Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами

Ведение бухучета

Специально для бухгалтеров небольших компаний

Расчет зарплаты

Удобно с сервисом Контур.Бухгалтерия
RSS
Опрос

Налоговые проверки

10 января 2012
Сергей Тараканов

Сергей Тараканов

Советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса (ФНС России)

Какая ответственность предусмотрена за несвоевременное представление единой (упрощенной) декларации? Через какое время после образования организации может быть проведена выездная налоговая проверка? В какой срок налоговики могут назначить выездную проверку плательщика в связи с подачей «уточненки»? На эти и другие вопросы, связанные с проведением налоговых проверок, ответил Сергей Тараканов.

Прием вопросов завершен
  • За непредставление пояснений по поводу ошибок, выявленных в декларации, ответственность не предусмотрена

    Какой документ (по какой форме) должен выписать налоговый орган налогоплательщику при выявлении ошибок в заполнении налоговой декларации (например, по ЕНВД), не приводящих ни к увеличению, ни к снижению налога, подлежащего к уплате в бюджет? Если не представлено пояснение по поводу выявленных ошибок (или представлено позже пяти дней), может ли налоговый орган привлечь плательщика к ответственности, в частности, к административной ответственности по статье 19.4 КоАП?

    При выявлении ошибок в заполнении налоговой декларации должностное лицо налогового органа, проводящее камеральную проверку, обязано сообщить об этих ошибках налогоплательщику, и потребовать представить пояснения и уточненную налоговую декларацию. Это сообщение направляется налогоплательщику в свободной форме, так как требования к этому документу в Налоговом кодексе отсутствуют. Вместе с тем, из сообщения, должно определенно следовать, какие именно ошибки выявлены, и где именно в декларации они обнаружены. Этот вывод следует из положения пункта 3 статьи 88 НК РФ.
    Представление пояснений по поводу выявленных ошибок является правом налогоплательщика. За отсутствие пояснений налоговая или административная ответственность не предусмотрена.
    Ответственность за непредставление налоговой декларации может наступить, если в результате ошибок занижен налог, подлежащей уплате в бюджет. Обязанность налогоплательщика представить в этом случае уточненную налоговую декларацию предусмотрена пунктом 1 статьи 81 НК РФ.

  • За несвоевременную сдачу упрощенной декларации налоговики могут выписать штраф по статье 119 НК РФ

    Какая ответственность предусмотрена за несвоевременное представление единой (упрощенной) налоговой декларации с отражением нескольких налогов (НДС, налог на прибыль, налог на имущество)?

    Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации влечет налоговую ответственность, предусмотренную статьей 119 НК РФ.
    Согласно пункту 2 статьи 80 НК РФ лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию.
    Поскольку налоговый орган не располагает сведениями об обстоятельствах, влекущих обязанность налогоплательщика представить упрощенную налоговую декларацию, привлечение к налоговой ответственности по статье 119 НК РФ за непредставление упрощенной налоговой декларации осуществляется так же, как в случае непредставления декларации по конкретному налогу. То есть контролеры выпишут штраф по результатам камеральной налоговой проверки такой декларации, представленной с нарушением установленного срока. Если по результатам камеральной налоговой проверки упрощенной налоговой декларации не будут установлены обстоятельства, препятствующие представлению такой декларации, применяется минимальная налоговая санкция, установленная статьей 119 НК РФ, а именно 1000 рублей.
    Существует позиция Минфина России, выраженная в письме от 0.07.08 № 03-02-07/2-118, согласно которой непредставление упрощенной декларации влечет налоговую ответственность, предусмотренную пунктом 1 статьи 126 НК РФ (то есть как за непредставление документа). Минфин полагает невозможным применение в данном случае статьи 119 НК РФ, так как штраф по ней установлен исходя из суммы налога, подлежащего уплате (доплате) в бюджет, а упрощенная декларация таких сумм не содержит.
    Однако, со 2 сентября 2010 года действует новая редакция статьи 119 НК РФ. В ней установлен минимальный штраф 1000 рублей, который не обусловлен суммой налога, подлежащего уплате (доплате) на основе несданной декларации. Кроме того, по вопросу о понятии налоговой декларации в целях применения статьи 119 НК РФ имеется постановление ВАС РФ от 12.10.10 № 3299/10. По моему мнению, в создавшихся условиях применение статьи 119 НК РФ будет правомерным.

  • «Вменещики» не освобождены от обязанности платить НДС при ввозе импортных товаров

    ООО зарегистрировано в одном регионе, а филиал находится в другом регионе. Головное предприятие предназначено для уплаты НДС за импорт товаров из Белоруссии, и других операций вести не будет. Головное предприятие передает товар филиалу, который продает импортируемый товар в другом регионе. Филиал применяет ЕНВД. Взимание НДС по ввозимому из Белоруссии товару производится налоговыми органами по месту постановки на учет налогоплательщиков. В то же время ЕНВД платится по месту фактической деятельности, то есть в другом регионе. Означает ли это, что надо встать на учет в обоих регионах?

    Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕНВД, не признаются плательщиками НДС (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ (п. 4 ст. 346.26 НК РФ).
    Таким образом, применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения ее филиала, не влечет освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров из Республики Беларусь.

  • Выездная проверка компании, представившей уточненную декларацию, может быть начата в разумный срок

    В декабре 2011 года сдана уточненная декларация по налогу на прибыль за 2008 год. В какой срок налоговый орган может провести выездную проверку плательщика в связи с подачей «уточненки»?

    В соответствии с пунктом 4 статьи 89 НК РФ в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено данной статьей. В этом же пункте указано, что в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная декларация.
    То есть представление уточненной налоговой декларации подразумевает право налогового органа провести выездную налоговую проверку. В рамках этой проверки проверяется период, за который представлена «уточненка» по тому налогу, за который она представлена. Срок, который может пройти от момента представления уточненной декларации и до принятия налоговым органом решения о проведении выездной налоговой проверки, Налоговым кодексом не установлен. Представляется, что этот срок должен быть разумным.

  • Инспекторы могут запросить информацию по счетам физлиц, которые занимаются предпринимательской деятельностью или частной практикой

    Для обеспечения сохранения банковской тайны, данные по вкладам физических лиц могут быть выданы судам, органам принудительного исполнения судебных актов и уполномоченному органу по противодействию легализации (отмыванию) доходов (Минфин, Росфинмониторинг и ФСФР). В пункте 2 статьи 86 НК РФ сказано, что налоговые органы могут запрашивать в банках данные о счетах организаций и индивидуальных предпринимателей. А могут ли налоговые органы запросить такую информацию по физлицам, которые не являются индивидуальными предпринимателями?

    Да, такая возможность прямо предусмотрена пунктом 4 статьи 86 НК РФ в отношении счетов, открываемых для осуществления профессиональной деятельности нотариусам, занимающимся частной практикой, и адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты. Эти лица не являются индивидуальными предпринимателями.
    Статьей 11 НК РФ установлено правило, согласно которому индивидуальные предприниматели – это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве ИП в нарушение требований гражданского законодательства, при исполнении обязанностей, возложенных на них Налоговым кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.
    Это правило, по моему мнению, нужно толковать следующим образом: к физическим лицам, не получившим статуса индивидуальных предпринимателей, но осуществляющим предпринимательскую деятельность, применяются как материальные нормы налогового законодательства, так и процессуальные. То есть гражданско-правовое нарушение не должно влечь за собой невозможность применения законодательства о налогах и сборах. Иное означало бы регулирование гражданско-правовыми нормами налоговых правоотношений.
    К материальным относятся нормы, предусматривающие обязанность сообщать об открытии и закрытии счетов, изменении их реквизитов, обязанности исчислять и уплачивать налоги, выставлять счета-фактуры и т.д. К процессуальным нормам я бы отнес, в том числе положения статьи 86 НК РФ.
    По моему мнению, налоговый орган, располагающий доказательствами того, что физическое лицо осуществляло предпринимательскую деятельность, и в нарушение требований гражданского законодательства не было зарегистрировано в качестве ИП, вправе при проведении мероприятий налогового контроля у такого физического лица запросить сведения у банков в соответствии с требованиями статьи 86 НК РФ.
    Что касается информации в отношении счетов, которые открываются физическим лицам для совершения расчетных операций, не связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой, то такую информацию налоговики не могут запросить ни при каких обстоятельствах.

  • Налоговики не должны согласовывать свои контрольные мероприятия с прокуратурой

    В каких случаях выездная налоговая проверка должна быть согласована с прокуратурой? В каких случаях сведения о планируемых налоговых проверках должны публиковаться на сайте прокуратуры?

    Законодательство о налогах и сборах не предусматривает согласование мероприятий налогового контроля, в том числе выездных налоговых проверок, с органами прокуратуры Российской Федерации. Также не предусмотрена публикация сведений о планируемых налоговых проверках на каких-либо сайтах.

  • Налогоплательщик вправе ознакомиться со всеми вынесенными в отношении него решениями

    Выездная налоговая проверка началась 10 октября. В ответ на требования мы представили в ИФНС документы. Потом к нам приходил инспектор, смотрел документы. Последний раз он был 24 ноября и сказал, что ориентировочно 12 декабря проверка закончится, он напишет справку, а в течение двух месяцев будет готов акт. С 24 ноября он больше не появлялся. 14 декабря он позвонил и сказал, что 25 ноября было вынесено решение о приостановлении налоговой проверки, а 14 декабря принято решение о возобновлении налоговой проверки. И теперь он придет и дальше будет все проверять. Является ли нарушением сообщение о приостановлении проверки, сделанное задним числом? В какой норме об этом говорится?

    Право налогоплательщика получать копии всех вынесенных в отношении него решений налогового органа предусмотрено подпунктом 9 пункта 1 статьи 21 НК РФ.

  • За какой период налоговики могут рассчитать пени в случае доначисления авансового платежа по НДС

    Правомерны ли следующие действия налогового инспектора: при проведении выездной налоговой проверки инспектор начисляет авансовый платеж по НДС за третий квартал 2009 года и начисляет пени на текущую дату, не учитывая, что в четвертом квартале 2009 года произошла отгрузка. Инспектор предлагает сдать «уточненку». Если сдам «уточненку», значит, признаю нарушение. Что делать в такой ситуации?

    Налоговым периодом по налогу на добавленную стоимость в 2009 году признавался квартал. Поэтому наличие отгрузки в четвертом квартале не влияет на налоговые обязательства третьего квартала. При сдаче уточненной налоговой декларации или при отсутствии «уточненки» налоговый инспектор обязан учесть переплату за четвертый квартал, и, соответственно рассчитать пени, которые, учитывая три срока уплаты, должны равномерно распределиться до срока уплаты налога за четвертый квартал. Считать пени по настоящее время, по моему мнению, неправомерно.

  • В ходе выездной проверки компании налоговики могут использовать все сведения, к которым они получили доступ на законных основаниях

    ООО заключило с ИП договор на переработку материала в готовую продукцию (давальческие операции). В договоре прописаны все нормы, и прописано, что все отходы безвозвратные. ООО и ИП ведут реальную хозяйственную деятельность (этот факт налоговая инспекция не оспаривает). ИП является одним из учредителей ООО. На сегодняшний день завершены выездные проверки ООО и ИП. Проверки проводили одни и те же сотрудники инспекции. В акте выездной проверки ООО есть ссылки на внутреннюю документацию ИП (с приложением копий), а именно, на «Нормы безвозвратных отходов по продукции». На основании этих норм с ООО «сняли» материальные расходы, и доначислили налоги по такой позиции как «некондиция, идущая на упаковку». Якобы, ООО затраты по одному из пунктов данных норм неправомерно отнесло в расходы, т.к. ИП обязан упаковывать продукцию из своего материала (это «вольная» трактовка некоторых пунктов договора налоговиками). Официальной «встречной» проверки между ООО и ИП не проводилось. Могут ли налоговые органы в акте по проверке ООО (заказчика) ссылаться на внутреннюю документацию ИП, а именно, на «Нормы безвозвратных отходов по продукции»? Мы считаем, что это является нарушением налоговой тайны.

    Налоговые органы вправе использовать все сведения, к которым они получили доступ на законных основаниях при проведении налоговых проверок любых налогоплательщиков. Так, согласно пункту 4 статьи 101 НК РФ при рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства, в том числе документы ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, документы, представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного лица, и иные документы, имеющиеся у налогового органа. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением норм Налогового кодекса.

  • При назначении выездной проверки новой организации налоговики используют принцип последующего контроля

    Через какое время после образования организации может быть назначена выездная налоговая проверка? Может ли за 10 лет не быть ни одной такой проверки?

    Для того, чтобы была назначена выездная проверка должен завершиться хотя бы один налоговый период по какому-нибудь налогу, подлежащему уплате этой организацией, а также наступить срок для представления налоговой отчетности за этот период. Это общий принцип для проведения налогового контроля – так называемый принцип последующего контроля. В качестве исключения проводится текущий контроль в случаях, когда предусмотрена промежуточная налоговая отчетность (например, декларации по налогу на прибыль) и только в виде камеральных налоговых проверок этой отчетности.
    Случаи, когда за 10 лет в отношении налогоплательщика не провели ни одной выездной налоговой проверки, не так уже и редки. В основной массе налогоплательщиков, например, у физических лиц, именно так и происходит.

  • В заявлении, поданном в суд, могут быть названы нарушения, не указанные в апелляционной жалобе, рассмотренной в налоговом управлении

    Если налогоплательщик не указал в апелляционной жалобе, рассмотренной местным УФНС, какие-то нарушения, обнаруженные в решении по налоговой проверке, можно ли оспаривать эти нарушения в суде?

    Налоговый кодекс и Арбитражный процессуальный кодекс не предъявляют к содержанию апелляционной жалобы никаких требований на этот счет и не обусловливают рассмотрение требований, заявляемых в суде, их наличием в апелляционной жалобе.

  • Неправомерный арест расчетного счета можно обжаловать в местном УФНС

    Налоговая инспекция наложила арест на расчетный счет. Инкассового поручения при этом не выставлено, и банк не может списать деньги. В своей базе инспектор видит, что на счет наложен арест, но решения о приостановки движения денежных средств найти не может. Снимать арест никто не собирается, мотивируя это следующим образом: «Вы сначала оплатите, а потом будем разбираться, что случилось». Как выйти из этой ситуации?

    Можно порекомендовать письменно обратиться в вышестоящий по отношению к налоговой инспекции налоговый орган – соответствующее управление по субъекту Российской Федерации.

  • Налоговые органы не занимаются расследованием уголовных дел

    Возникли вопросы по порядку применения новых статей 173.1 УК РФ и 173.2 УК РФ, направленных на борьбу с «фирмами-однодневками». Будут ли налоговые органы заниматься этими делами? Кто является субъектом преступления, предусмотренного статьей 173.1 УК РФ (создание юридического лица путем введения в заблуждение учредителей или органов управления фирмы)? Как будет доказываться умысел на создание «фирмы-однодневки» у человека, на чей паспорт зарегистрирована такая фирма (речь идет о таком составе как предоставление документа, удостоверяющего личность, или выдача доверенности, на основании которых зарегистрирована «фирма-однодневка», ст. 173.2 УК РФ).

    Согласно пункту 3 статьи 82 НК РФ налоговые органы, таможенные органы, органы внутренних дел и следственные органы в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.
    Расследование уголовных дел налоговые органы не занимаются. По всем вышеуказанным вопросам можно обратиться в органы внутренних дел или в следственные органы.

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер