Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами

Материалы по теме
15 декабря 2016
Арбитражный суд: копию доверенности на сдачу отчетности, которая была представлена в ИФНС в электронной форме, не нужно дублировать на бумаге
2 декабря 2016
В декабре все желающие могут бесплатно посмотреть вебинары, посвященные госзакупкам
1 декабря 2016
Организации и ИП будут обязаны применять онлайн-кассы при продаже пива в розницу уже с марта 2017 года

Как сдать электронную декларацию по НДС

10 апреля 2014

До 21 апреля включительно всем плательщикам НДС впервые предстоит отчитаться за I квартал 2014 года в электронном виде. В преддверии этой даты мы решили напомнить, как происходит сдача электронных налоговых деклараций. Что потребуется для отправки электронной декларации по НДС? Как узнать, что она принята инспекцией? Ответы на эти и другие вопросы — в настоящей статье.

Бесплатно проверить и сдать электронную декларацию по НДС

Что потребуется для сдачи отчетности

С 1 января 2014 года налоговая декларация в электронном виде может быть сдана только через оператора электронного документооборота. Соответственно, для отправки электронного отчета в ИФНС налогоплательщику необходимы четыре компонента:

  • сертификат квалифицированной электронной подписи (КЭП);
  • средства электронной подписи (СЭП; ранее — средства криптозащиты, СКЗИ);
  • система для подготовки и отправки отчетности;
  • услуги оператора электронного документооборота (спецоператора связи).

Квалифицированная электронная подпись (КЭП)

Сертификат квалифицированной электронной подписи (КЭП) — это электронный документ, который используется для подписания и шифрования отчетности, а также для расшифровки поступивших из инспекции документов (например, о результатах обработки отчета). Подробнее о данной технологии см. «Как работает электронная цифровая подпись». Сертификат КЭП могут выдать только аккредитованные удостоверяющие центры. Подробнее о работе УЦ см. «Прощание с бумагой».

Средства электронной подписи (СЭП)

Средства электронной подписи — это программа, которая необходима для использования электронной подписи. Шифровать и подписывать отчетность без нее, посредством лишь сертификата КЭП невозможно. Лицензию на право использования средств электронной подписи налогоплательщик тоже обычно получает в удостоверяющем центре. Подробнее о принципах шифрования и дешифровки см. «Как работает электронная цифровая подпись».

Обратите внимание: современные технологии позволяют сдавать отчетность с помощью «облачной» электронной подписи. В этом случае установка СЭП на компьютер пользователя не требуется, и декларант может отправить отчетность с любого мобильного устройства. Отправка отчетности с помощью «облачной» подписи реализована, в частности, в сервисе «Бухгалтерия.Контур».

Система для отправки отчетности

Система для отправки отчетности позволяет готовить декларацию, проверяет ее перед отправкой, фиксирует время отправки, доставляет отчет в ИФНС. В этой же программе налогоплательщик может следить за ходом обработки отчета, получая из ИФНС соответствующие квитанции и уведомления (подробнее об этих документах см. «Какие документы теперь будет получать налогоплательщик, cдающий отчетность в электронном виде»). Системы для сдачи отчетности подразделяются на офлайновые и онлайновые (онлайн-системы также называют веб-сервисами или облачными сервисами).

Офлайн-система устанавливается на компьютере пользователя и требует установки обновлений (например, при смене формы и формата декларации). Налогоплательщик готовит отчет на своем компьютере, после чего в отправляет на сервер оператора, который фиксирует время отправки и посылает отчет в инспекцию.

В онлайн-системе (веб-сервисе) обновления производятся без участия пользователя. Система находится на сервере оператора, и обновляется единовременно для всех пользователей. Налогоплательщик работает с отчетом в «облаке», то есть на удаленном сервере. Этот факт дает налогоплательщику еще одно серьезное преимущество — в случае поломки жесткого диска компьютера он может заново скачать все свои зашифрованные отчеты «из облака» (то есть с сервера оператора) на новый компьютер и расшифровать их с помощью КЭП. Подготовленный отчет шифруется и сохраняется на сервере оператора, после чего тот отправляет отчет на сервер инспекции.

Оператор электронного документооборота (спецоператор связи)

Оператор электронного документооборота (прежнее название — спецоператор связи) обеспечивает доставку отчета от компьютера налогоплательщика до сервера ИФНС и фиксирует время отправки отчета. В случае возникновения разногласий с инспекций по поводу факта сдачи декларации и времени ее отправки именно оператор подтверждает факт и время отправки отчета. Подробнее см. «Суд счел, что электронную отчетность в ИФНС можно считать представленной даже при наличии ошибок в файле с декларацией».

Где взять все необходимое

Обычно все четыре компонента налогоплательщику предоставляет один поставщик услуги по сдаче отчетности. Это означает, что все технические и даже часть методологических проблем абонента решается в одном месте. То есть абоненту не обязательно знать, с каким именно компонентом у него возникли сложности — с сертификатом КЭП, с системой для отправки или с услугой по доставке отчета. В любом случае его проблема будет решаться в одном месте — центре техподдержки, телефон которого абонент получил при покупке услуги по отправке отчетности.

Бесплатно сдать электронную отчетность через веб-сервис

Пошаговая инструкция по документообороту с ИФНС

Правила сдачи электронных налоговых деклараций установлены приказом ФНС России от 02.11.09 № ММ-7-6/534. Пошаговое описание действий налогоплательщика, оператора и инспекции по обмену документами выглядит так.

1. Налогоплательщик формирует, подписывает, шифрует отчет и отправляет его на сервер оператора.

2. Если владельцем сертификата КЭП является не руководитель организации (или не сам индивидуальный предприниматель), а уполномоченный представитель налогоплательщика (лицо, уполномоченное представлять интересы налогоплательщика в налоговых органах на основании доверенности), он должен вместе с каждой декларацией отправить сообщение о доверенности (СОД). В системе «Контур-Экстерн» сообщение достаточно заполнить один раз, и далее оно будет автоматически отправляться вместе с каждым отчетом. Обратите внимание: копия доверенности должна быть направлена в налоговый орган до отправки первой декларации, подписанной представителем. Уполномоченным представителем может быть любой сотрудник организации (например, бухгалтер). Если же сертификат КЭП оформлен на руководителя (ИП), то оформлять доверенность и отправлять СОД вместе с декларацией  не требуется.

3. Оператор получает отчет, формирует подтверждение даты отправки. Один экземпляр подтверждения направляется налогоплательщику, второй (вместе с отчетом) — в инспекцию.

4. Налоговики осуществляют первичную проверку отчета и по ее итогам отправляют налогоплательщику через оператора извещение о получении. Оно означает, что отчет доставлен.

5. Налоговики осуществляют дальнейшую проверку файла с деклараций, устанавливая, в частности, проверку на соответствие требованиям формата и проверку полномочий подписи (подробнее о ней см. «Как изменится порядок приема электронной налоговой отчетности»). В случае обнаружения ошибок инспекция высылает налогоплательщику через оператора уведомление об отказе с указанием найденных ошибок. Налогоплательщик должен исправить ошибки и выслать отчет заново.

6. Если ошибок нет, инспекция высылает налогоплательщику квитанцию о приеме. После ее получения налогоплательщик может больше не беспокоиться о сроках сдачи отчетности — отчет считается представленным. При этом датой представления декларации считается дата, указанная в подтверждении оператора электронного документооборота. Налогоплательщик ждет от инспекции документа о результатах ввода данных отчета в базу данных инспекции.

7. После загрузки данных отчета в свою базу налоговики высылают либо извещение о вводе, либо уведомление об уточнении. Извещение о вводе означает, что информация из отчета полностью загружена в базу данных инспекции. Декларация принята, документооборот завершен.

8. Если налогоплательщик получил уведомление об уточнении, ему надо внести уточнения и отправить корректирующий отчет. Если отчет и так был корректирующим, необходимо отправить отчет со следующим номером корректировки и дождаться из инспекции извещения о вводе.

Нельзя не заметить, что данная инструкция выглядит весьма громоздко. Однако на практике сдать электронную отчетность очень просто. Современные системы для отправки отчетности имеют настолько удобные интерфейсы и содержат такое количество подсказок, что при работе в системе налогоплательщик избавлен от необходимости вникать в детали описанного документооборота. Однако тем, кто хочет понимать суть происходящих при отправке декларации процессов, инструкция может пригодиться.

Источник: БухОнлайн.ру

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

Обсуждение закрыто.       
закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер