Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами

О чем следует помнить, заказывая работы за границей

11 марта 2009

Заказ интеллектуальных услуг и работ в ближнем зарубежье был популярен и раньше, а в период экономического кризиса наверняка станет еще более востребованным. Причиной тому — более низкая стоимость квалифицированного труда в бывших республиках СССР и простота передачи готовых работ через интернет. Однако для тех, кто использует подобные формы сотрудничества, Налоговый кодекс подготовил серьезный подвох. Сегодня на примере реальной истории мы расскажем о том, как от него уберечься российским заказчикам.

Суть конфликта

Однажды к нам в «Общество защиты прав добросовестных налогоплательщиков» обратилась за помощью компания, специализирующаяся на внедрении бухгалтерского программного обеспечения. Компания была небольшая и использовала упрощенную систему налогообложения «доходы минус расходы». При этом львиную долю работ по адаптации и модернизации существующего программного обеспечения производит подрядчик, который находится на Украине. Все отношения между партнерами официальные, включаю и оплату через расчетный счет. Все было хорошо до первой же камеральной проверки, где инспекторы увидели, что партнер — заграничное юридическое лицо. Они тут же начислили российской компании, как налоговому агенту, НДС на всю сумму оплаты подрядных работ.

Возмущению руководителей компании не было предела. Аргументы на первый взгляд были вполне логичными: работы полностью производились за пределами России и только силами украинской компании. Никто из ее работников за это время ни часа не пробыл на территории РФ. На Украине действуют собственные налоговые законы, при чем же здесь наш НДС? Кроме того, российская компания использует упрощенную систему, а значит, не является плательщиком этого налога.
Увы, но налоговая инспекция в данном случае оказалась полностью права.

Дело в том, что в соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ, компании, применяющие упрощенную систему, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость. Но при этом они продолжают исполнять обязанности налоговых агентов по НДС (п. 5 ст. 346.11 НК РФ). В описанном нами случае плательщиком НДС является украинский партнер, а российская компания признается налоговым агентом. Поясним.

Место реализации работ

Для работ или услуг, связанных с разработкой программ для ЭВМ и баз данных, их адаптацией или модификацией, применяются положения подпункта 4 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса. Согласно данной норме, местом реализации таких работ или услуг признается территория РФ, если на территории России осуществляет свою деятельность покупатель этих работ или услуг.
Применим эту норму к нашей ситуации. Работы по адаптации и модификации программ выполняет украинская сторона, но заказчиком и покупателем является российская компания. Стало быть, эти работы следует считать «российскими», независимо от того, где они на самом деле выполнялись. Вывод: местом реализации работ по адаптации и модернизации программ, которые выполнил украинский подрядчик, считается территория России. Поэтому данная реализация должна облагаться НДС по ставке 18 процентов.

Факт постановки на налоговый учет

Но кто должен платить этот налог? Ведь плательщиком НДС должен быть тот, кто реализует товар, работу или услугу. В нашем случае это украинский партнер. А российская сторона — заказчик, который покупает работу, а не продает ее.

Однако если иностранное лицо выполняет работы или оказывает услуги, местом реализации которых является территория Российской Федерации, и при этом не состоит на налоговом учете в российской налоговой инспекции, его доходы облагаются налогом на добавленную стоимость у агента – российской компании (п. 1 ст. 161 НК РФ).

Обязанности налогового агента

Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у иностранного партнера и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика по НДС в связи с собственными доходами (п. 2 ст. 161 НК РФ).
Практические выводы

Получается, что налоговая инспекция права: если украинский подрядчик не имеет на территории РФ своего представительства и не состоит на налоговом учете в российской налоговой инспекции, российская компания должна, осуществляя платежи по подрядному договору, удержать из них НДС в размере 18 процентов и перечислить эту сумму в бюджет. При этом неважно, является заказчик «упрощенцем» или использует общую систему налогообложения.
Отдельно отметим, что применение каких-либо вычетов в данной ситуации налоговым законодательством не предусмотрено.

Примечание

Соглашение между правительствами Российской Федерации и Украины от 08.02.95 «Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов» в данном случае применить тоже не получится. Оно регулирует обложение только налогами на прибыль и имущество. А НДС в сферу влияния этого соглашения не подпадает.

Источник: БухОнлайн.ру Автор: Александр Погребс, вице-президент Общества защиты прав добросовестных налогоплательщиков

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

Написать комментарий или задать вопрос
закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер