Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами

Ведение бухучета

Специально для бухгалтеров небольших компаний

Расчет зарплаты

Удобно с сервисом Контур.Бухгалтерия
RSS
Опрос

Налоговые проверки

20 августа 2008
Сергей Тараканов

Сергей Тараканов

Советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса (ФНС России)

Обсуждаем вопросы, касающиеся проведения налоговых проверок с заместителем начальника отдела методологии, автоматизации налогового контроля и организации межведомственного взаимодействия Контрольного управления ФНС России Сергеем Таракановым

Прием вопросов завершен
  • После постановки на налоговый учет в новой инспекции (в пределах Москвы) мы направили в прежнюю ИФНС письмо с просьбой о возврате НДС и процентов за несвоевременный возврат налога. Однако там нам сказали, что обязанность по возмещению НДС переходит к инспекции по новому месту нахождения налогоплательщика. В новой ИФНС возместить средства также отказались. Обидно, что и у судов на этот счет разные мнения. Одни говорят, что смена юридического адреса и места постановки на налоговый учет не означает, что прежняя инспекция не обязана возместить НДС и проценты за несвоевременный возврат НДС. А в некоторых решениях говорится, что возмещать положенную сумму из бюджета должна инспекция по новому месту учета. Какова позиция ФНС России? Кто все же должен возмещать НДС в случае смены инспекции в пределах одного субъекта / в пределах разных субъектов?
    Очевидно приведенная ситуация с несвоевременным возвратом налога может сложиться только в случае, если по итогам налогового периода сумма вычетов превысила общую сумму налога. В результате налогоплательщиком была представлена налоговая декларация по НДС, в которой заполнена строка 50 раздела 1, так называемая "декларация к возмещению". В этом случае полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями статьи 176 НК РФ. То есть для возврата налога требуется проведения специальной процедуры.
    Раз налоговая декларация была представлена до постановки на учет налогоплательщика в новую инспекцию, проведение камеральной проверки указанной декларации осуществляется прежней инспекцией, в которую отчетность и была представлена.
    Если при проведении камеральной проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, то по ее окончании в течение семи дней инспекция обязана принять решение о возмещении соответствующих сумм. С учетом максимально возможного трехмесячного срока проведения проверки (ст. 88 НК РФ), со дня представления декларации должно пройти не более трех календарных месяцев и семи рабочих дней.
    Совсем другая ситуация возникает, если при проведении проверки были обнаружены нарушения. В этом случае обязательно по окончании проверки (но не позднее 10 дней с ее окончания) составляется акт, который вручается (направляется) налогоплательщику, и по истечении 15 рабочих дней рассматривается инспекцией при участии налогоплательщика (его представителя). По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) инспекции выносит решение о привлечении либо отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. Одновременно с этим решением выносится решение о возмещении (отказе в возмещении) суммы налога (полностью или частично), заявленной к возмещению.
    Все эти действия осуществляет инспекция по прежнему месту постановки на учет. С юридической точки зрения это объясняется тем, что контрольные правоотношения имеют длящийся характер и не могут быть произвольно разорваны. Однако принятое по результатам проверки решение затем направляется в новую ИФНС, которая в случае принятия положительного решения о возврате налога обеспечивает его исполнение. Необходимо учитывать, что при наличии задолженности сумма налога "к возмещению" может быть самостоятельно зачтена инспекцией по новому месту учета налогоплательщика. Возврат налога также может быть осуществлен только ИФНС по новому месту нахождения налогоплательщика по его письменному заявлению на указанный им банковский счет.
  • Инспекция отказала нам в вычете по НДС по той причине, что копия счета-фактуры оказалась "нечитаемой". При этом от нас не потребовали представить какие-либо дополнительные сведения. Правомерны ли действия инспекторов?
    Сам по себе факт "нечитаемости" копии счета-фактуры и непредставление его по требованию инспекции, не может быть единственным основанием для отказа в возмещении НДС.
  • Мы представили в инспекцию декларацию по ЕСН в срок, но по устаревшей форме. В инспекции нам заявили, что сдача налоговой декларации по недействующей форме свидетельствует о том, что такую отчетность нельзя считать представленной. В результате наша организация была привлечена к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ за непредставление в установленный срок налоговой декларации (штраф в размере 5 процентов от суммы налога за каждый месяц просрочки). Предусмотрена ли законодательством ответственность за представление декларации неустановленной формы?
    Ответственность за представление декларации по устаревшей форме, законодательством о налогах и сборах не предусмотрена. Налоговая декларация должна быть представлена по установленной форме (для отчетности на бумажном носителе) либо по установленному формату (для деклараций, представляемых в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи) (п. 4 ст. 80 НК РФ).
    Следовательно, сдача налоговой отчетности не по установленной форме считается ненадлежащим исполнением налогоплательщиком своей обязанности и влечет ответственность, предусмотренную статьей 119 НК РФ как за непредставление налоговой декларации.
    Однако привлечение организации к ответственности, предусмотренной статьей 119 НК РФ, может быть осуществлено только по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки. А такая проверка проводится только в случае, если декларация по установленной форме в инспекцию все-таки представлена. Исключение – когда декларация вообще не представлена и за этот период проведена выездная налоговая проверка. Это связано с тем, что состав налогового правонарушения, предусмотренного статьей 119 НК РФ, устанавливает зависимость расчета налоговой санкции от суммы налога, подлежащего уплате (доплате) на основе налоговой декларацию. Подтвердить же либо установить реальную сумму налога, подлежащего уплате (доплате) возможно только в рамках процедур проведения камеральной или выездной налоговой проверки.
  • В этом году у нас изменился юридический адрес, и мы "переехали" в новую инспекцию. Теперь мы хотим провести сверку по некоторым налогам за прошлый год, то есть за тот период, когда состояли на учете в другой инспекции. Куда нам следует обращаться: в новую или в "старую" ИФНС?
    По всем вопросам, связанным с проведением сверки налоговых обязательств, необходимо обращаться в инспекцию, в котором налогоплательщик стоит на учете по состоянию на дату направления соответствующего обращения, в том числе за прошлые периоды. Исключения законодательством не установлены.
  • Наша компания занимается экспортом. Для подтверждения нулевой ставки мы представили все необходимые документы за исключением копии контракта. Ссылаясь на непредставление данного документа, инспекция отказала в возмещении НДС. Правомерны ли действия налоговой инспекции?
    Да, инспекция права. Копия контракта как обязательный документ для подтверждения применения ставки 0 процентов по НДС предусмотрен статьей 165 НК РФ.
    Поэтому сам факт непредставления данного документа может служить основанием для налоговой инспекции, чтобы считать неподтвержденным применение такой ставки, и, следовательно, отказать в возмещении налога.
  • Подскажите, пожалуйста, имеет ли право инспекция требовать представления пояснений по факту неуплаты налога по истечении сроков камеральной проверки?
    В рамках камеральной проверки инспекторы вправе запрашивать у налогоплательщика пояснения:
    - о выявленных камеральной налоговой проверкой ошибках в отчетности и (или) противоречиях между сведениями, содержащимися в представленных документах,
    - о выявленных несоответствиях сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у инспекции, и полученным в ходе проверки.
    В этом случае налогоплательщики обязаны выполнить требования инспекции и представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (пункт 3 статьи 88 НК РФ).
    Вне рамок камеральной налоговой проверки инспекторы вправе в любое время вызывать в ИФНС на основании письменного уведомления. Налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты приглашаются в инспекцию для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).
    Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица контролирующего органа, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей влечет ответственность граждан и должностных лиц, предусмотренную ч. 1 ст. 19.4 КоАП (штраф от 500 руб. до 1 тыс. руб. для граждан и от 1 тыс. руб. до 2 тыс. руб. — для должностных лиц).
  • Из налоговой в банк пришло уведомление о приостановлении операций по расчетному счету за несданную отчетность по ЕСН и НДС за I квартал 2008. Через какое время после сдачи отчетности нам должны разблокировать счет?
    Решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке может также приниматься руководителем (заместителем руководителя) инспекции в случае непредставления налоговой декларации в течение 10 дней по истечении установленного срока для сдачи отчета (п. 3 ст. 76 НК РФ).
    Приостановление операций по счетам отменяется решением инспекции не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления этим налогоплательщиком налоговой декларации.
    Расчет авансовых платежей по ЕСН для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, утвержденный приказом Минфина России от 09.02.2007 № 13н, к налоговой декларации не относится.
    Поэтому приостановить операции по счетам в связи с непредставлением такого расчета неправомерно. Однако если не сдана декларация по НДС за I квартал, то этот факт является основанием для вынесения решение о блокировки счета.
  • Наша фирма представила в инспекцию налоговую декларацию по НДС, согласно которой нам должны возместить налог. Через месяц мы направили в налоговую заявление о возврате налога. Спустя три месяца после подачи нами декларации инспекторы назначили выездную налоговую проверку по НДС и сообщили, что решение о возврате НДС будет произведено только по окончании этой проверки. Права ли инспекция?
    Можно с уверенностью сказать, что процедура возмещения НДС (ст. 176 НК РФ), не предполагает ее прерывания либо иного нарушения жестко установленных сроков в связи с назначением выездной налоговой проверки. В том числе за период, за который представлена налоговая декларация.
  • Недавно у нас состоялась выездная налоговая проверка, в ходе которой была проведена встречная проверка нашего контрагента, оказывающего рекламные услуги. Как выяснилось, контрагент не был зарегистрирован в ЕГРЮЛ, не платил налоги. Налоговики обязали нашу организацию восстановить и перечислить в бюджет сумму НДС, ранее принятую к вычету, а также начислили штраф и пени. Есть ли основания для обжалования действий налоговой инспекции?
    Если счет-фактура составлен от имени несуществующего лица, то данный документ, очевидно, содержит неустранимые пороки его содержания. Следовательно, такой счет-фактура не может служить документом, подтверждающим правомерность применения налоговых вычетов по НДС.
  • При проведении налоговой проверки инспекторы установили, что зарплата работников нашей компании ниже прожиточного минимума. В результате инспекция вынесла решение о доначислении ЕСН и пеней по этому налогу, определив суммы зарплаты расчетным методом на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса. Права ли инспекция в этой ситуации?
    Инспекторы вправе исчислить расчетным методом суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в следующих случаях (подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ):
    отказа налогоплательщика допустить должностных лиц инспекции к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения;
    непредставления в течение более двух месяцев налоговой инспекции необходимых для расчета налогов документов;
    отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.
    По всей видимости, инспекторы установили, что организация вела учет выплат физическим лицам с нарушением установленного порядка, и располагают всеми необходимыми доказательствами. Вместе с тем, принятый уровень прожиточного минимума, равно как и среднеотраслевых зарплат, может служить только ориентиром для инспекторов. Выплата заработной платы ниже прожиточного минимума может только сориентировать проверяющих на проведение тщательной проверки именно в этом направлении. Напомню, что при расчетном методе суммы налогов определяются на основании данных об аналогичных налогоплательщиках.
  • Вправе ли инспекторы при проведении камеральной проверки истребовать у налогоплательщиков документы, подтверждающие вычет, если в декларации по НДС сумма налога к возмещению не заявлена?
    При проведении камеральной налоговой проверки инспекторы не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, за исключением документов (п. 7 ст. 88 НК РФ):
    1) подтверждающих право на налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ);
    2) которые в соответствии с положениями Налогового кодекса должны прилагаться к отчетности, но не были представлены вместе с ней (п. 7 ст. 88 НК РФ);
    3) подтверждающих правомерность применения налоговых вычетов по НДС (п. 8 ст. 88 НК РФ). Такие документы инспекторы вправе истребовать при подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога.
    При проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, ограничения по составу истребуемых дополнительных документов, являющихся основанием для исчисления и уплаты таких налогов, отсутствуют (п. 9 ст. 88 НК РФ).
    Таким образом, если в декларации по НДС возмещение не заявлено, истребовать документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов, невозможно.

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер