Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами

Материалы по теме
11 января
Дочерняя организация не должна платить налог на прибыль при безвозмездном получении имущества от «материнской» компании, чья доля составляет более 50%
6 января
Минфин напомнил порядок принятия к вычету НДС, который был предъявлен подрядными организациями при проведении капитального строительства
29 декабря 2016
ФНС: с 1 января 2017 года посреднические услуги иностранных организаций, оказанные через интернет, будут облагаться НДС

Какие решения выносили суды по спорам о «белорусском» НДС в 2009 году

8 февраля 2010

В обзоре приводится позиция судов по наиболее распространенным спорным вопросам о порядке расчета НДС при торговых операциях между российскими и белорусскими хозяйствующими субъектами.

Вводная информация

Правила налогообложения НДС подобных операций установлены Положением о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее — Положение). Оно является приложением к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15.09.04 (далее — Соглашение). Указанное положение действует в отношении товаров, произведенных в РФ или в Республике Беларусь, и перемещаемых через границу этих стран. Положение — это международный договор, и в отношении российско-белорусских экспортно-импортных операций действуют его нормы, так как они имеют приоритет над нормами Налогового кодекса РФ (ст. 7 НК РФ).

Стоимость транспортных услуг, оказанных российским перевозчиком, увеличивает налоговую базу по НДС у импортера белорусских товаров

Из-за чего возник спор

Компания, импортировавшая в РФ товары из Белоруссии, полагала, что не обязана начислять НДС на сумму, заплаченную российской железной дороге за их транспортировку по территории РФ. Обоснование следующее. В пункте 2 раздела I Положения определено, что при ввозе товаров НДС облагается их стоимость. При этом указанной стоимостью является цена сделки, причитающаяся поставщику товара. Кроме того, в Налоговом кодексе сказано, что если на границе РФ с государством, откуда ввозятся товары, нет таможенного контроля и оформления, то НДС облагается стоимость товаров и затраты на их доставку до российской границы (п. 1, 2 ст. 152, п. 4 ст. 160 НК РФ). Исходя из этого, компания сделала вывод, что не нужно включать в налоговую базу стоимость услуг по доставке товаров. Она была заказана у российского перевозчика и оплата за нее поступила ему, а не белорусскому поставщику. Товары доставлялись по территории РФ.

Позиция инспекции

Однако налоговики посчитали, что такой подход не соответствует пункту 2 раздела I Положения. Этот пункт уточняет, что в облагаемую налогом цену сделки включаются расходы по доставке товара, в том числе расходы на транспортировку, погрузку, выгрузку, перегрузку, перевалку и экспедирование товаров. При этом каких-либо исключений в зависимости от национальной принадлежности перевозчика или от того, по какой территории перевозятся товары, не делается. Следовательно, компания неправомерно не начислила НДС со стоимости услуг РЖД.

Президиум ВАС РФ согласен с налоговиками

По мнению судей Высшего арбитражного суда, пункт 2 раздела I Положения не делает различий между ситуациями, когда доставка импортного товара оплачивается белорусскому поставщику и когда — другой организации (в России или в Республике Беларусь). Из содержания указанного пункта следует, что по ввозимым из Белоруссии товарам в налоговую базу по НДС включаются затраты на их транспортировку и доставку. Поэтому инспекторы обоснованно доначислили компании НДС, исходя из всех ее расходов на перевозку товаров, как по белорусской, так и по российской территории (постановление Президиума ВАС РФ от 17.03.09 № 15238/08).

Комментарий редакции

Как видим, Президиум ВАС РФ не на стороне налогоплательщиков. Судей не смутило, что одобренный ими подход приводит к двойному налогообложению одной и той же операции. Так, со стоимости транспортных услуг компания заплатит НДС непосредственно перевозчику. Кроме того, эту же стоимость ей придется включить в налоговую базу по НДС при импорте и, соответственно, еще раз заплатить налог.

Вычет по ввезенным из Белоруссии товарам можно заявить в периоде, когда по ним был заплачен НДС

Что не нравится налоговикам

Инспекторы считают, что право на вычет НДС по импортированной белорусской продукции возникает в периоде, следующем за периодом, когда НДС по ней был перечислен в бюджет. Например, если сумма налога была внесена в I квартале, то поставить ее к вычету можно только в декларации за II квартал. Отметим, что эту точку зрения высказывает и ФНС России, а не только налоговики на местах (см. письмо ФНС России от 31.05.05 № ММ-6-03/450).

Разумеется, при проверках налоговики предъявляют претензии тем плательщикам, которые поступают иначе и заявляют вычет в периоде, когда был заплачен налог. Напомним, что по белорусским товарам импортеры платят НДС и отчитываются по нему не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем, когда товары были приняты к учету (п. 5, 6 раздела I Положения). Так, если белорусская продукция оприходована в феврале, то последний срок, когда нужно перечислить по ней НДС, — 20 марта.

Позиция судов

Ни нормы Положения, ни нормы Налогового кодекса РФ не запрещают импортерам предъявлять НДС по белорусским товарам к вычету в периоде, когда они были поставлены на учет, и налог по ним был перечислен в бюджет. Заключение налоговиков о том, что необходимо дожидаться следующего периода необоснованно (постановления ФАС Московского от 14.05.09 № КА-А41/4197-09, Уральского от 11.01.09 № Ф09-9969/08-С2, Центрального от 07.07.09 № А62-5829/2008 округов).

В пункте 8 раздела I Положения сказано, что суммы НДС, заплаченные при импорте белорусских товаров, принимаются к вычету в порядке, установленном главой 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ. Условия, при которых у импортера возникает право на такой вычет, определены в статьях 171, 172 НК РФ. Указанное право возникает, если ввезенные товары оприходованы, а НДС по ним фактически заплачен в бюджет. Каких-либо других ограничений, в том числе и того, из-за которого возникают подобные споры, законодательство не содержит.

Плательщик, нарушивший срок подачи декларации по товарам, ввезенным из Белоруссии, несет ответственность по статье 119 НК РФ

Из-за чего возник спор

По мнению компании, налоговики необоснованно начислили ей штраф по статье 119 НК РФ за то, что она с опозданием представила декларацию при ввозе белорусских товаров*. При этом плательщик сослался на норму статьи 7 НК РФ. Согласно этой норме, порядок уплаты НДС при импорте из Белоруссии регламентируется Положением, а не нормами Налогового кодекса. Вместе с тем, в Положении не предусмотрены какие-либо санкции за несвоевременное представление декларации.

Позиция суда

Инспекция обоснованно оштрафовала компанию по статье 119 НК РФ (постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.12.09 № А56-40120/2009).

Обязанность подать декларацию по импорту из Белоруссии и срок для исполнения такой обязанности установлен в пункте 6 раздела I Положения. Судьи согласились с компанией, что ни в Положении, ни в Соглашении не определяются основания, а также не регламентируются условия и порядок привлечения к ответственности за несоблюдение указанного пункта. Однако ФАС Северо-Западного округа по-другому трактует статью 7 НК РФ. А именно: ввиду того, что в Соглашении и Положении (международных договорах) отсутствуют правила об ответственности за нарушение срока представления декларации, должны применяться нормы Налогового кодекса. То есть статья 119 НК РФ. Такой вывод подтверждает пункт 5 раздела I Положения. Из этого пункта следует, что в случаях неуплаты НДС при импорте или уплаты этого налога в более поздний срок, налоговики вправе взыскивать недоимку, пени и меры ответственности в порядке, определенном Налоговым кодексом.

Приведенный вывод согласуется с мнением судей Высшего арбитражного суда, высказанным в определении ВАС РФ от 02.10.09 № ВАС-9918/09. Там указывается, что отсутствие в Соглашении правил об ответственности не освобождает плательщиков от санкций за несвоевременное представление декларации.

Экспортер имеет право на нулевую ставку НДС, даже если в «совместной» базе данных налоговиков нет сведений о вывозе товаров

Из-за чего возник спор

Инспекции доначисляют компаниям НДС по товарам, экспортированным в Белоруссию, на том основании, что заявление о ввозе продукции или сведения, указанные в таком заявлении, отсутствуют в базе данных информационного обмена между налоговыми органами РФ и Республики Беларусь. Напомним, что при ввозе товаров в Белоруссию их белорусский покупатель в трех экземплярах составляет заявление по форме, утвержденной приказом № 153н. В этот документ заносятся сведения о товаре, а также о его продавце и покупателе и о виде договора. Все три экземпляра указанного заявления белорусский покупатель подает в свою инспекцию. Первый экземпляр она оставляет у себя, на втором и третьем делает отметки, после чего возвращает покупателю. Тот, в свою очередь, один экземпляр заявления передает российскому экспортеру. Оно входит в пакет документов, подтверждающих право экспортера на нулевую ставку НДС. Соответственно, при отсутствии такого заявления воспользоваться нулевой ставкой не получится. Это следует из пункта 2 раздела II Положения.

Реквизиты заявления о ввозе и отраженная в нем информация фиксируются в специальной базе данных (ЭСНДС), доступ к которой имеют как российские, так и белорусские налоговые органы. При проверках налоговики выясняют, зарегистрировано или нет в базе данных заявление, представленное экспортером для подтверждения нулевой ставки. Если в базе данных такой документ не значится, то зачастую инспекторы отказывают в применении нулевой ставки и доначисляют налог.

Позиция судов

Ссылки налоговиков на то, что в базе данных ЭСНДС отсутствует заявление о ввозе товаров, не могут быть приняты. Законодательство не ставит применение нулевой ставки и вычетов по НДС в зависимость от наличия каких-либо сведений в базе данных (см. постановления ФАС Поволжского округа от 03.02.09 № А55-10025/2008 и № А55-8782/2008).

* Налоговая декларация по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь. Форма такой декларации утверждена приказом Минфина России от 27.11.06 № 153н (далее – приказ № 153н). Импортеры белорусских товаров обязаны представлять ее не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем, когда товары были приняты к учету. Такой срок установлен в пункте 6 раздела I Положения.
 

Источник: БухОнлайн.ру

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

Написать комментарий или задать вопрос
закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер