Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами

Ведение бухучета

Специально для бухгалтеров небольших компаний

Расчет зарплаты

Удобно с сервисом Контур.Бухгалтерия
RSS
Опрос

Налоговые проверки и санкции

11 августа 2015
Сергей Тараканов

Сергей Тараканов

Советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса (ФНС России)

Как рассчитать срок на представление документов, если инспекция направила требование и по почте, и по телекоммуникационным каналам связи? Могут ли инспекторы запросить у налогоплательщика документы, если он вызван для дачи пояснений? В какой срок надо выслать налоговикам квитанцию о приеме требования, направленного в рамках «встречной» проверки? Можно ли привлечь к ответственности бухгалтера, который уволился из организации? На эти и другие вопросы по налоговым проверкам ответил Сергей Тараканов.

Прием вопросов завершен
  • Квитанцию о приеме требования в рамках «встречной» проверки надо передать в течение шести дней с момента отправки требования

    В пункте 5.1 статьи 23 НК РФ сказано, что лица, которые обязаны отчитываться в электронном виде, должны обеспечить получение от налогового органа документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС). Квитанцию о приеме таких документов нужно передать по ТКС в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом. Распространяется ли указанная норма на требования, которые направляются налогоплательщикам на основании статьи 93.1 НК РФ (то есть на требования ИФНС о представлении документов по «встречным» проверкам)?

    Положение пункта 5.1 статьи 23 НК РФ касается документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Согласно пункту 4 статьи 93.1 НК РФ в течение пяти дней со дня получения поручения об истребовании документов налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). Таким образом, в число документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, входит требование о представлении документов (информации). В связи с этим обязанности, предусмотренные пунктом 5.1 статьи 23 НК РФ (обеспечить прием из ИФНС электронного документа и направить по ТКС квитанцию о приеме), распространяются и на указанное требование.

    Комментарий редактора

    Если налогоплательщик в течение указанного срока не пришлет налоговикам электронную квитанцию о получении от них корреспонденции, руководитель налоговой инспекции или его заместитель могут в течение 10 дней принять решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ). Подробнее см. в статье «В Налоговый кодекс внесены поправки, касающиеся камеральных проверок, штрафов, блокировки счетов и способа сдачи отчетности».

  • С какой даты отсчитывается срок на представление запрошенных документов, если налоговики направили требование и по почте, и по ТКС

    Налоговики направили нам требование о представлении документов и по почте, и по телекоммуникационным каналам связи. Квитанцию в подтверждение получения требования, направленного по ТКС, мы передали позже, чем истекли шесть дней с момента направления требования, отправленного по почте. Как определить дату, с которой отсчитывается срок на представление затребованных документов?

    Дата получения требования в этом случае будет определяться как наиболее ранняя из двух следующих дат:

    • истечение шести дней с даты направления требования по почте (п. 4 ст. 31 НК РФ);
    • дата, указанная в квитанции о приеме (п. 13 Порядка представления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утв. приказом ФНС России от 17.02.11 № ММВ-7-2/169@).
  • Если налогоплательщик вызван для дачи пояснений, инспекторы не вправе потребовать, чтобы он представил в это же время документы

    Налоговая инспекция вызвала нас для проверки. Были предъявлены следующие претензии: почему мы не привезли копии платежек и почему в книге учета поступления денежных средств отражены один раз в месяц, а не каждый день? В письме-вызове на проверку о копиях платежек сказано не было. Правомерно ли это требование? Правомерна ли претензия к частоте поступления денег?

    Налоговый орган не может предъявлять претензии к частоте поступления денег на счет, так как это факты хозяйственной жизни налогоплательщика. Подобная претензия означала бы вмешательство в хозяйственную деятельность организации. Но инспекция может попросить налогоплательщика пояснить эти факты, и его пояснения могут быть недостаточно убедительными. При этом необходимо учитывать, что непредставление пояснений не является налоговым или административным правонарушением.
    Также отмечу, что право инспекции вызывать налогоплательщика для дачи пояснений не означает, что у нее есть право одновременно требовать какие-либо документы. При этом не имеет значение, говорилось в уведомлении о вызове налогоплательщика о том, что он должен представить копии платежек или нет. Требование представить документы в этом случае будет неправомерным.

  • Требование, направленное по почте, считается полученным на шестой день, независимо от реального срока доставки письма налогоплательщику

    ИФНС направила нам требование о представлении документов 30 июня по почте, а 2 июля выслала это же требование по ТКС. В результате мы получили оба требования 2 июля. По какому из них определить срок представления запрошенных документов: по тому, что направлено по почте и считается полученным на шестой день (срок представления документов — до 14 июля) или по тому, что направлено позднее по ТКС (срок представления — до 9 июля)?

    В случае направления налоговым органом документа (в том числе требования) по почте датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма (п. 4 ст. 31 НК РФ). Это правило применяется независимо от того, когда на самом деле было получено требование — ранее или позднее указанного срока. Таким образом, в данном случае будет считаться, что требование, направленное по ТКС, получено раньше, чем требование, высланное по почте. При этом соблюдение налоговым органом очередности направления требований не имеет значение. Поэтому срок исполнения требования о представлении документов (информации) следует рассчитывать от даты получения требования, направленного по ТКС.

  • Налогоплательщик вправе, но не обязан представлять вместе с пояснениями документы или их копии

    Мы являемся некоммерческой организацией. ФНС ежеквартально присылает нам письма с требованием пояснений. Можно ли что-то предпринять?

    Налоговые органы вправе вызывать налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ). При этом представление вместе с пояснениями документов или их копий является правом налогоплательщика, а не его обязанностью.

  • При соблюдении каких условий налогоплательщик освобождается от штрафа за неполную уплату налога

    Мы представили уточненную декларацию, поскольку в первоначальной декларации допустили арифметическую ошибку при исчислении суммы налога. При этом налоговая не сообщила нам об ошибке. Налог и пени не доплатили. Инспекция оштрафовала нас по статье 122 НК РФ. Это правомерно?

    Если уточненная налоговая декларация представляется после истечения срока подачи декларации и срока уплаты налога, но до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени. Такое правило закреплено в подпункте 1 пункта 4 статьи 81 НК РФ. В рассматриваемом случае условие об уплате недостающей суммы налога и пеней не выполнено, а значит, нет основания для освобождения налогоплательщика от ответственности.

  • Какими документами можно доказать выдачу денег под отчет

    В четвертом квартале 2014 года были внесены деньги на расчетный счет организации в сумме 475 000 рублей для того, чтобы погасить кредит. Налоговая инспекция требует заплатить с этой суммы НДС. Однако организация в четвертом квартале не работала (должна была применять в этот период ОСНО). Деньги, внесенные на расчетный счет — это деньги, которые были выданы под отчет (выручка за прошлые кварталы, когда организация находилась на ЕНВД). Как доказать, что деньги, внесенные на расчетный счет, не являются выручкой за четвертый квартал?

    При выдаче денег под отчет составляются документы (заявление о выдаче наличных денег под отчет, расходный кассовый ордер, авансовый отчет) и делаются необходимые записи в кассовой книге и в бухгалтерских регистрах. Поэтому выдачу денег под отчет можно доказать указанными документами.

    Комментарий редактора

    Алгоритм действий при выдаче наличных денег под отчет, а также рекомендации по составлению и утверждению авансового отчета см. в статье «Выдаем деньги под отчет: пошаговая инструкция».
     

  • Уволившегося бухгалтера можно привлечь к ответственности за нарушения, допущенные в период работы

    Я уволилась из госучреждения по собственному желанию. Сдала бухгалтерию по акту передачи дел, где все перечислила папками по годам (с 2011 года по 2015 год), не указывая количество страниц. За четыре месяца после моего ухода сменились два бухгалтера, и я не уверена, что все мои документы остались в наличии и в прежнем состоянии. Если в ходе проверки компании будут обнаружены нарушения, могут ли мне предъявить какие-либо санкции?

    За грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов предусмотрена административная ответственность (ст. 15.11 КоАП РФ). Также в отношении бывшего бухгалтера может быть применена уголовная ответственность, если в период работы он допустил уклонение от уплаты налогов, предусмотренное статьей 199 УК РФ. Доказывать факт совершения бухгалтером преступления или правонарушения должен налоговый орган.

    Комментарий редактора

    Подробнее об уголовной, административной и других видах ответственности, к которым можно привлечь бухгалтера, см. в статье «За что, при каких условиях и как могут наказать бухгалтера».

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер