Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами

Ведение бухучета

Специально для бухгалтеров небольших компаний

Расчет зарплаты

Удобно с сервисом Контур.Бухгалтерия
RSS
Опрос

Налоговые проверки и санкции

22 августа 2014
Сергей Тараканов

Сергей Тараканов

Советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса (ФНС России)

Можно ли сумму излишне уплаченного налога зачесть в счет погашения задолженности по штрафу? Повлечет ли «переезд» компании обязательную выездную проверку? Чем чревата несвоевременная уплата налога и неправильно оформленная декларация? Можно ли проводить камеральную проверку в помещении налогоплательщика, а не налогового органа? На эти и другие вопросы, связанные с налоговыми проверками, ответил Сергей Тараканов.

Прием вопросов завершен
  • При назначении выездных проверок могут быть проверены только завершившиеся налоговые периоды

    Какими могут быть основания для проведения внеплановой проверки со стороны налоговой инспекции(компания зарегистрирована в декабре 2013 года)?

    Законодательство о налогах и сборах не обязывает налоговые органы при назначении выездной налоговой проверки мотивировать ее проведение теми или иными обстоятельствами. Однако в целях создания единой системы планирования выездных налоговых проверок, повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков, а также совершенствования организации работы налоговых органов при реализации полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок. Кроме того, на Интернет-сайте ФНС России опубликованы Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

    Необходимо учитывать характер налогового контроля как последующего контроля. Это означает, что при назначении выездных налоговых проверок могут быть проверены только завершившиеся налоговые периоды и по которым истек срок для представления налоговой отчетности. До истечения этого времени объект для проверки еще не сформировался.

  • Переплата по налогу не может быть зачтена в счет уплаты штрафа, начисленного на основании статьи 126 Налогового кодекса

    Может ли сумма излишне уплаченного налога на прибыль или сумма НДС, подлежащая возмещению, быть зачтена в счет погашения задолженности по штрафу, начисленному по статье 126 Налогового кодекса РФ?

    Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ. При этом зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам. Видов налогов три: федеральные, региональные и местные.

    Кроме того, пункт 11 статьи 78 НК РФ устанавливает, что эти правила применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков. Это означает, что штрафы могут быть отнесены к определенному виду налогов. Это составы налоговых правонарушений, предусмотренные статьями 122 и 123 НК РФ, так как они предусматриваю ответственность за неуплату конкретных налогов.

    Согласно бюджетному законодательству эти штрафы зачисляются в те же бюджеты, в которые подлежат зачислению те налоги, за неуплату которых они установлены. В ряде случаев состав налогового правонарушения, предусмотренного статьей 120 НК РФ, также относится к определенному виду налогов, но только в случаях:

    •  когда правонарушение повлекло занижение налоговой базы;
    •  когда правонарушение заключается в отсутствии регистров налогового учета по конкретным налогам или в несвоевременном или неправильном отражении в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.

    Поскольку штраф по статье 126 НК РФ не может быть отнесен к определенному виду налогов, суммы излишне уплаченных налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость, являющихся федеральными налогами, не могут быть зачтены в счет погашения задолженности по этому штрафу.

  • Чтобы избежать штрафа за грубое нарушение правил учета доходов и расходов, бухучет нужно восстановить

    В ходе проверки инспекторы обнаружили, что остатки по счетам 19, 41, 76, 60 на 01.01.11г. не соответствуют остаткам на 31.12.10 г. Как пояснил технический специалист, это связано со сбоем бухгалтерской программы из-за частого отключения электричества. В итоге пришлось восстанавливать часть учета, делать сверку почти со всеми контрагентами, но полностью все восстановить не удалось.

    Также выяснилось, что ошибки, связанные со сбоем, были допущены еще в 2007-2008 годах. В 2012году все проводки за 2011 год с правильными остатками были перенесены на новый компьютер, на котором работаю и сейчас. В настоящее время идет проверка за 2011-2012 гг. Какие последствия грозят предприятию, если мы не сможем документально обосновать несоответствие остатков? Тем более, что проверки в 2007-2008 годах не было, а проверка за 2009-2010 годы эти ошибки не выявила.

    Можно предположить, что аналитика бухгалтерского учета по указанным счетам заинтересовала налоговый орган в связи с тем, что она отражает сведения, связанные с применением налоговых вычетов по НДС.

    Вместе с тем, статья 172 НК РФ предусматривающая основания для применения указанных вычетов, не ставит правомерность их применения с наличием и правильностью отражения отдельных фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете. Поэтому имеет смысл рассматривать возникшую проблему на предмет наличия состава налогового правонарушения, предусмотренного статьей 120 НК РФ. То есть грубого нарушения правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, под которым понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.

    Вместе с тем, у налогоплательщика, как до проверки, так и во время ее проведения существует возможность восстановления первичных документов и учета. Известно, что восстановление учета относится к сопутствующим аудиторским услугам.

  • Налоговый кодекс не предусматривает проведение обязательной выездной проверки в случае «переезда» компании

    Организация на УСН (объектом налогообложения «доходы») занимается деятельностью по оказанию услуг по созданию вебсайтов. Планируем переезжать из одного региона в другой (из Ставрополя в Краснодар). Повлечет ли этот переезд обязательную проверку налоговых органов? И что они будут проверять? Вопрос связан с тем, что за 2 года на предприятии бухучет не велся, так как не было бухгалтера, накладные и счет-фактуры практически не хранились (в наличии только половина этих документов), многих актов на выполненные работы тоже нет.

    Налоговый кодекс не предусматривает проведение обязательных выездных налоговых проверок в случае изменения места нахождения организации. В случае проведения такой проверки полномочия налоговых органов не ограничиваются документами налогоплательщика, в частности книгой учета, и информацией из банков. Например, в рамках проверки могут быть получены документы и информация от контрагентов организации.

    За отсутствие первичной документации и учета налогоплательщик может быть привлечен к ответственности на основании статьи 120 НК РФ. Вместе с тем, у налогоплательщика, как до проверки, так и во время ее проведения существует возможность восстановления первичных документов и учета.

  • Чиновник разъяснил, какие последствия влечет неправильно оформленная декларация

    Чем грозит несвоевременная уплата ЕНВД и неправильно оформленная декларация по ЕНВД?

    Несвоевременная уплата задекларированного налога влечет составление налоговым органом документа об обнаружении недоимки и направление на основании этого документа требования об уплате налога и соответствующих пеней. Если налог уплачен до направления требования, то в нем будет предложено уплатить только пени. Если налог не задекларирован, для направления такого требования необходимо проведение выездной налоговой проверки, по результатам которой налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ в виде штрафа.

    Неправильно оформленная декларация влечет последствия в зависимости от серьезности нарушений. Ряд нарушений, например, могут повлечь отказ в приеме документа. Весь перечень приведен в пункте 28 Административного регламента Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Минфина России от 02.07.12 № 99н. Основания для отказа связаны с тем, что документ нельзя идентифицировать, как исходящий от определенного лица, квалифицировать как документ и т п. (то есть нарушена форма документа).

    В остальных случаях статья 80 НК РФ запрещает отказ в принятии декларации, если она представлена по утвержденной форме. Поэтому если в декларации есть иные нарушения: например, некоторые сведения отсутствуют, нарушены контрольные соотношения между показателями, цифры не соответствуют друг другу, присутствуют подобные ошибки, — то такие вопросы разрешаются уже в рамках камеральной налоговой проверки.

  • При утрате «первички» инспекторы вправе определить сумму налогов расчетным путем на основании данных об аналогичных налогоплательщиках

    Как происходит выездная проверка, если утеряны первичные документы?

    В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе определять суммы налогов расчетным путем на основании, в том числе, данных об иных аналогичных налогоплательщиках. Это происходит в случаях:

    •  отказа налогоплательщика допустить должностных лиц к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода;
    •  непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов;
    •  отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.

    Поэтому выездная налоговая проверка в указанных случаях ограничивается установлением вышеуказанных фактов и закреплением их достаточными доказательствами.

    Кроме того, проверяющие осуществляют поиск и анализ необходимой внешней информации для поиска аналогичных налогоплательщиков применительно к имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике. Также напомню, что утерянные первичные документы возможно восстановить.

  • Камеральная проверка проводится только на территории инспекции

    Можно ли проводить камеральную проверку в помещении налогоплательщика, а не налогового органа?

    Порядок проведения камеральной налоговой проверки кардинально отличается от выездной. При ее проведении полномочия налоговых органов на проведение отдельных мероприятий налогового контроля значительно ограничены. Не проводятся мероприятия, связанные с нахождением проверяющих на территории (в помещении) налогоплательщика. Основное мероприятие — ознакомление с документами. Перенос проверки на территорию налогового органа в рамках выездной налоговой проверки связывается статьей 89 НК РФ с невозможностью предоставления налогоплательщиком помещения для работы проверяющих, то есть невозможностью по тем или иным причинам обеспечить проверяющим условия для изучения подлинников документов. Аналогичный перенос камеральной проверки в помещения плательщика не предусмотрен.

  • Чиновник рассказал, как подготовиться к комиссии по легализации налоговой базы

    У нас небольшая организация, занимаемся в основном посреднической деятельностью, услугами. Мы ищем заказы, а полученные заказы выполняют наши подрядчики. Пришло письмо из налоговой инспекции о том, что наша фирма имеет высокий удельный вес налоговых вычетов в сумме исчисленного налога на добавленную стоимость по налогооблагаемым объектам и имеющим минимальные платежи в бюджет. Инспекторы просят нас явиться на комиссию, представить пояснительную записку о причинах высокого удельного веса, сведения о среднесписочной численности, виде деятельности, а так же книгу покупок за IV кв. 2013 и I кв. 2014 года. Как правильно написать пояснительную записку об этих причинах, что в ней надо указывать? И нужно представлять в инспекцию счета-фактуры, если в письме о них ничего сказано не было?

    Комиссии по легализации налоговой базы действуют на основании положений подпункта 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ. Данная норма предусматривает право налоговых органов вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах. Требование пояснений не эквивалентно требованию документов. При этом требовать документы вне рамок налоговых проверок налоговые органы вправе на основании пункта 2 статьи 93.1 НК РФ. Важно, чтобы эти документы касались конкретных сделок.

    Книга покупок, безусловно, содержит информацию о конкретных сделках, но требовать ее, не индивидуализируя сделку, нельзя. К тому же, согласно ситуации, налоговый орган в данном случае конкретные сделки не интересуют. Поэтому документы, подтверждающие пояснения, налогоплательщик представить вправе, но не обязан этого делать.

    Стандартного ответа на вопрос как правильно написать пояснительную записку не существует, типовая форма в таких случаях доверия не вызывает. Большой удельный вес налоговых вычетов для посредника характерен в том случае, если он участвует в расчетах, то есть исполняет заказы от своего имени, а не берет только комиссию. Возможно, существует иная причина больших вычетов. Возможно, в пояснении уместно будет пошагово рассказать только об одной обычной операции.

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер