Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами

Материалы по теме
11 января
ФНС уточнила, при каких обстоятельствах штраф за впервые совершенное правонарушение может быть заменен на предупреждение
26 декабря 2016
Минфин напомнил условия освобождения от налоговой ответственности за неуплату или неполную уплату налога
26 декабря 2016
Какие решения принимали арбитражные суды в ноябре 2016 года: учет коммунальных платежей в доходах арендодателя на УСН, уплата работодателем штрафа за сотрудника, страховые взносы на стоимость «корпоратива»

Налоговики разъяснили, какие документы инспекторы могут затребовать в рамках камеральной проверки декларации по НДС

27 августа 2015

Если в ходе камеральной налоговой проверки декларации по НДС будут выявлены какие-либо противоречия, свидетельствующие о занижении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, либо о завышении суммы налога к возмещению, то инспекторы вправе затребовать у организации копии книги продаж, книги покупок, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, а также выставленные счета-фактуры. Такие разъяснения приведены в письме ФНС России от 10.08.15 № ЕД-4-15/13914@.

«Камералка» по НДС: общие правила

Как известно, налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика документы служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (п. 1 ст. 31 НК РФ). В свою очередь, налогоплательщики обязаны такие документы представлять (подп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ).

По общему правилу, камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций, документов, представленных налогоплательщиком, и документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (ст. 88 НК РФ). Но у камеральных проверок деклараций по НДС есть некоторые особенности. В частности, при проведении таких камеральных проверок налоговики вправе затребовать у организации документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов (п. 8 ст. 88 НК РФ). Такими документами в соответствии с положениями статьи 172 НК РФ, являются счета-фактуры и документы, подтверждающие фактическую уплату сумм налога в бюджет.

Что потребуют при расхождении данных у поставщика и покупателя

Кроме того в пункте 8.1 статьи 88 НК РФ перечислены документы, которые налоговики вправе затребовать у налогоплательщика, если они выявят ошибки в декларации по НДС, а также и противоречия между декларациями поставщика и покупателя. Это счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям. К таким «иным» документам в ФНС относят копии книги продаж, книги покупок, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур.

Напомним, что с 2015 года в информационной системе ФНС ежеквартально происходит перекрестная сверка данных из всех счетов-фактур между продавцами и покупателями (см. «НДС «под колпаком», или всеобщая камералка»). В книге продаж поставщика обязательно должна найтись запись, которая соответствует записи в книге покупок покупателя. Если в процессе сверки контрагент не будет найден или обнаружатся разногласия по суммам, номерам счетов-фактур и другим реквизитам, налоговая не только запросит перечисленные выше документы, но и направит налогоплательщику требование о представлении пояснений.

Как избежать расхождений

Самый надежный способ избежать расхождений между сведениями поставщика и покупателя — вести электронный документооборот. То есть обмениваться с контрагентами юридически значимыми электронными счетами-фактурами через оператора ЭДО (например, с помощью сервиса «Диадок»). В этом случае покупатель и продавец работают с одним и тем же электронным документом, автоматически принимая его к учету.

Подключиться к системе для обмена электронными счетами-фактурами

Если же компания ведет бумажный документооборот, то бухгалтеру придется в течение квартала регулярно сверяться с контрагентами, сопоставляя данные не только в счетах-фактурах, но и в книгах покупок/продаж и журналах полученных и выставленных счетов-фактур. Процесс трудоемкий, но только он поможет избежать массовых требований со стороны налоговых органов.

Свериться с контрагентами можно и в автоматическом режиме, с помощью сервиса «НДС+» (прежнее название — «Контур.Сверка»). Сервис встроен в систему для подготовки и отправки отчетности «Контур.Экстерн». Он отслеживает как ошибки в реквизитах контрагентов, проверяя их по базам налоговых органов, так и разногласия по суммам, датам и номерам счетов-фактур. Кроме того, сервис позволяет оценивать благонадежность контрагентов и суммы потенциальных доначислений.

По результатам сверки налогоплательщик исправляет в своей учетной системе ошибки, обсуждает с контрагентом, на чьей стороне допущена неточность, чтобы устранить разногласия между счетами-фактурами, и приглашает в сервис тех контрагентов, которые еще не загрузили свои книги.

Если все расхождения устранены, налогоплательщик отправляет в инспекцию «чистые» данные. А значит, избавляет себя от головной боли, связанной с ответами на массовые требования ФНС, и риска доначислений НДС.

Источник: БухОнлайн.ру

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

Написать комментарий или задать вопрос
закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер