Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами

Ведение бухучета

Специально для бухгалтеров небольших компаний

Расчет зарплаты

Удобно с сервисом Контур.Бухгалтерия
RSS
Опрос

Налоговые проверки и налоговая ответственность

25 апреля 2011
Сергей Тараканов

Сергей Тараканов

Советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса (ФНС России)

Можно ли организовать выездную налоговую проверку физлица, которое перестало быть предпринимателем? Какая инспекция вправе проверять плательщика, сменившего адрес? Какие контрольные мероприятия могут проводиться во время приостановления выездной проверки? На эти и другие вопросы, касающиеся налоговых проверок, ответил Сергей Тараканов.

Прием вопросов завершен
  • Должностные лица налогоплательщика не несут налоговой ответственности

    В компании сменился главный бухгалтер. В процессе работы новый бухгалтер выявил ошибку предыдущего бухгалтера. Одним днем исправить ошибку невозможно. Необходима проверка всей бухгалтерской документации. Если данную ошибку обнаружит ИФНС, какая ответственность грозит новому главбуху?

    Законодательство о налогах и сборах не предусматривает ответственность должностных лиц налогоплательщика, так как субъектами налоговых правонарушений являются сами налогоплательщики. КоАП РФ не предусматривает ответственность должностных лиц налогоплательщика за совершение правонарушений, аналогичных тем, что предусмотрены статьями 120 «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения» и 122 «Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)».

  • Снятие ИП с регистрации не препятствует проведению проверки за период, когда велась предпринимательская деятельность

    Имеет ли ИФНС право проводить выездную проверку индивидуального предпринимателя, если он уже прекратил деятельность в качестве ИП (есть свидетельство и выписка из ЕГРИП о прекращении деятельности)?

    Согласно пункту 4 статьи 89 НК РФ в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено данной статьей. В частности, данное ограничение не действует в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации. При этом в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная декларация.
    Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве ИП в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности, не препятствует проведению мероприятий налогового контроля за периоды осуществления им предпринимательской деятельности, а также не влечет прекращения обязанностей налогоплательщика, возникших до указанной государственной регистрации.

  • При переезде компании новая инспекция сможет проверить периоды, в которых компания состояла на учете в прежней ИФНС

    Компания в 2009-2010 годах была зарегистрирована в одном городе. В 2011 году произошла перерегистрация. И теперь компания состоит на учете в налоговой инспекции в другом городе. Какая ИФНС может проверить 2009-2010 годы?

    В соответствии с пунктом 2 статьи 89 НК РФ решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации. При этом в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Изменение места нахождения организации не влечет невозможности проведения выездной налоговой проверки налоговым органом по новому месту нахождения организации, в том числе за периоды, в которых компания состояла на учете в налоговом органе по прежнему месту нахождения.

  • Во время приостановления проверки могут проводиться контрольные мероприятия, не обременяющие проверяемого плательщика

    Инспектор выписал требование о предоставлении документов, но на следующий день вынес решение о приостановлении проверки. Получается, что во время приостановления проверки мы должны предоставлять документы по требованию. Но ведь во время приостановления проверки действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика должны быть прекращены. Законно ли такое требование?

    На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика. В этом случае налогоплательщику возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой (п. 9 ст. 89 НК РФ).

    Эта норма должна рассматриваться с учетом позиции Конституционного суда РФ, отраженной в постановлении от 16.07.2004 № 14-П. Согласно этой позиции, в срок проведения выездной налоговой проверки включаются только те периоды, которые напрямую связаны с нахождением проверяющих на территории налогоплательщика. А именно: время проведения инвентаризации, осмотра (обследования) территорий и помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, выемки документов и предметов, а также изучения проверяющими документов налогоплательщика непосредственно на его территории. То есть за пределами указанного срока не допускается обременение проверяемого налогоплательщика обязанностями, связанными с проведением в отношении него мероприятий налогового контроля. При указанных условиях приостановление действий по истребованию документов должно означать, что на период приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются не истекшие к моменту начала такого приостановления сроки, предусмотренные статьей 93 НК РФ для представления истребованных налоговым органом документов.

    Одновременно необходимо отметить, что в период приостановления проведения выездной налоговой проверки проверяющими могут быть проведены мероприятия налогового контроля, не обременяющие, по своей сути, проверяемого налогоплательщика. В частности, истребование документов (информации) у контрагентов налогоплательщика, получение информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ, проведение экспертиз, перевод на русский язык документов и т.д.

  • Срок для сообщения налоговикам сведений о новом паспорте предпринимателя исчисляется с момента получения данного документа

    Индивидуальный предприниматель собирается менять паспорт. По закону он обязан подать заявление на внесение изменений в ЕГРИП в течение двух рабочих дней со дня выдачи паспорта. Но физически это сделать невозможно, так как человек забирает паспорт через несколько дней после даты его выдачи. Как в этом случае избежать штрафа?

    В соответствии с Федеральным законом от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в ЕГРИП, в числе прочих сведений об индивидуальном предпринимателе, содержатся данные об основном документе, удостоверяющем личность гражданина РФ на территории Российской Федерации (подпункт «е» пункта 2 статьи 5 Закона № 129-ФЗ). Индивидуальный предприниматель в течение трех дней с момента изменения указанных в пункте 2 статьи 5 Закона № 129-ФЗ сведений обязан сообщить об этом изменении в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства (пункт 5 статьи 5 Закона № 129-ФЗ).
    Несвоевременное представление сведений об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, влечет ответственность, установленную частью 3 статьи 14.25 КоАП РФ.
    Юридически значимым моментом, с которого исчисляется срок для представления сведений, является реальная дата получения гражданином паспорта.
    Замечу, что в соответствии с Федеральным законом от 27.07.10 № 227-ФЗ с 1 июля 2011 года в пункт 4 статьи 5 Закона № 129-ФЗ будет внесено дополнение. Так, сведения об изменении паспортных данных и об изменении места жительства физических лиц - учредителей (участников) юридического лица; лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также индивидуального предпринимателя будут предоставляться органами, осуществляющими выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории РФ, либо регистрацию физических лиц по месту жительства.
    Таким образом, с 1 июля 2011 года изменения в ЕГРЮЛ и ЕГРИП в указанной части будут вноситься налоговым органом самостоятельно на основании сведений, переданных органом ФМС России.

  • Справки о проведении налоговой проверки по-прежнему должны составляться

    Слышала, что ФНС отменила справки по результатам выездных проверок. Так ли это?

    Норма пункта 15 статьи 89 НК РФ, предусматривающая составление и вручение в последний день проведения выездной налоговой проверки справки, в настоящий момент не отменена.

  • Представлять в ходе проверки счета-фактуры в электронном виде можно будет после утверждения соответствующего порядка

    Мы хотим подключиться к электронному документообороту счетами-фактурами (с ЭЦП). Планирует ли ФНС установить электронный формат актов и накладных? Если мы будем обмениться с контрагентами актами и накладными в электронном виде (с ЭЦП), но составленными по официально неутвержденному формату, сможем ли мы во время налоговой проверки направить эти документы в инспекцию в электронном виде (с ЭЦП)?

    Согласно пункту 2 статьи 93 НК РФ налогоплательщик в ответ на требование о представлении документов (информации) вправе представить документы по утвержденным форматам. Налоговый кодекс предусматривает утверждение форматов (исключая, конечно, те документы, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий, предусмотренных законодательством о налогах и сборах) только в отношении счетов-фактур, книг продаж и книг покупок (пункт 9 статьи 169 НК РФ). Полномочий на утверждение форматов актов и накладных у ФНС России нет.
    Чтобы иметь возможность присылать налоговому органу счета-фактуры в электронном виде, необходимо дождаться, когда заработает порядок обмена счетами-фактурами в электронном виде, который в настоящее время разрабатывается Минфином России с участием ФНС России. Кроме того, необходимо, чтобы завершился хотя бы первый налоговый период по НДС, в котором осуществлялся бы этот обмен, и, главное надо дождаться налоговой проверки, в рамках которой будут истребоваться эти документы.
    Напомню, что в рамках камеральной налоговой проверки счета-фактуры и книги покупок могут истребоваться только в том случае, если в налоговой декларации заявлена сумма НДС к возмещению (строка 50 декларации по НДС). Соответственно, при истребовании документов у контрагентов проверяемого налогоплательщика в рамках статьи 93.1 НК РФ, документы представляются по правилам статьи 93 НК РФ, то есть могут быть представлены тоже в электронном виде. Причем согласно Федеральному закону от 06.04.11 № 63-ФЗ «Об электронной подписи», теперь нет ЭЦП, а есть ЭП.

  • Электронный документ, не имеющий установленного формата, при проверке придется распечатать и представить в бумажном виде

    В пункте 20 «Порядка направления требования о представлении документов (информации) и порядка представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи» (утв. приказом ФНС РФ от 17.02.11 № ММВ-7-2/168@), сказано, что истребуемый документ, составленный в электронном виде по установленным форматам направляется по телекоммуникационным каналам связи в адрес налогового органа. Означает ли это, что если электронный документ был составлен не по установленному ФНС России формату (например, акт или накладная), то его нельзя направить в инспекцию в электронном виде (с ЭЦП), а можно передать только в бумажном виде (лично или по обычной почте)? Как нужно будет оформить этот бумажный документ? Достаточно ли будет распечатать документ, который получен (имеется) в электронном виде с ЭЦП, заверить его своей синей печатью и представить на проверку? Или нужно будет просить, чтобы специально для налоговой проверки контрагент подписал нужные документы обычной подписью и скрепил обычной печатью? Либо есть какой-то еще вариант?

    В настоящее время многие налогоплательщики обмениваются между собой документами в электронном виде, например, актами или накладными, которые не имеют установленных ФНС России форматов. Если электронный документ был составлен не по установленному ФНС России формату, то его нельзя направить в инспекцию в электронном виде (с ЭЦП). Такой документ можно передать только в бумажном виде (лично или по обычной почте). При проверке такие документы можно будет распечатать на бумажном носителе, заверить печатью и подписью налогоплательщика и представить налоговому органу.

  • Явка налогоплательщика для участия в рассмотрении дела о налоговом правонарушении не является обязательной

    Компания 24 апреля 2009 года сдала декларацию по ЕНВД за 1 квартал 2009 года. Сумма налога равнялась 4924 рублям. В мае 2009 года был составлен протокол об административном правонарушении и выставлен штраф на должностное лицо. Штраф на организацию (5% от неуплаченной суммы) инспекция выставлять не стала – исполнитель устно пояснила, что ввиду незначительности суммы штрафа (246,2 руб.). Но 1 апреля 2011 года пришел акт по результатам камеральной проверки на штраф (5% от суммы по декларации). Директору нужно явиться в инспекцию, подтвердить полномочия и проч. Не пропущен ли в данной ситуации срок давности? Если мы согласны заплатить штраф, то можно ли директору не являться в инспекцию?

    Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности). Такое правило закреплено в статье 113 НК РФ. При этом исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122 НК РФ.

    Как следует из описания ситуации, налогоплательщику вменяется налоговое правонарушение, предусмотренное статьей 119 НК РФ «Непредставление налоговой декларации». Декларация по ЕНВД, согласно пункту 3 статьи 346.32 НК РФ, должна была быть представлена не позднее 20 апреля 2009 года.

    Состав длящегося налогового правонарушения, предусмотренного статьей 119 НК РФ, окончательно определяется в момент фактического представления налоговой декларации (с нарушением срока). В данном случае – 24.04.2009. То есть решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в данном случае может быть принято не позднее 24.04.2011.

    Явка налогоплательщика для участия в рассмотрении дела о налоговом правонарушении не является обязательной.

  • Налоговый кодекс не устанавливает сроки представления бухгалтерской отчетности

    Согласно НК РФ налогоплательщик обязан представить годовую отчетность не позднее 31 марта. В состав годового отчета банка входит заключение аудиторов. Согласно Инструкции, банки сдают годовой отчет после подтверждения аудиторов не позднее 1 июня. В каком случае банк может быть оштрафован за непредставление отчетности?

    Налоговые органы в данном случае выступают одними из пользователей бухгалтерской отчетности. Налоговый кодекс РФ не устанавливает сроки ее представления в налоговые органы, так как в силу прямого указания статьи 23 НК РФ бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». В тех случаях, когда организация является специальным субъектом, на которого данный закон не распространяется, бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с требованиями законодательства, под действие которого подпадает данный специальный субъект.
    Согласно статье 40 Федерального закона от 02.12.90 № 395-1«О банках и банковской деятельности» правила ведения бухгалтерского учета, представления финансовой и статистической отчетности, составления годовых отчетов кредитными организациями устанавливаются Банком России.
    В соответствии с пунктом 14 Указания ЦБ РФ от 08.10.08 № 2089-У, порядок и срок составления годового отчета утверждаются в учетной политике кредитной организации исходя из установленного в соответствии с учредительными документами порядка представления годового отчета на утверждение общего собрания акционеров (участников) и с учетом сроков проведения аудиторской проверки.

  • Какие могут быть последствия в случае представления ошибочной «уточненки» с суммой налога к доплате?

    Компанию вызвали в ИФНС для дачи пояснений в связи с убытками, полученными за девять месяцев 2010 года. Выяснилось, что доходы были начислены неверно. Инспектор грозилась организовать проверку, если до 17 февраля 2011 года фирма не сдаст «уточненки» по налогам (в том числе НДС). Фирма была в процессе формирования годовой отчетности за 2010 год, делала акты сверки с контрагентами, но решила по совету инспектора подать «уточненки» по НДС. Суммы получились огромные. ИФНС выставила требование об уплате налога и начисленных пеней. В дальнейшем по актам сверки выяснилось, что у фирмы не хватало документов. Теперь мы снова подает «уточненки». Пересчитается ли сумма налога и пени за поданный период и что грозит фирме за рассчитанные разные суммы налогов за 2010 год? Можно ли опротестовать сумму выставленного штрафа?

    Если налогоплательщик представит уточненную налоговую декларацию, в которой указана сумма налога более ранее заявленной, то без проведения камеральной налоговой проверки составляется документ об обнаружении недоимки и налогоплательщику направляется требование об уплате налога и пеней (п. 2 ст. 69, п. 1 ст. 70 НК РФ). Сумма налога к уплате и пени впоследствии должны быть пересчитаны, если налогоплательщик представит уточненную налоговую декларацию, и по результатам камеральной налоговой проверки налоговым органом не будут обнаружены нарушения законодательства о налогах и сборах.
    Условия освобождения налогоплательщика от ответственности указаны в пункте 4 статьи 81 НК РФ. Так, если уточненная декларация представляется после истечения срока подачи декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности при соблюдении следующих условий. Первое: уточненная декларация подана до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период. Второе: до представления уточненной налоговой декларации налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер