Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами

Материалы по теме
5 декабря
Поправки в Налоговый кодекс: новые правила расчета пеней, НДФЛ для нянь и помощниц по хозяйству, уплата налогов третьими лицами при УСН и ЕСХН
23 ноября
Госдума приняла закон, позволяющий уплачивать налоги и взносы за других лиц
14 ноября
В Пенсионном фонде сообщили о мошенниках, которые от имени фонда рассылают письма, содержащие вирусы

Пять практических рекомендаций по работе с долгами

22 апреля 2016
Инна Федик
Инна Федик — главный специалист отдела по управлению клиентской задолженностью Макрорегионального филиала «Юг» ОАО «Ростелеком» (г. Волгоград)

Качество управления дебиторской задолженностью во многом определяет финансовое благополучие компании. Если причина несвоевременного поступления денег заключается в невнимательности должника (утратил документы, пропустил срок), это  не критично. Сложнее если клиент намеренно не оплачивает счета или вовсе оказывается неплатежеспособным. Снизить вероятность безнадежной задолженности можно, если грамотно работать с долгом на каждой стадии его жизненного цикла.

Вводная информация

ОАО «Ростелеком» предоставляет услуги фиксированной связи, высокоскоростной доступ в Интернет, интерактивное телевидение   более чем 100 миллионам абонентов в 80 регионах страны. В ежедневной практической работе клиентская задолженность возникает неизбежно. По разным оценкам, уровень просроченных платежей на конец месяца может достигать от 20% до 40% от среднемесячной выручки, причем на долю одного должника иной раз приходится до 10% всей просроченной задолженности. Порядка 5% долгов на конец месяца переходит в разряд «безнадежных».

Отслеживать состояние расчетов с клиентом в нашей компании принято с момента предоставления услуги. Если счет не оплачен в назначенный срок, клиенту звонят, напоминают о долге, информируют о последствиях неплатежей. На разной стадии прохождения задолженности применяются различные приемы работы с должником.

Вести претензионную работу

Цель

В досудебном порядке разрешается больше половины хозяйственных споров. Претензионный порядок урегулирования можно предусмотреть непосредственно в договоре с клиентом. Досудебное урегулирования спора — процедура менее затратная и поэтому более эффективная, чем судебная тяжба. Практика показывает, что таким образом можно погасить от 30% до 60% просроченной дебиторской задолженности.

Что делать

Договариваться с клиентом о гибком графике платежей, скидках, активно использовать схемы взаимных расчетов. Метод годится на случай, если клиент устойчив на рынке и собирается продолжать свою деятельность, но по какой-то причине испытывает временные финансовые затруднения.  Если эти условия не выполняются, примените общий подход.

Направьте клиенту требования о погашении долга по юридическому и фактическому адресам. Первый обычно указывается в регистрационных документах, второй, как правило, имеется в договоре, используется в переписке, нередко фигурирует в финансовых документах или на сайте должника. В требовании неплохо упомянуть о взыскании через суд процентов на сумму долга (ст. 317.1 ГК РФ, введена в 2015 году) и о возмещении убытков, причиненных кредитору.

Сообщите в бухгалтерию должника о необходимости сверить расчеты и направьте акт сверки. Бухгалтер должен передать акт руководителю (уполномоченному лицу) должника на подпись. Подписав документ, должник тем самым признает долг. Это послужит веским доказательством в суде, если до него все же дойдет. На этот случай лучше сразу запастить дополнительными доказательствами. Для этого стоит взять под контроль отправку финансовых документов должнику: накладных, актов счетов-фактур и пр. Отсылать их следует заказными письмами, желательно с уведомлением о вручении и с описью вложения. Сохраняйте все квитанции, тщательно ведите журналы учета входящей исходящей корреспонденции.

Совет автора

Чем скрупулезнее ведется вся эта работа, тем устойчивей будет ваша позиция в суде. С помощью документов судьям будет проще получить представление о развитии ситуации со спорной задолженностью, и шансы на положительное решение в пользу кредитора возрастут.

Отслеживать статус должника

Цель

Если контрагент уклоняется от переговоров, не выходит на связь, не подписывает документы, то долг, скорее всего, придется получать через суд.  К нему нужно готовиться, для чего на первом этапе важно оценить ситуацию в компании-должнике. В этом поможет выписка из ЕГРЮЛ.

Что делать

Запросить выписку, проанализировать информацию в ней и наметить дальнейшие действия.

Если из выписки следует, что должник проходит через реорганизацию в виде присоединения (ст. 58 ГК РФ), заявите правопреемнику о непогашенной задолженности, пока не истек срок давности (по общему правилу он составляет 3 года — ст. 196 ГК РФ). Направьте сначала претензию, а при отсутствии результата подавайте иск в суд уже на правопреемника. Заявить требования к должнику, который ликвидируется, можно в течение двух месяцев с момента объявления ликвидации (ст. 63, ст. 64 ГК РФ).

Если же о ликвидации должника в результате присоединения к другому юрлицу вы узнали уже в ходе судебного разбирательства, подайте в суд ходатайство о замене ответчика (ст. 48 АПК РФ).

Если должник ликвидируется по какой-то иной процедуре (без правопреемства, например, должника признают недействующим), то сразу после внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ следует списать долг как безнадежный. А сведения о руководителе компании-должника внести в ваш «стоп-лист» (даже если его не включат в Реестр дисквалифицированных лиц ФНС России) и в дальнейшем не иметь дел с компаниями, которыми он руководит.

Плотно работать с банкротом

Цель

Шансы на возврат долга при банкротстве должника заметно снижаются, но попытаться можно.

Что делать

Постараться включить долг в реестр требований кредиторов:

  • в течение 30 календарных дней с момента сообщения о введении наблюдения (начальная стадия процедуры банкротства) (ст. 71 федерального закона от 26.10.02 № 127-ФЗ).  Если не получится, то рассчитывать на возврат суммы долга можно только из имущества, которое останется после погашения требований кредиторов из реестра;
  • заявить о своих требованиях до закрытия реестра кредиторов, если уже началось конкурсное производство (финальная стадия банкротства). На это отводится не более двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (п. 1 ст. 142 федерального закона № 127-ФЗ).

Есть одна тонкость. Кредиторов, требования которых уже в реестре, положено известить о появлении нового кредитора (ст. 100, 142 Закона № 127-ФЗ), при этом извещения рассылаются за счет «новенького».

Совет автора

Если не оплатить расходы на извещение о новом кредиторе, то суд не примет заявление о включении ваших требований в реестр кредиторов. Узнать сумму возмещения и реквизиты для перечисления платежа можно у конкурсного управляющего.

Если не успели добиться включения в реестр, можно в судебном порядке войти в перечень кредиторов «за реестром». В любом случае, с момента начала процедуры банкротства долг, возникший до подачи заявления о признании должника банкротом «замораживается» на весь период процедуры (ст. 202 ГК РФ), пока не будет завершено конкурсное производство или не наступит оздоровление. Многие кредиторы не придают большого значения вступлению в реестр кредиторов, «все равно ничего не достанется…», но если активно следить за процедурой конкурсного производства конкретного должника, есть шансы выгодно переуступить свой долг тем кредиторам, которые оказались в реестре первыми.

Не полагаться только на судебных исполнителей

Цель

До этапа исполнительного производства доходит около 75% общего количества исков о взыскании догов, поданных в суд. Часто бывает так, что суд выносит решение о взыскании долга, но деньги от ответчика так и не поступают. Исполнительное производство может затянуться до трех лет после выдачи судом исполнительного листа, но вести себя пассивно в такой ситуации компаниям строго не рекомендуется.

Что делать

Получить исполнительный лист в суде.  Направить его копию в налоговый орган, чтобы запросить список банковских счетов должника. Найти информацию о действующем расчетном счете должника — к примеру, на сайтах электронных торговых площадок (если должник участвует в торгах) или на сайте самого должника.  Направить исполнительный лист в тот банк, где находится этот самый счет.

Отзовите исполнительный лист, если банк сообщит об отсутствии операций по счету или обязательные платежи должника поставлены в картотеку. И обратитесь в службу судебных приставов. Одновременно продолжайте анализировать информацию о зависимых компаниях должника: не исключено, что в них удастся обнаружить какие-то активы. Сообщите об этом приставам — они обязаны учитывать всю информацию.

Принимать превентивные меры

Цель

Не допустить возникновения долга, отвлечения средств из оборота, кредитования на невыгодных условиях. И не производить неэффективных расходов (юристы, суды, судебные приставы, частные сыскные агентства и пр.)

Что делать

Провести комплексную проверку контрагентов, для чего:

  • запросить выписку из ЕГРЮЛ и ЕГРН;
  • оценить налоговые риски (адреса регистрации, массовый директор, представление отчетности и пр.);
  • провести финансовый анализ показателей отчетности (если ее удастся получить от контрагента);
  • проверить наличие активов, собственных средств (бизнес может вестись исключительно на кредитах);
  • изучить связанные стороны (зависимые компании);
  • отследить статус дебитора — нет ли признаков банкротства, не идет ли реорганизация с присоединением;
  • оценить деловую активность — срок жизни контрагента на рынке, участие в торгах, судебные иски и пр.

Этот список далеко не исчерпывающий. Процедуры трудоемкие, затратные, но абсолютно необходимые. В них вовлекается масса сотрудников компании, из самых разных подразделений, вплоть до генерального директора. Но тут у компании есть выбор: процесс проверки можно автоматизировать точно так, как и любой другой рутинный бизнес-процесс.

Проблему решают специальные программы проверки контрагентов. В отделе по управлению клиентской задолженностью нашей компании, в частности, используется специальный облачный сервис «Контур.Фокус». Через веб-интерфейс с ним одновременно могут работать разные специалисты. В силу специфики деятельности мы применяем сервис для борьбы с долгами. Но возможности «Контур.Фокуса» существенно шире, программа вполне годится для подразделений активных продаж, бухгалтерии (см., например «Новые правила проверки НДС: как избежать доначислений с помощью сервиса «Контур.Фокус»»), для сопровождения клиента при расширении спектра оказываемых ему услуг.

 

Сотрудник просто вводит в поисковую строку «Контур.Фокуса» ИНН или название компании и видит на мониторе всю базовую информацию: сведения о регистрации, статус контрагента, аффилированные лица, сообщения о банкротстве, судебные иски, сведения об участии в госконтрактах — все сразу. Там же, в сервисе, можно провести финансовый анализ отчетности клиента, оценить его финансовое положение, получить сведения об активах. А это важно, если дойдет до погашения долгов за счет имущества.

Что мы выиграли, используя специальный сервис? Скорость проверки должника, сбора информации о нем сократилась многократно. Буквально за полчаса можно принять верное решение о дальнейших действиях по взысканию долга.

Та же выписка из ЕГРИП по ИП, прекратившим деятельность, на сайте ФНС России не доступна, а в программе мы ее можем сформировать без труда. Это важный для нас момент.  Часто пользуемся «связями» (сведения о зависимых компаниях). Удобно, что в «Контур.Фокусе» видны сведения об исполнительном производстве. Кроме того, в «истории организации» есть информация об изменениях наименований, а в выписке из ЕГРЮЛ этого не видно. Контактные телефоны, размещенные в сведениях об организации, значительно сокращают время на выявление причин неоплаты счетов (например, клиент не получил пакет финансовых документов).  Очень ценна для работы функция «наблюдение»: установив наблюдение, вы остаетесь в курсе всех изменений, происходящих у должника, как говорится «держите руку на пульсе». Словом, описывать выгоды можно долго, проще и надежнее попробовать самим.

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

Написать комментарий или задать вопрос
закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер