Горлинка

Подтверждающие документы по договору комиссии со страной Таможенного союза

Здравствуйте!

Мы (продавец, комитент, РФ) заключаем договор комиссии с Казахстаном (комиссионер) для поиска покупателей и подписания договора поставки на экспорт (не ТС). 
По договору комиссии право собственности на  товар к комиссионеру (Казахстан) не переходит. 

Какие документы комитенту должен предоставить комиссионер (Казахстан), чтобы комитенту подтвердить ставку 0% (экспорт), а самому комитенту не платить лишних налогов (косвенных)?

Спасибо.
ОтветитьНовый вопрос. . .
НКК Консультант
17 июня 2014 в 15:07
Цитата (Горлинка):Здравствуйте!

Мы (продавец, комитент, РФ) заключаем договор комиссии с Казахстаном (комиссионер) для поиска покупателей и подписания договора поставки на экспорт (не ТС). 
По договору комиссии право собственности на  товар к комиссионеру (Казахстан) не переходит. 

Какие документы комитенту должен предоставить комиссионер (Казахстан), чтобы комитенту подтвердить ставку 0% (экспорт), а самому комитенту не платить лишних налогов (косвенных)?

Спасибо.
Добрый день!

Правильно ли я понимаю, что Вы ввозите экспортируемые товары на территорию республики Казахстан с целью их дальнейшего экспорта за пределы ТС?

Если я прав, то подтверждение нулевой ставки НДС при таком экспорте осуществляется в общем порядке, предусмотренном для вывоза товаров с территории одной страны ТС на территорию другой страны ТС.

Вопрос: О порядке исчисления НДС при экспорте товаров с территории РФ на территорию Республики Казахстан по договору между российской организацией и иностранной организацией, не являющейся хозяйствующим субъектом Республики Казахстан, грузополучателем которых является резидент Республики Казахстан.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 января 2011 г. N 03-07-13/1-02

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении налога на добавленную стоимость при экспорте товаров с территории Российской Федерации на территорию Республики Казахстан по договору между российской организацией и иностранной организацией, не являющейся хозяйствующим субъектом Республики Казахстан, грузополучателем которых является резидент Республики Казахстан, и сообщает.
Применение налога на добавленную стоимость при экспорте товаров в рамках Таможенного союза, в том числе на основании договорных отношений между налогоплательщиком государства - члена Таможенного союза и налогоплательщиком государства, не являющегося членом Таможенного союза, регламентируется нормами Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008 (далее - Соглашение) и Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009 (далее - Протокол). При этом согласно положениям ст. 1 Соглашения под экспортом товаров понимается вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиками государств - членов Таможенного союза, с территории одного государства - члена Таможенного союза на территорию другого государства - члена Таможенного союза.
В соответствии со ст. 2 Соглашения при экспорте товаров с территории одного государства - участника Таможенного союза на территорию другого государства - участника Таможенного союза применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость при условии документального подтверждения факта экспорта.
Пунктом 2 ст. 1 Протокола определен перечень документов, представляемых в налоговые органы одновременно с налоговой декларацией для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость. В данный перечень включены:
- договор, на основании которого осуществляется экспорт товаров;
- документы, подтверждающие оплату реализованных товаров;
- заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме, установленной Приложением 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Таможенного союза об уплаченных суммах налогов от 11.12.2009, с отметкой налогового органа государства - члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате налога на добавленную стоимость (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств);
- транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства - члена Таможенного союза на территорию другого государства - члена Таможенного союза;
- иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки налога, предусмотренные законодательством государства - члена Таможенного союза, с территории которого экспортированы товары (например, в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации - договор комиссии или дополнения к договору на реализацию товаров).
Согласно п. 3 ст. 1 Протокола указанные документы представляются в налоговые органы в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров. При непредставлении этих документов в установленный срок налог на добавленную стоимость подлежит уплате в бюджет за тот налоговый период, на который приходится дата отгрузки товаров, в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, с территории которого экспортированы товары.
Таким образом, при экспорте российской организацией товаров на территорию Республики Казахстан по договору с иностранной организацией, не являющейся хозяйствующим субъектом Республики Казахстан, применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных п. 2 ст. 1 Протокола. В случае непредставления указанных документов в установленный срок такие операции подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставкам, предусмотренным п. 2 или п. 3 ст. 164 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 10 процентов или 18 процентов.
Одновременно отмечаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
17.01.2011

Вопрос: О применении российской организацией нулевой ставки НДС при экспорте товаров по договору, заключенному с иностранным лицом, не являющимся налогоплательщиком государства - члена Таможенного союза, в соответствии с которым грузополучателем является налогоплательщик Республики Беларусь.

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 марта 2013 г. N 03-07-08/6170

В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость при экспорте товаров по договору, заключенному российской организацией с иностранным лицом, не являющимся налогоплательщиком государства - члена Таможенного союза, в соответствии с которым грузополучателем является налогоплательщик Республики Беларусь, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009 (далее - Протокол) при экспорте товаров с территории одного государства - члена Таможенного союза на территорию другого государства - члена Таможенного союза налогоплательщиком государства - члена Таможенного союза, с территории которого вывезены товары, применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных п. 2 данной статьи Протокола, в том числе заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленного по форме Приложения 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11.12.2009 (далее - заявление), с отметкой налогового органа государства-импортера.
На основании п. 1 ст. 2 Протокола взимание налога на добавленную стоимость по товарам, импортируемым на территорию Республики Беларусь с территории Российской Федерации, осуществляется налоговым органом Республики Беларусь по месту постановки на учет налогоплательщиков - собственников товаров.
Таким образом, при экспорте товаров по договору, заключенному российской организацией с иностранным лицом, не являющимся налогоплательщиком государства - члена Таможенного союза, в соответствии с которым грузополучателем является налогоплательщик Республики Беларусь, нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется российской организацией в случае уплаты этого налога при ввозе товаров в Республику Беларусь иностранным лицом (если иностранное лицо состоит на учете в налоговых органах Республики Беларусь) либо белорусской организацией (если белорусская организация приобретает указанные товары у иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах Республики Беларусь).
В случае если при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь налог на добавленную стоимость не уплачивается и, соответственно, заявление не составляется, нулевая ставка налога на добавленную стоимость при реализации иностранному лицу, не являющемуся налогоплательщиком государства - члена Таможенного союза, товаров, вывозимых с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, российским налогоплательщиком не применяется.
Одновременно сообщается, что мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
01.03.2013

Бухгалтерия
Заполняйте платежки с актуальными на сегодня КБК, кодами дохода и другими обязательными реквизитами
17 июня 2014 в 17:18
У нас будет договор комиссии с казахской организацией, а они уже в свою очередь заключают договор купли-продажи от своего имени в наших интересах со страной, не входящей в ТС.
В примерах - прямые договоры между РФ и иностранной компанией.
НКК Консультант
17 июня 2014 в 20:55
Цитата (Горлинка):У нас будет договор комиссии с казахской организацией, а они уже в свою очередь заключают договор купли-продажи от своего имени в наших интересах со страной, не входящей в ТС.
В примерах - прямые договоры между РФ и иностранной компанией.
Добрый вечер!

Речь в приведенных письмах идет прежде всего про ввоз товара с территории одной страны ТС (в данном случае - России) на территорию другой страны ТС (в данном случае - Казахстана), который расценивается как экспорт товара между странами ТС независимо от конечного покупателя данного товара (ст. 1 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе"). Дополнительные документы для подтверждения обоснованности применения ставки 0% в данном случае содержатся в п. 2 ст 165 НК РФ.

Однако я бы рекомендовал оформить письменный запрос по данной ситуации в Минфин или ИФНС, так как в отношении реализации товаров на экспорт через иностранных комиссионеров (вне привязки к их резидентству) существует позиция Минфина о невозможности применения комитентом ставки 0% (Письмо Минфина РФ от 19.03.2012 N 03-07-08/77).
При этом есть судебное решение в пользу применения ставки 0% при наличии документов, подтверждающх факт реализации товаров комиссионером за пределы РФ (Постановление ФАС Уральского округа от 14.10.2011 N Ф09-6689/11 по делу N А07-474/11).