Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами

Ведение бухучета

Специально для бухгалтеров небольших компаний

Расчет зарплаты

Удобно с сервисом Контур.Бухгалтерия
RSS
Опрос

Налог на имущество, транспортный и земельный налоги

1 июля 2009
Алексей Сорокин

Алексей Сорокин

Начальник отдела имущественных и прочих налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Обсуждаем вопросы, связанные с особенностями исчисления и уплаты налога на имущество организации, земельного и транспортного налогов.
 

Прием вопросов завершен
  • Если уведомление об уплате налога пришло с опозданием, пени не начисляются

    Спустя три года из налоговой пришло уведомление об уплате транспортного налога плюс пени. Подскажите, нужно ли нам платить такой "старый" налог?

    Вам следует уплатить налог, но не пени. Дело в том, что в случаях, когда расчет налоговой базы производится инспекторами, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ). Следовательно, до дня получения налогоплательщиком - физическим лицом налогового уведомления по транспортному налогу у него не возникает обязанность по уплате этого налога (а, следовательно, и начисления пеней). При этом налогоплательщик должен уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если в этом документе не указан более продолжительный период (п. п. 6 и 8 ст. 58 НКРФ). Если вы не перечислите налог, ИФНС направит вам требование об уплате. И только в этом случае вам придется заплатить пени.

    Возможно, инспекция выслала вам уведомление с большим опозданием из-за того, что не вовремя получила сведения из органов, осуществляющих регистрацию транспортных средств. А кодексом не установлен порядок и сроки привлечения к уплате транспортного налога налогоплательщиков, своевременно не привлеченных к уплате этого налога. В связи с этим ИФНС вправе направить физическим лицам налоговые уведомления об уплате транспортного налога за прошедшие налоговые периоды в случаях представления регистрирующими органами в налоговые органы сведений, являющихся основаниями для исчисления этого налога, с нарушением установленных сроков.

  • К какой категории отнести автобетононасос?

    В организации имеется автобетононасос на шасси а/м MAN (мощность 390 л.с.). Код транспортного средства 59016 - прочие специальные а/м, на шасси которых установлено различное оборудование, агрегаты и установки.
    В законе Краснодарского края "О транспортном налоге на территории Краснодарского края" налоговые ставки применены в соответствии с гл.28 Ч 2 НК РФ. Что нам следует взять за основу объекта налогообложения: "Грузовые автомобили" или "Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу" ? Ставки налога отличаются в 4 раза, а ставок по коду ТС 59016 Кодексом не предусмотрено. Этот вопрос касается и автокранов.

    Государственная регистрация автомототранспортных средств и других видов самоходной техники осуществляется в соответствии и в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".
     

    В подразделениях Государственной автомобильной инспекции МВД России подлежат регистрации автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя более 50 куб. см, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепы к ним, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования (Порядок регистрации транспортных средств в Государственной инспекции безопасности дорожного движения утверждены Приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. N 1001).
    Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора) утверждены Минсельхозпродом России от 16.01.1995 (зарегистрирован в Минюсте России 27.01.1995 N 785). Пунктом 1.1 этих Правил установлено, что государственной регистрации, учету подлежат тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, не подлежащие регистрации в подразделениях Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также номерные агрегаты и прицепы (полуприцепы) этих машин.
     
    Таким образом, Государственная автомобильная инспекция МВД России не осуществляет государственную регистрацию транспортных средств, относящихся к категории "Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу".
     
    В данном случае необходимо учитывать, что Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в мотивировочной части Постановления от 18.09.2007 N 5336/07 указал на то, что "если транспортное средство зарегистрировано в органах ГИБДД как автомобиль, то независимо от того, для какой цели оно предназначено и какое оборудование на нем размещено, это транспортное средство в качестве объекта налогообложения по транспортному налогу не является другим самоходным транспортным средством, поименованным в пункте 1 статьи 361 НКРФ".
     
    Таким образом, если Ваше транспортное средство было зарегистрировано в органах ГИБДД МВД России, то оно относится к категории грузовых автомобилей, если в органах Гостехнадзора - то соответственного относится к категории "Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу".
  • Указание в паспорте категории "B" не свидетельствует о том, что авто относится к легковому либо к грузовому транспортному средству

    Разъясните, пожалуйста, права ли налоговая инспекция в начислении транспортного налога. В собственности имеется грузо-пассажирский автомобиль ГАЗ 2705 (газель), зарегистрированный в ГИБДД по категории "В", при исчислении транспортного налога инспекция применяет ставку грузового автомобиля. Правомерно ли в данном случае начисление налога по ставке грузового автомобиля, а не легкового?

    Категория транспортного средства в целях налогообложения должна определяться исходя из типа транспортного средства и его назначения (категории), указанных в паспорте транспортного средства на основании Одобрения типа транспортного средств.

    Паспорт транспортного средства — это документ, действующий на территории РФ для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации. Паспорт транспортного средства подтверждает, в том числе, наличие Одобрения типа транспортного средства (Постановление Госстандарта России от 01.04.1998 N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов"), которое непосредственно указывается в паспорте транспортного средства. Следовательно, тип транспортного средства, указанный в паспорте транспортного средства, должен соответствовать сведениям, указанным в Одобрении типа транспортного средства (сертификате соответствия).


    Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 (зарегистрирован в Минюсте России 29.07.2005 N 6842), в строке "4. Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)" паспорта транспортного средства указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией. При этом перевод категорий транспортных средств, указываемых в Одобрении типа транспортного средства, в категории транспортных средств по классификации Конвенции производится согласно указанному Приказу в соответствии со Сравнительной таблицей категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении (приведена в Приложении 3 к данному Приказу).

    Так, например, согласно Приложению 3 к Положению к транспортным средствам категории "B" (по классификации Конвенции о дорожном движении) относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя) (легковые), так и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны (грузовые). Следовательно, указание в паспорте транспортного средства категории "B" не свидетельствует о том, что транспортное средство относится к легковому либо к грузовому транспортному средству.

    В строке "3. Наименование (тип ТС)" паспорта транспортного средства согласно вышеназванному Положению указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в Одобрении типа транспортного средства, например: "Легковой", "Автобус", "Грузовой - самосвал, - фургон, - цементовоз, - кран" и т.п.

    Аналогично в соответствии с отраслевой нормалью ОН 025 270-66 "Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями" и п. 2.2.2 разд. 2.2 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств в строке 2 паспорта транспортного средства "Марка, модель ТС" указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля), например, "1" - легковой автомобиль; "7" - фургоны; "9" - специальные.

    Таким образом, в рассматриваемом примере, автомобиль относится к категории грузовых.

    В случае отсутствия в паспорте транспортного средства сведений о типе транспортного средства или разногласий с налоговыми органами налогоплательщики вправе по данному вопросу обращаться в компетентные органы и организации, уполномоченные выдавать паспорта транспортных средств в соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств".
     

  • Использование газового оборудования вместо бензина основанием для уплаты налога по пониженной ставке не является

    Предприятие доставляет клиентам товар на собственном автомобиле. Чтобы снизить затраты на бензин, мы установили на машину газовое оборудование. Сможем ли мы теперь платить транспортный налог по пониженной ставке?

    Нет, пониженные ставки для вашего случая не предусмотрены. На федеральном уровне размеры налоговых ставок установлены статьей 361 НК РФ в зависимости от мощности двигателя, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу. При этом ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ. Однако, дифференциация ставок в зависимости от установленного оборудования (газовое, газово-бензиновое, дизельное и т.п.) главой 28 НК РФ не предусмотрена. Вместе с тем законодательные органы вашего региона могут ввести льготу для владельцев транспортных средств, использующих газовое оборудование. В таком случае вы сможете платить меньшую сумму транспортного налога или получить полное освобождение от него. Право устанавливать льготы по транспортному налогу предоставлено властям субъектов РФ статьей 356 Налогового кодекса.
     

  • Если забор учитывается на балансе ТСЖ в качестве объекта основных средств, необходимо уплатить налог на имущество

    Добрый день, беспокоит бухгалтер ТСЖ (товарищества собственников жилья). Поясните, пожалуйста, обязано ли ТСЖ уплачивать налог на имущество? Если нет, то на какой документ ссылаться? Речь идет о заборе, который числится на балансе ТСЖ.

    Согласно пункту 1 статьи 374 НК РФ объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьей 378 кодекса. Таким образом, если в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета (в частности, с ПБУ 6/01 "Учет основных средств") забор учитывается на балансе ТСЖ в качестве объекта основных средств, то у товарищества возникает обязанность по уплате налога на имущество организаций в отношении этого объекта.

  • До тех пор, пока право собственности не оформлено, налог на имущество и земельный налог уплачивает продавец

    Организация, зарегистрированная в Москве, на основании инвестиционного договора приобрела недвижимое имущество - здание-пристройку в г. Мытищи Московской области. Дата ввода в эксплуатацию 12 января 2009 г. Документы переданы в органы Росрегистрации для государственной регистрации права на указанное имущество. Просим разъяснить порядок представления налоговых деклараций и уплаты налога на имущество и земельного налога в период до получения свидетельства о собственности.

    Необходимо учитывать, что если между организациями был заключен договор купли-продажи объектов недвижимости, то переход права собственности (т.е. прекращение права собственности у продавца и возникновение права собственности у покупателя) происходит одновременно. В вашей ситуации такого перехода права собственности юридически не произошло, и собственником объекта до перерегистрации прав является продавец. Именно он остается плательщиком налога на имущество и земельного налога.

    При этом нужно обратить внимание на то, что согласно пункту 3 статьи 551 ГК РФ в случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от государственной регистрации перехода права собственности, должна возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой регистрации.

  • нужно ли платить земельный налог за здание, переданное в аренду

    Индивидуальный предприниматель имеет в собственности часть нежилого здания и сдает его в аренду под торговую деятельность. Должен ли предприниматель платить налог на землю?

    Если предпринимателю наряду с частью нежилого здания принадлежит на праве собственности и часть земельного участка под этим зданием, то ИП является плательщиком земельного налога. Если же участок находится, например, в собственности муниципального образования, а собственники здания пользуются этим участком на праве аренды, то у ИП не возникает обязанности по уплате земельного налога. Это прямо следует из положений главы 31 Налогового кодекса. Там говорится, что плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

  • Организация, одновременно применяющая ЕНВД и УСН, от уплаты налога на имущество освобождена

    Предприятие платит ЕНВД (96 % деятельности) и единый "упрощенный" налог с объектом "доходы минус расходы" (4 % деятельности). В собственности компании находятся квартиры, не переведенные в нежилой фонд (перевод временно приостановлен распоряжением администрации нашего района). Нужно ли платить налог на имущество? Если да, то нужно ли делить стоимость квартир исходя из пропорции 96% и 4%? Если мы станем использовать эти квартиры под офис и архив, то получится, что они полностью задействованы в деятельности на ЕНВД. Сможем ли мы в этом случае не платить налог на имущество? Возможен и другой вариант: мы станем сдавать квартиры за плату своим сотрудникам. Можно ли перевести такую деятельность на спецрежим (ЕНВД или УСН) и не платить налог на имущество?

    Согласно пункту 2 статьи 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения предусматривает освобождение от обязанности по уплате налога на имущество организаций. Кроме того согласно пункту 4 статьи 346.26 НК РФ организации, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, освобождаются от обязанности по уплате налога на имущество (в отношении объектов, используемых для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход). Таким образом, из положений пункта 2 статьи 346.11 пункта 4 статьи 346.26 НК РФ следует, что организация, одновременно применяющая ЕНВД и УСН, полностью освобождается от уплаты налога на имущество. Следовательно, в отношении находящейся на балансе квартиры у вашего предприятия не возникает обязанности по уплате налога на имущество.
     

  • До момента доведения объекта до состояния, пригодного для эксплуатации, налог на имущество не уплачивается

    Организация приобрела здание для дальнейшей перестройки его в гостиницу. Работы по перестройке приостановлены на стадии проектирования. В том виде, в котором здание находится с момента покупки и до сегодняшнего дня, оно не пригодно для использования. Вопрос: надо ли платить налог на имущество? Если не надо, то какие конкретно документы необходимо оформить, чтобы подтвердить непригодность здания к эксплуатации с целью получения дохода, а также дальнейшую перестройку здания?

    Налогом на имущество облагается движимые и недвижимые объекты, которые учитываются на балансе по правилам бухучета как основные средства (п. 1 ст. 374 НК РФ). В соответствии с пунктом 4 ПБУ 6/01 "Учет основных средств", объект принимается к бухгалтерскому учету в качестве основного средства, если одновременно выполняется несколько условий: актив предназначен для использования в течение длительного времени; имущество будет использоваться в производстве, при выполнении работ, оказании услуг или предоставляться во временное владение, пользование; компания не предполагает перепродажу объекта; актив будет приносить экономические выгоды компании. В то же время пункты 7 и 8 ПБУ 6/01 уточняют, что основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости исходя из фактических затрат на их приобретение. Первоначальная стоимость считается сформированной, если имущество доведено до состояния, пригодного для эксплуатации. В вашем случае приобретенный объект недвижимого имущества требует дополнительных затрат по доведению его до состояния, пригодного для эксплуатации. Поэтому он до момента доведения его до состояния, пригодного для эксплуатации, должен учитываться на счете 08, т.е. пока первоначальная стоимость не будет окончательно сформирована. Соответственно, объект, отраженный по счету 08, не будет рассматриваться в качестве объекта налогообложения по налогу на имущество организаций.

    Документами подтверждающими непригодность здания к эксплуатации с целью получения дохода, а также дальнейшую перестройку здания могут служить, в частности, экспертные заключения соответствующих органов на невозможность эксплуатации приобретенного объекта, заключенные договора на проектирование, реконструкцию, ремонт и т.п. приобретенного объекта с соответствующими организациями. То есть документы, подтверждающие необходимость дополнительных затрат в приобретенный объект для доведения его до эксплуатационного состояния.
     

  • Порядок заполнения декларации по налогу на имущество

    В статье 386.1 НК РФ приведен порядок зачета налога на имущество, уплаченного за пределами РФ. Там говорится, что размер засчитываемых сумм не может превышать размер налога, подлежащего уплате в России. Но порядок заполнения декларации по налогу на имущество противоречит положениям НК РФ. Так, из пункта 4.2 порядка следует, что сумма налога к уплате определяется как минимальное из двух значений. Первое значение - полная годовая сумма налога, уплаченного за границей. Второе значение - сумма налога, приходящаяся к доплате по концу года. Второе значение рассчитывается как полная сумма, исчисленная за год (строка 220 раздела 2) за минусом авансовых платежей (строка 230 раздела 2) и льгот (строка 250 раздела 2). Приведу пример. Организация владеет зданием за рубежом. Налог на имущество, уплаченный заграницей, равен 800 руб. По НК РФ за этот же период начислен налог в сумме 1 000 руб. По итогам отчетных периодов компания перечисляла авансовые платежи: 250 руб. за первый квартал, 250 руб. за полугодие, и 250 руб. за 9 месяцев. Заполняем раздел 2 декларации (код имущества 4): строка 220 - 1 000, строка 230 - 750, строка 260 - 800. Чтобы заполнить строку 030 раздела 1 выбираем минимум из двух цифр: 250 (1 000 - 750) и 800. В итоге в строку 030 раздела 1 ставим 250. Но ведь по НК РФ разрешено зачесть налог, уплаченный за рубежом (800 руб.). Поэтому с учетом авансов (750 руб.) по декларации должен быть возврат из бюджета на сумму 550 руб. (1 000 - 750 - 800). Пожалуйста, объясните, где ошибка в приведенных рассуждениях.

    В рассматриваемом случае необходимо учитывать положение пункта 4.2 порядка заполнения налоговой по налогу на имущество организаций (приложение N 2 к приказу Минфина России от 20.02.2008 N 27н). Там, в частности, определено, что в случае если значение, подсчитанное по алгоритму, указанному в подпункте 3 пункта 4.2 порядка, отрицательно, то сумма налога, исчисленная к уменьшению, проставляется по строке с кодом 040. В случае если значение, подсчитанное по алгоритму, указанному в подпункте 3 пункта 4.2 настоящего Порядка, положительно, то значение по строке 040 принимается равным нулю. В рассматриваемом случае значение, подсчитанное по алгоритму, указанному в подпункте 3 пункта 4.2 настоящего Порядка, является отрицательным и поэтому подсчитанная сумма налога, исчисленная к уменьшению (1000 руб. - 750 руб. - 800 руб. = 550 руб.), проставляется по строке с кодом 040. Соответственно по строке 030 ставится прочерк.
     

  • Как учесть платежный терминал?

    Организация купила платежный терминал, через который физические лица оплачивают услуги связи и интернет. Как учесть терминал: начислять амортизацию и платить налог на имущество или же можно списать его стоимость в расходы?

    В случае если стоимость платежного не превышает 20 000 руб., он может учитываться в составе материально-производственных запасов, не подлежащих налогообложению налогом на имущество организаций. Дело в том, что согласно пункту 1 статьи 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухучета, если иное не предусмотрено статьей 378 кодекса. В соответствии с пунктом 5 ПБУ 6/01 активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в пункте 4, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов.

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер