Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами

Индивидуальный предприниматель: о выгодах статуса и правилах регистрации

24 ноября 2008

Знания об особенностях налогообложения и ведения учета, связанных со статусом  индивидуального предпринимателя, могут пригодиться любому бухгалтеру. Опытные бухгалтеры нередко занимаются отчетностью одного или нескольких предпринимателей для приработка, в свободное от основной работы время. Задание зарегистрировать и «вести» предпринимателя бухгалтер может получить от своего основного работодателя. Ведь в целях налоговой или управленческой оптимизации крупные компании нередко «обзаводятся» не только фактически подконтрольными им «упрощенцами», но и «собственными» предпринимателями. Наконец, не исключено, что бухгалтер захочет открыть небольшое дело и зарегистрироваться в качестве ИП. О выгодах статуса и правилах регистрации ИП мы расскажем в настоящей статье.

ИП: выгодно или нет?

Прежде чем перейти к детальному рассмотрению порядка регистрации в качестве предпринимателя, взглянем, какие плюсы и минусы имеет этот статус по сравнению со статусом юридического лица.

Начнем с достоинств. Первым явным и несомненным плюсом ИП является  отсутствие необходимости формировать уставный капитал. Во-вторых, индивидуальным предпринимателям не требуется вести бухгалтерский учет — достаточно простой книги учета доходов и расходов (п. 2 ст. 4 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). В-третьих, ИП не обязаны открывать счета в банках специально для своей деятельности (более того, они могут работать вообще без счета в банке, т.к. требования об инкассации выручки на них не распространяются – п. 2.1, 2.2 и 2.6 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.1998 № 14-П). В-четвертых, индивидуальный предприниматель представляет в различные госорганы гораздо меньшее по сравнению с юрлицом количество отчетности. Пятым достоинством ведения деятельности в форме ИП является то, что в большинстве случаев за одни и те же нарушения законодательства сумма административного штрафа для предпринимателей значительно ниже, чем для юрлиц (см., например, ст. 14.3, 14.4 КоАП РФ). Ну и наконец, зарегистрироваться в качестве предпринимателя значительно проще, чем создать юридическое лицо — для этого требуется намного меньше документов, да и госпошлина составляет всего 400  руб. (пп. 8 п. 1 ст. 333.33 НК РФ), тогда как госпошлина для регистрирующихся юрлиц — 2 тыс. руб. (пп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Однако у такой формы организации бизнеса, как ИП, есть и минусы. Их немного, но они весьма существенны. Главным из них, пожалуй, является то, что предприниматели отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом, в том числе и тем, которое в предпринимательской деятельности не участвует, и возможно, было приобретено даже до регистрации в качестве предпринимателя (ст. 24 ГК РФ). Еще один серьезный недостаток ведения бизнеса в форме ИП — невозможность осуществлять некоторые виды деятельности (например, заниматься розничной продажей алкогольной продукции (см. Закон от 22.11.95 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»). Третий минус индивидуального предпринимательства — плохая проработка законодательной базы. Зачастую предприниматели сталкиваются с ситуациями, когда те или иные правила законодатель распространил только на организации, лишив таким образом предпринимателей возможности применять правила без обращения в суд (например, применение некоторых льгот по НДС, учет расходов при налогообложении полученных доходов и т.п.*)
_________
* Подробнее об этом мы расскажем в следующей статье, которая будет посвящена выбору системы налогообложения и ведению деятельности.

На регистрацию становись!

Итак, решение начать свой бизнес именно в форме индивидуального предпринимательства принято. Теперь нужно зарегистрироваться в этом качестве, получить ИНН, встать на учет во внебюджетных фондах. Для этого необходимо обратиться в налоговый орган по месту жительства (регистрации) будущего предпринимателя**. Сделать это можно как лично, так и направив все необходимые документы по почте. Кроме того, можно передать документы в инспекцию через своего представителя, выдав ему соответствующую нотариально заверенную доверенность. Однако практика показывает, что проще и быстрее получать регистрацию лично. Перед тем, как отправляться в инспекцию, необходимо заполнить заявление по форме № Р21001 (Утв. постановлением Правительства РФ от 19.06.02 № 439) и заверить подпись на нем у нотариуса. Кроме того, нужно сделать копии всех страниц паспорта и оплатить госпошлину в размере 400 руб. Со всеми этими документами, а также паспортом можно отправляться в налоговую инспекцию. Если же документы отправляются по почте или с представителем, то копии всех страниц паспорта также нужно заверить у нотариуса.

_____________
** Заметим, что в некоторых субъектах РФ регистрацией предпринимателей и юрлиц занимаются специально выделенные налоговые органы (например, в Москве это ИФНС № 46 по г. Москве). Соответственно в таких случаях обращаться нужно именно в данные органы, а не в инспекции по месту жительства.

Переданные документы инспекция должна рассмотреть в течение пяти рабочих дней и, если с ними все в порядке, физическому лицу присваивается статус индивидуального предпринимателя и ИНН (если его не было). На следующий же день инспекция должна выдать новоиспеченному предпринимателю:
— свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
— свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;
— выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
— уведомление о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту его жительства.

Причем если документы на регистрацию подавались лично (через представителя), то выдают их непосредственно в инспекции. Если же заявление и документы были присланы по почте, то и свидетельства также отошлют предпринимателю по почте.

Фонды по обстоятельствам

Госрегистрация предпринимателя завершена. Теперь осталось лишь встать на учет во внебюджетных фондах. Здесь нужно помнить, что предприниматели  регистрируются в них дважды – сначала «за себя», а потом в качестве работодателя. Причем первичная регистрация происходит автоматически — документы, необходимые для этого в фонды пересылают налоговики. А фонды высылают соответствующие свидетельства предпринимателю по почте.

А вот регистрация в качестве работодателя требует уже активных действий со стороны предпринимателя. Для этого необходимо подать соответствующие заявления в фонды. Сделать это надо после заключения первого договора с работником (для пенсионного фонда и ТФОМС в 30-тидневный срок, а для ФСС — в течение 10 дней). Документы о регистрации также высылаются по почте.

Источник: БухОнлайн.ру Автор: Алексей Смирнов, юрист

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

Написать комментарий или задать вопрос
закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер