Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами

Ведение бухучета

Специально для бухгалтеров небольших компаний

Расчет зарплаты

Удобно с сервисом Контур.Бухгалтерия
RSS
Опрос

Налоговые проверки и санкции. Порядок представления отчетности.

29 февраля 2016
Сергей Тараканов

Сергей Тараканов

Советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса (ФНС России)

Можно ли проводить осмотр помещений контрагента проверяемого налогоплательщика? Во всех ли случаях перед возвратом переплаты по налогам ИФНС должна назначить выездную проверку? Могут ли налоговики в рамках «встречной» проверки затребовать документы, которые ранее были представлены в инспекцию в ходе камеральной или выездной проверки? На эти и другие вопросы по налоговым проверкам ответил Сергей Тараканов.

Прием вопросов завершен
  • Если за возвратом переплаты обратится компания, которая сдает «нулевую» отчетность, то инспекторы, скорее всего, организуют выездную проверку

    Организация на ОСНО в течение года не вела деятельности, а по итогам года сдала нулевую отчетность. За прошлый налоговый период имеется переплата по налогу на прибыль. Организация намерена обратиться в ИФНС за возвратом переплаты. Может ли инспекция в этом случае организовать выездную налоговую проверку?

    Подача налогоплательщиком заявления о возврате излишне уплаченного налога не является безусловным основанием для назначения выездной налоговой проверки. В то же время, очевидно, что если за возвратом налога обращается компания, которая не ведет деятельность, то она привлечет к себе внимание контролеров. Таким образом, в этом случае ИФНС может организовать выездную налоговую проверку за период, в которой возникла переплата.

    Комментарий редактора

    Напомним, что критерии, по которым налоговики отбирают кандидатов на выездные проверки, содержатся в приказе ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333@. Также см. «Ожидаем выездную проверку: к чему готовиться и как себя обезопасить».
     

  • Налоговое законодательство не обязывает налоговиков размещать в открытом доступе планы проверок и их результаты

    Когда появится реестр результативности налоговых проверок?

    В настоящее время законодательство о налогах и сборах не предусматривает создание ресурса, на котором можно было бы получить сведения о планируемых налоговых проверках и результатах их проведения. Отмечу, что информация о планах неналоговых проверок, результатах этих проверок и принятых по этим результатам мерах размещается на сайте https://proverki.gov.ru/. Данный ресурс ведется в соответствии с Федеральным законом от 26.12.08 № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Однако налоговые проверки не подпадают под действие данного закона.

    Комментарий редактора

    Напомним, что с 1 января 2016 года действует запрет на проведение плановых неналоговых проверок субъектов малого предпринимательства. То есть уже с этого года контролеры не должны включать такие организации и ИП в планы проверок. Однако из этого правила предусмотрены некоторые исключения. Подробнее см. «С 2016 года по 2019 год будут запрещены плановые неналоговые проверки малого бизнеса».

  • В рамках «встречной» проверки контрагент может не представлять документы, которые он направлял в инспекцию в ходе собственной проверки

    Согласно пункту 5 статьи 93 НК РФ, в ходе налоговой проверки инспекторы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные им при проведении камеральных или выездных проверок. Распространяется ли данная норма на случай «встречной» проверки? Другими словами, вправе ли инспекторы запросить документы, касающиеся проверки контрагента, если ранее эти документы уже были представлены в инспекцию?

    Пункт 5 статьи 93.1 НК РФ содержит норму, согласно которой документы, истребуемые в ходе «встречной» проверки, представляются с учетом положений, предусмотренных пунктами 2 и 5 статьи 93 НК РФ. А пункт 5 статьи 93 НК РФ гласит, что налоговые органы не вправе запрашивать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного лица. Поэтому налогоплательщик может не предъявлять по «встречной» проверке те документы, которые он ранее уже представлял в ходе проведения в отношении него самого камеральных или выездных проверок.

    Комментарий редактора

    В письме ФНС России от 04.12.15 № ЕД-16-2/304 рассмотрена противоположная ситуация: может ли налогоплательщик,  в отношении которого организована выездная или камеральная проверка, не представлять документы, которые он ранее направил налоговикам в ходе «встречной» проверки? Чиновники считают, что такого права у налогоплательщика нет. Подробнее см. «Налоговики прокомментировали вопросы, связанные с порядком представления документов в инспекцию».

  • Осмотр помещений контрагента проверяемого налогоплательщика возможен в рамках камеральной проверки декларации этого контрагента

    В письме ФНС России от 16.10.15 № СД-4-3/18072 сказано, что в ходе камеральной проверки по НДС «…налоговые органы проводят мероприятия налогового контроля в соответствии со статьями 86, 90, 92, 93.1, 95, 96, 97 Кодекса в отношении контрагентов проверяемого налогоплательщика, а также третьих лиц - участников сделки, по результатам которых могут быть выявлены обстоятельства, имеющие существенное значение для принятия обоснованного решения по результатам камеральной налоговой проверки». Означает ли это, что инспекция может проводить осмотр помещений контрагентов или третьих лиц?

    В контексте рассматриваемой ситуации налоговые органы вправе проводить осмотр помещений контрагентов или третьих лиц, но только в рамках камеральных налоговых проверок указанных лиц. То есть в рамках тех проверок, которые осуществляются на основании представленных данными лицами собственных деклараций по НДС.

    Комментарий редактора

    Напомним, что право проводить осмотр помещений налогоплательщика в рамках камеральной проверки появилось у налоговиков с 1 января 2015 года. Данным правом инспекторы могут воспользоваться в двух случаях. Во-первых, если налогоплательщик подаст декларацию, в которой НДС стоит к возмещению из бюджета. Во-вторых, если инспекторы в ходе камеральной проверки по НДС обнаружат сведения, которые противоречат имеющимся у них данным, полученным от других налогоплательщиков (см. «В Налоговый кодекс внесены поправки, касающиеся камеральных проверок, штрафов, блокировки счетов и способа сдачи отчетности»). Заметим, что применять эти нормы налоговики могут и в отношении уточненных деклараций по НДС за более ранние периоды (см. «Минфин: новые правила камеральных проверок применяются ко всем уточненкам по НДС, поданным в 2015 году»).

  • Планируемые поправки в закон о бухучете обязывают налогоплательщиков (за исключением микропредприятий) сдавать бухотчетность в электронном виде

    В настоящее время Налоговый кодекс не требует представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде. В то же время существуют форматы для сдачи бухгалтерской отчетности в электронном виде. Планирует ли ФНС России обязать налогоплательщиков представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде?

    В соответствии с частью 3 статьи 18 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» Росстат должен создать государственный информационный ресурс, содержащий обязательные экземпляры бухгалтерской (финансовой) отчетности вместе с аудиторскими заключениями. Однако формирование этого ресурса затрудненно, поскольку в настоящее время бухгалтерская отчетность представляется не только в электронном виде, но и на бумаге. В связи с этим разработан проект изменений в закон о бухучете. Согласно планируемым поправкам, представление бухотчетности в электронном виде станет обязательным для всех налогоплательщиков (за исключением микропредприятий, определяемых согласно Федеральному закону от 24.07.07 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства»).
    После того, как будет принят этот проект и заработает указанный выше государственный информационный ресурс, можно будет рассматривать вопрос об освобождении организаций от обязанности представлять бухгалтерскую отчетность в налоговые органы (в частности, соответствующие изменения потребуется внести в подпункт 5 пункта 1 статьи 23 НК РФ).

  • Инспекторы по-прежнему будут приостанавливать выездные проверки для истребования документов у контрагентов налогоплательщика

    Сейчас к декларации по НДС прилагаются книги покупок и продаж. Сократится ли в связи с этим фактическое время проведения выездных проверок, учитывая, что планируя проверку, инспекторы могут заранее запросить информацию у контрагентов? Речь идет о том, что ИФНС неоднократно приостанавливает выездные проверки для проведения «встречных» ревизий. Бухгалтер проверяемой компании не может убрать старые документы, так как через некоторое время проверка возобновится. Таким образом, огромное количество документов за проверяемый период в течение нескольких месяцев (бывает в течение полугода) мешают текущей работе.

    Безусловно, заметное увеличение состава сведений, содержащихся в налоговых декларациях по НДС, приводит к тому, что основная тяжесть налогового контроля переносится на стадию камеральных налоговых проверок. При этом у налогоплательщиков запрашивается меньшее количество документов. Основания для истребования документов становятся более прозрачными и понятными. Однако кроме счетов-фактур, книг продаж и покупок существуют иные документы (договоры, накладные и т д.), истребование которых бывает необходимо уже в ходе выездных налоговых проверок. По-прежнему в работе налоговых органов существует необходимость запрашивать документы с целью проверки возникших предположений и версий. Поэтому инспекторам приходится приостанавливать выездную проверку, в частности для того, чтобы истребовать информацию (документы) у контрагента проверяемого налогоплательщика или иных лиц, которые располагают необходимыми сведениями.

    Комментарий редактора

    Подробнее о составе декларации по НДС и правилах проверки отчетности см. «Новая декларация по НДС: как изменились форма и порядок ее заполнения» и «НДС «под колпаком», или всеобщая камералка».

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер