Отправляйте налоговую отчетность прямо из 1С!

Модуль Контур.Экстерн для 1С — сданные отчеты доступны и в Экстерне, и в 1С

Попробовать бесплатно

 
Попробовать бесплатно Отправляйте налоговую отчетность прямо из 1С! Модуль Контур.Экстерн для 1С — сданные отчеты доступны и в Экстерне, и в 1С
Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами

Материалы по теме
2 декабря
В декабре все желающие могут бесплатно посмотреть вебинары, посвященные госзакупкам
1 декабря
Организации и ИП будут обязаны применять онлайн-кассы при продаже пива в розницу уже с марта 2017 года
29 ноября
6 декабря абоненты «Контур.Экстерна» смогут бесплатно посмотреть вебинар, посвященный применению УСН предпринимателями

Как оптимизировать процесс подготовки и сдачи отчетности в группе компаний

29 сентября 2015

Предлагаем вашему внимание статью Светланы Бурцевой, финансового директора ПАО «Карачаровский механический завод», опубликованную в журнале «Финансовый директор».

В отличие от прорывных стратегических решений, процессы, связанные с отчетностью, скорее, рутинные. Поэтому чем четче они зарегулированы, чем меньше времени и средств требуют при должном уровне качества отчетности, тем выше эффективность деятельности финансовой службы.

ПАО «Карачаровский механический завод» — крупнейшее предприятие полного цикла по производству и обслуживанию лифтового оборудования. Производство и головной офис находятся в Москве, 15 филиалов и более 40 дочерних предприятий распределены по всей Федерации.  Филиальная сеть постоянно развивается, основная задача — способствовать продвижению продукции. Дочерние предприятия занимаются техническим обслуживанием лифтов.

Структура и налогообложение

Филиалы группы юридически не самостоятельны, они действуют на основании положений, утвержденных головной организацией. Расчеты с ними — по имуществу и текущим операциям — ведутся через счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты». По сути, для ведения деятельности филиал наделяется имуществом, которое остается собственностью КМЗ, а финансовые результаты «передаются» в головную компанию, где включаются в консолидированную отчетность. Аналитика к счету 79 открывается по каждому подразделению, выделенному на отдельный баланс (внутрибалансовые расчеты).

В любом из филиалов есть главный бухгалтер, к нему стекаются первичные документы «обособок» (у каждого филиала — 2-3 обособленных подразделения) для формирования внутренней отчетности. Она передается в головную компанию и участвует в подготовке консолидированной финансовой отчетности группы.

Филиалы и «обособки» не являются налогоплательщиками, по месту своего нахождения они исполняют обязанности КМЗ по уплате налогов и сборов.  Обособленные подразделения стоят на учете в местных инспекциях везде, где созданы стационарные рабочие места или находится недвижимость (для целей уплаты налога на имущество и земельного налога). Туда же, в местные инспекции, представляется налоговая отчетность, которая формируется в филиале на основании информации «обособок».

Схема подготовки отчетности в «дочках» различается в зависимости от применяемого налогового режима.

Как представляли отчетность

До 2012 года отчетность в группе сдавалась по-разному: где-то на бумаге, где-то – в электронном виде через разных операторов. Понятно, что ресурсы расходовались не слишком эффективно, трудозатраты были довольно высокими, поскольку нередко отчетность формировалась в авральном режиме, случались и недочеты, и опоздания. В условиях недостатка контроля претензии налоговиков были неизбежны.

Подразделения группы КМ стоят на учете по разным основаниям в 38 инспекциях ФНС, 43 отделениях ФСС, еще столько же отделений ПФР и Росстата. Понятно, что отладка отчетного процесса была крайне важной задачей. Решить ее можно было за счет:
- перехода на электронную отчетность и единого оператора;
- применения единой методологии учета и учетных политик;
- жесткой регламентации процедуры закрытия периода;
- внедрения внутреннего контроля над подготовкой отчетности.

Один процесс — один провайдер

Сдача отчетности через разных операторов не позволяла обеспечить достаточный контроль над ходом отчетной кампании. Разнообразие договоров провайдеров с «зоопарком» условий, тарифов и набора услуг заметно затрудняло работу бухгалтерии и юристов.

Ежегодно группа КМЗ сдает порядка 500 деклараций только в налоговые органы. Специалисты финансовой службы подсчитали, что отказ от разных операторов позволит в первый же год сэкономить более 250 тыс. рублей. Руководство одобрило предложение финслужбы.  Единого оператора выбирали по четырем критериям:
- скорость решения вопросов;
- уровень техподдержки;
- финансовая составляющая;
- возможность сдавать бухгалтерскую и налоговую отчетность из одной программы одновременно в Москве и в регионах. Установка отдельных программ для Москвы и регионов доставила бы массу неудобств: пришлось бы обучать персонал, осваивать разные интерфейсы программ, заболевшего специалиста было бы сложно заменить и пр.  Нужную схему работы предложил только СКБ Контур. Дополнительным преимуществом оператора стала сеть представителей во всех регионах, где находятся подразделения КМЗ. Это достаточно выгодно для группы. Так, чтобы получить ту же электронную подпись, не нужно тратить средства на командировку в соседний регион, не говоря уже о скорости решения текущих вопросов. За время работы с единым провайдером группа КМЗ уже сэкономила более 1 миллиона рублей.

Отчетность сегодня

Сроки представления отчетности на проверку и контроль от филиалов в головную организацию теперь закреплены в Регламенте закрытия периода, то же касается показателей, которые требуются от подразделений для подготовки сводной отчетности группы.

В головном офисе в формировании и сдаче отчетности участвует порядка 10 человек, они же отвечают за подготовку расшифровок и аналитики. Отдел сводной бухгалтерской отчетности готовит финансовую отчетность по РСБУ; отдел налогового учета формирует налоговую отчетность.  В этих отделах  проверяются данные, поступившие от филиалов отделах. После устранения замечаний и ошибок, если они выявляются, формируется отчетность по группе в целом.

Филиалы отчитываются по региональным и местным налогам (по федеральным налогам отчитывается головной офис), а также готовят статистическую отчетность. Она представляется по месту нахождения обособленных подразделений.

Схема отчетного процесса в «дочках» различается в зависимости от применяемого налогового режима.

«Дочки» на УСН находятся под контролем заместителя главного бухгалтера головной компании. Ежеквартально, до 22 числа месяца, следующего за отчетным, главные бухгалтеры «дочек» направляют в головной офис книги учета доходов и расходов и расчет налога. Непосредственно в учетной системе все сведениями сверяются с данными первичного учета. После согласования бухгалтеры «дочек» отправляют отчеты в ИФНС по месту своей регистрации. В дочерних компаниях на общей системе налогообложения отчетность формируют и отправляют специалисты, закрепленные за данными компаниями, на сегодня — 6 сотрудников.

Ручные корректировки данных удалось полностью исключить: информация автоматически выгружается из информационных систем и через Контур.Экстерн направляется в контролирующие органы по телекоммуникационным каналам связи. Вся сданная отчетность видна в системе, поэтому контролировать ход процесса и вмешаться в него в случае каких-то отклонений не сложно. К тому же, провайдером выделена специальная линию на случай экстренной поддержки в любом регионе в любое время суток.

Перестройка отчетного процесса уже сэкономила группе КМЗ более миллиона рублей, численность сотрудников, занятых обработкой и отправкой документов, сократилась в 7 раз (отпала потребность в сводно-балансовом отделе по регионам). Но главное — изменился режим подготовки отчетности. Авралы остались позади и теперь остается достаточно времени на анализ отчетных показателей. Он проводится в нормальном рабочем режиме до срока отправки отчетов. Функции сотрудников перераспределили, назначили «кураторов» налоговых направлений (НДС, прибыль и пр.) -  в итоге снизились риски разночтений при формировании итоговых отчетных показателей.

Работа с запросами налоговиков

Требования налоговых органов к представлению документов и пояснений в 2015 году заметно ужесточились, вплоть до блокировки счетов в банках. Запросы «курсируют» также через систему электронной отчетности, их важно в срок обнаружить и подтвердить это квитанцией. Чаще всего запросы направляются в рамках встречных проверок контрагентов. С учетом того, что их у КМЗ порядка 9 тысяч, запросы поступают ежедневно. После последней отчетной кампании их число выросло в 8 раз — при том, что на подготовку и отправку ответа отведено всего 5 дней.

Работа с запросами ведется по двум направлениям. Исключить лавину запросов на пояснения позволяет процедура внутреннего контроля.  Каждый бухгалтер на местах или в головном офисе отвечает за определенный участок работы и выполняет определенные контрольные функции в зависимости от вида налога.

Так, вся «первичка» по НДС подвергается проверке раз в квартал: контролируется каждый счет-фактура, правильность заполнения реквизитов филиалами и пр. По налогу на прибыль тотальный контроль всех документов обеспечить невозможно, их слишком много. Однако, «затратная часть» довольно стабильна, что позволяет проводить выборочные проверки, по отдельным сделкам или контрагентам. Для любой новой операции, статьи расходов или доходов немедленно разрабатывается методика отражения в учете, ей обязаны следовать все подразделения группы.

Второе направление — алгоритм работы с запросами. В день получения запрос регистрируется сотрудником отдела налогового учета в специальном журнале. Начальник отдела назначает ответственного и определяет срок исполнения (с учетом срока, указанного  в запросе или исходя из 5 дней, если срок не обозначен). После выполнения требования о предоставлении документов ответ регистрируется в журнале с отметкой о фактической дате выполнения.

Когда нужна информация от филиалов, в головном офисе формируется запрос с описанием нужных сведений и срока их представления. Если же ответ на требование налоговиков готовится в филиале, то в головном офисе проводится его проверка и согласование.

В последнюю отчетную НДС-кампанию вместо 8-страничной декларации направили уже 16 385 страниц. Иными словами, на книги покупок и продажи примерно приходится по 8 тысяч счетов-фактур. Требования от налоговых органов пошли потоком. Снизить их количество можно, если заблаговременно, еще до сдачи налоговой отчетности свести на нет все возможные расхождения в счетах-фактурах с контрагентами., в том числе и в реквизитах, где чаще всего случаются ошибки. В связи с этим в компании рассматривается возможность оснащения программы для сдачи отчетности дополнительным модулем «НДС+».

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

Написать комментарий или задать вопрос
закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер