Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами

Материалы по теме
28 ноября
Правительство расширило перечень оснований для внеплановой «трудовой» проверки
24 ноября
Какие решения принимали арбитражные суды в октябре 2016 года: ошибка в КБК на уплату взносов, НДФЛ на «отступные» при увольнении по соглашению сторон, отказ директора от заработной платы
22 ноября
ФНС разъяснила, как рассчитывается штраф за неуплату налога в случае представления налогоплательщиком нескольких «уточненок» за проверяемый период

ВС РФ: при проведении инвентаризации в ходе проверки налогоплательщик обязан предоставить налоговикам рабочую силу и необходимое оборудование

15 января 2016

Инвентаризация имущества в ходе при налоговой проверке регулируется приказом Минфина и МНС РФ от 10.03.99 № 20н/ГБ-3-04/39. Согласно этому документу, налогоплательщик обязан обеспечить проверяющих рабочей силой для взвешивания и перемещения грузов, весами, измерительными приборами и мерной тарой (п. 2.7 Положения). Налогоплательщик обратился в суд, требуя признать упомянутый приказ недействующим. Однако Верховный суд признал, что норма о предоставлении оборудования и рабочей силы не нарушает прав налогоплательщиков (решение от 24.11.15 № АКПИ15-1111).

Суть спора

Организация обратилась в Верховный Суд с заявлением признать недействующим приказ Минфина и МНС РФ от 10.03.99 № 20н/ГБ-3-04/39. По словам заявителя, утвержденное приказом положение приводит к дополнительным материальным затратам на обеспечение условий для проведения инвентаризации. А именно — на оплату труда работников, взвешивающих имущество, приобретение средств измерений и прочее. Между тем, в Налоговом кодексе не установлена обязанность налогоплательщика по обеспечению налогового органа рабочей силой или необходимым оборудованием для проведения инвентаризации. Поскольку приказ Минфина и ФНС вводит для налогоплательщиков дополнительную обязанность, не предусмотренную Налоговым кодексом, данный документ принят с нарушением законодательства РФ, заявили в организации.

Решение суда

Верховный суд с позицией заявителя не согласился, указав на следующее. В подпункте 13 пункта 1 статьи 89 НК РФ сказано, что при необходимости инспекторы, осуществляющие выездную проверку, могут проводить, в том числе, инвентаризацию имущества. Обязательное проведение инвентаризации имущества закреплено статьей 11 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пунктом 21 Методических указаний по бухучету материально-производственных запасов (утв. приказом Минфина от 28.12.01 № 119н). Таким образом, закрепляя в оспариваемом положении требование о том, что налогоплательщик должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества, Минфин и МНС не вышли за рамки предоставленных полномочий, и не установили требования, не предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Довод налогоплательщика о том, что пункт 2.7 Положения приводит к дополнительным материальным затратам, поскольку обязывает его приобретать дополнительное имущество, нанимать рабочую силу, суд также отклонил. Обоснование такое. Проведение инвентаризации законодателем предусмотрено в организациях независимо от рода их деятельности. Значит, инвентаризация помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, не может быть проведена без рабочей силы для перевешивания и перемещения грузов, весов, измерительных и контрольных приборов. Следовательно, требование налогового органа о предоставлении данных средств является обоснованным. При этом суд отметил, что налогоплательщик обязан обеспечить проверяющих при проведении инвентаризации только той рабочей силой и тем оборудованием, которое у него имеется.

С учетом изложенного, суд решил, что приказ Минфина и МНС РФ от 10.03.99 № 20н/ГБ-3-04/39 не противоречит федеральному законодательству и не нарушает права налогоплательщиков.

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

Написать комментарий или задать вопрос
закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер