Сдача декларации по НДС до 25 января

Сдать бесплатно через Контур.Экстерн

25
 
Сдача декларации по НДС до 25 января
Сдать бесплатно 25
Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами

Материалы по теме
Сегодня
Затраты на выплату той части зарплаты, которая «добавляется» по районному коэффициенту, могут быть учтены в составе расходов на оплату труда
Сегодня
Минфин разъяснил, как по новым правилам отразить перенос убытков на будущее в декларации по налогу на прибыль
18 января
Затраты на размещение информации о продукции в каталогах торговых сетей являются нормируемыми

Пять проблемных расходов на рекламу

15 августа 2011

Без рекламы на конкурентном рынке не выжить. С этим тезисом сложно спорить. Причем сегодня реклама доступна не только крупному и среднему бизнесу. К услугам небольших компаний относительно недорогая реклама через интернет. Стоимость полиграфии тоже неукоснительно снижается, делая печать рекламных листовок и буклетов весьма доступной. Да и прямые методы стимуляции продаж не теряют своей актуальности. Но вместе с новыми возможностями появляются и новые проблемы. Эта статья посвящена налоговому учету наиболее распространенных и проблемных рекламных расходов.

Реклама в интернете

Начнем рассмотрение «рекламных» проблем, пожалуй, с самого распространенного сегодня явления — рекламы в интернете. Этот рынок растет небывалыми темпами. Объясняется это просто: реклама в сети относительно доступна по цене, для ее размещения не требуется долгих согласований и ожиданий. Также этот вид рекламы отличается отлаженными и простыми механизмами оценки эффективности. А что же с налогообложением? Проблема в том, что напрямую про учет расходов на интернет-рекламу в налоговом законодательстве не сказано ни слова.

Однако решение у этой проблемы достаточно простое. В пункте 4 статьи 264 Налогового кодекса говорится о том, что к ненормируемым расходам на рекламу относятся затраты на рекламные мероприятия через телекоммуникационные сети. Интернет как раз такой сетью и является — в терминах рекламного законодательства это телекоммуникационная сеть общего пользования (п. 8, 11 ст. 28 Федерального закона от 13.03.06 № 38-ФЗ «О рекламе», далее — Закон о рекламе).

Получается, что ничто не мешает учитывать расходы на интернет-рекламу при налогообложении прибыли в полном размере. Этот вывод подтвердили и чиновники Минфина России, которые в письме от 29.01.07 № 03-03-06/1/41 разъяснили, что к расходам на рекламу относятся расходы на рекламные мероприятия через интернет.

Реклама на квитанциях

Далее в нашем списке «рекламных» проблем еще одно распространенное явление, которое благодаря своей относительной ценовой доступности, а также широте и гарантированности охвата аудитории набирает все большую популярность. Речь идет о рекламе, размещаемой на квитанциях за услуги ЖКХ. Подобный вид рекламы появился сравнительно недавно, поэтому в Налоговом кодексе про учет таких рекламных расходов ничего не сказано.

Сложности связаны еще и с тем, что у подобной рекламы теоретические есть четко ограниченный круг адресатов. Ведь каждая платежка адресована конкретному лицу — квартиросъемщику или собственнику. А в статье 3 Закона о рекламе сказано, что рекламой может признаваться лишь информация, рассчитанная на неопределенный круг лиц.

Этой нестыковкой не преминули воспользоваться сотрудники контролирующих органов. Так, в письме Минфина России от 10.09.07 № 03-03-06/1/655 указано, что поскольку получателями квитанций являются конкретные лица и их круг известен заранее, то размещенная на таких квитанциях информация не может считаться рекламой. Соответственно, расходы на данные объявления при налогообложении прибыли не учитываются.

Как видим, основной аргумент против учета данных расходов — адресный характер рекламы. Однако этот аргумент не такой уж прочный. Дело в том, что сам Закон о рекламе не содержит четкого понятия определенного и неопределенного круга лиц, на которых рассчитана реклама. Разрешить этот вопрос взялась Федеральная антимонопольная служба в письме от 05.04.07 № АЦ/4624. В нем говорится, что под неопределенным кругом лиц понимаются лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. В частности, информация признается предназначенной для неопределенного круга лиц, если в ней нет указания на некое лицо или лица, для которых информация создана и на восприятие которых направлена.

Если исходить из этого определения, то информация на квитанциях ЖКХ вполне подпадает под действие Закона о рекламе. Ведь она не предназначена исключительно для лица, чьи данные указаны на квитанции. Воспользоваться этой информацией может любое лицо — почтальон, члены семьи плательщика, соседи, кассир в банке, оператор на почте и др. А значит, расходы на размещение информации на квитанции можно учесть как рекламные. Заметим, что рассматриваемое письмо ФАС разослано по налоговым инспекциям (см. письмо ФНС России от 25.04.07 № ШТ-6-03/348@). Получается, что инспекторы на местах с подобным подходом знакомы, и должны применять его при проверках. Поэтому шансы отстоять данные расходы, на наш взгляд, весьма высоки.

Рекламные журналы, листовки, буклеты

Благодаря широкому распространению цветных принтеров и сканеров, цены на цветную полиграфию упали настолько, что печать небольшого (например, 1000 экз.) тиража рекламной листовки, буклета или журнала не разорит даже малый бизнес. Но такая доступность имеет и обратную сторону: возникает вопрос о налоговом учете расходов на изготовление данной рекламной продукции. А именно, вопрос о нормировании подобных расходов. Дело в том, что Налоговый кодекс относит к ненормируемым расходам затраты на изготовление рекламных брошюр и каталогов (абз. 4 п. 4 ст. 264 НК РФ). Однако про журналы, буклеты и листовки в Кодексе не сказано. В то же время, очевидно, что по своей сути они очень близки к брошюрам и каталогам.

Решение этой проблемы оказалось неожиданно простым. Так, Минфин в недавнем письме (от 16.03.11 № 03-03-06/1/142) заявил, что буклеты и листовки являются разновидностью брошюр. Поэтому затраты на изготовление буклетов и листовок можно в полном размере отнести на расходы на основании абзаца 4 пункта 4 статьи 264 НК РФ. Надо отметить, что это письмо вовсе не исключение — ранее Минфин придерживался аналогичного подхода (см. письма от 02.11.10 № 03-03-06/1/681 и от 21.05.10 № 03-03-06/2/93). Это позволяет применять данные разъяснения практически с нулевым риском для налогоплательщика.

Розыгрыши призов

Еще одной проблемой, с которой сталкиваются налогоплательщики, активно рекламирующие свою продукцию, является учет расходов на различные розыгрыши призов. Данные акции обычно проводятся среди тех, кто уже купил товар, работу или услугу (то есть действует принцип: купи что-то – получи то-то). А значит, при учете расходов на такие акции вновь возникает проблема «неопределенного круга лиц», для которых предназначена данная реклама.

К сожалению, эта проблема решается не в пользу налогоплательщиков. Контролирующие органы (письмо Минфина России от 08.10.08 № 03-03-06/1/567) и судебные инстанции (определение ВАС РФ от 28.04.07 № 1770/07) единодушны: лица, купившие товар, работу или услугу — это определенный круг лиц. А значит, ни о каких рекламных затратах в данном случае говорить нельзя.

Рекламные статьи в СМИ

В заключение остановимся на проблеме налогообложения так называемой «скрытой» рекламы. Конечно, этот вопрос в основном интересен представителям крупного бизнеса, поскольку им проще найти «выход» на СМИ, чтобы опубликовать или разместить в эфире информацию о своем товаре (работе, услуге) под видом редакционного материала. Однако небольшие местные издания с удовольствием берутся за публикацию подобных статей о малом бизнесе. Согласитесь, что статья в районной газете про открывшуюся по соседству новую парикмахерскую (магазин, ресторан, кафе и т п.) будет смотреться весьма гармонично. Равно как и сюжет по местному радио или кабельному телеканалу.

Проблема заключается в том, что согласно статье 16 Закона о рекламе, размещение рекламной информации в изданиях, которые не специализируются на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или «на правах рекламы». В «заказных» рекламных материалах такой ссылки, естественно, не будет, а вот счет на оплату размещения данной информации СМИ исправно выставит. Можно ли учесть подобные расходы?

Решение в данном случае получается неоднозначное. Начнем с того, что контролирующие органы не упустили возможность использовать указанную норму Закона о рекламе в интересах бюджета. Так, согласно свежему письму Минфина России (от 15.06.11 № 03-03-06/2/94), информация, не содержащая пометку «реклама» или «на правах рекламы», не может считаться рекламной. А значит, расходы на оплату подобных публикаций при налогообложении прибыли не учитываются.

Однако судебные инстанции смотрят на этот вопрос более лояльно. Они склонны изучать суть отношений, сложившихся между налогоплательщиком и СМИ. И если эти отношения являются отношениями рекламодателя и рекламораспространителя, а опубликованная информация соответствует признакам рекламы, указанным в Законе о рекламе, то нет никаких оснований лишать налогоплательщика права учесть такие расходы (постановление ФАС Московского округа от 23.09.08 № КА-А40/8513-08-2). Конечно, при этом не нужно забывать о том, что подобные расходы должны быть подтверждены документально (постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.04.07 по делу № А05-8063/2006-13).

Источник: БухОнлайн.ру Автор: Алексей Крайнев, налоговый юрист портала «Бухгалтерия Онлайн»

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

Обсуждение закрыто.       
закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер