Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами

Материалы по теме
19 октября 2011
Страховщик заплатил за ремонт автомобиля или налоговые последствия ДТП
22 июня 2010
Налоговики разрешили учесть расходы на ДМС, предусматривающее санаторно-курортное лечение работников
3 июня 2010
Платежи по договорам добровольного страхования здоровья работников учитываются в расходах независимо от обстоятельств страхового случая

Страховка залогового имущества при получении кредита: отвечаем на сложные вопросы

29 сентября 2011

В большинстве случаев компании и предприниматели берут банковские кредиты под залог имущества. При этом в кредитном договоре, как правило, есть пункт о том, что залоговое имущество должно быть застраховано в пользу банка. Бухгалтеры (в том числе участники нашего форума) часто спрашивают, как правильно учесть стоимость страховки. В этой статье мы ответим на самые «популярные» вопросы.

Вводная часть

Все ситуации с залоговым имуществом можно условно разделить на две категории.

Первая — когда в роли залогодателя выступает сам заемщик. Другими словами, организация или ИП при подписании кредитного договора закладывает собственное оборудование, здание, помещение и пр. Частным случаем является залог имущества, для покупки которого и предназначен кредит. До тех пор, пока заемщик не рассчитается с кредитором, приобретенное оборудование или недвижимость будут находиться в залоге у кредитора.

Ко второй категории относятся ситуации, когда в роли залогодателя выступает не заемщик, а третье лицо. Такой вариант допускается законом (п. 1 ст. 335 ГК РФ). Алгоритм здесь такой: заемщик получает кредит и использует его на свои цели, а в залог передает объекты, принадлежащие другому лицу, то есть залогодателю. Чаще всего заемщик и залогодатель взаимозависимы (например, один является учредителем другого). Встречается и другой вариант, когда формально они не имеют друг с другом ничего общего.

Рассмотрим подробно особенности всех перечисленных выше случаев.

Заемщик сам является залогодателем: налоговый учет

Организация, которая застраховала в пользу банка принадлежащее ей имущество, в налоговом учете может отнести страховые взносы к расходам. Это следует из подпункта 7 пункта 1 статьи 263 НК РФ, и с этим согласны в Минфине (см. письмо от 15.02.08 № 03-03-04/1/103).

В какой момент сформировать расходы? При кассовом методе — в день перечисления страховой премии.

А вот при методе начисления все будет зависеть от того, на какой срок заключен договор страхования. Если заемщик (он же залогодатель) перечисляет всю страховую премию одной суммой, и срок договора не превышает текущего отчетного периода по налогу на прибыль, то затраты можно признать сразу. Приведем пример.

Допустим, страховой платеж в полном объеме перечислен в июле, а договор заключен на период с июля по сентябрь этого года. Тогда всю сумму платежа можно единовременно отнести на расходы в июле и отразить в декларации за девять месяцев.
Если страховая премия заплачена одной суммой, и срок договора не укладывается в рамки текущего отчетного периода по налогу на прибыль, то затраты нужно распределять. Это значит, что списывать их придется равномерно в течение периода действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде (п. 6 ст. 272 НК РФ). Покажем это на примере.

Предположим, что страховой платеж в полном объеме перечислен 2 августа, а договор заключен на срок с 1 августа по 31 июля следующего года (всего 365 дней). Тогда бухгалтер должен отнести на затраты августа величину, равную сумме платежа, деленной на 365 и умноженной на 31. В сентябре затраты будут равны сумме платежа, деленной на 365 и умноженной на 30 и т.д.

Как отразить страховую премию в бухучете

Прежде чем создать проводку на перечисление страховой премии, бухгалтер должен ответить на один важный вопрос: нужно ли задействовать счет 97 «Расходы будущих периодов»? Или следует списать стоимость страховки на иные счета?

Специалисты расходятся во мнении. Одни утверждают, что в связи с поправками, внесенными в пункт 65 Положения по ведению бухгалтерского учета в РФ*, расходы будущих периодов (РБП) формировать не надо. Объясняют это тем, что по своей природе страховые платежи являются авансом, который при определенных обстоятельствах может быть возвращен страхователю. Следовательно, данные суммы надо показывать по дебету счета 76, а затем списывать на текущие затраты ежемесячно равными долями в течение срока действия договора.

Другие специалисты считают, что страховые взносы по-прежнему необходимо отражать как РБП. Причина в том, что такие затраты способствуют получению доходов в будущем, ведь компания станет использовать полученный кредит в производственных целях. А раз так, то плата за страховку — это актив, который нужно показать по дебету счета 97.

На практике многие главбухи предпочитают не отказываться от РБП, потому что такой способ учета является для них привычным. В учетной политике прописывают, что расходы будущих периодов списываются на расходные счета не равными долями, а пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде. Это позволяет сблизить бухгалтерский учет с налоговым.

Нужно ли включать страховые взносы в первоначальную стоимость

Если кредит предназначен для покупки имущества, которое становится предметом залога, бухгалтеру предстоит ответить на следующий вопрос: включить страховые платежи в первоначальную стоимость или списать на расходы.

Существуют два различных подхода. Согласно первому страховая премия — это издержки, связанные с приобретением объекта. Значит, премию полагается включить в первоначальную стоимость как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. Именно этого подхода обычно придерживаются инспекторы.

Второй подход подразумевает, что страховые взносы связаны не с приобретением имущества, а с получением кредита. По этой причине взносы можно отнести к текущим затратам: в налоговом учете — к внереализационным, в бухгалтерском учете — к прочим. Данный вариант учета предпочтителен для налогоплательщиков, так как позволяет уменьшить облагаемую базу сразу, а не в течение срока полезного действия объекта.

На наш взгляд, правильным является второй подход, позволяющий списать страховые взносы в расходы единовременно. К такому же выводу приходят и судьи (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 21.12.10 № Ф09-10698/10-С3). На наш взгляд, у организаций, выбравших этот вариант, неплохие шансы отстоять свою правоту в суде.

Заемщик и залогодатель — разные лица

Эта ситуация вызывает массу проблем при налогообложении. Многое здесь зависит от того, кто перечисляет страховые взносы: заемщик или залогодатель.

Если деньги на счет страховой компании переводит заемщик, то у него практически нет шансов учесть затраты. Действительно, НК РФ не предусматривает уменьшение облагаемых доходов на стоимость страховки чужого имущества. Это подтверждается и арбитражной практикой (см., например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 06.12.10 № А32-28733/2009-1/380).

Правда, существует мнение, что ситуация со списанием затрат не безнадежна, если залогодатель является гарантом по кредиту, и в договоре четко прописана обязанность заемщика оплачивать страховку. Это якобы позволяет продемонстрировать связь между заемщиком и имуществом залогодателя. Но, как нам кажется, даже такое обоснование не будет веским аргументом в глазах инспекторов и судей.

Если же страховую премию платит владелец имущества, то есть залогодатель, он имеет чуть больше шансов доказать свои расходы. Но тут есть некоторые особенности. Дело в том, что налоговики обычно считают, что залогодатель, передав свое имущество, оказал заемщику услугу. Далее ревизоры рассуждают следующим образом.

В случае, когда услуга безвозмездная, у залогодателя нет облагаемого дохода, но нет и права признать затраты по страховке. А вот в случае платной услуги залогодатель получает не только доход, но и право учесть расходы. Соответственно, чтобы упрочить свои позиции, хозяин имущества должен объявить заемщику некую цену за услугу по передаче имущества в залог.

Дополнительный довод может привести залогодатель, который является учредителем заемщика. Логика такая: благодаря страховке и кредиту у «дочки» в будущем появится прибыль. Соответственно, материнская компания станет получать больше дивидендов. Таким образом, залогодатель несет расходы, направленные на извлечение доходов.

Однако ни один из вышеприведенных аргументов не гарантирует положительного решения в суде. Поэтому налогоплательщикам, которые не готовы тратить время и деньги на споры с ИФНС, лучше сразу отказаться от признания таких расходов.

От редакции: ответы на некоторые юридические вопросы, связанные с кредитованием и залогом, можно найти в статье «Берем кредит под залог имущества».

* Полное название документа: положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утверждено приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н.

Источник: БухОнлайн.ру Автор: Елена Маврицкая, ведущий эксперт «Бухгалтерии Онлайн»

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

Обсуждение закрыто.        Все 5 комментариев
закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер