Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами

Ведение бухучета

Специально для бухгалтеров небольших компаний

Расчет зарплаты

Удобно с сервисом Контур.Бухгалтерия
RSS
Опрос

Налоговый контроль и налоговая ответственность

1 июля 2010
Сергей Тараканов

Сергей Тараканов

Советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса (ФНС России)

Как исчисляется срок на возврат переплаты по налогу? Могут ли налоговики оштрафовать за представление бухгалтерской отчетности раньше срока? Куда обращаться за сверкой расчетов при переезде по новому адресу?  На эти и другие вопросы, посвященные налоговому контролю и налоговой ответственности, ответил Сергей Тараканов.
 

Прием вопросов завершен
  • Срок на возврат переплаты исчисляется не раньше момента завершения камеральной проверки

    После проведения совместной сверки налогов и подписания акта, мы подали заявление на зачет переплаты по налогу на прибыль (п. 4 ст. 78 НК РФ). Теперь налоговая нам отказывает в зачете, ссылаясь на статью 88 НК РФ. Говорят, что налог нам зачтут после того, когда будет проведена камеральная проверка нашей декларации, а это не ранее, чем через три месяца. Получается, что наша переплата может "провисеть" в налоговой инспекции еще три месяца и воспользоваться ею мы не можем. Правомерно ли это?

    Порядок возврата (зачета) суммы излишне уплаченного налога регулируется статьей 78 НК РФ. Однако она не определяет процедуры признания соответствующих сумм в качестве излишне уплаченных, а также не устанавливает сроков, в течение которых налоговый орган должен проверить заявление налогоплательщика о наличии излишне уплаченной суммы налога.

    В то же время в пункте 6 статьи 78 НК РФ установлено, что месячный срок на возврат налога определяется со дня подачи заявления. Однако эта норма регулируются ситуации, когда факт излишней уплаты тех или иных сумм и их размер уже был установлен налоговым органом на момент подачи заявления о возврате (зачете) этих сумм. В таком случае месячный срок предоставляется налоговому органу для проверки наличия недоимки по иным налогам и сборам и осуществления обязательного зачета суммы излишне уплаченного налога в счет ее погашения.

    Таким образом, срок на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога (авансового платежа), определенный пунктом 6 статьи 78 НК РФ, начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате (зачете), но не ранее момента завершения камеральной налоговой проверки либо момента, когда такая проверка должна быть завершена по правилам статьи 88 НК РФ.

  • Не получится обжаловать акт налоговой проверки

    У нас закончилась выездная налоговая проверка. По закону у нас есть 15 рабочих дней на то, чтобы представить возражение на акт проверки в свою инспекцию. У инспекции есть 10 дней на то, чтобы рассмотреть наши возражения и вынести окончательное решение по проверке. В процессе рассмотрения нашей жалобы они могут назначить дополнительные мероприятия налогового контроля. Если мы сразу обжалуем акт инспекции в вышестоящее налоговое управление, может ли инспекция назначить дополнительные мероприятия налогового контроля?

    Обжалование акта налоговой проверки законодательством о налогах и сборах не предусмотрено. Дело в том, что данный документ не исходит от налогового органа (составляется и подписывается проверяющими, а не руководителем инспекции или его заместителем), не устанавливает какие-либо обязанности налогоплательщика. То есть акт налоговой проверки не является ненормативным правовым актом, который может быть обжалован в соответствии с положениями главы 20 НК РФ.

    В указанной связи обжалование акта налоговой проверки в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не будет являться препятствием для рассмотрения материалов проверки в соответствии с положениями статьи 101 НК РФ.

    При этом в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля.

  • За сверкой расчетов нужно обращаться в инспекцию по новому месту нахождения компании

    Организация сменила юридический адрес, и перешла из ИФНС № 28 в ИФНС № 34. При этом прежний бухгалтер фирмы не сделал сверку по налогам в ИФНС № 28. В результате ИФНС № 34 выставила инкассо на приличную сумму (задолженность по пеням). Что нужно сделать, чтобы ИФНС вернула на расчетный счет деньги, снятые по инкассо? К кому мы должны теперь обращаться? Должна ли налоговая инспекция (в нашем случае ИФНС № 28) перед тем, как передать фирму в другую налоговую инспекцию, провести сверку расчетов? Если мы сейчас решим подать уточненную декларацию за предыдущий период, куда мы должны ее подавать?

    Налоговый орган по прежнему месту учета налогоплательщика не обязан проводить сверку расчетов с бюджетами перед тем, как передаст компанию в налоговый орган по новому месту ее нахождения. Вместе с тем, при изменении месту нахождения организации в инспекцию по новому месту учета передаются все необходимые материалы и сведения о налогоплательщике.

    После изменения места нахождения организации новый налоговый орган является правопреемником прежнего налогового органа по всем вопросам, связанным с администрированием налогоплательщика.

    Поэтому налогоплательщик вправе обратиться в свой налоговый орган (которым после изменения места нахождения является новая инспекция) с заявлением о проведении сверки расчетов. Если будет установлено излишнее взыскание пеней, излишне взысканные суммы могут быть зачтены или возвращены налогоплательщику в порядке статьи 79 НК РФ.

  • По результатам выездной проверки может быть скорректирована сумма НДС, которую ранее было решено возместить

    16 марта 2010 мы получили решение о проведении выездной налоговой проверке за 2007 и 2008 годы. 20 марта сдали уточненную декларацию по НДС за 3 квартал 2007 года (появилась сумма к возмещению). Может ли одна и та же налоговая инспекция проводить камеральную проверку во время выездной, если проверяется один и тот же налог за один и тот же период?

    Если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму НДС, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии со статьей 176 НК РФ. Данная статья предусматривает проведение камеральной налоговой проверки такой декларации по правилам статьи 88 НК РФ.

    Особенность заключается в том, что по результатам проверки декларации по НДС с заявленной суммой налога к возмещению, принимается решение о возмещении (или об отказе в возмещении) полностью или частично суммы налога. Поэтому независимо от проведения выездной налоговой проверки по данному налогу за период, за который представлена уточненная налоговая декларация, проверка проводится в соответствии со статьей 176 НК РФ.

    В постановление ВАС РФ от 22.03.06 № 15000/05 выражена важная правовая позиция. Она заключается в следующем. Принятие инспекцией по итогам камеральной проверки решения о возмещении НДС не исключает возможности скорректировать впоследствии по итогам выездной проверки сумму налога, в отношении которой было принято данное решение. Такая корректировка возможна при установлении обстоятельств, свидетельствующих о необоснованности возмещения. Данный вывод также содержится в постановлениях Президиума ВАС РФ от 16.11.04 № 5872/04 и от 08.02.05 № 10423/04. Таким образом, по результатам выездной налоговой проверки возможна только коррекция сумм налога, в отношении которых согласно статье 176 НК РФ ранее были приняты решения о возмещении.

  • Не предусмотрена ответственность за представление бухгалтерской отчетности раньше срока

    17 февраля 2010 года предприятие представило бухгалтерскую отчетность за 2009 год в электронном виде. В этот же день был получен протокол, в котором сообщалось, что отчетность принята и не требует уточнения. А 18 февраля из налоговой инспекции по электронной почте пришло письмо о том, что отчетность должна быть представлена не ранее 1 марта. В нем сообщалось, что посланная нами отчетность считается представленной раньше срока и не принимается. Повторно отчет мы отправлять не стали, поскольку уже имелось подтверждение о приеме отчета.
    Правомерно ли в такой ситуации привлечение предприятия к ответственности по статье 126 НК РФ, а также по статье 15.6 КоАП за непредставление отчетности? Инспекция формулирует основание для возбуждения дела так: «В соответствии с пунктом 86 Раздела 4 "Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ", утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н, организации обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года. В пределах указанных сроков конкретная дата представления бухгалтерской отчетности устанавливается учредителями (участниками) организации или общим собранием. При этом годовая бухгалтерская отчетность должна представляться не ранее 60 дней по окончании отчетного года».

    Пунктом 1 статьи 126 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах. Ответственность должностных лиц за это правонарушение установлена в статьи 15.6 НК РФ.

    Представление отчетности до истечения 60 дней по окончании отчетного года, например 17 февраля, законодательством о бухгалтерском учете запрещено.

    Но, как видно из состава правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 НК РФ, представление бухгалтерской отчетности ранее установленного срока не может быть квалифицировано как ее непредставление в установленный срок, так как срок ее представления на указанный момент не истек. Таким образом, в данной ситуации не может быть составлен акт, предусмотренный пунктом 1 статьи 101.4 НК РФ, и не может быть возбуждено дело о налоговом правонарушении. Аналогично ситуация решается и при квалификации деяния по статье 15.6 КоАП. Правонарушением было бы непредставление отчетности в период между 60 и 90 днями по окончании отчетного года.

    Однако судебная практика по данному вопросу отсутствует.

  • Налоговики могут отказаться принять декларацию, составленную на черновиках

    Может ли налоговая инспекция отказаться принимать налоговую декларацию, которая напечатана на бумаге, имеющей текст с оборотной стороны?

    Да, может. Пунктом 11 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденного приказом Минфина России от 15.10.09 № 104н запрещена двусторонняя печать декларации на бумажном носителе. Аналогичные требования содержатся в пункте 1.1 Порядка заполнения формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), утвержденного приказом Минфина России от 29.12.09 № 145н. В порядках заполнения иных налоговых деклараций (расчетов) подобные ограничения отсутствуют.

    Вместе с тем, налоговая декларация (расчет) является документом. Определение документа закреплено в статье 1 Федерального закона от 29.12.94 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов». Согласно данной норме документ – это материальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения. На основании статьи 11 Налогового кодекса, это понятие применимо к налоговым правоотношениям.

    Понятие документа также приведено в ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», утвержденного постановлением Госстандарта России от 27.02.98 № 28.

    Позиция о недопустимости представления документов на черновиках отражена в письме Минфина России от 01.02.10 № 03-02-07/1-35.

  • В 2010 году налоговики могут проверить правильность перехода на освобождение от уплаты НДС, состоявшееся в 2008 году

    25 февраля 2010 года у нас началась выездная налоговая проверка, а 7 июня мы получили акт проверки (проверяемый период – 2008 год). В акте отражено, что нарушен пункт 8 статьи 145 НК РФ: не восстановили НДС по ТМЦ перед отправкой уведомления об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС. Уведомление на освобождение от уплаты НДС -- с 01.03.08 по 31.03.09. ТМЦ, которые были в остатке при переходе, в 2006 году были закреплены на праве хозяйственного ведения безвозмездно за созданным предприятием, но счета-фактуры выписаны с НДС.
    Предыдущая налоговая проверка была в 2008 году. Проверяли 2006 и 2007 годы. То есть в 2008 году уже проверили период, когда образовались остатки ТМЦ. Могла ли налоговая инспекция в 2010 году проверить правильность перехода на освобождение от уплаты НДС, которое состоялось в марте 2008 года, и выставить претензию по поводу восстановления НДС по остаткам ТМЦ, которые образовались в 2006 году?

    Процессуальные нормы в этой ситуации не нарушены. Если же налогоплательщик не согласен с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями проверяющих, он в течение 15 рабочих дней может представить письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений. Это предусмотрено пунктом 6 статьи 100 НК РФ.

  • На каком основании налоговики могут запросить информацию вне рамок проверки

    Несмотря на отсутствие такого понятия как «встречная проверка», налоговые органы все же, пользуясь статьей 93.1 Налогового кодекса, истребуют документы у контрагента проверяемой организации. В связи с тем, что данная статья не содержит конкретный перечень истребуемых документов, означает ли это, что налоговые органы могут запросить любой документ, так или иначе касающийся деятельности предприятия, как в рамках налоговой проверки, так и вне рамок проведения проверок?

    С 1 января 2007 года понятие «встречная проверка» было исключено из статьи 87 НК РФ в связи с дополнением Налогового кодекса новой статьей 93.1 «Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках».

    Истребование названных документов (информации), а это действие составляет содержание данного мероприятия налогового контроля, не вполне корректно называть налоговой проверкой.

    Отсутствие в Кодексе понятия «встречная проверка» не препятствует истребованию документов и информации в соответствии со статьей 93.1 НК РФ. В то же время пунктом 1 статьи 93 НК РФ установлено ограничение, которое сформулировано таким образом, что на основании статьи 93.1 НК РФ можно истребовать только документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента). Однако эти документы (информацию) налоговый орган вправе истребовать только в рамках налоговой проверки (камеральной или выездной). Но из этого правила предусмотрено одно исключение: если вне рамок налоговой проверки у налогового органа возникала обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.

  • Уточненные декларации сдаются по правилам, действующим на дату их представления

    Найдены ошибки в предыдущем периоде по НДС и по прибыли. Нужно сдавать уточненные декларации. Плюс к этому была смена юридического адреса и организацию перевели в другую налоговую инспекцию. Куда нужно сдавать уточненные декларации? Период, за который были найдены ошибки, организация состояла на учете в старой налоговой инспекции, при переводе был подписан акт - без задолженностей. Будет ли сверка по НДС и по прибыли?

    Как было отмечено ранее, после постановки на учет в новом налоговом органе в связи с изменением места нахождения организации, все полномочия по налоговому контролю переходят к налоговому органу по новому месту нахождения организации.

    Налоговые декларации, в том числе уточненные, представляются по правилам, действующим на дату их представления. Например, декларация по НДС сдается в инспекцию по месту нахождения организации, следовательно, ее необходимо представить в тот налоговый орган, в котором на момент представления декларации организация была поставлена на учет по месту своего нахождения.

    При этом налоговый орган и налогоплательщик вправе предложить друг другу в любой момент провести сверку расчетов с бюджетами.

  • Как разграничить грубое нарушение правил учета и неуплату налогов

    Налоговики запросили первичные документы за 2007 год (применяем УСН с объектом «доходы минус расходы»). В 2007 году был получен убыток. Мне известно, что по одному из представленных документов мы не имели право уменьшать доход. Скорее всего, инспекция не признает расход по этому документу, при этом убыток уменьшится, но все равно останется. Какими штрафными санкциями нам это грозит?

    Если уточненная декларация представлена в налоговый орган после истечения срока подачи декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности при соблюдении двух условий, прописанных в пункте 4 статьи 81 НК РФ. Первое: если он представил уточненную декларацию до момента, когда узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период. Второе условие: до представления уточненной декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени. Таким образом, если уже идет налоговая проверка (в рамках которой запросили первичные документы), условие для освобождения от ответственности не соблюдено.

    Как видно из описания ситуации, состав правонарушения, предусмотренный статьей 120 НК РФ «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения», отсутствует. Напомню, что под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета; систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений. Проверка на наличие грубого нарушения правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения проводится всегда в связи с недостаточным разграничением правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 НК РФ.

    Поэтому неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), влечет ответственность, предусмотренную статьей 122 НК РФ, если не было грубого нарушения правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения.

  • Спецрежимники учитывают «входной» НДС в стоимости приобретенных товаров

    Организация (сеть магазинов розничной торговли) применяет ЕНВД и УСН, и не является плательщиком НДС. Должна ли компания при перечислении денег поставщикам указывать сумму НДС? Какое наказание может применить налоговая инспекция, если компания по просьбе поставщиков – плательщиков НДС будет указывать в платежных поручениях сумму НДС?

    Сумма налога, предъявляемая плательщиком НДС покупателю товаров (работ, услуг), не являющемуся плательщиком НДС, или налогоплательщику, освобожденному от исполнения обязанностей плательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, при перечислении платежей в расчетных документах выделяется отдельной строкой. Поэтому в платежных поручениях необходимо выделять сумму НДС отдельной строкой.

    Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 170 НК РФ суммы НДС, предъявленные покупателю в случае приобретения товаров лицами, не являющимися плательщиками этого налога либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате этого налога, учитываются в стоимости таких товаров во всех случаях. В том числе, в случае выставления названными лицами покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога. Эти лица должны исчислить и уплатить в бюджет сумму налога (п. 5 ст. 173 НК РФ).

    При этом лица, не являющиеся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость либо освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, не вправе заявлять налоговые вычеты по данному налогу, так как в такой ситуации будет применяться подпункт 3 пункта 2 статьи 170 НК РФ.

  • Незначительные ошибки в одном документе не мешают списанию командировочных расходов

    Во время налоговой проверки инспекторы высказали претензии по поводу счета на проживание в гостинице. В нем была допущена ошибка при написании фамилии – вместо буквы "и" была написана буква "е". Все остальные реквизиты были заполнены правильно. Насколько справедлива претензия инспекции?

    На мой взгляд, в этом случае нужно применить общеправовую позицию, которая сформулирована в пункте 2 постановления ВАС РФ от 18.12.07 № 65 «О некоторых процессуальных вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами заявлений налогоплательщиков, связанных с защитой права на возмещение налога на добавленную стоимость по операциям, облагаемым названным налогом по ставке 0 процентов». Эта позиция заключающаяся в следующем: представление документов, имеющих незначительные дефекты формы или содержания, не может рассматриваться как непредставление этих документов. При возникновении спора значительность таких дефектов оценивается судом.

    Учитывая, что командировочные расходы подтверждаются целым рядом документов: приказом о командировании, командировочным удостоверением, проездными билетами и проч., незначительные ошибки в одном документе не должны приниматься во внимание.

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер