Юрий Cспросил20 января 2011 в 14:26
 19 401 просмотр 

Можно ли не начислять амортизацию по введённому в эксплуатацию основному средству?

Начисление амортизации в бухгалтерском и налоговом учётах - право или обязанность? Другими словами: можно ли не начислять амортизацию по введённому в эксплуатацию основному средству?
Новый вопрос Ответить
Получите образец учетной политики и ведите бухучет в веб‑сервисе для небольших ООО и ИП
г. Тамбов67 976 баллов
В БУ не начисляя амортизацию Вы неправомерно завышаете стоимость активов и Ваша бухгалтерская отчетность становится недостоверной.
Если Вам так уж надо не начислять амортизацию - переведите ОС на консервацию.
Цитата (deduslo):В БУ не начисляя амортизацию Вы неправомерно завышаете стоимость активов и Ваша бухгалтерская отчетность становится недостоверной.
Если Вам так уж надо не начислять амортизацию - переведите ОС на консервацию.

Я уж не говорю о том, что при неначислении амортизации Вы завышаете себе налог на имущество (и автоматом, как следствие, - занижаете налог на прибыль).
Добрый день!

Чтобы не начислять амортизацию ОС в бухгалтерском и налоговом учете, надо такое ОС перевести на консервацию (п. 23 ПБУ 6/01, п. 3 ст. 256 НК РФ).
Юрий CАвтор вопроса
г. Санкт-Петербург3 734 балла
Доброго времени суток! Большое спасибо за отзывы! В обеих отзывах рекомендация перевести на консервацию. Знаю об этом. Но в том то и дело, что организация хочет сдавать оборудование в аренду, но начислять амортизацию - не хочет: чтобы не быть убыточной.
Абсолютно прав Игорь Невский, что отчётность становится недостоверной и для организаций, проходящих обязательный аудит это может стать препоной.
В этом не стандартном, в чём-то парадоксальном, вопросе (мне его задали и я ответил, подняв ещё раз ПБУ 6, Положение о бух.учёте, НК РФ, что в принципе, это не обязанность, а право), есть ещё один подводный камень, о котором я умолчал: эта организация на "упрощёнке", не акционерное общество, поэтому бухучёт может не вести, а стало быть все стандарты бухучёта для неё - не указ (правда, в новой редакции закона о бухучёте, который уже приняли в первом чтении, вроде бы все будут обязаны вести бухучёт).
Вывод, на мой взгляд, таков: не хочет организация относить затраты на приобретение ОС в расходы - пусть не относит. Некому их наказать за это. С уважением, Ю.С.
Получить ЭЦП по ускоренной процедуре и с полной техподдержкой
г. Москва101 999 баллов
Цитата (Юрий C): ... есть ещё один подводный камень, о котором я умолчал: эта организация на "упрощёнке", не акционерное общество, поэтому бухучёт может не вести, а стало быть все стандарты бухучёта для неё - не указ (правда, в новой редакции закона о бухучёте, который уже приняли в первом чтении, вроде бы все будут обязаны вести бухучёт).
Вывод, на мой взгляд, таков: не хочет организация относить затраты на приобретение ОС в расходы - пусть не относит. Некому их наказать за это. С уважением, Ю.С.


Не совсем так: организация на упрощенке не ведет бухучет в полном объеме, за исключением учета ОС и НМА.
Мое мнение - по любому неначисление амортизации неправомерно и у предприятий, применяющих УСН, и дело не только в отсутствии обязанности проводить обязательный аудит бухгалтерской отчетности. Как предприятие будет подтверждать соблюдение условий, необходимых для применения УСН?
г. Екатеринбург106 186 баллов
Не начислять амортизацию и не учитывать ее в расходах для налогообложения это разные вещи.
Не хотите учитывать в расходах стоимость ОС - ваше право - не учитывайте.
Но амортизацию начислять обязаны
Цитата (Юрий C):Доброго времени суток! Большое спасибо за отзывы! В обеих отзывах рекомендация перевести на консервацию. Знаю об этом. Но в том то и дело, что организация хочет сдавать оборудование в аренду, но начислять амортизацию - не хочет: чтобы не быть убыточной.
Абсолютно прав Игорь Невский, что отчётность становится недостоверной и для организаций, проходящих обязательный аудит это может стать препоной.
В этом не стандартном, в чём-то парадоксальном, вопросе (мне его задали и я ответил, подняв ещё раз ПБУ 6, Положение о бух.учёте, НК РФ, что в принципе, это не обязанность, а право), есть ещё один подводный камень, о котором я умолчал: эта организация на "упрощёнке", не акционерное общество, поэтому бухучёт может не вести, а стало быть все стандарты бухучёта для неё - не указ (правда, в новой редакции закона о бухучёте, который уже приняли в первом чтении, вроде бы все будут обязаны вести бухучёт).
Вывод, на мой взгляд, таков: не хочет организация относить затраты на приобретение ОС в расходы - пусть не относит. Некому их наказать за это. С уважением, Ю.С.


Добрый вечер!

Организации, применяющие УСН, даже если они не акционерные общества, обязаны в полном объеме вести бухучет. Наиболее четко данная позиция выражена в Письме ФНС РФ от 15.07.2009 N ШС-22-3/566@.
г. Москва4 324 балла
Добрый день! Ну Илья вы скажете тоже! Налоговикам только бы и обязать хоть кого-то че-то вести, они и ИП кассовую книгу обязать хотели вести, только ВАС с ними не согласился. А по поводу письма о ведении бухучета при УСН - ВАС и суды кассационных инстанций против этого и на стороне налогоплательщика.
Полный комплект для онлайн‑ККТ: по цене кассы вы получите кассу, ОФД и товароучетную систему «Контур.Маркет»
Юрий CАвтор вопроса
г. Санкт-Петербург3 734 балла
Доброе утро всем! После выходных захотелось ответить Lucky на категоричное "...амортизацию начислять обязаны." И где же Вам удалось прочесть такие слова? Обычно после какого либо утверждения следует ссылка на пункт такой-то статьи такой-то такого-то документа. Вы можете это сделать? "Положении по ведению бухгалтерского учёта..." п.48 гласит не столь категорично: "Стоимость ОС организации погашается путём начисления амортизации"... Более категоричен Закон "О бухгалтерском учёте"- п.1 ст.11: "Начисление амортизации ОС и НМА производится независимо от результатов хоз.деятельности организации в отчётном периоде". Что же касается учёта расходов на приобретение ОС при УСН (при УСН нет понятия "амортизация"), то они "принимаются" в особом порядке, т.е. опять таки НК РФ не обязывает их учитывать при расчёте налоговой базы, а лишь "принимает"... С уважением, Ю.С.
Цитата (Nick Tishinski):Добрый день! Ну Илья вы скажете тоже! Налоговикам только бы и обязать хоть кого-то че-то вести, они и ИП кассовую книгу обязать хотели вести, только ВАС с ними не согласился. А по поводу письма о ведении бухучета при УСН - ВАС и суды кассационных инстанций против этого и на стороне налогоплательщика.


Давайте не уклоняться от темы.
Вопрос ведения или неведения бухучета при УСН - спорный и мы его не раз обсуждали. Здесь обсуждать не будем.

Для вопроса этой темы вполне достаточно этого:
Цитата (Оленька Юрьевна):... организация на упрощенке не ведет бухучет в полном объеме, за исключением учета ОС и НМА. ...


Да и вообще, не уверен, что автору вопроса интересна сама дискуссия. Он своим мягко говоря " передоксальным" (за неименеем более приличного слова) вопросом просто захотел выделится, показать себя во всей красе (иначе зачем ему скрывать "повотротные" моменты ситуации). И это ему удалось.

Если придираться к словам, то любые расходы мв "не обязаны" показывать. Только имеем право. Посмотрите любое ПБУ, там всё пестрит словами "вправе", "может" и т.д.
Доктрина налогооблжения так и строится: доходы мы обязаны показывать все до копецки, а вот расходы - только "вправе". И даже, чем меньше покажем, тем лучше для бюджета и инспектора...

Так что, придираться к словам можно, только цель должна быть понятна.

А уж в таком контексте:
Цитата (Юрий C):...В этом не стандартном, в чём-то парадоксальном, вопросе (мне его задали и я ответил, подняв ещё раз ПБУ 6, Положение о бух.учёте, НК РФ, что в принципе, это не обязанность, а право)...
Вывод, на мой взгляд, таков: не хочет организация относить затраты на приобретение ОС в расходы - пусть не относит. Некому их наказать за это...

выводы звучат, как пустой звук.

Успехов!

PS. Пока писал, Юрий С разместил еще одно содержательное сообщение. Но мое мнение от этого никак не изменилось. Даже править ничего не пришлось...
г. Екатеринбург106 186 баллов
Цитата (Юрий C):
И где же Вам удалось прочесть такие слова? Обычно после какого либо утверждения следует ссылка на пункт такой-то статьи такой-то такого-то документа. Вы можете это сделать? .


Ваш сарказм явно тут неуместен. Вы хотите услышать здесь то, что вам хочется услышать?
Простите, ничем вас, видимо, не порадую.
Пункты 17- 25 раздела III ПБУ 6/01 императивные и предоставляют предприятию право только:
1. устанавливать срок полезного использования;
2. выбирать метод начисления амортизации

Или вы пока не прочитали буквально слово "обязанность", то и обязанности нет?

а учитывать или нет в составе расходов при расчете УСН стоимость ОС - это действительно право. О чем я и написала.
Цитата (Юрий C):Доброе утро всем! После выходных захотелось ответить Lucky на категоричное "...амортизацию начислять обязаны." И где же Вам удалось прочесть такие слова? Обычно после какого либо утверждения следует ссылка на пункт такой-то статьи такой-то такого-то документа. Вы можете это сделать?

Давайте я отвечу.
Устанавливает такую обязанность ПБУ 6/01:
Цитата:21. Начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета.
22. Начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета.
23. В течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизационных отчислений не приостанавливается, кроме случаев перевода его по решению руководителя организации на консервацию на срок более трех месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев.
24. Начисление амортизационных отчислений по объектам основных средств производится независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде и отражается в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому оно относится.

Так что именно обязаны.
Подключиться к оператору ЭДО и сдать отчет о прослеживаемости
г. Екатеринбург106 186 баллов
Спасибо, Игорь и Александр, за поддержку ))
Цитата (Юрий C):... Обычно после какого либо утверждения следует ссылка на пункт такой-то статьи такой-то такого-то документа. Вы можете это сделать? ...


Юрий, в Вы сами иллюстрируете свои утверждения!
Диктуете Lucky правила поведения, практически как "обязательные".
Перефразируя (вольно) Ваш же подход, отмечу, что Lucky имеет право, но совсем не обязана подтверждать свои мысли ссылкой на нормативные документы.

Можете считать это шуткой или каламбуром.

Кстати, еще одну шутка.
Ваш вывод о необязательности амортизации напоминает известный анекдот: «куплю билет и пойду пешком».

Успехов!
Юрий CАвтор вопроса
г. Санкт-Петербург3 734 балла
Спасибо всем. Окончательный ответ на заданный мне вопрос я дам такой: не учитывать в налоговом учёте можно, последствий никаких, а не учитывать в бухучете - возможны штрафные санкции по ст.15.11 КОАП. С уважением Ю.С.
г. Махачкала33 033 балла
Цитата (Юрий C):Спасибо всем. Окончательный ответ на заданный мне вопрос я дам такой: не учитывать в налоговом учёте можно, последствий никаких, а не учитывать в бухучете - возможны штрафные санкции по ст.15.11 КОАП. С уважением Ю.С.

А как же НК:
Статья 120. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения
1. Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи,
влечет взыскание штрафа в размере десяти тысяч рублей.
2. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода,
влекут взыскание штрафа в размере тридцати тысяч рублей.
3. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы,
влекут взыскание штрафа в размере двадцати процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее сорока тысяч рублей.
Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
Отправляйте налоговую отчетность прямо из 1С!
Юрий CАвтор вопроса
г. Санкт-Петербург3 734 балла
Прав "потомственный бухгалтер" из Махачкалы! Забыл я про 120-ю статью НК. Положился на высказывания коллег на форуме (в т.ч. и на: "Доктрина налогообложения так и строится: доходы мы обязаны показывать все до копейки, а вот расходы - только "вправе". И даже, чем меньше покажем, тем лучше для бюджета и инспектора"...). Срочно правлю свой ответ. Спасибо. Ю.С.