Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами

Ведение бухучета

Специально для бухгалтеров небольших компаний

Расчет зарплаты

Удобно с сервисом Контур.Бухгалтерия
RSS
Опрос

Налог на имущество, транспортный и земельный налоги

17 октября 2013
Алексей Сорокин

Алексей Сорокин

Начальник отдела имущественных и прочих налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

В какой бюджет следует перечислять транспортный налог? Нужно ли платить земельный налог, если участок не имеет кадастровой и нормативной цены? Можно ли применить освобождение от уплаты налога на имущество, если автомобиль стал собственностью лизингополучателя в 2013 году, но числился на его балансе с 2011 года?  На эти и другие вопросы, связанные с расчетом и уплатой имущественных налогов, ответил Алексей Сорокин.

Прием вопросов завершен
  • Чиновник разъяснил особенности уплаты налога на имущество в отношении предмета лизинга, учтенного на балансе филиала лизингодателя

    Лизинговая компания осуществляет свою деятельность через головной офис, а также через сеть региональных филиалов, наделенных правом заключать сделки и выделенных на отдельный баланс. В ряде регионов, в которых фирма имеет действующие филиалы, законами субъектов РФ для организаций, осуществляющих лизинговую деятельность, установлены налоговые льготы по налогу на имущество. Применяются ли соответствующие региональные льготы по налогу на имущество в отношении имущества данной организации, находящегося на балансе филиала, зарегистрированного и поставленного на налоговый учет на территории субъекта РФ, в котором установлена льгота? Существуют ли ограничения по применению лизинговыми компаниями региональных льгот по налогу на имущество в отношении имущества, передаваемого с баланса головной организации на баланс филиала, зарегистрированного и поставленного на налоговый учет на территории субъекта РФ, в котором установлена льгота?

    В соответствии со статьей 372 НК РФ при установлении налога на имущество законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
    На основании статей 373 и 374 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации в отношении движимого и недвижимого имущества, учитываемого на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ).
    Что касается учета лизингового имущества, то в силу статьи 31 Федерального закона от 29.10.98 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» и пункта 2 Указаний об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга*, условия постановки лизингового имущества на баланс лизингодателя или лизингополучателя определяются по согласованию между сторонами договора лизинга.
    Согласно пункту 3 статьи 383 НК РФ в отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению указанной организации с учетом особенностей, предусмотренных статьями 384, 385 и 385.2 НК РФ.
    Так, в статье 384 НК РФ сказано: организация, в состав которой входит обособленное подразделение, имеющее отдельный баланс, уплачивает налог в бюджет по местонахождению обособленного подразделения в отношении имущества, находящегося на отдельном балансе этого подразделения. Размер налога определяется как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта РФ, на которой расположено это обособленное подразделение, и налоговой базы.
    Таким образом, если переданное в лизинг имущество на основании взаимного соглашения сторон договора финансовой аренды (лизинга) и в соответствии с учетной политикой организации (лизингодателя) учитывается на балансе его обособленного подразделения, то налог на имущество организаций в отношении данного имущества уплачивается по местонахождению указанного подразделения. Данный налог исчисляется с учетом налоговой ставки и налоговых льгот, установленных законодательством субъекта РФ по местонахождению подразделения.
    * Утверждены приказом Минфина России от 17.02.97 № 15.

  • Правила уплаты авансовых платежей по налогу на имущество определяются законодательством субъекта РФ

    Организация имеет недвижимость за рубежом (Республика Беларусь), и платит там налог на недвижимость. Стоимость имущества, находящегося за рубежом, учитывается при расчете авансовых платежей по налогу на имущество в РФ. Только в конце года в декларации можно указать на отдельном листе имущество, находящееся за рубежом, и зачесть налог, уплаченный за рубежом. Но в третьем квартале при оплате авансового платежа в РФ возникнет переплата по налогу на имущество, которую можно задекларировать только в конце года. На каком основании можно не платить в РФ авансовый платеж по налогу на имущество, чтобы избежать переплаты данного налога в конце года, которая возникнет из-за одновременной уплаты налога на недвижимость в Республике Беларусь?

    Налог на имущество является региональным налогом, устанавливается законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ (ст. 372 НК РФ).
    Согласно пунктам 1 и 2 статьи 379 НК РФ налоговым периодом по налогу на имущество признается календарный год, а отчетными периодами — первый, второй и третий кварталы. В то же время законодательные (представительные) органы субъектов РФ при введении налога на имущество вправе не устанавливать отчетные периоды (п. 3 ст. 379 НК РФ). Также законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по этому налогу в течение налогового периода (п. 6 ст. 382 НК РФ).
    Таким образом, обязанность налогоплательщиков по уплате авансовых платежей по налогу на имущество организаций или освобождение их от уплаты указанных платежей определяется законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации о налоге на имущество.

  • Госдума РФ может изменить норму, определяющую место нахождения транспортных средств

    Будет ли принята поправка в подпункт 2 пункта 5 статьи 83 НК РФ, устанавливающий место нахождения транспортных средств? Или транспортный налог все-таки нужно будет уплачивать по месту нахождения головной организации?

    В настоящее время в Государственной Думе РФ рассматривается поправка, касающаяся места нахождения автотранспортных средств. Данная поправка предусматривает, что местом нахождения автотранспортных средств будет считаться место нахождения организации (обособленного подразделения), место жительства физического лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства.

  • Период, за который можно применять кадастровую стоимость участка, установленную решением суда, зависит от даты внесения изменений в кадастр

    Решением суда (вступило в силу 26.02.2013 г.) установлена кадастровая стоимость земельного участка, равная его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2010 года. С какого времени применяется данная кадастровая стоимость? Может ли налогоплательщик подать уточненные декларации за 2010, 2011, 2012 годы?

    В соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.
    Таким образом, согласно статье 391 НК РФ для исчисления земельного налога применяется кадастровая стоимость земельного участка, установленная на 1 января года, являющегося налоговым периодом, либо определенная на дату постановки земельного участка на кадастровый учет.
    Статья 391 НК РФ не содержит положений, согласно которым налоговая база для исчисления земельного налога определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка, измененной в течение налогового периода. При этом в данной статье определено, что налогоплательщики земельного налога и налоговые органы при исчислении земельного налога определяют налоговую базу по земельному налогу на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке.
    На основании пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
    В соответствии с позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 28.06.11 № 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Изменения вносятся органом кадастрового учета с момента вступления в силу судебного акта и по состоянию на дату, указанную в решении суда. При этом изменения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, должны учитываться при исчислении земельного налога.
    Если изменения в части установления кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости, внесены в государственный кадастр недвижимости в течение налогового периода на основании решения суда, то указанная кадастровая стоимость применяется в целях определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором были внесены такие изменения.
    Если изменения в государственный кадастр недвижимости в части установления кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости, внесены по состоянию на 1 января года, являющегося текущим или предшествующим налоговым периодом, то исчисление земельного налога должно осуществляться с применением указанной кадастровой стоимости за весь налоговый период, по состоянию на 1 января которого были внесены изменения в кадастр, а также за все последующие налоговые периоды.

  • Если автомобиль числился на балансе лизингополучателя до 1 января 2013 года, то оснований для освобождения от уплаты налога на имущество нет

    Нужно ли лизингополучателю начислять налог на имущество на автомобиль, приобретенный в лизинг, если право собственности на автомобиль возникло 31 августа 2013 года? Автомобиль переведен в состав основных средств. До перехода права собственности, с августа 2011 года, автомобиль числился на балансе лизингополучателя как лизинговое имущество. Налог на имущество начислялся.

    Согласно Федеральному закону от 29.10.98 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», предмет лизинга, переданный во временное владение и пользование лизингополучателю, является собственностью лизингодателя в течение всего периода договора финансовой аренды (лизинга).
    На основании статей 373 и 374 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации в отношении движимого и недвижимого имущества, учитываемого на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ).
    В соответствии с подпунктом 8 пункта 4 статьи 374 НК РФ не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 года.
    Указаниями об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга (утв. приказом Минфина России от 17.02.97 № 15), основные средства, переданные лизингополучателю по договору лизинга, учитываются на балансе лизингодателя или лизингополучателя по взаимному соглашению сторон.
    Поскольку в рассматриваемой ситуации автомобиль числился на балансе лизингополучателя до 1 января 2013 года, то положение подпункта 8 пункта 4 статьи 374 НК РФ на это имущество не распространяется.

    Комментарий редактора

    О том, чем отличается движимое имущество от недвижимого, и какие объекты освобождаются от налога на имущество см. в материале «Какое имущество признается движимым и освобождается от налога на имущество».

  • Обязанность уплачивать транспортный налог ежеквартально устанавливается законодательством субъекта РФ

    Организация приобрела бывшие в употреблении транспортные средства и оборудование в апреле 2013 года. Обязана ли организация уплачивать транспортный налог ежеквартально?

    Транспортный налог является региональным налогом, устанавливается законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ (ст. 356 НК РФ).
    Согласно пунктам 1 и 2 статьи 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год, а отчетными периодами — первый, второй и третий кварталы.
    Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 360 НК РФ и пунктом 6 статьи 362 НК РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ могут не устанавливать отчетные периоды, а также предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по транспортному налогу в течение налогового периода.
    Таким образом, обязанность налогоплательщиков-организаций по уплате авансовых платежей по транспортному налогу или освобождение их от уплаты указанных платежей определяется законодательством соответствующего субъекта РФ о транспортном налоге.

  • Компания, купившая здание, должна оформить право на земельный участок под зданием

    Организация приобрела здание. Налог на имущество начисляется. Нужно ли уплачивать земельный налог?

    Пункт 1 статьи 388 НК РФ гласит: налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено данной статьей Налогового кодекса.
    На основании пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
    Таким образом, налогоплательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Данная правовая позиция отражена в постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.09 № 54 («Пленум ВАС разъяснил спорные вопросы, связанные с уплатой земельного налога»).
    Вместе с тем, необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
    Следовательно, у организации, которая приобрела здание, возникает необходимость оформить права собственности на земельный участок под зданием или заключить договор аренды на этот участок.

  • Компании платят транспортный налог в бюджет по месту нахождения автотранспортных средств, указанному в уведомлении о постановке на учет

    Куда нужно платить транспортный налог по автомобилю, который передан в лизинг, если лизингодатель и лизингополучатель находятся в разных регионах? Автомобиль зарегистрирован на лизингополучателя.

    В соответствии с пунктом 5 статьи 83 НК РФ (в ред. Федерального закона от 23.07.13 № 248-ФЗ, далее — Закон № 248-ФЗ) местом нахождения транспортных средств, не указанных в подпункте 1 названного пункта, признается место нахождения (жительства) собственника имущества.
    Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет (снятие с учета) организации по месту нахождения принадлежащих ей транспортных средств в течение пяти дней со дня получения соответствующих сведений, сообщенных органами, указанными в статье 85 НК РФ. В этот же срок налоговый орган обязан выдать организации или направить по почте заказным письмом уведомление, подтверждающее постановку на учет в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих ей транспортных средств (уведомление о снятии с учета).
    Законом № 248-ФЗ не предусмотрено изменение порядка учета в налоговых органах организаций по месту нахождения указанных транспортных средств, которые были поставлены на учет до вступления в силу этого закона. В связи с этим, со дня вступления в силу Закона № 248-ФЗ не изменяется порядок уплаты транспортного налога в бюджеты по месту нахождения транспортных средств налогоплательщиками, которые поставлены на учет в налоговых органах до вступления в силу этого закона.
    В соответствии с пунктом 5 статьи 83 НК РФ в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона № 248-ФЗ, местом нахождения транспортных средств являлось место их государственной регистрации. Государственная регистрация автотранспортных средств осуществляется органами ГИБДД МВД РФ. Датой государственной регистрации считается дата постановки на регистрационный учет в указанных органах.
    Вступление в силу Закона № 248-ФЗ не изменило установленный приказом МВД России от 24.11.08 № 1001 порядок регистрации транспортных средств, которым, в частности, предусмотрена регистрация транспортных средств по месту нахождения юридических лиц либо по месту нахождения их обособленных подразделений.
    Сведения о регистрации транспортных средств по месту нахождения организаций, их обособленных подразделений направляются в соответствующие налоговые органы, которые на основании указанных сведений осуществляют постановку на учет организаций и направляют им уведомления о постановке на учет.
    Таким образом, организации, на которых зарегистрированы транспортные средства, уплачивают транспортный налог в бюджет по месту нахождения транспортных средств, указанному в уведомлении о постановке на учет организации в налоговом органе.

  • Если в отношении земельного участка не установлена кадастровая и нормативная стоимость, то налоговой базы для уплаты земельного налога нет

    Нам принадлежит земельный участок в г. Москве. Кадастровой и нормативной цены на данный участок не установлено. Являемся ли мы плательщиками земельного налога?

    На основании статьи 390 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
    В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
    При этом согласно пункту 13 статьи 3 Федерального закона от 25.10.01 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей, указанных в статье 65 Земельного кодекса, применяется нормативная цена земли.
    Если в отношении земельного участка не определена кадастровая и нормативная стоимость, то в отношении такого земельного участка отсутствует налоговая база для исчисления земельного налога.

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер