Получайте мгновенные оповещения
о главных событиях
 
 
Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля

Налогообложение командировочных расходов

24 февраля 2014 в 17:16
Добрый день.
Возвращаясь из командировки руководитель для удобства приобрел 2 билета в вагон СВ (что бы ехать одному).
Допустимо ли в состав расходов в целях налогообложения прибыли включить стоимость второго билета или с данной стоимости необходимо начислить НДФЛ и ЕСН?
Может быть, кто-нибудь сталкивался с данной ситуацией?
Заранее благодарю.
HelG  7 331 балл, г. Москва
24 февраля 2014 в 17:41
Цитата (Maxim123):Добрый день.
Возвращаясь из командировки руководитель для удобства приобрел 2 билета в вагон СВ (что бы ехать одному).
Допустимо ли в состав расходов в целях налогообложения прибыли включить стоимость второго билета или с данной стоимости необходимо начислить НДФЛ и ЕСН?
Может быть, кто-нибудь сталкивался с данной ситуацией?
Заранее благодарю.


Добрый день!
Вот что пишут по вашему вопросу из К+
Статья: VIP-услуги для генерального директора: решаем, что делать с налогами
(Орлова Е.)
("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2012, N 9)

Стоимость целого купе или целого вагона

Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом. Основание - ч. 2 ст. 168 ТК РФ, абз. 2 п. 11, п. 24 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749.
Налог на прибыль. Положения гл. 25 НК РФ не содержат ограничений в размере возмещения сумм оплаты проезда любого работника организации к месту командировки и обратно. Существенным при этом является факт наличия соответствующих оправдательных документов, служащих основанием для признания расходов по служебным командировкам (в частности, проездных билетов), а также соответствие размера возмещаемых сотруднику расходов по служебным командировкам размеру, установленному коллективным договором или приказом руководства организации.
Следовательно, при командировках генерального директора компания вправе включить в состав командировочных расходов затраты на оплату авиабилетов по тарифу "бизнес-класс" или на оплату железнодорожных билетов в вагонах СВ при наличии соответствующих проездных билетов, а также при условии, что соответствующий размер возмещения стоимости проезда установлен коллективным договором или приказом руководителя организации (Письмо Минфина России от 21.04.2006 N 03-03-04/2/114).
Отметим, что в отличие от вагонов СВ стоимость проезда в вагонах повышенной комфортности (класса люкс) включает платное сервисное обслуживание (набор питания, предметы первой необходимости и гигиены, в т.ч. постельные принадлежности, печатную продукцию и услуги по обеспечению личной безопасности). Стоимость проезда в таких вагонах также можно полностью учесть для целей налогообложения прибыли, поскольку стоимость дополнительных сервисных услуг формирует стоимость услуги по проезду по железной дороге (Письмо Минфина России от 24.07.2008 N 03-03-06/2/93).
Возможность использования для проезда генерального директора к месту командировки вагонов СВ, вагонов повышенной комфортности класса люкс, а также целого купе (двухместного) в таких вагонах должна быть зафиксирована в коллективном договоре или в локальном нормативном акте компании.
Что касается выкупа целого купе в вагонах СВ или класса люкс, то п. 30 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 N 111, определено, что каждый пассажир имеет право при наличии проездного документа (билета) занимать при проезде одно место. При наличии свободных мест пассажиру могут быть предоставлены дополнительные места при условии оплаты их полной стоимости и оформления дополнительных проездных документов (билетов).
Таким образом, законодатель в целях налогообложения прибыли ничем не ограничил размер расходов работодателя на оплату проезда генерального директора, впрочем, и других сотрудников тоже (в т.ч. на оплату дополнительных мест в купе).
Учитывая, что ст. 168 ТК РФ и абз. 1 пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ не ограничивают размера расходов работодателя на оплату проезда и не определяют виды транспорта, которые могут использоваться при направлении работника в командировку, автор полагает, что компания вправе учесть произведенные затраты на оплату стоимости всего двухместного купе в вагонах СВ или класса люкс в составе расходов по налогу на прибыль, если локальными нормативными актами будет установлено, что при командировках для генерального директора выкупается целиком двухместное купе в таких вагонах.
НДФЛ. Из содержания абз. 12 п. 3 ст. 217 НК РФ следует, что при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий налогообложению, не включаются фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно.
Позиция, согласно которой затраты на оплату второго места в купе железнодорожного вагона можно учесть для целей налогообложения прибыли, а на стоимость второго билета не следует начислять налог на доходы физических лиц, подтверждается и арбитражной практикой.
Так, судьи пришли к выводу: довод ИФНС о том, что стоимость дополнительно оплаченного обществом места в купе железнодорожного вагона при направлении в командировку руководящего состава общества подлежит обложению налогом на доходы физических лиц, необоснован, поскольку спорные затраты связаны с оплатой стоимости проезда работников к месту командировки и обратно, понесены в соответствии с локальными актами общества, предусматривающими возможность выкупа купе для проезда названных работников полностью, а также оплаты стоимости проезда по фактическим затратам. При этом законодательством не ограничен размер расходов работодателя на оплату проезда и не определены виды транспорта, которые могут использоваться при направлении работника в командировку (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.11.2010 по делу N А56-6808/2010; Определением ВАС РФ от 03.02.2011 N ВАС-390/11 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ).
Таким образом, если генеральный директор компании направляется в командировку для выполнения служебного задания и право выкупа купе в целом для него предусмотрено локальным нормативным актом компании, стоимость второго билета в купе СВ или класса люкс не облагается налогом на доходы физических лиц.
Однако такой подход полностью не исключает возможности возникновения спора с налоговым органом, если компания учтет затраты на выкуп целого купе в составе расходов по налогу на прибыль и не обложит стоимость второго билета налогом на доходы физических лиц.
Серьезных проблем с проверяющими не избежать в случае, если для командировки генерального директора выкуплен целый вагон поезда повышенной комфортности.

Пример. Приезд генерального директора ООО "Альфа" (Москва) на переговоры с деловыми партнерами в г. Санкт-Петербург подтверждается договором с ООО "Экспресс" (исполнителем) на организацию перевозки и обслуживание пассажиров в 4-купейном вагоне с баром по маршруту "Москва - Санкт-Петербург", счетом на оплату и счетом-фактурой.
В соответствии с договором ООО "Экспресс" обязуется оказать услуги по организации перевозки и обслуживанию одного пассажира в 4-купейном пассажирском вагоне "Гранд Империал" модели 61-4193 поезда повышенной комфортности "Гранд Экспресс", предоставленном заказчику исполнителем.
Согласно приложению к данному договору вагон экипируется: цветами, баром, наборами питания, пассажирскими наборами, питьевой водой - 10 л, водой с газом 0,5 л - 4 бутылки, водой без газа 0,5 л - 4 бутылки, чаем зеленым 0,25 кг - 1 пачка, чаем черным 0,25 кг - 1 пачка, кофе растворимым 0,285 кг - 1 банка, сахаром 0,005 кг - 25 штук, апельсинами - 8 кг (для апельсинового фреша), лимонами - 4 шт., бумажными полотенцами - 4 рулона, туалетной бумагой - 4 рулона, журналами - 5 штук, салфетками - 70 шт. (2 упаковки), вазами для цветов - 2 шт., фенами - 2 шт., соковыжималкой - 1 шт., набором гигиенической косметики, санитарно-гигиеническим набором, халатом, тапочками. В том числе имущество, подлежащее возврату по окончании поездки: ваза для цветов - 2 шт., фен - 2 шт., соковыжималка - 1 шт.
Согласно счету исполнителя на общую сумму 230 000 руб., в т.ч. НДС - 35 084,75 руб., заказчику были оказаны следующие услуги:
- предоставление 4-купейного вагона с баром для организации рейса;
- предрейсовая подготовка вагона;
- провозные платежи;
- трансфер (Mercedes S-класс) в пункте прибытия.
На основе анализа представленных документов главным бухгалтером ООО "Альфа" принято решение не учитывать расходы на проезд генерального директора на деловую встречу в Санкт-Петербург в размере 194 915,25 руб. (230 000 - 35 084,75) в составе расходов для целей исчисления налога на прибыль ни в составе командировочных расходов, ни в составе каких-либо других видов расходов. Основание - п. 1 ст. 252 НК РФ. Налог на добавленную стоимость со стоимости проезда в сумме 35 084,75 руб. не был предъявлен к вычету из налоговых обязательств перед бюджетом в связи с несоблюдением норм пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ. Кроме того, стоимость такого проезда была включена в налогооблагаемую базу по НДФЛ (п. 1 ст. 210 НК РФ).

Страховые взносы. В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона N 212-ФЗ и ч. 2 ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ при оплате организацией расходов на командировки работников как на территории России, так и за ее пределами не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно.
Поскольку указанные Законы, а также ст. 168 ТК РФ не ограничивают размера расходов работодателя на оплату проезда и не определяют виды транспорта, которые могут использоваться при направлении работника в командировку, то стоимость проезда генерального директора в командировку в вагонах СВ или класса люкс, а также в целом купе этих вагонов не облагается страховыми взносами.

24 февраля 2014 в 18:07
Цитата:
Вот что пишут по вашему вопросу из К+
Статья: VIP-услуги для генерального директора: решаем, что делать с налогами
(Орлова Е.)


Спасибо!
Получается, что поскольку локальные акты нашего предприятия не предусматривают возможности полного выкупа СВ, значит придется удержать НДФЛ и ЕСН?
Подарок для новых ИП
Ведите учет и сдавайте отчетность бесплатно
Пользуйтесь возможностями Контур.ОФД
Передавайте чеки в ФНС бесплатно до трёх месяцев
Снижайте затраты
Переходите на электронные документы в Диадоке

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

закрыть