Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами

Ведение бухучета

Специально для бухгалтеров небольших компаний

Расчет зарплаты

Удобно с сервисом Контур.Бухгалтерия
RSS
Опрос

Налог на имущество, транспортный и земельный налоги

16 октября 2015
Алексей Сорокин

Алексей Сорокин

Начальник отдела имущественных и прочих налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

При каких условиях организации и предприниматели на УСН должны платить налог на имущество? Как учесть актив, который стоит больше 40 тыс. рублей, если срок его использования не превышает 12 месяцев? Является ли склад объектом налогообложения по налогу на имущество физлиц? Что должен сделать прежний владелец автомобиля, чтобы не платить транспортный налог, если новый собственник, который купил это авто, не поставил его на учет? На эти и другие вопросы по имущественным налогам ответил Алексей Сорокин.

Прием вопросов завершен
  • Сельхозпроизводители не платят транспортный налог в отношении автомашин, используемых для перевозки животных

    Индивидуальный предприниматель на общей системе налогообложения занимается оптовой торговлей мясом. Приобретает живых свиней для перепродажи в живом весе либо для забоя. Для перевозки скота используются машины, специально обустроенные для перевозки живых свиней. Должен ли ИП платить транспортный налог?

    Налогоплательщиками транспортного налога, согласно статье 357 НК РФ, являются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.
    В подпункте 5 пункта 2 статьи 358 НК РФ перечислены виды транспорта, которые освобождены от налогообложения. К ним относятся тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания). Упомянутые транспортные средства не облагаются налогом только в том случае, если они зарегистрированы на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используются при сельхозработах для производства сельхозпродукции.
    При отнесении организаций и предпринимателей к сельскохозяйственным товаропроизводителям следует руководствоваться статьей 3 Федерального закона от 29.12.06 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». Согласно этой норме, сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и ИП, осуществляющие производство сельхозпродукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ, и реализацию этой продукции. При этом доля дохода от реализации сельхозпродукции за календарный год должна составлять не менее 70 процентов в общем объеме доходов сельхозпроизводителя от реализации товаров (работ, услуг).
    Кроме того, сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также:
    - граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 07.07.13 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»;
    - сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом от 08.12.95 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»;
    - крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 11.06.03 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
    Таким образом, если индивидуальный предприниматель является сельскохозяйственным товаропроизводителем, то он не должен платить транспортный налог в отношении специальной автомашины (скотовоза). Если же ИП не может быть признан сельхозпроизводителем, то он не вправе применять положение подпункта 5 пункта 2 статьи 358 НК РФ.

  • Если актив стоит больше 40 тыс. рублей, но срок его использования не превышает 12 месяцев, то он учитывается в составе материально-производственных запасов

    Как правильно учесть имущество в следующих ситуациях: 1) стоимость имущества составляет менее 40 тыс. рублей, а срок использования превышает 12 месяцев; 2) стоимость имущества составляет более 40 тыс. рублей, а срок использования не превышает 12 месяцев?

    Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах установлены двумя документами. А именно: Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (утв. приказом Минфина России от 30.03.01 № 26н), а также Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств (утв. приказом Минфина России от 13.10.03 № 91н), которые действуют в части, не противоречащей ПБУ 6/01.
    Согласно пункту 4 ПБУ 6/01, актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:
    а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
     б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
    в) организация не предполагает последующей перепродажи данного объекта;
    г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
    Актив, в отношении которого выполняются данные условия и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 тыс. рублей, можно отразить в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов (п. 5 ПБУ 6/01).
    Если актив стоит больше 40 тыс. рублей, но не выполняется условие подпункта «б» пункта 4 ПБУ 6/01 (то есть срок использования не превышает 12 месяцев), то этот объект также можно учесть в составе МПЗ.

    Комментарий редактора

    Подробнее о том, какие объекты относятся к основным средствам и как их учитывать, см. в статьях «Бухгалтерский учет основных средств (ОС)» и «Налоговый учет основных средств (ОС)».
     

  • При определении налоговой базы по водному транспортному средству суды учитывают сведения о мощности двигателя, указанные в свидетельстве о годности судна к плаванию

    У водного транспортного средства имеется главный двигатель, два вспомогательных двигателя и стояночный двигатель. Как определяется налоговая база для расчета транспортного налога?

    Налоговая база по транспортным средствам, имеющим двигатели, определяется как мощность двигателя в лошадиных силах (подп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ). При определении налоговой базы по водному транспортному средству учитывается мощность двигателей, зарегистрированных за судном.
    Налоговые органы получают сведения о мощности двигателей водных транспортных средств из органов, осуществляющих регистрацию таких транспортных средств.
    Как показывает практика, данные о мощности двигателей водного транспортного средства, указанные в свидетельстве о его государственной регистрации и в свидетельстве о годности судна к плаванию, в ряде случаев различаются. В последнем из названных документов может быть не указана мощность вспомогательных двигателей.
    Поэтому если орган, осуществляющий регистрацию водных транспортных средств, сообщит в налоговый орган сведения о суммарной мощности двигателей транспортного средства (которая включает в себя мощности главного двигателя и вспомогательных двигателей), то именно эти данные налоговики учтут при расчете налоговой базы. Оспорить эти сведения можно в суде.
    Отмечу, что, по мнению многих судей, при определении мощности двигателя водного транспортного средства следует руководствоваться свидетельством о годности судна к плаванию. Обосновывается это тем, что данное свидетельство является специальным техническим документом на транспортное средство, в котором указывается полная информация о техническом составе и состоянии судна.

  • «Упрощенщики» платят налог на имущество в отношении офисных, торговых и других объектов, которые включены в региональный «кадастровый» перечень

    Должны ли организации и индивидуальные предприниматели, которые применяют УСН, платить налог на имущество?

    На основании пунктов 2 и 3 статьи 346.11 НК РФ (в редакции, которая действовала до 1 января 2015 года), организации и индивидуальные предприниматели на УСН до 1 января 2018 года полностью освобождались от уплаты налога на имущество организаций и налога на имущество физлиц (в части имущества, используемого при осуществлении предпринимательской деятельности). Однако Федеральный закон от 29.11.14 № 382-ФЗ внес в это правило изменения. Согласно поправкам, с 2015 года освобождение от уплаты налога на имущество не распространяется на объекты, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, и которые включены органами власти субъектов РФ в перечень, формируемый в соответствии с пунктами 7 и 10 статьи 378.2 НК РФ.
    На основании пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
    1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
    2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения указанных объектов.
    В отношении перечисленных видов недвижимости налоговая база определяется как их кадастровая стоимость при одновременном соблюдении двух условий. Первое — законодательный (представительный) орган власти субъекта Российской Федерации принял региональный закон, в котором установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости (п. 2 ст. 378.2 НК РФ). Второе условие — конкретный объект недвижимости включен в перечень, утвержденный органом исполнительной власти субъекта РФ. Указанный перечень должен быть принят не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество (п. 7 ст. 378.2 НК РФ).
    Таким образом, чтобы определить, обязаны организация или предприниматель, применяющие УСН, исчислять налог на имущество, нужно знать, принят ли на территории субъекта РФ соответствующий закон, а также включено ли принадлежащее им недвижимое имущество в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
    Отмечу, что упомянутый перечень направляется в налоговый орган по субъекту РФ, а также размещается на сайте уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ или на официальном сайте субъекта РФ.

  • Если новый собственник автомобиля не поставил его на учет, то прежний владелец авто освободит себя от уплаты транспортного налога, если подаст заявление о снятии ТС с учета

    Собственник продал автомобиль, но не снял его с учета в ГИБДД. Новый собственник не поставил автомобиль на учет. Транспортный налог оплачивает прежний собственник. Как он может истребовать сумму налога у нового собственника? Может ли прежний собственник не платить налог, ведь согласно нормам Гражданского кодекса новый собственник обязан был выполнить условия договора купли-продажи и поставить автомобиль на учет самостоятельно? Можно ли зачесть налог, уплаченный прежним собственником автомобиля, в счет уплаты транспортного налога по другим автомобилям, которыми он владеет?

    Согласно статье 357 НК РФ, плательщиками транспортного налога являются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.
    Если плательщиком налога является физлицо, то сумму налога исчисляют налоговые органы на основании сведений, которые им представляют органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (п. 1 ст. 362 НК РФ). Также на основании сведений, сообщенных органами, регистрирующими ТС, налоговые органы по месту нахождения транспортных средств ставят на учет и снимают с учета организации и физических лиц (п. 5 ст. 83 НК РФ).
    Органы, осуществляющие регистрацию ТС, обязаны сообщать в налоговые органы о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации, а также об их владельцах в течение 10 дней после регистрации ТС или снятия с регистрации (п. 4 ст. 85 НК РФ).
    Таким образом, прекращение взимания транспортного налога предусмотрено только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Иных оснований для освобождения от уплаты транспортного налога (за исключением угона ТС либо возникновения права на налоговую льготу) не установлено.
    Согласно пункту 56.1 Административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (утв. приказом МВД России от 07.08.13 № 605), изменение регистрационных данных в связи с переходом права собственности на транспортное средство осуществляется на основании заявления нового собственника ТС. В случае неисполнения им указанной обязанности прежний владелец вправе обратиться с заявлением в регистрирующий орган, предъявив документы о заключении сделки, направленной на отчуждение автомобиля. Такое заявление может быть подано по истечении 10 суток со дня заключения упомянутой сделки при условии отсутствия подтверждения регистрации транспортного средства за новым владельцем. Согласно пункту 60.4 данного Административного регламента, заявление и документы являются основанием для прекращения регистрации ТС за бывшим собственником.
    Вопросы, связанные с компенсацией сумм транспортного налога, уплаченного бывшим собственником автомобиля в связи с несоблюдением новым собственником сроков перерегистрации ТС, решаются по договоренности сторон или в судебном порядке.
    Зачесть налог, уплаченный прежним собственником автомобиля, в счет уплаты транспортного налога по другим автомобилям, которыми он владеет, нельзя. Тот факт, что прежний владелец ТС уплачивал налог на основании уведомлений, полученных из ИФНС, значения не имеет. Перечисленные им суммы не будут считаться переплатой по налогу.

  • Предприниматель должен платить налог на имущество физлиц со склада, который является капитальной постройкой и принадлежит ИП на праве собственности

    Индивидуальный предприниматель на общей системе налогообложения построил склад, который использует в своей деятельности. Должен ли ИП платить в отношении этого объекта налог на имущество?

    Да, должен, но только в том случае, если этот склад является объектом капитального строительства и принадлежит право собственности на это имущество зарегистрировано на индивидуального предпринимателя.
    Согласно Закону РФ от 09.12.91 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (утратил силу с 1 января 2015 года) и главе 32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ (вступила в силу с 1 января 2015 года), налог на имущество физлиц должны платить физические лица, которые обладают правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения. На основании статьи 401 НК РФ объектами налогообложениями являются, в частности, нежилые здания, строения, сооружения, помещения. К числу таких объектов можно отнести и склад.

  • Если собственник земли оспорил ее кадастровую стоимость в 2015 году, и его заявление было удовлетворено, то новая кадастровая стоимость должна применяться с 1 января 2015 года

    Наше предприятие оспорило кадастровую стоимость земли. Решение комиссии положительное. С какого периода можно считать налог по новой кадастровой стоимости?

    Налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ). На основании абзаца 4 пункта 1 статьи 391 НК РФ изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено данным пунктом статьи 391 НК РФ.
    Так, абзацем 5 пункта 1 статьи 391 НК РФ установлено, что изменение кадастровой стоимости вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, который ведет государственный кадастровый учет, учитывается при определении налоговой базы, начиная с налогового периода, в котором была допущена такая ошибка.
    А на основании абзаца 6 пункта 1 статьи 391 НК РФ собственник земельного участка, который считает, что кадастровая стоимость земли определена неверно, вправе обжаловать результаты кадастровой оценки в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суде. Сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, учитываются при определении налоговой базы, начиная с налогового периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения изменения в кадастр. Данное положение Налогового кодекса действует с 1 января 2015 года.
    Таким образом, если заявление в упомянутую комиссию было подано в 2015 году, и по нему было принято решение об изменении кадастровой стоимости земельного участка, то это решение должно учитываться при определении налоговой базы по земельному налогу на 1 января 2015 года.

    Комментарий редактора

    Напомним, что с 15 сентября этого суды при рассмотрении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки земли должны применять положения нового Кодекса административного судопроизводства (см. «Что бухгалтеру нужно знать о Кодексе административного судопроизводства»).
    Порядок обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и порядок принятия решения комиссией установлены статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

  • Налоговые ставки для расчета налога на имущество физлиц зависят от того, какой порядок определения налоговой базы (на основе кадастровой или инвентаризационной стоимости объектов) принят в регионе

    Физическое лицо владеет 1/2 квартиры, в которой проживает, и еще одной квартирой, полученной в наследство. Какая ставка по налогу на имущество физлиц применяется в данном случае?

    Все зависит от того, какой порядок определения налоговой базы в отношении жилой недвижимости установлен на территории субъекта РФ, где находятся квартиры.
    Напомню, что согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 04.10.14 № 284-ФЗ субъекты РФ вправе устанавливать в качестве налоговой базы по налогу на имущество физических лиц кадастровую стоимость объектов налогообложения. Для этого необходимо утвердить порядок определения кадастровой стоимости и установить единую дату, с которой на территории субъекта РФ налоговая база по налогу будет определяться исходя из кадастровой стоимости.
    Если власти субъекта РФ не приняли решение о переходе на расчет налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов, то она определяется исходя из их инвентаризационной стоимости. В этом случае налоговые ставки устанавливаются согласно пункту 4 статьи 406 НК РФ. А именно: на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), которые расположены в пределах одного муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя).
    Если же налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости объектов, то налоговые ставки в отношении жилых домов и жилых помещений (в том числе квартир) устанавливаются в размерах, не превышающих 0,1 процента от их кадастровой стоимости. При этом не имеет значение количество объектов, которыми владеет собственник. Налоговая ставка может быть уменьшена до нуля или увеличена, но не более чем в три раза нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). Об этом сказано в пунктах 2 и 3 статьи 406 НК РФ.

    Комментарий редактора

    По данным ФНС России, в 28 регионах власти приняли решения о переходе с 2015 года на определение налоговой базы по налогу на имущество физлиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения (с полным перечнем можно ознакомиться на сайте ФНС России). См. также «Как с января 2015 года изменится налог на имущество физических лиц» и «Глава 32 НК РФ. Налог на имущество физических лиц».
     

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер