Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами

Ведение бухучета

Специально для бухгалтеров небольших компаний

Расчет зарплаты

Удобно с сервисом Контур.Бухгалтерия
RSS
Опрос

Налог на добавленную стоимость

11 мая 2011
Елена Вихляева

Елена Вихляева

Главный специалист-эксперт отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Нужно ли включать в базу по НДС взысканные по решению суда штрафные санкции за нарушение условий договора? Как арендатору учесть НДС при возмещении арендодателю эксплуатационных расходов? Нужно ли вести журнал полученных счетов-фактур, если покупатель не использует право на вычет? На эти и другие вопросы, связанные с исчислением и уплатой НДС ответила Елена Вихляева.

Прием вопросов завершен
Категории: НДС
  • Если право собственности на государственное или муниципальное имущество перешло к малому предприятию до 1 апреля 2011 года, придется заплатить НДС

    Организация на УСН с объектом «доходы минус расходы» выкупает недвижимость, которая находится в муниципальной собственности. Выкуп происходит в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.08 № 159-ФЗ, с рассрочкой платежа на три года. Договор купли-продажи заключен в сентябре 2010 года. Свидетельство о государственной регистрации права выдано 10 марта 2011 года. Должна ли организация исчислить и уплатить НДС? Если да, то как правильно это сделать?

    С 1 апреля 2011 года не признаются объектом налогообложения НДС операции по реализации (передаче) на территории РФ государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями и составляющего государственную или муниципальную казну (подп. 12 п. 2 ст.146 НК РФ). Речь идет о выкупе указанного имущества субъектам малого (среднего) бизнеса в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.08 № 159-ФЗ. При этом реализацией товаров, как сказано в статье 39 НК РФ, является передача на возмездной основе права собственности на товары, а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, передача права собственности на товары – на безвозмездной основе.

    Таким образом, новая норма подпункта 12 пункта 2 статьи 146 НК РФ применяется в отношении операций по реализации государственного и муниципального недвижимого имущества, находящегося в казне, право собственности на которое перешло к субъектам малого и среднего предпринимательства с 1 апреля 2011 года. В связи с этим операции по реализации указанного имущества, право собственности на которое перешло к субъектам малого и среднего предпринимательства до 1 апреля 2011 года, подлежат налогообложению НДС в ранее действовавшем порядке. Этот порядок (установлен абзацем вторым пункта 3 статьи 161 НК РФ) предусматривает, что исчислять и уплачивать в бюджет налог на добавленную стоимость должны налоговые агенты – покупатели.

    Согласно пункту 5 статьи 346.11 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных Налоговым кодексом, в том числе статьей 161 НК РФ. Значит, организации, к которым до 1 апреля 2011 года перешло право собственности на государственное и муниципальное имущество, приобретенное в порядке, установленном Законом № 159-ФЗ, налог на добавленную стоимость по такому имуществу исчисляют и уплачивают в бюджет (порядок установлен абзацем вторым пункта 3 статьи 161 НК РФ).

    Поскольку в запросе сказано, что право собственности на муниципальное недвижимое имущество перешло к компании на УСН 10 марта 2011 года (дата государственной регистрации права собственности), то она обязана в отношении такого имущества исчислить и уплатить в бюджет НДС.

    На основании абзаца второго пункта 3 статьи 161 НК РФ данный налог исчисляется покупателем - налоговым агентом при оплате муниципального имущества. В связи с этим в случае предоставления покупателю рассрочки по оплате указанного имущества сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется покупателем - налоговым агентом на момент перечисления денежных средств.

    Что касается порядка уплаты налога, исчисленного покупателем - налоговым агентом при перечислении денежных средств за приобретенное муниципальное имущество, то следует отметить, что статьей 174 НК РФ в отношении указанных налоговых агентов особого срока уплаты налога не установлено. В связи с этим покупатель - налоговый агент должен перечислять НДС по итогам каждого налогового периода исходя из суммы налога, исчисленной за истекший налоговый период, равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом.

    Вышеизложенный порядок исчисления и уплаты НДС также применяется покупателем -налоговым агентом, использующим упрощенную систему налогообложения.

  • Нюансы налогообложения операций по реализации банкам драгметаллов

    Организация производит драгоценные металлы из руды, добытой собственными силами, а также из руды, приобретенной у других добывающих организаций, и реализует произведенные драгметаллы банкам. Применяется ли ставка 0 процентов по отношению ко всему объему произведенных и реализованных драгметаллов? Или нулевую ставку можно применять только по отношению к драгоценным металлам, произведенным из своей руды, а по отношению к драгоценным металлам, произведенным из покупной руды, необходимо применить подпункт 9 пункта 3 статьи 149 НК РФ?

    Реализация налогоплательщиками, за исключением указанных в подпункте 6 пункта 1 статьи 164 НК РФ, драгоценных металлов банкам освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость (подп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ). Подпунктом 6 пункта 1 статьи 164 НК РФ установлено, что при реализации банкам драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу, применяется нулевая ставка НДС.

    Согласно статье 1 Федерального закона от 26.03.98 № 41-ФЗ « О драгоценных металлах и драгоценных камнях» под производством драгоценных металлов понимается извлечение драгоценных металлов из добытых комплексных руд, концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, а также из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы; аффинаж драгоценных металлов. А добыча драгоценных металлов – это извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы.

    Таким образом, организация, осуществляющая добычу и производство драгоценных металлов, должна применять нулевую ставку НДС при реализации банкам драгоценных металлов, произведенных из добытых ею руд. В то же время при реализации банкам драгоценных металлов, произведенных из руд, приобретенных у сторонних лиц, действует освобождение от налогообложения, предусмотренное подпунктом 9 пункта 3 статьи 149 НК РФ.

  • Банковская комиссия за перевод денег на счета организаций, оказывающих коммунальные услуги физлицам, НДС не облагается

    Банк заключает с УК и ТСЖ договоры на прием от населения коммунальных платежей. Вознаграждение банка не облагается НДС, так как это банковская операция (ст. 5 Федерального закона от 02.12.90 № 395-1). У банка есть письмо из УФНС по Свердловской области, подтверждающее, что эти операции не облагаются НДС. Однако инспекторы при выездной проверке решили, что банк должен платить налог. Кто прав?

    При решении вопроса о применении НДС в отношении платы (комиссии) за переводы денежных средств на счета организаций, оказывающих физическим лицам коммунальные услуги, необходимо руководствоваться следующим.

    В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 149 НК РФ осуществляемые банками банковские операции (за исключением инкассации) не облагаются НДС.

    Согласно пунктам 4 и 9 статьи 5 Федерального закона РФ от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» осуществление расчетов по поручению физических лиц по их банковским счетам и переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов) относятся к банковским операциям.

    Положением Банка России от 01.04.03 № 222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации» предусмотрено, что безналичные расчеты физических лиц, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся через кредитные организации (их филиалы), имеющие лицензию Банка России. Данная лицензия должна предусматривать открытие и ведение банковских счетов физических лиц и (или) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

    Таким образом, осуществляемые банками безналичные переводы денежных средств, принятых от физических лиц, на банковские счета организаций, оказывающих данным физическим лицам коммунальные услуги, относятся к банковским операциям, освобожденным от налогообложения НДС. Поэтому плата (комиссия), взимаемая банком с организаций – получателей денежных средств в соответствии с заключенными с ними договорами о приеме и перечислении указанных денежных средств, налогом на добавленную стоимость не облагается.

  • Как подтвердить освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость НИОКР

    Какими документами можно подтвердить льготу по подпункту 16.1 пункта 3 статьи 149 НК РФ? Достаточно ли договора на НИОКР?

    В соответствии с подпунктом 16.1 пункта 3 статьи 149 НК РФ от налогообложения НДС освобождается выполнение организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, если в состав научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ включаются виды деятельности, предусмотренные данным подпунктом.

    Право на освобождение от НДС можно подтвердить договором на выполнение данных работ, а также документами, подтверждающими, что эти работы связаны с созданием новых продукции и технологий или усовершенствованием производимой продукции и технологий.

  • Если «упрощенщик» заключил контракт на поставку товаров по цене с учетом НДС, то придется выделять сумму данного налога в первичке и счетах-фактурах

    Компания на «упрощенке» подписала госконтракт, в котором указана сумма НДС. Когда осуществили поставку и предъявили товарные накладные и счет без НДС, заказчик потребовал в документах выделить НДС и выставить счет-фактуру или снизить цену на сумму НДС. Что можно предпринять в такой ситуации? (цена в госконтракте прописана как 1111 руб., включая НДС 111 руб.).

    Вопросы порядка формирования цены при заключении государственного контракта купли-продажи имущества регулируются Федеральным законом от 21.07.05 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ). Разъяснение положений этого закона относится к компетенции Минэкономразвития России.

    Так, в письме Минэкономразвития от 27.09.10 № Д22-1740 разъясняется, что в соответствии со статьей 8 Закона № 94-ФЗ участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Таким образом, любой участник размещения заказа, в том числе тот, кто применяет упрощенную систему налогообложения, вправе участвовать в торгах. Государственный контракт по результатам торгов заключается на условиях, указанных в извещении о проведении торгов и документации к торгам, по цене, предложенной победителем торгов.

    В соответствии с частью 4.1 статьи 9 Закона № 94-ФЗ цена государственного (муниципального) контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения. Исключения предусмотрены в пункте 2.1 части 2 статьи 55 и частями 4.2, 6, 6.2 - 6.4 статьи 9 Закона № 94-ФЗ. Оплата поставляемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) осуществляется по цене, установленной государственным (муниципальным) контрактом, за исключением случаев заключения контракта на энергосервис на основании статьи 56.1 Закона № 94-ФЗ. Цена государственного (муниципального) контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения контракта.

    Государственный (муниципальный) контракт, заключаемый по итогам проведения торгов, должен содержать перечень работ, установленных заказчиком, а также итоговую цену контракта (итоговую стоимость этапов выполнения контракта). При этом установленная в контракте стоимость оплаты выполнения работ является обязательством заказчика оплатить контракт (этапы выполнения контракта) в установленном размере при надлежащем его исполнении.

    Таким образом, с учетом положений Закона № 94-ФЗ контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя торгов вне зависимости от применяемой победителем системы налогообложения. Сумма, предусмотренная контрактом за выполненный объем работ, должна быть оплачена победителю торгов в установленном контрактом размере.

    Если организация, не являющаяся плательщиком НДС в связи с применением упрощенной системы налогообложения, заключила государственный контракт на поставку товаров по цене, сформированной с учетом налога на добавленную стоимость, то товар нужно будет реализовывать по цене, указанной в этом контракте, то есть по цене с учетом НДС.

    В связи с этим в выставленные заказчику первичные учетные документы, в которых цена реализуемых товаров указана без учета НДС, нужно внести соответствующие изменения. Также нужно выставить заказчику счет-фактуру с выделением сумм данного налога. При этом необходимо иметь в виду, что в соответствии с пунктом 5 статьи 173 НК РФ в случае выставления налогоплательщиком, перешедшим на упрощенную систему налогообложения, счета-фактуры с выделением суммы налога на добавленную стоимость, вся сумма налога, указанная в этом счете-фактуре, подлежит уплате в бюджет.

    В то же время следует отметить, что вышеуказанная цена государственного контракта, заключенного организацией, применяющей УСН, может быть изменена (уменьшена на соответствующую сумму НДС), если такое изменение цены предусмотрено нормами Закона № 94-ФЗ.

  • Счета-фактуры, полученные покупателем, использующим право на освобождение от НДС, в книге покупок не регистрируются

    Мы имеем право применять льготу по НДС, предусмотренную в статье 145 НК РФ. А как быть со счетами-фактурами с НДС, которые нам выставляют? Надо ли перезаключать договоры с арендаторами (договоры были зарегистрированы в Регистрационной палате)?

    При использовании плательщиком НДС освобождения от исчисления и уплаты данного налога, предусмотренного статьей 145 НК РФ, от налогообложения освобождаются только операции по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), осуществляемые этим налогоплательщиком.

    На основании пунктов 1 и 2 Правил*, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914, покупатели ведут журнал учета полученных от продавцов оригиналов счетов-фактур, в котором они хранятся. При этом покупатели ведут учет счетов-фактур по мере их поступления от продавцов.

    Таким образом, если налогоплательщик, использующий в соответствии со статьей 145 НК РФ право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, приобретает  товары (работы, услуги, имущественные права) у продавцов - плательщиков данного налога, то счета-фактуры, выставленные этими продавцами, регистрируются в журнале полученных счетов-фактур, в котором они хранятся.

    В соответствии с пунктом 7 Правил, покупатели ведут книгу покупок, предназначенную для регистрации счетов-фактур, выставленных продавцами, в целях определения суммы налога на добавленную стоимость, предъявляемой к вычету (возмещению) в установленном порядке.

    Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 170 НК РФ суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику, использующему освобождение от уплаты НДС, при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав) к вычету не принимаются, а учитываются в стоимости этих товаров (работ, услуг, имущественных прав). Значит, счета-фактуры, выставленные продавцами по данным товарам (работам, услугам, имущественным правам), в книге покупок не регистрируются.

    Что касается вопроса о перезаключении договоров аренды, зарегистрированных в Регистрационной палате, то данный вопрос нормами Налогового кодекса не регулируется.

  • Суммы НДС, предъявленные в отношении работ, связанных с улучшением проданного земельного участка, к вычету не принимаются

    Компания (ООО на общей системе налогообложения) приобрела земельный участок и заключила договоры на проведение ряда работ, связанных с улучшением участка (проектные работы, межевание, выравнивание и пр.). Подрядчики выставили счета-фактуры. Размежеванные участки подлежат продаже. Каким образом необходимо учесть НДС в данной ситуации: в составе затрат или принять к вычету?

    В случае приобретения товаров (работ, услуг), используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), освобождаемых от налогообложения НДС, суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении этих товаров (работ, услуг), к вычету не принимаются, а учитываются в стоимости товаров (работ, услуг). Так гласит норма подпункта 1 пункта 2 статьи 170 НК РФ.

    Из этого следует, что суммы НДС, предъявленные в отношении проектных работ, работ по межеванию, выравниванию земельного участка и прочих работ, связанных с улучшением земельного участка, подлежащего реализации  по частям, к вычету не принимаются. Ведь операции по реализации земельных участков не  облагаются налогом на добавленную стоимость.

  • Взысканные по решению суда штрафные санкции за нарушение условий договора увеличивают базу по НДС продавца

    Нужно ли включать в базу для исчисления НДС пени и штрафы, полученные по исполнительному листу (взыскание с суммы дебиторской задолженности)?

    Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

    Если по решению суда продавец товаров (работ, услуг) получает от покупателя этих товаров (работ, услуг) денежные средства в виде санкций за нарушение условий оплаты, предусмотренных договорами (пени, штрафы), то в целях применения НДС такие денежные средства рассматриваются как денежные средства, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Таким образом, продавец товаров (работ, услуг) должен включить указанные денежные средства в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.

  • Если основные средства приобретены за счет средств федерального бюджета, то НДС по ним к вычету не принимается

    Организация продает вакцины собственного производства, а также выполняет работу по созданию новой вакцины по контракту с Федеральным агентством по науке и инновациям за счет бюджетных средств. Один из пунктов контракта гласит: «Основные средства, приобретенные за счет контракта, являются собственностью Исполнителя и могут быть использованы в его производственной деятельности». При приобретении основных средств за счет контракта мы оприходуем их на 08 и 01 счетах в сумме, включающей НДС. Платим налог на прибыль и налог на имущество (за счет собственных средств), а также начисляем на них налоговую амортизацию.
    Согласно учетной политике НДС с общехозяйственных и общепроизводственных расходов, а также НДС с основных средств, приобретенных за свой счет, мы ежемесячно делим пропорционально ежемесячной выручке от продажи вакцин с НДС 10%, выручке по экспорту с НДС 0% и выручке по указанному контракту (есть льгота по НДС).
    Нужно ли нам таким же образом делить НДС с основных средств, приобретенных за счет контракта, если в учетной политике указано, что налоговая амортизация этих основных средств является косвенным расходом, а по контракту мы можем их использовать в производственной деятельности (но пока не используем)? Что нужно сделать, чтобы не делить НДС с этих основных средств (бюджетных), а учитывать его в полной сумме на 08 и 01 счетах?

    Пунктом 1 статьи 13 Налогового кодекса РФ и статьей 50 Бюджетного кодекса РФ определено, что налог на добавленную стоимость относится к федеральным налогам и зачисляется в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов.

    Учитывая, что принятие к вычету (возмещению) сумм НДС, оплаченных за счет средств федерального бюджета, приведет к повторному возмещению налога из бюджета, то при оплате налога за счет средств, выделенных из федерального бюджета на финансирование расходов по приобретению товаров (работ, услуг), налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, не производятся.

    Таким образом, если приобретенные основные средства оплачены за счет средств федерального бюджета, полученных в рамках контракта, заключенного с Федеральным агентством по науке и инновациям, то суммы НДС, предъявленные продавцами этих основных средств, к вычету не принимаются, а включаются в стоимость приобретенных основных средств на основании пункта 2 статьи 170 НК РФ.

  • Вычет НДС при возмещении арендатором затрат арендодателя по содержанию предоставленных в аренду помещений: три возможные ситуации

    Как арендатору учесть НДС при возмещении арендодателю эксплуатационных расходов?

    Порядок применения налога на добавленную стоимость в отношении указанных расходов зависит от условий договора, заключенного арендатором с арендодателем. Рассмотрим три ситуации.

     

    Ситуация первая

    По условиям договора аренды недвижимого имущества арендная плата состоит из основной (постоянной) части, соответствующей стоимости определенного договором количества переданной в аренду площади, и дополнительной (переменной) части (в том числе в виде компенсационной выплаты, являющейся возмещением затрат арендодателя по содержанию предоставленных в аренду помещений). Порядок ее расчета основан на сумме платежей за коммунальное обслуживание предоставленных в аренду помещений (включая, например, пользование связью, а также охрану, уборку и т.д.).

    В этом случае в целях исчисления НДС налоговая база определяется арендодателем исходя из суммы арендной платы, состоящей из основной (постоянной) и дополнительной (переменной) частей.

    При оказании услуг по аренде недвижимого имущества на указанных условиях арендодатель в соответствии с пунктом 3 статьи 168 НК РФ выставляет арендатору счет-фактуру не позднее пяти календарных дней, считая со дня оказания услуги. В счете-фактуре вне зависимости от даты расчетов за переменную величину арендной платы, указывается единая стоимость услуги, состоящая из постоянной и переменной величины (в счете-фактуре заполняется либо одна строка с общей суммой, либо две строки с указанием отдельно постоянной и отдельно переменной величин).

    На основании пункта 1 статьи 171 НК РФ арендатор имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на сумму налоговых вычетов. Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные арендодателем арендатору по услугам аренды недвижимого имущества, принимаются к вычету в случае использования этих услуг для операций, подлежащих налогообложению. При этом указанные суммы налога принимаются к вычету в порядке, установленном статьей 172 НК РФ.

    Так, согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ предъявленные арендодателем арендатору суммы НДС по услугам по предоставлению в аренду недвижимого имущества принимаются к вычету на основании счета-фактуры, выставленного арендодателем в установленном порядке, после принятия этой услуги на учет и при наличии соответствующих первичных документов.

    Таким образом, если по условиям договора аренды компенсационные выплаты арендатора, являющиеся возмещением затрат арендодателя по содержанию предоставленных в аренду помещений, являются дополнительной (переменной) частью арендной платы, то вычеты НДС, предъявленного арендатором по таким компенсационным выплатам, производятся в вышеуказанном порядке при наличии счета-фактуры арендодателя.

     

    Ситуация вторая

    По условиям договора аренды предусмотрена только оплата стоимости определенного количества переданной в аренду площади (т.е. постоянная арендная плата). Платежи (компенсационные выплаты) за коммунальное обслуживание предоставленных в аренду помещений (включая пользование связью, а также охрану, уборку и т.д.) не являются дополнительной (переменной) частью арендной платы. Эти платежи (компенсационные выплаты) взимаются арендодателем с арендатора на основании отдельного договора на возмещение затрат арендодателя по содержанию предоставленных в аренду помещений или на основании договора аренды как платежи, являющиеся возмещением затрат арендодателя по содержанию предоставленных в аренду помещений.

    В этом случае указанные платежи (компенсационные выплаты) не учитываются арендодателем при определении налоговой базы и, соответственно, арендодатель не выставляет арендатору счет-фактуру на сумму этих платежей (компенсационных выплат).

    Поскольку пунктом 1 статьи 169 НК РФ установлено, что документом, служащим основанием для принятия сумм налога к вычету или возмещению является счет-фактура, то у арендатора в рассматриваемом случае не имеется оснований для вычета налога по таким платежам (компенсационным выплатам).

     

    Ситуация третья

    Арендодатель оказывает арендатору услуги по предоставлению в аренду помещений (исходя из стоимости определенного договором количества площади, предоставленной в аренду), а также услуги, например, по обслуживанию предоставленных в аренду помещений или эксплуатационные услуги (в том числе и на основании отдельного договора на оказание услуг по обслуживанию предоставленных в аренду помещений или эксплуатационных услуг).

    В этом случае исчисление арендодателем налога на добавленную стоимость, составление счетов-фактур и применение арендатором налоговых вычетов производится применительно к каждому виду услуг.

    Если арендодатель помимо услуг по предоставлению помещений в аренду оказывает арендатору посреднические услуги по приобретению коммунальных услуг, включая услуги связи, а также услуги по охране и уборке помещений (в том числе и на основании отдельного договора на оказание посреднических услуг), то исчисление арендодателем НДС по оказанным арендатору посредническим услугам производится в соответствии с порядком, определенным статьей 156 НК РФ. Счета-фактуры по таким посредническим услугам оформляются в соответствии с пунктом 24 Правил*, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914. При этом арендатор вправе применить налоговые вычеты по приобретенным коммунальным услугам в общеустановленном порядке.

  • Налоговый кодекс не содержит особенностей определения базы по НДС при передаче арендатором арендодателю неотделимых улучшений арендованного имущества

    С какой суммы арендатор исчисляет НДС при безвозмездной передаче неотделимых улучшений в арендованное имущество по окончании договора аренды: со всей суммы или с остаточной стоимости (бухгалтерской или налоговой)?

    Объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). А реализацией товаров (работ или услуг) признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу – на безвозмездной основе (п. 1 ст. 39 НК РФ).

    Таким образом, передача арендатором арендодателю результатов работ, по улучшению арендованного имущества, неотделимых без вреда для данного имущества, в том числе произведенных с привлечением подрядных организаций,  является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

    Порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) установлен статьей 154 НК РФ. Но в данной статье не предусмотрены особенности определения налоговой базы при передаче арендатором арендодателю результатов работ по улучшению арендованного имущества, неотделимых без вреда для данного имущества. В связи с этим при передаче арендатором арендодателю результатов указанных работ налоговая база определяется в общеустановленном порядке на основании пункта 1 статьи 154 НК РФ как стоимость этих работ, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 НК РФ, и без включения в них налога.

  • Вести журнал полученных счетов-фактур необходимо, даже если покупатель не использует право на вычет

    Обязаны ли мы хранить выданные поставщиками счета-фактуры на авансы, если мы не пользуемся правом налогового вычета с авансов?

    Согласно пункту 1 Правил*, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914, покупатели ведут журнал учета полученных от продавцов оригиналов счетов-фактур.

    Таким образом, полученные покупателями от продавцов счета-фактуры по приобретенным товарам (работам, услугам, имущественным правам), а также перечисленной оплате (частичной оплате) в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг, имущественных прав), должны регистрироваться и храниться в журнале полученных счетов-фактур, независимо от того, использует покупатель право на вычет сумм налога или нет.

  • «Входной» НДС принимается к вычету при соблюдении всех условий, прописанных в статье 172 НК РФ

    По условиям договора поставки переход права собственности на товар от поставщика к покупателю происходит в момент отгрузки товара. Товар доставляется железнодорожным транспортом. В какой момент покупатель может принять к вычету «входной» налог?

    Порядок применения налоговых вычетов установлен статьей 172 НК РФ. Согласно этому порядку, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров, подлежат вычету на основании счетов-фактур, выставленных продавцами, после принятия на учет этих товаров и при наличии соответствующих первичных документов.

    Таким образом, суммы НДС, предъявленные покупателю по товарам, доставляемым железнодорожным транспортом, принимаются к вычету в том налоговом периоде, в котором покупатель принял товар на учет. Помимо этого должны быть в наличии счет-фактура и соответствующие первичные документы.

  • НДС по услугам почтовой связи без наличия счетов-фактур к вычету не принимается

    При отправке документов контрагентам почта выдает квитанцию, в которой НДС выделен отдельной строкой. Можно ли этот налог принимать к вычету без счета-фактуры?

    Вычеты НДС производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при продаже товаров (работ, услуг, имущественных прав), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ (п. 1 ст. 172 НК РФ).

    В казанных пунктах статьи 171 НК РФ прописаны особенности вычета сумм НДС, уплаченных налогоплательщиком непосредственно в бюджет, а также сумм налога, уплаченных сотрудниками организации в составе командировочных расходов.

    Таким образом, Налоговый кодекс не предусмотрел особенности вычета сумм налога на добавленную стоимость в отношении услуг почтовой связи. В связи с этим, суммы налога по услугам почтовой связи без наличия счетов-фактур к вычету не принимаются.

  • Производство и продажа изделий народных художественных промыслов, образцы которых зарегистрированных Минпромторгом, не облагаются НДС

    Есть ли льготы по НДС в отношении центров промыслов и ремесел? Поясню. Муниципальное учреждение культуры (центр творчества и ремесел) занимается вопросами сохранения и развития народных промыслов. Учреждение находится в Ханты-Мансийском автономном округе. Также учреждение производит и реализует сувенирную продукцию (деятельность облагается НДС).

    Согласно подпункту 6 пункта 3 статьи 149 НК РФ налогом на добавленную стоимость не облагается реализация на территории РФ изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (за исключением подакцизных товаров), образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном Правительством РФ.

    Правила регистрации образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (далее – Правила регистрации) утверждены постановлением Правительства РФ от 18.01.01 № 35.

    Так, пунктом 1 Правил регистрации установлено, что регистрация образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства осуществляется Минпромторгом России. Такая регистрация происходит посредством присвоения регистрационного номера перечню зарегистрированных образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, представленных для регистрации органом исполнительной власти субъекта РФ (отдельно по каждому изготовителю изделий) на основании решения художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам соответствующего субъекта РФ.

    Таким образом, если муниципальное учреждение культуры, к функциям которого относится сохранение и развитие народных промыслов, осуществляет производство и реализацию изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, образцы которых зарегистрированы Минпромторгом России посредством присвоения регистрационного номера, то учреждение может применять освобождение от НДС в отношении таких операций.

  • В каких случаях вычет НДС не удастся получить без форм КС-2 и КС-3

    Наша организация заключила с поставщиком договор поставки, доставки и установки секционных ворот для заказчика. В договоре указано, что на каждое изделие выписывается накладная по форме ТОРГ-12, на установку и доставку выписывается акт о приемке выполненных работ и, соответственно, счет-фактура. По итогам IV квартала 2010 года НДС подлежит возмещению из бюджета. Налоговый инспектор не принимает к вычету НДС по установке секционных ворот, мотивируя отказ отсутствием формы КС-2 и КС-3. Насколько обосновано это требование? Акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 является первичным документом по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ. Правомерно ли относить монтаж секционных ворот к этим видам работ?

    На основании пункта 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик налога на добавленную стоимость имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на сумму налоговых вычетов. А согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), принимаются к вычету в случае использования этих товаров (работ, услуг) для операций, подлежащих налогообложению. При этом указанные суммы налога принимаются к вычету в порядке, установленном статьей 172 НК РФ.

    Так, согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), принимаются к вычету на основании счетов-фактур, выставленных продавцами в установленном порядке, после принятия этих товаров (работ, услуг) на учет и при наличии соответствующих первичных документов. При этом порядок применения и оформления первичных учетных документов при осуществлении хозяйственных операций по приобретению товаров (работ, услуг) нормами главы 21 НК РФ не предусмотрен.

    Однако, следует отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11. 96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухучете) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

    Пунктом 2 статьи 9 Закона о бухучете предусмотрено, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не установлена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в данном пункте статьи 9 Закона о бухучете.

    На основании Указаний по применению и заполнению форм по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ (утв. приказом Госкомстата России от 11.11.99 № 100), акт о приемке выполненных подрядных строительно-монтажных работ по форме КС-2 применяется для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений. Справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 применяется для расчетов с заказчиком за выполненные работы и составляется на выполненные в отчетном периоде строительные и монтажные работы, работы по капитальному ремонту зданий и сооружений, другие подрядные работы.

    Таким образом, если работы по монтажу секционных дверей выполняются подрядчиком при проведении им капитального строительства или капитального ремонта зданий и сооружений, то в отношении таких работ подрядчик составляет вышеназванные первичные учетные документы. При выполнении подрядчиком указанных работ в иных случаях первичные учетные документы по формам КС-2 и КС-3 не составляются.

    Учитывая изложенное, если работы по монтажу секционных дверей осуществляются подрядчиком при проведении им капитального строительства или капитального ремонта зданий и сооружений, то у заказчика в целях применения налоговых вычетов по НДС в отношении указанных работ должны быть в наличии акт о приемке выполненных подрядных строительно-монтажных работ по форме КС-2 и справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3. При выполнении подрядчиком указанных работ в иных случаях отсутствие у заказчика указанных первичных учетных документов не может являться основанием для отказа в вычетах налога, предъявленного подрядчиком заказчику.

  • Минфин не требует выставлять «авансовый» счет-фактуру, если отгрузка состоялась в течение пяти дней

    Нужно ли выставлять счет-фактуру на аванс, если отгрузка была произведена в течение пяти дней после поступления денежных средств на расчетный счет предприятия? По этому поводу имеются противоречивые разъяснения. В частности, непонятно, какой экономический смысл содержит письмо ФНС России от 15.02.11 № КЕ-3-3/354@. (Речь идет о том, что счет-фактура оформляется на сумму полученной предоплаты, независимо от того, что в течение пяти календарных дней после получения предоплаты произведена отгрузка, и даже если предоплата и отгрузка приходятся на один налоговый период). Что дает эта процедура, кроме увеличения документов, а соответственно, и затрат, связанных с их оформлением и проверкой?

    Изложенная в указанном письме ФНС России позиция основана на положениях пунктов 1 и 14 статьи 167 и пункта 3 статьи 168 НК РФ. Напомню, что согласно этой позиции, если в одном налоговом периоде продавец товаров (работ, услуг) получает предварительную оплату (частичную оплату) и в счет этой оплаты (частичной оплаты) отгружает товар (выполняет работы, оказывает услуги), то он обязан определить налоговую базу по НДС как на день получения предоплаты (частичной оплаты), так и на день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) в счет этой предварительной оплаты (частичной оплаты), а также составить счета-фактуры по полученной предварительной оплате (частичной оплате) и отгруженным товарам (выполненным работам, оказанным услугам) в счет этой оплаты (частичной оплаты).

    Однако, как ранее разъяснялось в письме Минфина России от 06.03.09 № 03-07-15/39, в случае если в течение пяти календарных дней, считая со дня получения предварительной оплаты (частичной оплаты), осуществляется отгрузка товаров (выполнение работ, оказание услуг) в счет этой оплаты (частичной оплаты), то счета-фактуры по предварительной оплате (частичной оплате) выставлять не следует.

    Поэтому продавец товаров (работ, услуг), получивший предварительную оплату (частичную оплату), и осуществивший в счет этой оплаты (частичной оплаты) отгрузку товаров (выполнение работ, оказание услуг) в течение пяти календарных дней со дня получения предварительной оплаты (частичной оплаты), вправе не выставлять покупателю экземпляр счета-фактуры по такой предварительной оплате (частичной оплате). В то же время не является нарушением выставление счета-фактуры покупателю на эту предварительную оплату (частичную оплату).

  • Право на вычет возникает не ранее налогового периода, в котором определяется база по НДС в отношении реализуемых товаров (работ, услуг)

    Вновь образованное промышленное предприятие (ОСНО) в I квартале получило право на вычет НДС. Обратилось в инспекцию с просьбой учесть НДС в следующем квартале, когда пойдет реализация и образуется НДС к уплате. Инспекция утверждает, что эта процедура возможна после полной проверки документов: договоров, актов, счетов-фактур и т.д. Так ли это?

    Суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ, и подлежащие вычетам в случае приобретения этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС, уменьшают общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ (п. 1 и 2 ст. 171 НК РФ).

    Согласно пункту 1 статьи 166 НК РФ сумма налога на добавленную стоимость исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, которая определятся в соответствии со статьями 154-159 и 162 НК РФ.

    Таким образом, если налогоплательщик не исчисляет в налоговом периоде налоговую базу по НДС, то право на вычет налога, предъявленного поставщиками товаров (работ, услуг), у налогоплательщика не возникает. В связи с этим право на указанные налоговые вычеты возникает не ранее того налогового периода, в котором налогоплательщик определяет налоговую базу по НДС в отношении реализуемых товаров (работ, услуг).

    Учитывая изложенное, вычеты НДС по товарам (работам, услугам), принятым к учету в налоговом периоде, в котором налогоплательщик не исчисляет налоговую базу по налогу на добавленную стоимость, производятся в налоговом периоде, в котором возникает налоговая база.

    Что касается истребования налоговым органом документов, подтверждающих правомерность применения налоговых вычетов, то такое право предоставлено налоговым органам пунктом 8 статьи 88 НК РФ.

  • Как отразить в декларации по НДС сумму займа и проценты

    По какому коду отражается операция по выдаче процентных займов в разделе 7 декларации по НДС? Правильно ли отражать по коду 1010292 проценты по займу, а по коду 1010801 – сам заем или, чтобы избежать дублирования сведений при заполнении раздела 7, проценты по займу и сам заем следует отражать по коду 1010292?

    Согласно подпункту 15 пункта 3 статьи 149 НК РФ от налогообложения НДС освобождаются проценты, начисляемые заимодавцем в размере, определенном договором займа, либо проценты, начисляемые в размере, определенном исходя из ставки банковского процента (ставки рефинансирования), в случае отсутствия в договоре займа условия о размере процента. А на основании пункта 2 статьи 146 и подпункта 1 пункта 3 статьи 39 НК РФ операции по передаче заимодавцем заемщику суммы денег и возврату заемщиком этой суммы денег не являются объектом налогообложения.

    Как разъяснено в письме ФНС России от 24.02.10 № ШС-22-3/131@ (данное письмо согласовано письмом Минфина России от 08.02.10 № 03-07-15/19), операции по предоставлению займов в денежной форме и ценными бумагами, освобождаемые от налогообложения НДС в соответствии с подпунктом 15 пункта 3 статьи 149 НК РФ, отражаются в разделе 7 декларации по НДС с применением кода операции 1010292. В связи этим суммы процентов, начисляемые заемщиком по предоставленным займам в денежной форме, отражаются в разделе 7 декларации с применением указанного кода операции.

    Что касается внесения в раздел 7 декларации сумм предоставленных займов в денежной форме, то такие суммы отражаются с применением кодов операций 1010801 или 1010800.
     
    *Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость.

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер