Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами

Ведение бухучета

Специально для бухгалтеров небольших компаний

Расчет зарплаты

Удобно с сервисом Контур.Бухгалтерия
RSS
Опрос

Налоговые проверки

6 июля 2012
Сергей Тараканов

Сергей Тараканов

Советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса (ФНС России)

Могут ли налоговики прийти на предприятие вне рамок выездной проверки? В какую инспекцию обращаться за возвратом ранее списанного налога в случае изменения адреса местонахождения компании? Могут ли налоговики повторно запрашивать у налогоплательщика пояснения? На эти и другие вопросы, связанные с налоговыми проверками, ответил Сергей Тараканов.

Прием вопросов завершен
  • При отсутствии вины налогоплательщика налоговая ответственность не наступает

    В 2012 году по итогам камеральной проверки декларации по земельному налогу за 2011 год налоговая инспекция решила, что компания неверно применила ставку налога. Дело в том, что в местном законодательстве г. Истры на 2011 год для категории прочих земель была установлена ставка 0,07%. В мае 2012 года выходит решение местного сельского поселения об устранении опечатки (технической ошибки). В этом решении сказано, что для категории прочих земель применяется ставка не 0,07%, а 0,7%. В связи с этим налоговая инспекция начисляет штраф и пени по итогам камеральной проверки декларации за 2011 год. Законно ли такое решение? Почему налогоплательщик, который правильно и своевременно рассчитал и заплатил налог, должен из-за чьей-то опечатки (технической ошибки) платить штраф и пени?

    Налоговым правонарушением, согласно статье 106 НК РФ, признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие), за которое Налоговый кодекс предусматривает ответственность. В данном случае усматривается отсутствие вины налогоплательщика. А статья 109 НК РФ прямо предусматривает, что отсутствие вины исключает привлечение к налоговой ответственности. Кроме того, должно существовать само событие правонарушения. Налоговые ставки по земельному налогу, согласно статье 394 НК РФ, устанавливаются представительными органами муниципальных образований. При этом изменение ставки налога в сторону увеличения должно отвечать требованиям статьи 5 НК РФ, положения которой запрещают повышать ставки налогов задним числом.

  • Отчитываться по транспортному налогу нужно в налоговый орган по месту регистрации транспортного средства

    Какой налоговый орган должен проверять декларации по транспортному налогу в случае, если юрлицо сменило место своего нахождения, а место регистрации транспортного средства осталось прежним? Куда подавать декларации?

    Согласно положениям статьи 83 НК РФ, налогоплательщики в числе иных оснований для постановки на налоговый учет состоят на учете в налоговых органах по месту нахождения (то есть регистрации) принадлежащих им транспортных средств. Декларация по транспортному налогу подается в налоговый орган по месту регистрации транспортного средства. Это предусмотрено статьей 363.1 НК РФ.

  • Запрет на повторное истребование документов не касается пояснений налогоплательщика

    Известно, что налоговики во время проверок не могут повторно истребовать документы, которые запрашивали ранее. Распространяется ли это положение на письменные разъяснения? Во время регулярных камеральных проверок мы давали множество письменных разъяснений, но когда налоговики пришли с выездной проверкой, то они снова запросили эти же разъяснения.

    Положениями пункта 5 статьи 93 НК РФ предусмотрен запрет на повторное истребование документов. Этот запрет не касается пояснений, которые налоговые органы вправе требовать на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ.

  • Зачет переплаты в счет недоимки, по которой истек срок взыскания, невозможен

    Вправе ли налоговый орган произвести зачет излишне уплаченной суммы налога в счет погашения недоимки, в отношении которой утрачена возможность взыскания в связи с истечением сроков, установленных пунктом 3 статьи 46 НК РФ?

    Зачет в данном случае будет являться разновидностью (формой) взыскания и утрата возможности взыскания также означает невозможность такого зачета. По данному вопросу Минфин России выпустил письмо от 14.07.09 № 03-02-07/1-357. В нем приведены позиции Конституционного суда РФ (определение от 08.02.07 № 381-О-П) и Высшего арбитражного суда РФ (определение от 02.10.08 № 12563/08, постановление от 20.01.09 № 10707/08). Таким образом, по вопросу о зачете переплаты в счет недоимки, по которой утрачена возможность взыскания, сформирована однозначная судебная практика.

  • Налоговики могут прийти на предприятие только при наличии решения о проведении выездной проверки

    Я работаю бухгалтером у индивидуального предпринимателя. Пришла первый день после отпуска, через час появляется комиссия из 10-12 человек с камерами, фотоаппаратами. Все вокруг снимают, расспрашивают работников о зарплате, объемах и т.п. (ИП в это время отсутствовал на предприятии). Комиссия состоит из заместителя начальника ИФНС, других работников инспекции и работников администрации города. Потребовали документы по работникам, по помещениям, по уплате налогов и т.д. Сказали что это не проверка, а мониторинг предприятий, что все согласовано с прокуратурой. Что это за новый вид проверок?

    Доступ сотрудников налоговых органов на территорию (в помещение) налогоплательщика возможен после предъявления служебных удостоверений и решения о проведении выездной налоговой проверки. Это предусмотрено статьей 91 НК РФ. Кроме того, полномочия по истребованию документов и по их проверке предоставлены налоговым органам только в рамках налоговых проверок. Такой вид проверки как мониторинг предприятия в Налоговом кодексе отсутствует.

  • Осуждение должностного лица компании за совершение налогового преступления не освобождает компанию от представления деклараций

    Директора компании осудили на два года за сокрытие доходов – непредставление деклараций. Должен ли он после окончания срока наказания представить декларации за тот же период?

    Обязанность представлять налоговые декларации лежит на налогоплательщике. Осуждение должностного лица за совершение налогового преступления не влечет прекращение этой обязанности. В случае непредставления налоговой декларации в течение десяти дней после истечения срока, предусмотренного Налоговым кодексом, применяется обеспечительная мера, предусмотренная статьей 76 НК РФ, – приостановление операций по счетам в банках. Отменяется такое приостановление только после представления налоговой декларации. Такая, в общем, жесткая мера предусмотрена потому, что декларирование является одной из основных обязанностей налогоплательщика. Следует отметить, что налоговая ответственность по статье 122 НК РФ и уголовная ответственность по статье 199 УК РФ, наступают за неуплату именно незадекларированного налога.

  • По всем вопросам, связанным с расчетами с бюджетом, нужно обращаться в ту инспекции, где налогоплательщик состоит на учете на момент такого обращения

    За I квартал 2010 года наша организация подала декларацию по НДС, в которой заявила налог к возмещению на 68 665 руб. Пока проходила камеральная проверка, у нас изменился юридический адрес. Однако требование о представлении документов нам направили по старому юрадресу. Поскольку мы этого требования не получили, то и запрошенные документы не представили; о результатах проверки узнали из акта проверки. В акте инспекция указала, что подтвердить обоснованность заявленной суммы вычета невозможно, и начислила расчетным методом недоимку, пени и штраф. Мы подали возражение на акт, однако, ИФНС выставила инкассовые поручения, по которым доначисленная сумма была списана с нашего расчетного счета. Мы подали жалобу в вышестоящее УФНС, которое 23 мая 2011 года отменило решение ИФНС о привлечении к ответственности и решение об отказе в возмещении НДС. В сентябре 2011 года мы подали заявление о возврате списанных сумм в ИФНС, которая проводила камеральную проверку и выставила инкассовые поручения. В октябре нам пришло решение об отказе в возврате ранее списанных денежных средств, в связи с тем, что КРСБ закрыт и дела переданы в инспекцию по новому месту учета. Какая ИФНС должна вернуть ранее списанные суммы? Если мы подадим в ИФНС по месту учета повторное заявление о возврате неправомерно списанных денежных средств, будет ли назначена повторная камеральная проверка за I квартал 2010 года?

    По всем вопросам, связанным с расчетами с бюджетом, необходимо обращаться в налоговый орган, в котором на момент такого обращения налогоплательщик состоит на учете. Заявление о возврате излишне взысканного налога не является основанием для проведения камеральной налоговой проверки. Не содержит Налоговый кодекс и понятия повторной камеральной налоговой проверки. Основанием для проведения камеральной налоговой проверки является налоговая декларация, в том числе уточненная декларация.

  • Могут ли налоговики проверять кассовую дисциплину?

    С этого года индивидуальные предприниматели обязаны соблюдать кассовую дисциплину. В Положении о порядке ведения кассовых операций, в частности, сказано: «индивидуальный предприниматель обязан хранить на банковских счетах в банках наличные деньги сверх установленного в соответствии с пунктами 1.2 и 1.3 настоящего Положения лимита остатка наличных денег». В этом случае банк проверяет ведение кассовой дисциплины, а если нет расчетного счета, то это делает налоговая?

    Налоговые органы при осуществлении налогового контроля руководствуются законодательством о налогах и сборах и не проверяют кассовую дисциплину, обязанность соблюдать которую основана на нормативных правовых актах Банка России. Налоговые органы не подменяют собой банки, в том числе в случае отсутствия у индивидуального предпринимателя банковского счета. Вместе с тем, налоговые органы уполномочены контролировать применение контрольно-кассовой техники, то есть выполнение требований Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Закон № 54-ФЗ).

    Комментарий редактора

    Действительно, ни Налоговый кодекс, ни другие нормативные акты о налогах и сборах напрямую не наделяют налоговиков правом проверять кассовую дисциплину. В то же время статья 7 Закона № 54-ФЗ о применении ККТ дает налоговикам право проверять соблюдение требований этого закона при наличных расчетах, а также контролировать полноту учета выручки. С 17 февраля этого года действует специальный регламент, на основании которого налоговики проверяют наличную выручку (см. «Как инспекторы должны проверять наличную выручку»). В рамках такой проверки налоговики могут запросить, а значит, и проанализировать, документы по кассовой дисциплине: приходные и расходные кассовые ордера и журнал их регистрации, авансовые отчеты, кассовую книгу, распорядительные документы об установленном лимите остатка наличных денег.
    Кроме того, именно налоговые органы выносят решения по статье 15.1 КоАП РФ, которая предусматривает наказание за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций (ст. 23.5 КоАП РФ).

    Заметим, что банки больше не проверяют соблюдение компаниями кассовой дисциплины. Указанием ЦБ РФ от 13.12.11 № 2750-У отменены нормативные акты Центробанка, которые наделяли банкиров такими полномочиями (см. письмо ЦБ РФ от 15.02.12 № 36-3/25). 

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер