Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами

Материалы по теме
30 декабря 2016
Минтруд изменил позицию: выплаты членам совета директоров облагаются «пенсионными» и «медицинскими» взносами
27 декабря 2016
Верховный суд РФ: стоимость санаторно-курортных путевок для работников и их детей не облагается страховыми взносами
22 декабря 2016
Минтруд напомнил, как начислять страховые взносы на доходы работников из государств – членов ЕАЭС

Работники из Белоруссии, Казахстана и Армении: как начислять им страховые взносы, пособия и НДФЛ в 2015 году

16 марта 2015

С 1 января 2015 года работающие в России граждане республик Беларусь, Казахстана и Армении могут получать все виды пособий по обязательному социальному страхованию с первого дня работы в России. Это произошло благодаря вступлению в силу договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного 29 мая 2014 года. На практике у бухгалтеров сразу возникла масса вопросов. Какие документы затребовать для выплаты пособий? Какой заработок брать для расчета? По каким тарифам перечислять взносы? Что делать с НДФЛ и налоговыми вычетами? Мы проанализировали законодательство, чтобы найти ответы на эти и другие вопросы.

Вводная информация

Данную статью мы построили на ситуации, с которой может столкнуться любой бухгалтер: временно пребывающий на территории РФ гражданин из Беларуси, Казахстана или Армении (который не является высококвалифицированным специалистом) устроился на работу в российскую компанию.

Временно пребывающим иностранным гражданином считается иностранец, получивший миграционную карту, у которого нет вида на жительство или разрешения на временное проживание в РФ (ст. 2 федерального закона от 25.07.02 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Страховые взносы на пенсионное страхование

С 1 января 2015 года временно пребывающие на территории РФ иностранцы, включая граждан Беларуси, Казахстана или Армении, признаются застрахованными лицами в рамках отношений по обязательному пенсионному страхованию (п. 1 ст. 7 федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»). Поэтому выплаты в их пользу облагаются пенсионными взносами.

Прежде, напомним, уплата взносов за таких работников зависела от продолжительности трудовых отношений с ними. Это влекло за собой довольно много проблем (См. «Как начислять взносы на выплаты иностранцам»). Теперь такого подхода нет.

Страховые взносы за таких работников следует уплачивать по тарифу для граждан РФ на финансирование страховой пенсии независимо от года рождения иностранца. Взносы на финансирование накопительной пенсии не уплачиваются (п. 2 ст. 22.1 Закона № 167-ФЗ).

Страховые взносы по нетрудоспособности и в связи с материнством

Российское законодательство

С 1 января 2015 года временно пребывающие иностранцы считаются застрахованными по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», далее — Закон № 255-ФЗ).

При этом такие иностранцы вправе претендовать на получение только одного вида пособия — по временной нетрудоспособности. И только при условии, что работодатель платил за них страховые взносы за период не менее 6 месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай (ч. 4.1 ст. 2 Закона № 255-ФЗ). Такой подход применяется с 2015 года (см. «С 2015 года нужно будет отчислять в ФСС взносы за иностранных и временно пребывающих в России работников»).

Обратите внимание: в законодательстве прямо указано, что тариф страховых взносов в ФСС с выплат, начисленных в пользу временно пребывающих составляет 1,8% (ч. 3 ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ).

Условия международного договора

Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные Законом № 255-ФЗ, то применяются правила международного договора РФ (ч. 2 ст. 1.1 Закона № 255-ФЗ). Поэтому обратимся к положениям вступившего в силу договора о Евразийском экономическом союзе:

Социальное обеспечение (социальное страхование) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства (п. 3 ст. 98 разд. XXVI Договора).
При этом обязательное страхование, страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством относится к социальному обеспечению (социальному страхованию) (п. 5 ст. 96 разд. XXVI Договора).

Получается, что с 2015 года в международном договоре РФ закреплено, что даже временно пребывающие граждане Беларуси, Казахстана и Армении, помимо права на пособие по болезни, получили право и на другие виды пособий, а именно:

  • пособие по беременности и родам;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет;
  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребенка.

Тарифы для уплаты взносов

Как мы уже выяснили, тариф для временно пребывающих иностранцев — 1,8% (ч. 3 ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ). Но можно ли этот тариф применять для граждан Беларуси, Казахстана или Армении? Чиновники считают, что нельзя. Недавно появились разъяснения о том, что платить страховые взносы в ФСС следует в тех же размерах, что и за граждан РФ. То есть, получается, что нужно применять тариф 2,9% (см. «Граждане Белоруссии, Казахстана и Армении вправе получать все виды пособий по обязательному соцстрахованию с первого дня работы в России»).

Мнение

В своих разъяснениях чиновники не пояснили, почему вместе с правом на получение указанных пособий работодателям следует повысить тариф страховых взносов за временно пребывающих до 2,9%. Ведь в законодательстве не сказано, что за временно пребывающих (граждан стран — членов Договора) нужно применять повышенные тарифы. И тот факт, что иностранцы получили право на получение других видов пособий, на наш взгляд, прямо не влечет за собой обязанности работодателей повысить тарифы в отношении выплат таких работникам.

Расчет пособий

Итак, временно пребывающие граждане из Беларуси, Казахстана и Армении получили право на все виды пособий. То есть в любой момент иностранец вправе обратиться к работодателю, например, за пособием по беременности и родам и отказать ему будет нельзя. Но как в 2015 году рассчитывать пособия? Ведь в расчетном периоде (2013-2014 годы) за временно пребывающих иностранцев страховые взносы попросту не уплачивались.

Пока в законодательстве нет специальной нормы на этот счет. Поэтому, по всей видимости, следует рассчитывать пособия по тем правилам, которые установлены для российских граждан: средний заработок принимать равным одному МРОТ, установленному на день наступления страхового случая (ч. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ).

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование

Медицинские взносы, на наш взгляд, вызывают наибольшее количество вопросов. Поясним почему.

По общему правилу, временно пребывающие иностранные граждане не подлежат обязательному медицинскому страхованию (п. 1 ст. 10 Федерального закона от 29.11.10 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», далее — Закон № 326-ФЗ). Значит, и медицинские взносы платить за них не нужно.

Однако если международным договором РФ установлены иные правила, чем Законом № 326-ФЗ, то применяются правила международного договора РФ (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, п. 2 ст. 2 Закона № 326-ФЗ, ч. 4 ст. 1 Закона № 212-ФЗ). Смотрим на Договор:

Социальное обеспечение трудящихся из государств — членов Договора и членов их семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства (п. 3 ст. 98 разд. XXVI Договора). При этом обязательное медицинское страхование  относится к социальному обеспечению (социальному страхованию) (п. 5 ст. 96 разд. XXVI Договора).

Получается, что в пакете международных мер предусмотрено медицинское страхование работников из Беларуси, Казахстана и Армении. Но что это значит для работодателя? Есть мнение, что теперь работодатель обязан уплачивать страховые взносы в ФФОМС с выплат, начисленных в пользу указанных работников. Но какой тариф применять? Такой же, как для граждан РФ, то есть 5,1 %? (ст. ч. 1.1 ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ). В законодательстве на этот счет ничего не сказано. Да и в Договоре, собственно, тоже.

При этом приложение № 30 к Договору только добавляет вопросов. В приложении говорится, что иностранцы вправе получать бесплатную скорую медицинскую помощь (в экстренной и неотложной формах) в том же порядке и на тех же условиях, что и граждане РФ. Однако же про получение медицинской помощи в пределах территориальной и базовой  программ ОМС ничего не сказано (ст. 3 Закона № 326-ФЗ). Поэтому пока не ясно, не получится ли так, что работодатель будет платить взносы по тарифу 5,1%, а иностранцам будут отказывать в получении медицинских услуг. Разъяснений на этот счет пока, к сожалению, нет.

Страховые взносы на травматизм

Временно пребывающие на территории РФ иностранные граждане, включая граждан Беларуси, Казахстана или Армении, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»). Следовательно, выплаты и иные вознаграждения по трудовым договорам с такими работниками облагаются страховыми взносами на травматизм.

НДФЛ

По общему правилу, к доходам нерезидентов применяется налоговая ставка 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ). Однако если международным договором РФ установлены иные правила, то применяются положения международного договора РФ (ст. 7 НК РФ). В связи с этим налоговики подтвердили, что с зарплаты граждан Республики Беларусь, Республики Казахстан и Республики Армения следует удерживать НДФЛ по ставке 13%, начиная с первого дня их работы на территории РФ (См. «Доходы граждан Белоруссии, Казахстана и Армении облагаются НДФЛ по ставке 13 процентов с первого дня их работы в России»).

Налоговые вычеты

Доходы физических лиц, которые облагаются по ставке НДФЛ в размере 13%, можно уменьшить на налоговые вычеты, предусмотренные статьями 218-221 НК РФ. Об этом сказано в пункте 3 ст. 210 НК РФ. Получается, что формально доходы указанных иностранцев теперь  тоже можно уменьшать на налоговые вычеты. Однако и тут не совсем все однозначно.

Российское законодательство предусматривает, что вычеты применяются исключительно к тем доходам, которые облагаются по ставке 13% на основании п. 1 ст. 224 НК РФ. Однако налоговая ставка (30%) для нерезидентов предусмотрена совсем другой нормой — пунктом 3 ст. 224 НК РФ. Более того, применение вычетов к доходам нерезидентов, в принципе, не предусмотрено. Поэтому возможность применения вычетов в рассматриваемой ситуации довольно спорная. Но, к сожалению, ни разъяснений чиновников, ни, тем более, судебной практики на этот счет пока нет.

Источник: БухОнлайн.ру Автор: Денис Покшан, эксперт «Бухгалтерии Онлайн»

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

Обсуждение закрыто.       
закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер