MashaUспросил24 марта 2014 в 13:14
 4 557 просмотров 

Предрейсовый медосмотр для экспедитора

В связи с федеральным законом О безопасности дорожного движения, нужно ли экспедитору проходить предрейсовый медосмотр для отметки в Путевом листке, если ЮЛ не является специальной автотранспортной организацией, а всего лишь осуществляет доставку товара покупателю? Буду признательна Вам за ответ
Новый вопрос Ответить
Добрый день.
Если экспедитор управляет автомобилем, то нужно.
Цитата:Проводить предрейсовый медицинский осмотр необходимо в отношении любого водителя организации.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей. Ссылка на эту же норму закреплена в абз. 9 введения к Методическим рекомендациям «Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств», утвержденными Министерством здравоохранения совместно с Министерством транспорта (письмо Минздрава 21.08.2003 № 2510/9468-03-32).

Какие именно виды деятельности можно отнести к деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, законодатель не раскрыл, однако в абз. 4 разд. 1 Методических рекомендаций разъяснено, что организовывать и в обязательном порядке проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей необходимо в каждой организации, имеющей автотранспорт. В соответствии с Перечнем, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н, к работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) относятся также и управление наземными транспортными средствами. Кроме того, п. 7 разд. 2 «Порядок заполнения путевых листов» (приказ Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152) предусматривает, что в путевом листе (без оформления которого запрещается осуществление перевозок легковыми автомобилями) должны, в том числе, содержаться отметки о проведении предрейсового медицинского осмотра водителя.

Учитывая отсутствие иных официальных разъяснений по рассматриваемому вопросу, отсутствие исключений из вышеупомянутых норм, можно сделать вывод, что указанные положения распространяются не только на специализированные организациии, чья деятельность, прежде всего, подразумевает эксплуатацию большого количества автотранспорта, но также на все организации, эксплуатирующие хотя бы один автомобиль. Отметим, что проводить подобные медосмотры могут медицинские организации, имеющие лицензию, которая дает право на выполнение работ (услуг) по указанным осмотрам, а также на экспертизу профессиональной пригодности (п. 4 Порядка проведения медицинских осмотров, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011). Таким образом, чтобы исполнить предусмотренную законодательную обязанность, у организации есть альтернатива – получить лицензию, организовать медицинский кабинет и содержать в штате медицинских работников или же заключить гражданско-правовой договор с медицинским учреждением, имеющим право оказывать соответствующие услуги.

Журнал "Трудовые споры", № 5, май 2013
Образец правил внутреннего трудового распорядка (ПВТР)
Реклама 16+. Реквизиты
MashaUАвтор вопроса
1 балл
Спасибо, большое 💐
MashaUАвтор вопроса
1 балл
Цитата (Al-ra5):Добрый день.
Если экспедитор управляет автомобилем, то нужно.
Цитата:Проводить предрейсовый медицинский осмотр необходимо в отношении любого водителя организации.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей. Ссылка на эту же норму закреплена в абз. 9 введения к Методическим рекомендациям «Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств», утвержденными Министерством здравоохранения совместно с Министерством транспорта (письмо Минздрава 21.08.2003 № 2510/9468-03-32).

Какие именно виды деятельности можно отнести к деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, законодатель не раскрыл, однако в абз. 4 разд. 1 Методических рекомендаций разъяснено, что организовывать и в обязательном порядке проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей необходимо в каждой организации, имеющей автотранспорт. В соответствии с Перечнем, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н, к работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) относятся также и управление наземными транспортными средствами. Кроме того, п. 7 разд. 2 «Порядок заполнения путевых листов» (приказ Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152) предусматривает, что в путевом листе (без оформления которого запрещается осуществление перевозок легковыми автомобилями) должны, в том числе, содержаться отметки о проведении предрейсового медицинского осмотра водителя.

Учитывая отсутствие иных официальных разъяснений по рассматриваемому вопросу, отсутствие исключений из вышеупомянутых норм, можно сделать вывод, что указанные положения распространяются не только на специализированные организациии, чья деятельность, прежде всего, подразумевает эксплуатацию большого количества автотранспорта, но также на все организации, эксплуатирующие хотя бы один автомобиль. Отметим, что проводить подобные медосмотры могут медицинские организации, имеющие лицензию, которая дает право на выполнение работ (услуг) по указанным осмотрам, а также на экспертизу профессиональной пригодности (п. 4 Порядка проведения медицинских осмотров, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011). Таким образом, чтобы исполнить предусмотренную законодательную обязанность, у организации есть альтернатива – получить лицензию, организовать медицинский кабинет и содержать в штате медицинских работников или же заключить гражданско-правовой договор с медицинским учреждением, имеющим право оказывать соответствующие услуги.

Журнал "Трудовые споры", № 5, май 2013


уважаемые коллеги, возник встречный вопрос:
.......заключить гражданско-правовой договор с медицинским учреждением, имеющим право оказывать соответствующие услуги.
в данном случае, наша организация должна в офисе сделать медкабинет для осмотра??? или осмотр проводят только в медучреждении с которым заключен договор???
Осмотр в медучреждении. Прописываете в договоре с медучреждением, что в такой-то промежуток времени (допустим, ежедневно с 8-00 до 9-00) ваши водители обращаются в кабинет такой-то по адресу такому-то, где их ждет мед. работник для проведения предрейсового осмотра.
Пошаговая инструкция по воинскому учету для работодателя
Реклама 16+. Реквизиты
г. Кострома4 396 баллов
Цитата (Al-ra5):Осмотр в медучреждении. Прописываете в договоре с медучреждением, что в такой-то промежуток времени (допустим, ежедневно с 8-00 до 9-00) ваши водители обращаются в кабинет такой-то по адресу такому-то, где их ждет мед. работник для проведения предрейсового осмотра.


Немного добавлю.
У некоторых крупных авто перевозчиков есть заключенные договора с мед. Учреждениями, которые в свою очередь создают на авто базе мед. Кабинет. Есть практика заключения договоров с этими автобазами. У транспортной инспекции, при проверке, вопросов не возникло.
Но необходимо помнить - есть пред рейсовый и после рейсовый мед. Осмотр для водителей. Долго изучал нормативных документацию и пришел к выводу (с подачи транспортной инспекции, конечно) после рейсовый мед. Осмотр так же необходим, при осуществлении перевозки в коммерческих целях( т.е. Если перевозки/доставки являются функцией водителя). При проверке инспектор данный пункт отразил в предписании.
г. Жуковский1 977 баллов
Добрый день! Ведутся долгие споры о том,кто может осуществлять данные услуги по медосмотру,нужна ли лицензия.
Если исходить из специфики работы,то например, у водителей нашего предприятия нет такой возможности ездить на медосмотр в мед.учреждения.Мы взяли медработников в штат,хотя есть мнения ,что это неправомерно.
Ниже размещаю комментарии по этому вопросу,к сожалению не помню источник.
Медицинская деятельность является лицензируемой (подп. 96 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"). Согласно п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30, "медицинские осмотры (предрейсовые, послерейсовые)" отнесены к услугам медицинской деятельности, подлежащим лицензированию.
Пунктом 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" на юридических лиц, осуществляющих на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, возложена обязанность организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей.
Ни Закон N 196-ФЗ, ни Положение не содержат прямого ответа на вопрос; необходимо ли автотранспортной организации, проводящей медосмотры своих водителей, получать лицензию на осуществление медицинской деятельности?
Единственным документом ненормативного характера, указывающим на возможность привлечения сертифицированного медицинского работника для проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, является письмо Минздрава России от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32. В нем приведены Методические рекомендации по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей (далее - Методические рекомендации), утвержденные Минздравом России совместно с Минтрансом России. Этот документ подробно описывает порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров и требования к их проведению. Указанный порядок не отменен.
Предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств проводятся медицинским работником организации или медицинскими работниками учреждений здравоохранения на основании заключаемых договоров между организациями и учреждениями здравоохранения (подп. 1.2 п. 1 Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств - приложение 2 к Методическим рекомендациям).
В соответствии с Методическими рекомендациями предрейсовые медицинские осмотры проводятся прошедшими специальное обучение медицинскими работниками (врачами, фельдшерами, медицинскими сестрами).
Подпунктом 1.4 п. 1 Типового положения установлено, что предрейсовые медицинские осмотры проводятся только медицинским персоналом, имеющим соответствующий сертификат, или медицинским учреждением, имеющим лицензию.
Первое мнение - лицензия не нужна.
С учетом изложенного организации достаточно принять на работу в штат медицинского работника, который вправе осуществлять предрейсовые медицинские осмотры. Этот работник должен иметь соответствующий сертификат (согласно номенклатуре "Работы и услуги по предрейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств"), подтверждающий прохождение курса специального обучения. В таком случае организации не требуется получать лицензию на медицинскую деятельность.
Указанной позиции придерживаются суды. Например, ФАС Поволжского округа в Постановлении от 05.07.2007 N А12-2901/07 отказал в привлечении автотранспортной организации к ответственности, предусмотренной частью второй ст. 14.1 КоАП РФ (за осуществление медицинской деятельности без лицензии). Спор возник в 2007 г. Организация не являлась учреждением здравоохранения, и ее основной деятельностью являлось осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, а предрейсовый осмотр водителей организации проводился штатным сотрудником (фельдшером), который имел соответствующий сертификат.
Суд, отказывая Управлению Росздравнадзора в привлечении организации к ответственности, в своем решении сослался на пункты 1.2, 1.4 Методических рекомендаций. В своем решении суд отметил, что требование о необходимости иметь лицензию по осуществлению медицинской деятельности распространяется на тех юридических лиц, для которых такая деятельность является основной. В рассматриваемом споре организация не являлась учреждением здравоохранения и ее основной деятельностью являлось осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
Косвенное подтверждение этой позиции содержится в ответе Л.В. Полежарова, зам. начальника отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России ("Налоговый вестник", N 1, январь 2008 г.):
"…предрейсовые медицинские осмотры вправе проводить медицинские работники, зачисленные в штат организации и имеющие соответствующий сертификат (согласно номенклатуре "Работы и услуги по предрейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств"), или работники медицинских учреждений, имеющих лицензию на этот вид деятельности, на основании заключенных договоров с медицинскими учреждениями.
Однако, существует противоположный подход.
Необходима ли лицензия предприятию для оказания любых работ и услуг, относящихся к медицинской деятельности, если такая деятельность оказывается:
для собственных нужд предприятия (для обеспечения лечебно-профилактического обслуживания работников в соответствии с требованиями охраны труда);
штатными медицинскими работниками, имеющими соответствующее образование, подтвержденное необходимыми документами?
Буквальное толкование действующих норм вынуждает сделать весьма абсурдный и недопустимый вывод: государство обязывает хозяйствующего субъекта заниматься лицензируемой деятельностью в дополнение к основным видам деятельности.
При этом ни Закон N 128-ФЗ, ни Положение о лицензировании отдельных видов медицинской деятельности не выделяет последнюю, осуществляемую для собственных нужд организации, как не подлежащую лицензированию, как это, к примеру, установлено для пассажирских перевозок автомобильным транспортом или технического обслуживания медицинской техники (п. 62, 50 ч. 1 ст. 17 N 128-ФЗ).
Таким образом, по действующему законодательству РФ медицинская деятельность подлежит лицензированию независимо от того, связана она с выполнением работ и оказанием услуг третьим лицам (является для организации основным видом деятельности) либо работникам собственной организации.
В судебных решениях отмечается, что деятельность по проведению предрейсовых медосмотров предполагает обязательное наличие лицензии у организации (ФАС СКО в постановлениях от 08.05.2007 N Ф08-1326/2007-564А; от 25.04.2007 N Ф08-2076/2007-835А; от 03.04.2007 N Ф08-1329/2007-563А и др).
В этом случае юридическое лицо, в штате которого состоит медицинский работник, имеющий право проводить предрейсовый медосмотр, обязано получать соответствующую лицензию.
На сегодняшний день обозначились три основных варианта действий:
Организация получает лицензию, оформляет медицинский кабинет и содержит в штате медицинских работников.
Организация работает без лицензии, заключив гражданско-правовой договор с учреждением здравоохранения и сократив в штате медработников.
Организация работает без лицензии, содержит медицинский кабинет и медицинских сотрудников в штате.
-----------------------T-----------------------------------------T---------------------------------¬
¦ Возможные варианты ¦ Положительные последствия ¦ Отрицательные последствия ¦
+----------------------+-----------------------------------------+---------------------------------+
¦1. Организация полу-¦- отсутствие претензий со стороны¦- значительные расходы на¦
¦чает лицензию, оформ-¦проверяющих органов, полное соответствие¦получение лицензии; ¦
¦ляет медицинский каби-¦законодательству РФ; ¦- нахождение в штате предприятия¦
¦нет и содержит в шта-¦- экономия времени и средств, в том числе¦медицинских работников,¦
¦те медицинских работ-¦и на предрейсовые/послерейсовые осмотры¦предоставление им трудовых прав и¦
¦ников ¦водителей; ¦гарантий, уплата налогов; ¦
¦ ¦- расходы на получение лицензии,¦ ¦
¦ ¦оформление и содержание медицинского¦ ¦
¦ ¦кабинета скорее всего получится учесть¦ ¦
¦ ¦при уплате налогов; ¦ ¦
¦ ¦- возможность оказывать медицинские¦ ¦
¦ ¦услуги третьим лицам, что частично¦ ¦
¦ ¦позволит окупить расходы на получение¦ ¦
¦ ¦лицензии. ¦ ¦
+----------------------+-----------------------------------------+---------------------------------+
¦2. Организация работа-¦- сокращаются должности медицинских¦- Прохождение сотрудниками¦
¦ет без лицензии, за-¦работников, не требуется предоставления¦медосмотров влечет за собой¦
¦ключив гражданскопра-¦трудовых прав и гарантий, уплата налогов;¦значительную потерю рабочего¦
¦вовой договор с учреж-¦- законодательство РФ не нарушается. ¦времени и, как следствие,¦
¦дением здравоохранения¦- значительная экономия на дорогостоящем¦связанные с этим расходы; ¦
¦и сократив в штате¦оборудовании и материалах, к которым¦- имеют место значительные риски,¦
¦медработников ¦предъявляются лицензионные требования. ¦связанные с охраной жизни и¦
¦ ¦ ¦здоровья работников при¦
¦ ¦ ¦отсутствии медицинского кабинета,¦
¦ ¦ ¦особенно на производстве. ¦
+----------------------+-----------------------------------------+---------------------------------+
¦3.Организация работает¦- видимая легальность данной схемы,¦- данный вариант противоречит ¦
¦без лицензии, содержит¦возможность ссылаться на Постановление¦точке зрения проверяющих органов ¦
¦медицинский кабинет и¦ФАС ПО от 05.07.2007 N А12-2901/07 -¦и большинству судебных ¦
¦медицинских сотрудни-¦значительная экономия на дорогостоящем¦постановлений ФАС, велика ¦
¦ков в штате ¦оборудовании и материалах, к которым¦вероятность привлечения к ¦
¦ ¦предъявляются лицензионные требования; ¦административной ответственности ¦
¦ ¦- экономия времени и средств, в том числе¦по ст. 14.1. КоАП РФ; ¦
¦ ¦и на предрейсовые/ послерейсовые осмотры¦ ¦
¦ ¦водителей; ¦ ¦
¦ ¦- возможность оказания неотложной¦ ¦
¦ ¦медицинской помощи работникам. ¦ ¦
L----------------------+-----------------------------------------+----------------------------------
Кто может проводить медосмотры - обязательно ли иметь медицинское образование?
Медицинскими работниками, проводящими предрейсовый медосмотр водителей, согласно пункту 1.4 типового положения об организации медицинских осмотров автотранспортных средств, утвержденного Письмом, являются, врачи, фельдшеры, медсестры и другой медперсонал, который прошел специальное обучение и получил сертификат.
Приказом Минздрава РФ от 14 июля 2003 года N 308 "О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения" утверждена программа подготовки медицинского персонала по вопросам проведения предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств. Обучаясь по этой программе, медицинские работники получают необходимый объем знаний для проведения предрейсовых осмотров водителей, что подтверждается соответствующим сертификатом.
Проведение предрейсовых медосмотров является медицинской деятельностью.
В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (статья 54) право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности.
Письмо Минздрава РФ от 20 января 2003 г. N 2510/478-03-32 "О предрейсовых осмотрах и медицинских освидетельствованиях на состояние опьянения":
"Минздрав России разъясняет, что предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры согласно статье 23 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" является частью медицинского обеспечения безопасности дорожного движения и соответственно проводится медицинскими работниками"
По моему мнению, исходя из изложенного выше, наличие среднего или высшего образования у медперсонала, проводящего медосмотры обязательно.
Для уточнения этого положения обратитесь в наркологический диспансер, который осуществляет подготовку специалистов и выдачу сертификатов.
Последствия нарушений требований о проведении медосмотров, неправильное оформление путевого листа.
Транспортная инспекция, обнаружив нарушение (например, если у водителя не будет путевого листа, или этот документ будут неправильно оформлен), составит рапорт. Затем они передадут его в то подразделение инспекции, на территории которого находится предприятие-нарушитель. Далее оно вместе с работниками ГИБДД проверит, как выполняются требования приказа N 27 в этой организации.
Если эта проверка выявит нарушения, то на первый раз транспортники ограничатся предписанием, в котором предложат устранить недостатки.
Но если фирма попадется вторично, то сотрудники Транспортной инспекции составят протокол о невыполнении в срок законных требований контролирующих органов. За это нарушение полагается штраф (ст. 19.5 КоАП РФ):
- для организаций - от 5000 до 10 000 руб.;
- для должностных лиц и предпринимателей - от 500 до 1000 руб.
Однако, уплатив штраф, нарушитель должен будет устранить выявленные недостатки. Если при повторной проверке инспектор вновь наткнется на те же нарушения, то он составит новый протокол. Причем неисправленные недостатки будут отягчающим обстоятельством (ст. 4.3 КоАП РФ). А это автоматически повлечет за собой увеличение суммы штрафа.
Неправильно оформленные или неполностью оформленные путевые листы могут привести к разногласиям с налоговыми органами по поводу обоснованности включения затрат по ГСМ в расходы.
MashaUАвтор вопроса
1 балл
В соответствии с Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (ред. от 15.04.2013) "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")
в п. 1 Настоящего Положения определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково".
в Приложении к данному Положению дана СПРАВКА, где указан Перечень работ и услуг, составляющих меддеятельность : Работы (услуги) по:медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым)

Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 г. N 30 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности" - УТРАТИЛО СИЛУ

Коллеги Ваше мнение по данному законодательству???!!
Подготовить, проверить и сдать отчетность через интернет
Реклама 16+. Реквизиты