Сдача отчетности в ПФР по форме РСВ-1 до 20 февраля

Сдать бесплатно через Контур.Экстерн

20
 
Сдача отчетности в ПФР по форме РСВ-1 до 20 февраля
Сдать бесплатно 20
Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами

Материалы по теме
Сегодня
Стоимость питания, бесплатно предоставленного студенту-практиканту, облагается НДФЛ
Вчера
Стипендии учащимся не облагаются НДФЛ, даже если их выплачивает будущий работодатель
20 января
Минфин: если организация произвела в арендованном у физлица помещении неотделимые улучшения, она должна удержать НДФЛ с их стоимости

Разбираемся со спорными моментами при сдаче 2-НДФЛ

22 августа 2011

Налоговый кодекс обязывает работодателей вести учет выплат в пользу физических лиц. Результаты этого учета передаются в налоговую инспекцию по специально утвержденной форме 2-НДФЛ. Нередко этот, казалось бы, знакомый каждому бухгалтеру механизм вызывает вопросы. Связаны они, как ни странно, с пробелами в Налоговом кодексе. О трех таких пробелах мы сегодня и поговорим.

Куда подавать сведения?

Вопрос о том, в какую именно инспекцию надо подавать сведения по форме 2-НДФЛ, пожалуй, самый распространенный среди всех вопросов, связанных с этой формой. С него и начнем. Если заглянуть в Налоговый кодекс, то ответ на этот вопрос кажется очевидным. Согласно пункту 2 статьи 230 НК РФ сведения о доходах физлиц сдаются в налоговую инспекцию по месту учета налогового агента.

Однако российские организации довольно часто имеют несколько мест учета — они регистрируются по местонахождению недвижимости, обособленных подразделений, ведения деятельности, облагаемой ЕНВД и т п. К сожалению, Налоговый кодекс не поясняет, как быть в этом случае. По какому месту учета надо направить 2-НДФЛ? Особенно эта проблема актуальна для организаций, имеющих подразделения в других городах или даже субъектах РФ.

Минфин России предлагает из этой ситуации следующий выход. Если обособленное подразделение самостоятельно выплачивает доход работникам, а его руководитель уполномочен представлять организацию в налоговых органах, то сведения по форме 2-НДФЛ нужно подавать в инспекцию по месту учета данного подразделения (письма от 12.10.10 № 03-04-06/3-251 и от 29.03.10 № 03-04-06/55). Если хотя бы одно из названных условий не выполняется, то сведения сдаются в инспекцию по месту «основной» регистрации компании.

На наш взгляд, этот подход надо считать лишь рекомендацией финансового ведомства, ведь Налоговый кодекс не обязывает налоговых агентов действовать именно таким образом. Формально организация может подавать сведения в любую из тех инспекций, в которых она состоит на учете. Однако безопаснее всего сдавать 2-НДФЛ в ту инспекцию, где организация изначально была зарегистрирована как налогоплательщик. Такой подход в случае спора  с контролерами точно не вызовет непонимания у судей. И, по нашему мнению, он все же больше соответствует смыслу пункта 2 статьи 230 НК РФ, в котором говорится о месте «своего» учета, что лингвистически ближе к термину «место учета организации».

«Безотчетная» ликвидация

Еще одним моментом, не раскрытым в Налоговом кодексе, является механизм представления сведений по форме 2-НДФЛ в случае ликвидации или реорганизации компании. В статье 230 НК РФ, регулирующей порядок подачи данных сведений, про ликвидацию и реорганизацию нет ни слова. Не помогут в данном случае и общие правила уплаты налогов при ликвидации и реорганизации, зафиксированные в статье 55 НК РФ. Дело в том, что в ней устанавливаются лишь правила определения налогового периода и перечисления налогов, но ничего не говорится о порядке сдачи отчетности.

Налоговые органы попытались этот пробел устранить. Так, Федеральная налоговая служба в письме от 13.08.09 № 3-5-04/1257@ указала, что организация до своей ликвидации должна подать справки по форме 2-НДФЛ. Причем этот порядок действует как собственно при ликвидации, так и при реорганизации, поскольку иное Налоговым кодексом не установлено.

В столичном УФНС уточняют, что подать сведения до ликвидации организацию обязывают нормы статьи 55 НК РФ. А именно, положение о том, что налоговый период у ликвидируемых и реорганизуемых организаций заканчивается в периоде ликвидации. Поэтому такие налоговые агенты должны подать сведения до момента прекращения своей деятельности, включив в форму 2-НДФЛ сведения с начала года до дня завершения реорганизации (письмо УФНС России по г. Москве от 21.04.10 № 16-15/042728@).

Однако в своих рассуждениях налоговые органы все же делают некие допущения, никак не основанные на Налоговом кодексе. Ведь согласно статье 230 НК РФ подача сведений по форме 2-НДФЛ привязана не к налоговому периоду, а к конкретной дате — 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Соответственно тот факт, что налоговый период при ликвидации заканчивается досрочно, никак не может повлиять на факт наступления 1 апреля. И при этом не важно, когда ликвидируется организация — в начале года (до 1 апреля) или позже.

Таким образом, остается констатировать, что Налоговый кодекс не предусмотрел подачу формы 2-НДФЛ при ликвидации или реорганизации фирмы. А значит, направление этих сведений в данном случае — вопрос доброй воли организации. Никаких штрафов за неподачу справки 2-НДФЛ при ликвидации (реорганизации) компании быть не может. Незаконным будет и отказ зарегистрировать ликвидацию (реорганизацию) фирмы по основанию непредставления сведений о доходах работников.

200 рублей превращаются…

Раз уж речь зашла об ответственности за неподачу формы 2-НДФЛ, давайте остановимся на этой теме подробнее. Простой вопрос: каким будет наказание за непредставление (или подачу ошибочных) сведений по форме 2-НДФЛ? Вроде бы ответ напрашивается сам собой: штраф в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ по пункту 1 статьи 126 НК РФ, ведь представление этих сведений прямо предусмотрено в статье 230 НК РФ.

Однако на практике инспекторы находят куда более «денежную» статью для подобных нарушений — пункт 2 статьи 126 НК РФ, предусматривающий штраф в 10 000 рублей за непредставление информации о другом налогоплательщике. В итоге, ошибка в одной справке может обойтись организации уже не в безболезненные 200 рублей, а в 50 раз дороже.

Можно ли в этой ситуации противопоставить что-либо тактике налоговиков? Изучение судебной практики показывает, что можно. Так, суды отмечают, что применять штраф по пункту 2 статьи 126 НК РФ нельзя, так как обязанность подавать справки 2-НДФЛ прямо предусмотрена в статье 230 НК РФ. По мнению судов, пункт 2 статьи 126 НК РФ подходит только в тех случаях, когда организация отказывается представлять документы по требованию инспекции либо подает затребованные бумаги с заведомо недостоверными сведениями (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.01.10 по делу № А19-8589/09 и ФАС Северо-Западного округа от 25.09.08 № А13-3145/2007). Для тех же случаев, когда документы представляются не по требованию инспекции, а в силу прямого указания Налогового кодекса, предназначен пункт 1 статьи 126 НК РФ.

Источник: БухОнлайн.ру Автор: Алексей Крайнев, налоговый юрист портала «Бухгалтерия Онлайн»

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

Обсуждение закрыто.       
закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер