Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами

Материалы по теме
Вчера
Альтернативные варианты оплаты по договору: как оформить взаимозачет и оплату долга третьим лицом
Вчера
На отдельных документах, оформляемых при перевозке груза автотранспортом, можно будет не ставить печати
21 ноября
ФНС уточнила, какие сведения нужно указать в платежке, если налог за организацию уплачивает ее представитель

В трудовых книжках разрешили не ставить печати: читаем разъяснения Минтруда

22 ноября 2016

Больше полутора лет потребовалось Правительству РФ, чтобы урегулировать вопросы, связанные с проставлением печати в трудовых книжках теми организациями, которые отказались от использования печатей (см. «ООО и АО могут отказаться от использования печатей: как это сделать и в каких документах печать пока остается обязательным реквизитом»). Для решения проблемы достаточно было просто внести соответствующие поправки в Правила ведения и хранения трудовых книжек (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.03 № 225; далее — Правила). Однако исполнительная власть пошла более сложным путем — Минтруд выпустил официальные разъяснения к Правилам (приказ Минтруда России от 31.10.16 № 589н, зарегистрирован в Минюсте 14.11.16 № 44328).

Неточности в разъяснениях

Сразу скажем, что право выпускать разъяснения по заполнению трудовых книжек у Минтруда действительно есть — оно предоставлено ведомству подпунктом «б» пункта 4 Правил. Однако, реализуя свои полномочия, Минтруд допустил несколько странных неточностей. Так что, возможно, потребуются дополнительные разъяснения теперь уже к Приказу № 589н.

«Разъясненная» Минтрудом норма содержится в другом акте

Итак, что же разъяснил Минтруд? В Приказе № 589н говорится, что организации, которые в соответствии с законодательством работают без печати, не обязаны выполнять требования Правил ведения и хранения трудовых книжек, касающиеся проставления печати организации на первой странице трудовой книжки и вкладыше в трудовую книжку. Здесь стоит отметить, что подобная обязанность в Правилах, разъяснение к которым утвердило Министерство труда, не зафиксирована в принципе!

Норма, обязывающая работодателя ставить печать на первой странице трудовой книжки при ее оформлении, содержится в другом документе — Инструкции по заполнению трудовых книжек, утверждённой Минтрудом на основании Правил (постановление Минтруда России от 10.10.03 № 69). А норма о том, что такая же печать должна стоять на первой странице вкладыша в законодательстве вообще отсутствует. Вывод о ее необходимости делается на основании п. 38 Правил, согласно которому вкладыш оформляется в том же порядке, что и трудовая книжка.

Получается, что первая часть разъяснений, данных Минтрудом по порядку применения Правил, на самом деле к этим Правилам не имеет никакого отношения. Логичнее было бы просто делать соответствующие ремарки в Инструкции, утвержденной самим же Минтрудом. Теперь же получается, что Инструкция в этой части не соответствует разъяснениям. Но поскольку автор обоих документов — Минтруд, остается надеяться, что подобная оплошность не скажется на праве организаций отказаться от печатей при оформлении трудовых книжек и вкладышей к ним.

Разъяснения почему-то затронули и сургучную печать для книги по учету бланков

Идем дальше. Следующая часть Приказа № 589н касается применения положений абзаца 1 пункта 35 и абзаца 4 пункта 41 Правил. В разъяснениях сказано, что в случаях, предусмотренных этими нормами, печать ставят только те организации, которые ее имеют.

Однако если мы посмотрим содержание данных норм, то обнаружим, что в пункте 35 Правил речь действительно идет о заверении обычной круглой печатью организации записей в трудовой книжке (при увольнении сотрудника). А вот в пункте 41 Правил говорится уже не о круглой печати организации, а о сургучной печати, которой должна быть скреплена приходно-расходная книга по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее, а также книга учета движения трудовых книжек и вкладышей.

Получается, что теперь организации, не имеющие обычной круглой печати, не могут использовать и сургучную для опечатывания книг. Значит, указанные книги нужно пломбировать каким-то иным способом, т.к. в пункте 41 Правил сказано, что книги должны быть «скреплены сургучной печатью или опломбированы». Но поскольку каких-либо требований к пломбе Правила не содержат, полагаем, что можно продолжить использовать в качестве такой пломбы имеющиеся в организации сургучные печати, сделав соответствующие изменения в распорядительных документах фирмы.

Печать при невозможности выдать книжку уволенному работнику

Наконец, заключительная часть разъяснений Минтруда посвящена порядку, в котором при увольнении работника заверяются записи, внесенные в трудовую книжку за все время работы. По мнению ведомства, организации, работающие без печати, заверяют записи подписью работодателя или лица, ответственного за ведение трудовых книжек. При этом авторы разъяснений в скобках делают примечание — за исключением случаев, указанных в пункте 36 Правил.

Но если мы откроем данный пункт, то увидим, что он посвящен ситуации, когда работодатель не может выдать трудовую книжку при увольнении работника по объективным причинам (отсутствие работника или его отказ от получения трудовой книжки). В этом случае Правила требуют направить работнику уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте. Далее отмечается, что со дня направления указанного уведомления работодатель освобождается от ответственности за задержку выдачи работнику трудовой книжки. А также содержится норма, согласно которой пересылка трудовой книжки почтой по указанному работником адресу допускается только с его согласия.

Возникает вопрос: как эти положения Правил влияют на порядок заверения записей в трудовой книжке при увольнении сотрудника? Что значит оговорка в скобках «за исключением случаев, указанных в п. 36 Правил»? Надо ли в таком случае по-прежнему использовать печать? Или требуется еще чья-то подпись? Или, напротив, в таком случае ничего заверять вообще не требуется?

Ответ на этот вопрос, как это ни странно, находим в пункте 35 Правил, где в абзаце 1 есть в точности такая же оговорка в скобках, что и в разъяснениях. Относится эта оговорка к подписи самого сотрудника, которую он также (наряду с подписью руководителя или ответственного лица организации) должен проставить в трудовой книжке при увольнении. Понятно, что если трудовая книжка работнику не выдана вообще, либо направлена по почте, то его подписи в ней может и не быть. Все ясно и логично. А в разъяснениях, судя по всему, в данной части допущена банальная техническая ошибка, которая, хочется надеяться, не станет препятствием для «безпечатного» оформления трудовых книжек.

Когда начинают действовать разъяснения

В заключение скажем несколько слов о порядке действия новых правил. В самом приказе Минтруда, который утверждает разъяснения, не оговариваются какие-либо особенности по вступлению в силу и применению разъяснений. А значит, применяются общие правила действия нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (к которым, согласно ст. 5 Трудового кодекса РФ относится и данный Приказ) во времени.

Правила эти установлены в ст. 12 ТК РФ и гласят, что подобный акт обратной силы не имеет и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. Так что организации смогут окончательно отказаться от использования печатей при выдаче новых трудовых книжек (вкладышей) сотрудникам и при выдаче трудовых книжек увольняемым сотрудникам только тогда после того, как Приказ вступит в силу. И только в отношении трудовых книжек, оформляемых после этой даты.

Вступление же в силу Приказа произойдет 27 ноября, то есть на 11-й день после официального опубликования, которое произошло 16 ноября  (п. 12 Порядка опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, утв. Указом Президента РФ от 23.05.96 № 763).

Автор: Алексей Крайнев, юрист «Бухгалтерии Онлайн»

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

Написать комментарий или задать вопрос
закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер