Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Укажите адрес электронный почты, который вы использовали для регистрации
Восстановить Вернуться
Инструкция отправлена
lili_

Учет печатной продукции

Здравствуйте, уважаемые форумчане!
Наша организация оказывает информационно-консультационные услуги. Для постоянного развития наших сотрудников мы периодически покупаем литературу. Возник вопрос, как учитывать данные расходы: как малоценное ОС и вести учет или списать на расходы без учета, как поступаем, например, с бумагой для принтера?
ОтветитьНовый вопрос. . .
Мария - начинающий бухгалтер 1 053 балла, г. Москва
12 марта 2013 в 16:13
Цитата (lili_):Здравствуйте, уважаемые форумчане!
Наша организация оказывает информационно-консультационные услуги. Для постоянного развития наших сотрудников мы периодически покупаем литературу. Возник вопрос, как учитывать данные расходы: как малоценное ОС и вести учет или списать на расходы без учета, как поступаем, например, с бумагой для принтера?


Здравствуйте!

"Как учесть купленные книги, подписку на газеты, журналы?" (В. Полянская).
"Многие компании приобретают книги, оформляют подписку на периодику. Кто-то покупает справочники менеджера, книги по бухучету, обновленные издания Налогового кодекса, специализированные журналы и газеты, технические справочники. А кто-то приобретает развлекательную и художественную литературу.

Порядок учета печатных изданий напрямую зависит от их назначения и вашего умения обосновать их "производственно-управленческую направленность".

Обосновываем необходимость приобретения книг и печатных изданий

Для начала важно определить, насколько книги, журналы и прочие печатные издания связаны с вашей производственной деятельностью.

Например, вполне обоснованными можно считать затраты:

- на журналы (газеты) и книги по бухучету и налогам, например журнал "Главная книга", так как они нужны бухгалтеру для правильного ведения учета;

- книги по менеджменту, так как они нужны для лучшего управления персоналом;

- сборник строительных норм, если фирма занимается строительством;

- "Российскую газету", поскольку в ней публикуются законы и нормативные акты <1>;

- глянцевые журналы (к примеру, "Vogue", "Cosmopolitan", "Shape" и т.д.) в ситуации, когда ваши клиенты вынуждены сидеть в ожидании своей очереди (например, в парикмахерских, салонах красоты);

- букинистические издания по юриспруденции, если ваш профиль - юридические услуги;

- прочую литературу, которая является "информационной" поддержкой, необходимой для ведения деятельности.

Весьма проблематично будет доказать, что вам необходимы для работы издания, приобретенные для создания интерьера в офисе или для размещения в кабинете директора в целях создания определенного имиджа компании, например:

- серия книг "Жизнь замечательных людей";

- русская и зарубежная классика;

- энциклопедия искусств;

- красивые художественные альбомы

ОБЪЯСНИ РУКОВОДИТЕЛЮ

Книги и журналы, которые никак не связаны с деятельностью фирмы, лучше приобретать за счет чистой прибыли. В противном случае при проверке налоговики, скорее всего, уберут из расходов затраты на литертуру непроизводственного характера, доначислят налог, а также пени и штрафы.

Это касается и подписки на издания непроизводственного характера, например на газету "Аргументы и факты" <2>.

Если обосновать необходимость приобретения какой-либо литературы сложно, то учитывать ее нужно следующим образом.

В бухгалтерском учете такую литературу ни как основные средства, ни как материально-производственные запасы учесть нельзя <3>. Самым правильным будет отнести ее стоимость (вместе с НДС) к прочим расходам и отразить на счете 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-2 "Прочие расходы" <4>.

При расчете налога на прибыль расходы на приобретение такой непроизводственной литературы учесть не получится <5>.

НДС принять к вычету тоже не удастся, так как не выполняется одно из обязательных условий для применения вычета: литература не будет использована в деятельности, облагаемой НДС <6>.

Этот способ учета наиболее безопасный. Если вы решите учесть расходы на такую литературу при расчете налога на прибыль и заявить НДС по ней к вычету, налоговые органы вряд ли с вами согласятся. В частности, они всегда считали необоснованными расходы на предметы интерьера, приобретенные для офиса <7>. Доказывать свою правоту вам придется в суде, а вот суд, возможно, и примет вашу сторону. Например, при рассмотрении дела об обоснованности затрат на обслуживание аквариумов суд принял сторону налогоплательщика, указав, что расходы направлены на создание благоприятной обстановки <8>. Также есть решение, в котором суд признал производственными затраты на предметы интерьера, поскольку они направлены на создание благоприятного впечатления у внешних посетителей <9>.

А теперь давайте рассмотрим порядок учета литературы, которую можно отнести к производственной.

Учитываем подписку на периодические издания

Некоторые бухгалтеры относят плату за подписку в бухгалтерском учете на расходы будущих периодов. Но это неправильно. Сумма, уплаченная за подписку, является авансом <10> и отражается по дебету счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" <11>.

Получив очередной номер журнала или газеты, на основании первичных документов учитываем его стоимость на счете 10 "Материалы" <12> (дебет счета 10 - кредит счета 60) и сразу списываем на расходы по обычным видам деятельности <13> (дебет счета 20 (26) - кредит счета 10). При оформлении подписки на электронные издания, получив счет-фактуру и акт, списываем стоимость подписки сразу на расходы, минуя 10-й счет.

При расчете налога на прибыль расходы на профессиональные издания включаем в прочие, связанные с производством и реализацией <14>. При этом для целей налогообложения вы можете учитывать в расходах подписку одновременно на несколько печатных изданий по одной тематике <15>.

НДС по подписке принимаем к вычету в следующем порядке.

ШАГ 1. Когда получаем от издательства счет-фактуру на аванс с выделенной суммой НДС, принимаем его к вычету <16>.

ШАГ 2. При получении счета-фактуры на уже поставленные номера (в основном их вкладывают в каждый номер):

- принимаем НДС по конкретному номеру издания к вычету;

- одновременно восстанавливаем такую же сумму НДС, принятую к вычету по авансовому счету-фактуре <17>.

На ежедневные газеты, как правило, оформляется один счет-фактура, например за месяц или квартал <18>.

Отражаем в учете деловую литературу

Хотя книга и используется в работе более года, ее стоимость вряд ли превысит 20 000 руб. (или иной меньший лимит стоимости ОС, установленный вашей учетной политикой) <19>. Поэтому в бухучете деловую литературу учитываем в составе МПЗ на счете 10 "Материалы" <20> и списываем в расходы по обычным видам деятельности при передаче в подразделение, которое будет ее использовать (на счета 20, 26, 44 и т.п.) <21>.

Для целей налогообложения прибыли деловая литература, независимо от стоимости, не подлежит амортизации <22>. Расходы на ее приобретение включаем в состав прочих расходов в полном объеме в момент приобретения <23>.

НДС по книгам можно принять к вычету <24>, если:

- литература получена и принята на учет;

- литература используется для деятельности, облагаемой НДС;

- есть правильно оформленный счет-фактура.

"Упрощенный" учет подписки и книг

Для упрощенцев в закрытом перечне расходов подписка на периодические издания и приобретение деловой литературы не значатся. Основываясь на этом, Минфин и некоторые суды расходы на подписку и приобретение литературы не признают <25>.

Впрочем, в ФНС России считают, что если приобретенная литература действительно нужна упрощенцу для работы, то учесть ее стоимость в расходах можно.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

МЕЛЬНИЧЕНКО АНАТОЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ - Государственный советник РФ 1 класса

"Действительно, расходы на приобретение подписных изданий не предусмотрены в перечне расходов, учитываемых при применении УСНО <26>.

Однако если расходы связаны с приобретением специальной (нормативной) литературы, информация из которой непосредственно используется при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), то есть является их необходимым компонентом, такие расходы могут быть отнесены к материальным расходам, учитываемым при применении УСНО <27>".

Этого же мнения придерживаются и большинство судов <28>.

* * *

Если книги, журналы, газеты и прочие издания имеют явно производственную направленность, то проблем с их учетом возникнуть не должно. Другой вопрос, если вы приобрели печатную продукцию, которую трудно или даже невозможно отнести к профессиональной, но при этом считаете ее приобретение необходимым, например, для создания благоприятного имиджа фирмы. Если вы решитесь учесть такие затраты в составе производственных расходов, будьте готовы предоставить весомые аргументы в пользу своей правоты, которую, скорее всего, вам придется доказывать в суде.

<1> Постановления ФАС УО от 19.12.2007 N Ф09-10406/07-С3; Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2007 N 09АП-8445/2007-АК

<2> п. 1 ст. 252, п. 29 ст. 270 НК РФ; Постановление ФАС ЗСО от 16.01.2006 N Ф04-9903/2005(18741-А27-40)

<3> пп. 4, 5 ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н; п. 2 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н

<4> п. 11 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утв. Приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н; План счетов бухгалтерского учета... утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н

<5> п. 1 ст. 252, п. 29 ст. 270 НК РФ

<6> п. 2 ст. 171 НК РФ

<7> Письмо Минфина России от 25.05.2007 N 03-03-06/1/311

<8> Постановление ФАС МО от 16.06.2009 N КА-А40/5111-09

<9> Постановление ФАС МО от 27.12.2006 N КА-А40/12681-06

<10> пп. 3, 16 ПБУ 10/99

<11> План счетов бухгалтерского учета

<12> п. 5 ПБУ 6/01

<13> п. 5 ПБУ 10/99

<14> подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ; Постановление ФАС УО от 04.04.2005 N Ф09-1217/05-АК

<15> Письмо Минфина России от 23.05.2005 N 03-03-01-04/1/279

<16> п. 12 ст. 171, п. 9 ст. 172 НК РФ

<17> подп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ

<18> Письмо Минфина России от 25.06.2008 N 07-05-06/142

<19> п. 4 ПБУ 6/01

<20> п. 5 ПБУ 6/01

<21> п. 2 ПБУ 5/01

<22> п. 1, подп. 6 п. 2 ст. 256 НК РФ

<23> п. 1 ст. 252, подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ; Письма Минфина России от 15.05.2006 N 07-05-06/116, от 26.12.2005 N 03-03-04/1/443; Письмо УФНС России по г. Москве от 29.06.2005 N 20-12/46419

<24> п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ

<25> Письма Минфина России от 10.08.2009 N 03-11-06/2/151, от 17.01.2007 N 03-11-04/2/12; Постановление ФАС УО от 11.01.2007 N Ф09-11283/06-С3

<26> п. 1 ст. 346.16 НК РФ

<27> подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ

<28> Постановления ФАС ПО от 30.10.2008 N А65-1419/2008; ФАС ЗСО от 22.01.2007 N Ф04-8976/2006(29957-А67-40); ФАС ПО от 29.03.2006 N А65-25615/05-СА2-9; ФАС УО от 13.04.2005 N Ф09-1317/05-АК"
Бухгалтерия
Получите образец учетной политики и ведите бухучет в веб‑сервисе для небольших ООО и ИП
Кира Лерская 2 827 баллов, г. Москва
12 марта 2013 в 16:18
Добрый день. При цитировании указывайте, пожалуйста, не только автора, но и источник и дату публикации, но без гиперссылок. Таковы требования правил форума.
Мария - начинающий бухгалтер 1 053 балла, г. Москва
12 марта 2013 в 16:20
Цитата (Кира Лерская):Добрый день. При цитировании указывайте, пожалуйста, не только автора, но и источник и дату публикации, но без гиперссылок. Таковы требования правил форума.


("Главная книга", 2011, N 4)
lili_ (автор вопроса) 6 801 балл, г. Казань
13 марта 2013 в 10:52
Спасибо за подробный ответ!
Бухгалтерия
Сдайте электронную отчетность во все контролирующие органы через интернет