* пособие по беременности и родам по страховым случаям, наступившим в период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года (включительно), по заявлению застрахованного лица может быть назначено, исчислено и выплачено по нормам Закона № 255-ФЗ в редакции, действовавшей до 1 января 2011 года, если это приведет к увеличению размера пособия.
    Таким образом, в ситуации, изложенной в вопросе, возможны два варианта исчисления пособия по беременности и родам.

    По нормам законодательства, действовавшим до 1 января 2011 года.

    Частью 1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ в редакции, действовавшей до 1 января 2011 года, предусмотрено, что пособие по беременности и родам исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам.

    Согласно пункту 11 Положения об особенностях порядка исчисления пособий (в редакции, действовавшей до 01.01.2011 г.), в случае, если застрахованное лицо не имело периода работы (службы, иной деятельности) непосредственно перед наступлением страхового случая в связи с отпуском по беременности и родам, пособие исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая.

    Учитывая изложенное, пособие по второй беременности и родам должно быть исчислено сотруднице исходя из ее среднего заработка за 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по уходу за первым ребенком (с июля по август 2011 г.).

    По нормам законодательства, действующим с 1 января 2011 года.

    На основании части 1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ пособие по беременности и родам исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам. Поскольку страховой случай (отпуск по беременности и родам) наступил у застрахованной женщины в 2012 году, пособие по беременности и родам исчисляется исходя из среднего заработка за 2010-2011 годы.

    При этом нужно учесть норму части 1.1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ. В соответствии с этой нормой, если застрахованное лицо в расчетном периоде не имело заработка, либо средний заработок, рассчитанный за этот период, в расчете за полный календарный месяц был ниже МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие по беременности и родам, принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.

    Также следует отметить, что в случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

    Что касается ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком, то в соответствии с частью 1.1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ в случае, если застрахованное лицо в расчетных периодах не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляется ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.

    При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом от 19.05.95 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». На 2013 году установлены следующие минимальные размеры пособий — пособие по уходу за первым ребенком составляет 2 453,93 руб.; за вторым ребенком и последующими детьми — 4 907,85 руб.

    *«О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер