Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами

Ведение бухучета

Специально для бухгалтеров небольших компаний

Расчет зарплаты

Удобно с сервисом Контур.Бухгалтерия
RSS
Опрос

Налог на имущество, транспортный и земельный налоги

23 сентября 2009
Алексей Сорокин

Алексей Сорокин

Начальник отдела имущественных и прочих налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Нужно ли платить земельный налог, если собственник магазина не является правообладателем участка и зависит ли обязанность уплачивать транспортный налог от фактического использования автомобиля? На эти и другие вопросы, связанные с особенностями исчисления и уплаты налога на имущество, земельного, транспортного налогов, отвечает Алексей Сорокин.

Прием вопросов завершен
  • Если собственник магазина не является правообладателем земельного участка, платить земельный налог не нужно

    Магазин является собственностью директора, расположен на земле Министерства Обороны, но при этом нет договора аренды земли, нет кадастрового номера земельного участка. Нужно ли платить налог на землю?

    Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (ст. 388 НК РФ). Не признаются налогоплательщиками земельного налога организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

     Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (п. 1 ст. 131 ГК РФ). Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 8 ГК РФ). Как следует из вопроса, собственник магазина не является правообладателем земельного участка под ним и, следовательно, не может рассматриваться в качестве плательщика земельного налога.

     При этом необходимо учитывать, что к тем лицам, которые фактически пользуются земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, но не являются плательщиками земельного налога или арендаторами этих земельных участков, собственник такого земельного участка - соответствующее публично-правовое образование, реализуя принцип платности использования земли, вправе предъявить требование, основанное на правилах о неосновательном обогащении в соответствии с пунктом 2 статьи 1105 ГК РФ. Данная правовая норма, в частности, находит отражение в определении ВАС РФ от 12.08.09 № ВАС-3236/07.

     

  • Платить ли транспортный налог с автопогрузчика?

    Наше предприятие недавно приобрело автопогрузчик для строительных материалов. Занимаемся торговлей. Автопогрузчик используется только на территории склада. Является ли он транспортным средством и должны ли мы с него уплачивать транспортный налог?

    Согласно статье 358 Налогового кодекса, объектом налогообложения по транспортному налогу признаются, в частности, автомобили, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ. Таким образом, если автопогрузчик, зарегистрирован в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ, на него выдан паспорт самоходных транспортных средств, и он оснащены пневматическим ходом, то он является объектом обложения транспортным налогом.
    Не прошедшие государственную регистрацию транспортные средства не признаются объектом налогообложения по транспортному налогу.
     

  • Акт о передаче земельного участка в бессрочное пользование является правоустанавливающим документом на земельный участок

    У нашего бюджетного учреждения возник вопрос по поводу исчисления и уплаты земельного налога. Надо ли нам платить земельный налог, если:
    1) земля, находящаяся под зданием, находящемся на балансе учреждения в оперативном управлении, не оформлена в оперативное управление;
    2) если у нас есть акт землепользования, по которому за нами закрепляется земельный участок в бессрочное и бесплатное пользование под застройку (выдан 30.04.92). Строительство закончено в 1994 году. Теперь на этом участке у нас стоят хозпостройки. Госрегистрации тоже нет.

    Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

    Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 8 Гражданского кодекса). При этом в силу статьи 14 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ, проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.

    При этом необходимо учитывать, что в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ.

    Таким образом, основанием для уплаты земельного налога является наличие у налогоплательщика правоустанавливающего документа на земельный участок. К указанным документам относится выданный вашему учреждению акт о передаче земельного участка в бессрочное пользование. В соответствии с этим документом учреждение является плательщиком земельного налога.
     

  • Какой КПП указать в декларации по земельному налогу?

    Организация имеет земельный участок на территории другой налоговой инспекции, в которую уплачивает земельный налог и сдает отчетность по земельному налогу. В декларации указывается ИНН и КПП организации по месту ее регистрации, так как постановка на учет в ИФНС по месту нахождения земельного участка не требовалась. Всякий раз при сдаче декларации по земельному налогу инспектор говорит, что КПП указан не верно. Хотя декларацию все равно берет. Все же какой КПП нужно указывать в таком случае?

    В данном случае все зависит от того, по каким основаниям организация встала на учет в налоговом органе, где находится земельный участок.

    Российские организации могут ограничиться указанием ИНН и КПП по месту нахождения организации и КПП обособленного подразделения (для крупнейших налогоплательщиков - КПП по месту учета в данном качестве). Таким образом, если организация стоит на учете в налогом органе, например, по месту нахождения обособленного подразделения, то соответственно в декларации по земельному налогу указывается КПП по месту нахождения обособленного подразделения.
     

  • Факт признания организации плательщиком налога на имущество определяется наличием на ее балансе имущества

    Нужно ли начислять налог на имущество по бюджетной деятельности и начислять амортизацию этого имущества, если бюджетная организация, финансируемая за счёт средств бюджета, параллельно осуществляет предпринимательскую деятельность? И можно ли расходы по амортизации включать в расходы по начислению налога на прибыль? В статье 256 НК сказано, что имущество бюджетных организаций не подлежит амортизации, а налоговый орган утверждает, что если это имущество используется в предпринимательской деятельности, то организация обязана исчислять налог на имущество.

    (в части налога на имущество)
    Факт признания организации налогоплательщиком налога на имущество определяется наличием на ее балансе имущества, а не характером его использования. Бюджетные организации ведут учет в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.08 № 148н. Согласно этому документу, объекты основных средств, являющиеся объектом налогообложения налогом на имущество организаций, учитываются на соответствующих счетах аналитического учета счета 010100000 «Основные средства» (010101000 - 010109000) с отражением начисленных по ним сумм амортизации на соответствующих аналитических счетах 010401000 - 010409000.

    При этом необходимо учитывать, что налог на имущество организаций является региональным налогом. Учитывая это, законами субъектов РФ о налоге могут предусматриваться особенности налогообложения имущества бюджетных организаций, включая установление налоговых льгот.
     

  • Обязанность по уплате транспортного налога от фактического использования авто не зависит

    ИП взял в лизинг легковые транспортные средства. В ГИБДД зарегистрированы ТС на лизингополучателя ИП и у ИП поставлены на баланс. Из них половина ТС не в рабочем состоянии, требуют большого вложения в ремонт. Обязан ли ИП платить транспортный налог за все ТС или можно только за те, которые работают (не в ремонте)?

    Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Объектом налогообложения, в свою очередь, признаются автомобили и другие транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством (п. 1 ст. 358 НК РФ). Таким образом, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от фактического использования данного транспортного средства налогоплательщиком.

  • Налог на имущество на квартирные дома, находящиеся в долевой собственности

    При приватизации 2-х, 4-х, 8-ми квартирных домов, оформляли только долевую собственность. Сейчас, для исчисления налога на имущество, берут за базу общую стоимость всего дома, в итоге сумма налога резко выросла. Пробовали показать Ваше письмо от 19.01.09 № 03-05-04-01/06 «Об исчислении налога на имущество физических лиц в отношении комнаты в коммунальной квартире», но в Налоговой службе Ваше письмо не видели и ссылаются на Инструкцию, где нет исключений. Помогите разобраться.

    Поскольку законом от 09.12.91 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» не предусмотрены в качестве объекта налогообложения доли в праве собственности на имущество, в качестве стоимостного показателя, установленного для расчета налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, определена инвентаризационная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. В связи с этим ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются применительно к инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, указанных в статье 2 Закона. Таким образом, сумма налога на имущество физических лиц в отношении имущества, находящегося в общей долевой собственности или общей совместной собственности нескольких физических лиц, исчисляется налоговыми органами исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения и налоговой ставки, соответствующей инвентаризационной стоимости объекта.

    На основании пункта 2 статьи 5 Закона за строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налог уплачивается каждым собственником соразмерно его доле в этих строениях, помещениях и сооружениях. В связи с этим исчисленная налоговым органом сумма налога на имущество физических лиц, подлежащая уплате налогоплательщиком на основании налогового уведомления, определяется пропорционально доле налогоплательщика в имуществе, находящемся в общей долевой собственности.

    В том случае, если в свидетельстве о государственной регистрации права собственности в качестве объекта недвижимости указан дом, при этом зарегистрировано право общей долевой (совместной) собственности, то налогообложение указанного имущества осуществляется исходя из инвентаризационной стоимости дома и ставки налога, соответствующей полученной суммарной инвентаризационной стоимости этого дома.
    В случае если в свидетельстве о государственной регистрации права собственности в качестве объекта недвижимости указана квартира, при этом зарегистрировано право частной собственности, то налогообложение указанного имущества осуществляется исходя из инвентаризационной стоимости квартиры и ставки налога, соответствующей полученной суммарной инвентаризационной стоимости этой квартиры.
     

  • Если транспортное средство сдается в аренду супругу

    На меня оформлено основное средство Камаз, который я сдаю в аренду мужу (он глава кфх ИП). Согласно договору аренды ИП оплачивает транспортный налог, ведет ремонт, но не оплачивает арендную плату арендодателю, то есть мне. В налоговой мне говорят, что мы не имеем право заключать договор без арендной платы. Правы ли они? Ведь получается, что он должен платить мне за свой же Камаз.

    Вопрос не совсем ясен, поскольку если Камаз был куплен в браке, то он в силу Семейного кодекса РФ рассматривается как совместная собственность жены и мужа. Если это совместная собственность, то не понятно, как можно заключить договор аренды на собственный автомобиль (явное противоречие Гражданскому кодексу РФ). Это все равно, что сдать в аренду квартиру одному из ее собственников. В данном случае чтобы не было вопросов у налоговых органов целесообразно перерегистрировать Камаз на мужа или оформить на него доверенность. Тем более что расходы по содержанию автомобиля и уплате транспортного налога ложатся в конечном итоге на семейный бюджет.

  • О порядке расчета налог на имущество на комнату в квартире в Волгограде

    У меня в собственности комната в четырехкомнатной квартире (это подтверждается договором приватизации на комнату, тех.паспортом БТИ). Но в свидетельстве о государственной регистрации, которое я прошла в 2008 году, указана четырехкомнатная квартира и доля. До 2008 года МИ ФНС 11 по Волгоградской области в налоговом уведомлении в качестве объекта налогообложения указывала комнату, а после регистрации — всю четырехкомнатную квартиру. В результате балансовая стоимость взята всей четырехкомнатной квартиры и при суммировании еще 2-х квартир (в собственности) получилась максимальная процентная ставка налога на имущество физического лица — 2 процента. И налог вышел более 13 тысяч рублей. Я просила в заявлении взять балансовую стоимость только комнаты (эта информация в БТИ есть) налог был бы около 1000 руб., но мне отказали, сославшись на то, что в свидетельстве госрегистрации указана доля в квартире. Но ВОРУ по-другому не регистрирует, хотя в собственности у меня конкретная комната (свой адрес, отдельный лицевой счет на нее), которая выделена мне определением суда. Правомерно ли рассчитывать налог на имущество, используя балансовую стоимость всей квартиры? Остальные три комнаты (также указаны БТИ) у другого собственника (бывшего мужа).

    Статьей 16 Жилищного кодекса, введенного в действие с 1 марта 2005 года, определен перечень жилых помещений, к которым относятся дом, квартира, комната. Государственной регистрации подлежит право собственности на жилое помещение (в том числе на комнату в коммунальной квартире), ограничения (обременения) прав на него, их возникновение, переход и прекращение (Федеральный закон от 21.07.97 № 122-ФЗ).
    Согласно статье 2 Закона РФ от 09.12.91 № 2003-1, объектами налогообложения являются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, в том числе и комната в коммунальной квартире. Таким образом, комната в коммунальной квартире является самостоятельным объектом обложения по налогу на имущество физических лиц.

    Вместе с тем Законом от 04.07.91 № 1541-1 не определены особенности приватизации жилых помещений в коммунальных квартирах. Это способствовало закреплению на региональном и местном уровнях различных способов приватизации жилых помещений: приватизация коммунальных квартир в общую долевую собственность или приватизация комнат в коммунальных квартирах. При этом приватизация коммунальных квартир в общую долевую собственность не учитывает положения статьи 16 Жилищного кодекса, определяющей комнату как самостоятельное жилое помещение и, следовательно, самостоятельный объект гражданских прав.

    Таким образом, нормативные правовые акты отдельных субъектов РФ и муниципальных образований, предусматривающие приватизацию коммунальных квартир в общую долевую собственность, не соответствующие положениям Жилищного кодекса, не были приведены в соответствие с нормами Жилищного кодекса.

    На территории г. Волгограда приватизация жилых помещений в коммунальных квартирах осуществлялась в соответствии с Положением о приватизации муниципального жилищного фонда в Волгограде, утвержденным Решением малого Совета Волгоградского городского Совета народных депутатов от 16.02. 93 3/50, путем передачи в собственность граждан доли в коммунальной квартире. В связи с протестом прокурора Волгограда от 15.05.06 № 7-13/06 Волгоградской городской Думой принято решение об отмене вышеназванного Положения и необходимости разработки решения, регламентирующего вопросы передачи жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации с учетом положений действующего в РФ жилищного законодательства.
    Соответствующее Положение, разработанное с учетом требований Жилищного кодекса и утвержденное Решением Волгоградской городской Думы от 20.07.07 № 49/1183, вступило в силу с 9 августа 2007 года.

    В связи с этим необходимо учитывать, что согласно статье 5 Закона № 2003-1 сумма налога на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами на основании сведений, полученных от органов, осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органов технической инвентаризации. Таким образом, порядок исчисления налога на имущество физических лиц непосредственно зависит от действующих на определенной территории нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований о приватизации жилых помещений.

    Так, если на территории г. Волгограда приватизация жилых помещений в коммунальной квартире осуществлялась путем передачи в собственность граждан комнаты в коммунальной квартире на основании Решения Волгоградской городской Думы от 20.07.07 № 49/1183, и в свидетельстве о государственной регистрации права собственности в качестве объекта недвижимости указана комната в коммунальной квартире, то сумма налога на имущество физических лиц в отношении такой комнаты исчисляется налоговыми органами исходя из суммарной инвентаризационной стоимости комнаты и ставки налога, соответствующей суммарной инвентаризационной стоимости комнаты.

    Если приватизация жилых помещений в коммунальной квартире осуществлялась путем передачи в собственность граждан доли в коммунальной квартире на основании Решения малого Совета Волгоградского городского Совета народных депутатов от 16.02.93 № 3/50 и в свидетельстве о государственной регистрации права собственности в качестве объекта недвижимости указана квартира, при этом зарегистрировано право общей долевой собственности, то налогообложение указанного имущества осуществляется в порядке, установленном статьей 5 Закона 2003-1, исходя из суммарной инвентаризационной стоимости квартиры и ставки налога, соответствующей полученной суммарной инвентаризационной стоимости этой квартиры. Вместе с тем в связи с приведением нормативных правовых актов о приватизации жилых помещений в г. Волгограде в соответствие с Жилищным кодексом по вопросу о возможности внесения изменений в свидетельство о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости в части указания в качестве объекта права собственности комнату в коммунальной квартире следует обращаться в Минэкономразвития России.
     

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер