Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами

Материалы по теме
Вчера
Для замены штрафа на предупреждение за впервые совершенное правонарушение ходатайство нарушителя не требуется
11 января
ФНС уточнила, при каких обстоятельствах штраф за впервые совершенное правонарушение может быть заменен на предупреждение
20 апреля 2012
Как доказать реальность сделки

В каких случаях налогоплательщикам, утратившим первичные документы, удается оспорить штрафы

7 июня 2012

В мае этого года налогоплательщики, не сохранившие свою «первичку», официально объявлены кандидатами на выездную ревизию. Соответствующие поправки внесены приказом ФНС России от 10.05.12 № ММВ-7-2/297@ в критерии оценки рисков, используемые при назначении выездных проверок (утв. приказом ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333@)*. Но и прежде инспекторы часто проверяли организации и предпринимателей, у которых отсутствуют документы. Каким образом ревизоры доначисляют налоги и можно ли оспорить доначисления? Мы рассмотрели самые распространенные ситуации и узнали, к каким выводам приходят судьи.

Потеряны документы, подтверждающие расходы

Случается, что компании и предприниматели не в состоянии предоставить для проверки накладные, акты, товарные чеки и прочие документы, подтверждающие расходы. При этом наличие справки, где говорится о пожаре или ином стихийном бедствии, не избавляет налогоплательщика от проблем. Инспекторы, как правило, приходят к выводу, что величина затрат в декларации завышена, и доначисляют налог. Сумму его определяют одним из двух способов: либо на основании бумаг, которые есть в наличии, либо при помощи расчетного метода.

Первый способ обычно используют, если утрачены не все «расходные» документы, а только их часть. Ревизоры принимают лишь те затраты, что указаны в сохранившихся бумагах, а остальные аннулируют. Но судьи не разделяют подобный подход. По их мнению, величину затрат по потерянным документам необходимо определить расчетным путем, предусмотренным в подпункте 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ. Эту норму полагается применять как при полной, так и при частичной потере «первички» (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 23.03.10 № А32-18823/2009-3/208).

Второй способ — применение расчетного метода. Он подразумевает, что инспекторы вправе вычислить недоплаченные налоги на основании данных о самом налогоплательщике или исходя из данных по другим аналогичным налогоплательщикам. Если проверяющие определяют сумму расходов расчетным путем, то судьи чаще всего соглашаются с доначислениями независимо от того, какие данные легли в основу.

Так, организация из Белгородской области не согласилась с решением по проверке, потому что сотрудники ИФНС не использовали сведения о других компаниях. Вместо этого ревизоры взяли данные о движении денежных средств на расчетном счете проверяемого налогоплательщика, а также информацию, предоставленную контрагентами в рамках встречной ревизии. Полученная величина расходов оказалась, по мнению налогоплательщика, сильно заниженной. Однако суд признал, что действия налоговиков не противоречат закону (постановление ФАС Центрального округа от 11.03.10 № А08-8891/2009-16).

Утрачены документы по доходам и расходам

Многие организации и ИП, пережившие пожар, наводнение, ограбление и пр., полностью или частично лишаются не только «входящих», но и «исходящих» документов. Соответственно, налогоплательщики не могут обосновать ни расходы, ни доходы, указанные в декларации.

Иногда инспекторы поступают следующим образом: доходы принимают безоговорочно, а расходы — только в части, которая подтверждена «первичкой». Получается, что при полном отсутствии документов по затратам, налоги считают со всей величины задекларированных доходов. Если сохранена или восстановлена часть «расходных» бумаг, то налоги начисляют с учетом только этой части. Но судьи находят, что это неправомерно, так как нельзя принимать доходную часть облагаемой базы и одновременно сокращать расходную (см., в частности, постановление восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.12.11 № А46-15632/2010).

Много примеров, когда работники ИФНС при отсутствии «первички», вообще не рассматривают цифры из деклараций, а определяют налоги расчетным путем. Причем для вычислений чаще всего используют сведения по аналогичным налогоплательщикам. Арбитражная практика противоречива: в одних случаях победу одерживают инспекторы, в других — компании и предприниматели.

В качестве примера решения «в пользу» налоговиков, можно привести постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.03.11 № А70-4978/2010. Организация пыталась доказать, что у компаний, выбранных ревизорами в качестве аналогичных налогоплательщиков, была другая численность и выручка. По этой причине сведения о них нельзя применять для расчетов. Однако судьи подтвердили правоту инспекторов. Ведь те произвели доначисления исходя из среднего показателя, а именно — отношения удельного веса налогов к выручке.

Но чаще судьи приходят к выводу, что «аналогичным налогоплательщиком» может быть только организация или ИП, чьи финансово-экономические показатели сопоставимы с показателями проверяемой компании или предпринимателя. Проще говоря, необходимо совпадение по количеству штатных единиц, объему выполненных работ, принадлежности к тому или иному региону, организационно-правовой форме заказчика и пр. Инспекции, которые не могут доказать такое совпадение, проигрывают споры (см., например, постановление девятого арбитражного апелляционного суда от 03.10.11 № 09АП-22987/11, оставлено без изменения постановлением ФАС Московского округа от 24.02.12 № Ф05-245/2012).

Отсутствуют счета-фактуры

Вычет по налогу на добавленную стоимость предоставляется на основании счета-фактуры поставщика, это прямо следует из пункта 1 статьи 172 НК РФ. Но как быть, если счет-фактура уничтожен во время пожара, наводнения или утрачен по другим уважительным причинам? Инспекторы считают, что вместе с документами теряется и право на вычет. Налогоплательщики же полагают, что даже при отсутствии счета-фактуры право на вычет сохраняется. А размер вычета в этом случае определяется расчетным методом, который предусмотрен пунктом 7 статьи 166 НК РФ.

В подобных спорах суды неизменно поддерживают налоговиков. Весной прошлого года Высший арбитражный суд пришел к выводу, что расчетный метод не предназначен для вычетов. Судьи подчеркнули: в пункте 7 статьи 166 НК РФ говорится о начислении налога «к уплате», поэтому применять ее для определения размера вычетов нельзя. Как следствие, утрата документов означает утрату права на вычет (постановление Президиума ВАС РФ от 09.03.11 № 14473/10). Такой же позиции придерживаются и Федеральные арбитражные суды (см. постановления ФАС Северо-Западного округа от 03.11.11 № Ф07-9288/11, ФАС Северо-Кавказского округа от 12.01.12 № Ф08-8073/2011).

Единственная возможность получить вычет — это предоставить для проверки пусть не оригиналы, но хотя бы копии счетов-фактур и прочих бумаг. В упомянутом выше постановлении Высшего арбитражного суда № 14473/10 говорится, что в случае уничтожения оригиналов, вычет можно подтвердить при помощи копий. И хотя на практике проверяющие отказываются принимать дубликаты, судьи встают на сторону налогоплательщика. Так, компания из Омска отстояла вычет при помощи копий счетов-фактур, платежных поручений и товарных накладных с выделенными суммами НДС (постановление восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.12.11 № 08АП-6654/11).

Есть способ не потерять документы

С 23 мая нынешнего года можно легко избежать ситуаций, когда компания безвозвратно утрачивает первичные документы и счета-фактуры. Все эти документы с указанной даты можно передавать, получать и хранить в электронном виде (см. «Сегодня будут выставлены первые юридически значимые электронные счета-фактуры»).

Электронные документы хранятся в зашифрованном виде на удаленных серверах оператора документооборота. При многократном резервировании, которое осуществляет оператор, физическое уничтожение электронным документам не грозит. Чтобы избежать описанных в статье доначислений, вам и вашим контрагентам достаточно подключиться к системе электронного документооборота.

 

*Критерии ФНС для отбора налогоплательщиков, которым назначается выездная проверка, используются в веб-сервисе «Эксперт». Сервис позволяет бухгалтеру самостоятельно оценить степень налоговых рисков и вероятность проведения выездной в отношении своей организации.

Источник: БухОнлайн.ру Автор: Елена Маврицкая, ведущий эксперт «Бухгалтерии Онлайн»

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

Написать комментарий или задать вопрос
закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер