Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами

Материалы по теме
Вчера
Правительство утвердило правила проведения независимой оценки квалификации работников
23 ноября
Минтруд разъяснил, как исчислять стаж работы, дающий право на дополнительный оплачиваемый отпуск сотрудникам, занятым на «вредных» работах
22 ноября
Минтруд сообщил, в каком случае реорганизованная организация не обязана поводить внеплановую спецоценку условий труда

Спецоценка условий труда: выбираем «оценщика» и подаем декларацию соответствия

23 июня 2014

В этом году кадровики и бухгалтеры, выполняющие их функции в небольших организациях, вынуждены следить за многочисленными новшествами, которые связаны со спецоценкой условий труда. Так, с 8 июня начала действовать введенная в этом году декларация соответствия условий труда, которую работодатель обязан подать в трудовую инспекцию. А со следующего года вводятся новые штрафы для тех, кто не провел специальную оценку условий труда — для компаний максимальный штраф может составить 200 тыс. рублей. Кому грозят подобные штрафы? Каким работодателям стоит провести специальную оценку немедленно? Кто должен подавать названную декларацию? Ответы на эти вопросы — в настоящей статье.

Вводная информация

С 1 января 2014 года на смену аттестации рабочих мест по условиям труда пришла специальная оценка условий труда (см. «С 2014 года вместо аттестации рабочих мест нужно проводить специальную оценку условий труда»). При этом на практике многими работодателями не проведена ни аттестация, ни специальная оценка. Например, аттестацию проводить были не обязаны, а специальную оценку провести ещё не успели.

Принимая во внимание, что наказание за непроведение специальной оценки вскоре ужесточится, мы расскажем:

- в какие сроки нужно обязательно провести специальную оценку;

- какая ответственность грозит, если проигнорировать эту процедуру;

- кому, когда и как подавать декларацию соответствия условий труда, действующую с 8 июня 2014 года (утв. приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н).

Сроки проведения специальной оценки

Специальная оценка может проводиться:

- внепланово (в течение шести месяцев со дня наступления случаев, прямо перечисленных в статье 17 Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», далее — Закон № 426-ФЗ);

- по инициативе работодателя, до истечения срока действия результатов прежде проведенной аттестации (п. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Также предусмотрены и плановые сроки проведения спецоценки.

Плановые сроки проведения специальной оценки условий труда

Условия

Срок проведения специальной оценки

Рабочие места были аттестованы до 1 января 2014 года.

Специальную оценку нужно провести не позднее 5 лет со дня завершения аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Совокупность условий:

- рабочие места не были аттестованы;

- профессии, должности и специальности работников не включены в списки, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости;

- условия труда на рабочих местах не являются вредными и (или) опасными.

Специальная оценка может проводиться поэтапно (то есть, в отношении не всех рабочих мест сразу, а только их части). Перечень оцениваемых поэтапно рабочих мест определяется комиссией, создаваемой работодателем. Оценка должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Отдельно отметим неурегулированный законом случай. Возможна ситуация, когда у работодателя есть не аттестованные рабочие места, занятость на которых предполагает назначение досрочной пенсии, а работникам, которые трудятся на этих местах, положены гарантии и компенсации за вредность и (или) опасность (п. п. 1, 2 ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ). Для такого случая срок проведения спецоценки не установлен. Однако именно в этом случае затягивать с проведением специальной оценки не следует. Дело в том, что условия труда на таких рабочих местах заведомо являются вредными и (или) опасными, поэтому вероятность их проверки контролирующими органами самая высокая. Причем, если в марте чиновники признавали, что специальную оценку до вступления в силу некоторых документов можно не проводить (см. «Минтруд: компании пока не обязаны проводить специальную оценку условий труда»), то теперь обстоятельств, которые позволили бы работодателю отложить спецоценку, не существует. С 8 апреля 2014 года действует Методика проведения специальной оценки условий труда (утв. Приказом Минтруда России от 24.01.14 № 33н).

Если же инспекторы выявят, что до 2014 года аттестация не проводилась (или ее результаты уже не действительны), а работодатель до сих пор не провел спецоценку, то риск привлечения к ответственности очень высок.

Административная ответственность в 2014 году

Проведение специальной оценки условий труда контролирует Роструд и его территориальные органы (ст. 25 Закона № 426-ФЗ).

В 2014 году административная ответственность за нарушение законодательства об охране труда установлена статьей 5.27 КоАП РФ. Но основании этой статьи работодателя могут наказать, в том числе, за непроведение специальной оценки условий труда:

К кому применяется

Административная ответственность

Организации

- штраф от 30 до 50 тыс. рублей;

- приостановление деятельности до 90 суток.

Индивидуальные предприниматели

- штраф от 1 до 5 тыс. рублей;

- приостановление деятельности до 90 суток.

Должностные лица организации

- штраф от 1 до 5 тыс. рублей;

- дисквалификация от 1 до 3-х лет (при повторном нарушении).

Однако с 1 января 2015 года в КоАП РФ добавляется новая статья — 5.27.1, которая прямо устанавливает ответственность за нарушение работодателем порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение:

Административная ответственность с 2015 года (ст. 5.27.1 КоАП РФ)

К кому применяется

Административная ответственность

Организации

- предупреждение;

- штраф от 60 до 80 тыс. рублей;

- штраф от 100 до 200 тыс. рублей или приостановление деятельности до 90 суток (при повторном нарушении);

Индивидуальные предприниматели

- предупреждение;

- штраф от 5 до 10 тыс. рублей;

- штраф от 30 до 40 тыс. рублей или приостановление деятельности до 90 суток (при повторном нарушении).

Должностные лица

- предупреждение;

- штраф от 5 до 10 тыс. рублей

- штраф от 30 до 40 тыс. рублей или дисквалификация на срок от 1 до 3-х лет (при повторном нарушении).

Как выбрать организацию для проведения специальной оценки

Специальная оценка условий труда проводится работодателем совместно с независимой организацией (организациями), которая привлекается по гражданско-правовому договору (п. 2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ). Общие требования к организациям, которые вправе проводить специальную оценку условий труда, прописаны в статье 19 Закона № 426-ФЗ.

При этом организации, которые раньше были аккредитованы на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда вправе уже сейчас проводить специальную оценку при соблюдении одного условия: их аттестаты аккредитации испытательной лаборатории (центра) действительны по состоянию на 1 января 2014 года. Спецоценка может проводиться такими организациями до истечения срока действия аттестата аккредитации, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года включительно (ч. 1 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Если же срок действия аттестата аккредитации испытательной лаборатории (центра) истекает в 2014 году, то спецоценка может быть проведена до 31 декабря 2014 года включительно (ч. 2 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Заметим, что на сегодняшний день множество организаций готовы провести специальную оценку условий труда и активно предлагают свои услуги на рынке. При выборе организации для проведения спецоценки желательно проверить, включена ли она в реестр аккредитованных Минтрудом оценщиков.

Что должен сделать работодатель по итогам спецоценки

По результатам утверждения отчета о специальной оценке работодателю потребуется:

- ознакомить работников с результатами оценки (п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона № 426-ФЗ);

- разместить результаты на своем сайте при его наличии (ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ);

- сообщить в ФСС  сведения о результатах спецоценки (пп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

Если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочих местах не будут выявлены (например, излучение от компьютера будет в пределах нормы), то потребуется оформить декларацию соответствия условий труда (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Форма декларации и порядок ее заполнения утверждены приказом Минтруда России от 07.02.14 № 80н, который начал действовать с 8 июня 2014 года (далее — Порядок № 80н).

Как подать декларацию соответствия

Декларацию обязаны подавать все работодатели, которые провели специальную оценку  и не выявили вредных и (или) опасных факторов хотя бы на одном рабочем месте. Декларация представляется в государственную инспекцию труда по месту нахождения компании (месту жительства ИП). Это обязанность работодателя закреплена частью 1 статьи 11 Закона № 426-ФЗ и пунктом 3 Порядка № 80н.

Декларацию соответствия можно представить в трудовую инспекцию (п.п. 3-4 Порядка № 80н):

- лично;

- по почте (с описью вложения и уведомлением о вручении);

через интернет на официальном сайте Роструда, если декларация  подписана квалифицированной электронной подписью.

Срок подачи декларации и срок ее действия

Представить декларацию потребуется не позднее 30 рабочих дней с даты утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (п. 5 Порядка № 80н). Получается, что если специальную оценку условий труда в 2014 году не проводить, то при наличии действующих результатов аттестации рабочих мест, подавать декларацию не нужно.

Представленная декларация будет действовать в течение пяти лет со дня, когда был утвержден отчет о проведении специальной оценки условий труда (ч. 4 ст. 11 Закона № 426-ФЗ).

Более того, если несчастных случаев на производстве или профзаболеваний по причине вредных и (или) опасных производственных факторов за пять лет не произойдет, то действие декларации продлится еще на пять лет. Если же в этот период у кого-то из работников будет выявлено профзаболевание или произойдет несчастный случай на производстве по причине вредных и (или) опасных факторов, то действие декларации в отношении такого рабочего места прекратится.

И работодателю потребуется провести внеплановую специальную оценку условий труда и вновь подать декларацию (ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ).

Источник: БухОнлайн.ру Автор: Денис Покшан, эксперт «Бухгалтерии Онлайн»

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

Обсуждение закрыто.        Все 33 комментария
закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер