Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами

Материалы по теме
6 декабря
Правительство утвердило правила проведения независимой оценки квалификации работников
23 ноября
Минтруд разъяснил, как исчислять стаж работы, дающий право на дополнительный оплачиваемый отпуск сотрудникам, занятым на «вредных» работах
22 ноября
Минтруд сообщил, в каком случае реорганизованная организация не обязана поводить внеплановую спецоценку условий труда

Водитель присваивает топливо из служебной машины: как работодателю взыскать ущерб

29 августа 2016

Для большинства организаций и предпринимателей, использующих автотранспортную технику, весьма остро стоит вопрос доверия к водителю. Многие работодатели подозревают, что шоферы присваивают часть «служебного» бензина, и порой такие подозрения подтверждаются фактами. Однако взыскать с работника стоимость похищенного ГСМ непросто. Для этого требуется тщательно соблюсти все формальности, предусмотренные законом. Наша статья может служить своеобразной памяткой для тех, кому предстоит удержать деньги из зарплаты водителя.

Вводная часть

Руководство большинства компаний, использующих автомобили, время от времени задается вопросом: соответствует ли количество ГСМ, списанного по документам, объему топлива, которое было фактически потрачено на производственные нужды? Другими словами, не обманывает ли водитель работодателя, присваивая себе неистраченную часть бензина, либо расходуя ее на личные нужды.

Узнать правду проще тем работодателям, кто заранее позаботился о современных способах контроля, например, установил систему спутниковой навигации. Такие системы позволяют отслеживать движение каждого авто в режиме реального времени. Для грузовиков популярным способом контроля является так называемый тахограф. Этот прибор непрерывно регистрирует показатели времени и скорости, периоды работы и отключения двигателя и проч.

Однако отнюдь не все организации и предприниматели могут себе позволить траты на контролирующие устройства. В этом случае основной инструмент контроля — это нормативы расхода топлива. Их утверждают на основании данных, указанных в документации на машину, либо устанавливают опытным путем (подробнее об этом читайте в статье «Практические советы по учету и списанию ГСМ»).

Однако если лимит оказался превышен либо показания специальных устройств подтвердили предположение о нечестности водителя, удержать ущерб из зарплаты весьма непросто. Для этого нужно доказать, что виноват именно шофер, а не сам работодатель или внешние факторы.

Нужна внутренняя проверка

В статье 247 Трудового кодекса говорится: прежде, чем принимать решение о взыскании ущерба с работника, работодатель обязан провести проверку. Для этого он может создать комиссию и привлечь соответствующих специалистов. Подозреваемого работника необходимо ознакомить со всеми материалами проверки и дать возможность их обжаловать.

Проверка преследует две цели: определить размер ущерба и установить причины его возникновения.

Размер ущерба

Размер ущерба, как правило, определяется как разница двух величин. Первая — это количество ГСМ, которое было потрачено по данным водителя. Вторая — количество ГСМ, которое должно быть потрачено исходя из показателей контролирующих устройств или установленного норматива. Полученная цифра умножается на стоимость приобретения топлива (с учетом НДС).

Приведем пример. Допустим, водитель проехал 1 500 км. С его слов, данное расстояние полностью приходится на служебную поездку. Но система спутниковой навигации показала, что путь до объекта назначения составил 1 250 км., а оставшиеся километры относились к «непроизводственному» маршруту. Значит, водитель нанес компании ущерб в размере стоимости топлива, необходимого для поездки на 250 км.(1 500 — 1 250). По нормативу, утвержденному для данного авто, эта величина равна приблизительно 62,5 литров. Топливо приобреталось по цене 34 руб. за один литр (включая НДС). Значит, величина ущерба составляет 2 125 руб.(62,5 литров х 34 руб.).

Причины возникновения ущерба

С особым вниманием причины выявляют в ситуации, когда подозрения вызваны перерасходом нормативного количества ГСМ. Здесь важно исключить внешние обстоятельства, не зависящие от водителя.

Обычно работодатели обращаются к техническим специалистам, чтобы те провели ревизию частей машины, влияющих на расход топлива. В качестве ревизоров могут выступать, например, штатные автослесари или сотрудники автосервиса. По завершении необходимо составить акт, из которого четко следует, повлияло ли состояние автомобиля на увеличение расхода ГСМ. Если не повлияло, данный акт будет одним из оснований для взыскания ущерба с водителя. Кроме того, нужно убедиться, что нормативы не занижены. Для этого придется провести контрольные замеры расхода топлива в условиях, в которых проходит эксплуатация машины. Не исключено, что при расчете действующей нормы не были учтены климатические условия, дорожная ситуация и проч. Тогда норматив подлежит пересмотру в сторону увеличения. Если же норма рассчитана правильно, это нужно отразить в акте проверки. Такой документ станет еще одним основанием для взыскания ущерба с шофера.

Объяснительная записка

Обязательным условием для взыскания ущерба является объяснительная записка, которую работодатель должен потребовать у подозреваемого сотрудника (ст. 247 ТК РФ). В записке работнику нужно изложить свое видение ситуации и причин, ее повлекших.

К примеру, водитель может указать, что с его точки зрения действующий норматив расхода топлива занижен и нуждается в пересмотре. Если шофера уличили в поездках «непроизводственного» характера, он может заявить, что на самом деле маршрут был служебным и т.д.

В случае, когда водитель отказывается от пояснений, руководство должно отразить это в акте. Отказ от пояснений, равно как и неубедительные оправдания шофера, послужит очередным аргументом в пользу взыскания ущерба.

Какую сумму можно вычесть из зарплаты

Если по результатам внутренней проверки было доказано, что водитель присвоил себе часть ГСМ, работодатель вправе взыскать с него ущерб. Но прежде надо разобраться, какую сумму допустимо удержать из зарплаты.

Из норм Трудового кодекса следует, что взыскание всей величины ущерба без ограничений возможно только в одном случае — когда сотрудник несет полную материальную ответственность (ст. 242 ТК РФ). При этом величину, не превышающую средний месячный заработок, можно удержать из зарплаты, а остальную часть — через суд (ст. 248 ТК РФ). Во всех остальных случаях взыскать можно лишь сумму, не превышающую средний месячный заработок (ст. 241 ТК РФ). Однако к водителям полная материальная ответственность неприменима. Дело в том, что существует перечень должностей и работ, с которыми работодатель может заключить договоры о полной материальной ответственности (утв. приказом Минтруда России от 31.12.02 № 85). Данный перечень является закрытым, и такая должность, как водитель автотранспортных средств, в нем не упомянута.

По этой причине руководство вправе вычесть из зарплаты шофера сумму в пределах среднего месячного оклада. Если фактический ущерб оказался больше, у работодателя останется единственный шанс — предложить водителю добровольно компенсировать все убытки. И только получив согласие, работодатель сможет удержать весь ущерб до копейки (ст. 248 ТК РФ).

Экспедитор вместо водителя

На практике некоторые работодатели идут на хитрость. Они принимают сотрудника на должность экспедитора, хотя тот, по сути, выполняет функции водителя. Это позволяет заключить с работником договор о полной материальной ответственности, ведь должность экспедитора указана в соответствующем перечне, утвержденном Минтруда России. Далее сотруднику вверяют материальные ценности в виде топлива, и в случае растраты взыскивают ущерб в полном объеме.

На наш взгляд, данные способ не является безупречным, поскольку должностные обязанности водителя и экспедитора во многом не совпадают. К тому же ГСМ, на котором работает машина, не вполне соответствует понятию материальной ценности, вверенной экспедитору для перевозки. Все это может привести к тому, что работник, с которого взыскан полный ущерб, обратится в суд и выиграет его.

Правила удержания

Закончив все расчеты, работодатель должен издать распоряжение о взыскании. Сделать это необходимо не позднее одного месяца с момента, когда размер ущерба был окончательно определен. Пропустив данный срок, руководство теряет право на удержание ущерба  из зарплаты водителя. В такой ситуации вернуть свои деньги (в том числе в пределах среднего месячного заработка) можно только через суд (ст. 248 ТК РФ).

При удержании бухгалтер обязан руководствоваться статьей 138 ТК РФ. В ней сказано, что в общем случае суммарный размер всех удержаний при каждой выплате зарплаты не может превышать 20% суммы, причитающейся работнику. Значит, если величина удержания достаточно велика, ее придется распределить на несколько месяцев.

Добавим, что взыскание ущерба не зависит от того, привлечен ли работник к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности. Таким образом, работодатель вправе написать заявление в полицию, и одновременно удержать стоимость украденного топлива из зарплаты шофера.

Автор: Елена Маврицкая, ведущий эксперт «Бухгалтерии Онлайн»

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

Написать свой или задать вопрос
закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер