Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами

Материалы по теме
2 декабря
В декабре все желающие могут бесплатно посмотреть вебинары, посвященные госзакупкам
1 декабря
Организации и ИП будут обязаны применять онлайн-кассы при продаже пива в розницу уже с марта 2017 года
29 ноября
6 декабря абоненты «Контур.Экстерна» смогут бесплатно посмотреть вебинар, посвященный применению УСН предпринимателями

Суд: срок на представление документов исчисляется с момента фактического открытия электронного требования и формирования квитанции о приеме

13 апреля 2016

Если налогоплательщик по каким-то причинам не открыл и не прочитал требование инспекции о представлении документов, направленное ему  пор телекоммуникационным каналам связи (то есть через систему для сдачи налоговой отчетности), то требование не считается полученным. Соответственно, инспекция не может оштрафовать налогоплательщика за непредставление документов в срок, указанный в непрочитанном требовании. К такому выводу впервые пришел Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в постановлении от 24.03.16 № А25-1548/2015.

Суть спора

7 апреля 2015 года инспекторы направили в банк запрос с требованием прислать документы в течение пяти дней. Поскольку в указанный срок документы представлены не были, проверяющие составили акт о налоговом правонарушении. Получив акт, банк 3 июня открыл и прочитал требование инспекции, а на следующий день направил в ИФНС все запрошенные документы. Однако это не помешало контролерам привлечь кредитную организацию к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 126 НК РФ, оштрафовав ее на 10 тысяч рублей.

Решение суда

Суды трех инстанций приняли решение в пользу налогоплательщика, указав на следующее. В силу пункта 5 статьи 93.1 НК РФ лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней «со дня получения». Отказ от представления документов или непредставление их в установленные сроки влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ.

Порядок направления требования и представления документов (информации) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден приказом ФНС России от 17.02.11 № ММВ-7-2/168@ (далее — Порядок). В пункте 12 этого Порядка сказано: требование о представлении документов считается принятым налогоплательщиком, если налоговому органу поступила квитанция о приеме, подписанная электронной подписью налогоплательщика. Инспекция в течение следующего рабочего дня после дня отправки электронного требования должна получить: подтверждение даты отправки; квитанцию о приеме или уведомление об отказе в приеме, подписанные электронной подписью налогоплательщика (пункт 16 Порядка). Если налоговый орган в соответствии с пунктом 16 Порядка не получит квитанцию о приеме, он должен направить требование о представлении документов на бумажном носителе (п. 19 Порядка).

Таким образом, если сопроводительное сообщение с требованием о представлении документов или информации, направленное налогоплательщику в электронном виде, фактически не открыто и не прочитано, и, соответственно, квитанция о приеме не сформирована и не направлена налоговому органу, то такое требование не может считаться полученным. В этом случае налоговики должны направить в адрес налогоплательщика требование в бумажном виде.

В рассматриваемом случае квитанцию о приеме банком требования инспекция не получила. Доказательства того, что в адрес налогоплательщика было продублировано требование на бумаге, контролеры также не представили. Поскольку спорное требование открыто и прочитано банком 3 июня (в этот же день сформирована соответствующая квитанция о приеме требования), то и обязанность банка по предоставлению документов в пятидневный срок фактически возникла с даты формирования квитанции о приеме, то есть с 3 июня. Истребованные документы, направленные банком 4 июня, были получены инспекцией 5 июня, то есть в пределах пятидневного срока.

Учитывая изложенное, а также то, что налоговая ответственность за несвоевременное открытие и прочтение электронных сообщений и требований пунктом 2 статьи 126 НК РФ не предусмотрена, суд признал штраф неправомерным.

От редакции

Заметим, что налогоплательщику, который обязан сдавать отчетность через интернет, в данной ситуации вряд ли удалось бы избежать неприятностей. Пункт 5.1 статьи 23 НК РФ обязывает таких налогоплательщиков в течение 6 дней с того дня, как инспекция направит им требование, передать налоговикам квитанцию о приеме такого требования. В случае невыполнения данной обязанности налоговики могут заблокировать расчетный счет нарушителя на основании пункта 3 статьи 76 НК РФ (подробнее см. «Непредставление налогоплательщиком электронной квитанции о приеме документов из инспекции является основанием для блокировки счета» и «В Налоговый кодекс внесены поправки, касающиеся камеральных проверок, штрафов, блокировки счетов и способа сдачи отчетности»). Если бы налоговики в подобной ситуации не стали штрафовать налогоплательщика, а заблокировали его расчетный счет, у суда не было бы оснований отменять решение инспекции.   

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

Написать комментарий или задать вопрос
закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер