Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами

Указание поставщика и грузоотправителя в накладной

26 ноября 2014 в 17:37
Добрый день!
Мы получаем товар на складе поставщика. Но это на самом деле не склад поставщика, а на этом складе хранится его товар по договору ответ.хранения. И вот нам выписывают накладную, где поставщик - это наш поставщик, грузоотправитель - другое юр.лицо, а печать ставится нашего поставщика. 
Допустимо ли это? 
Можно ли быть придирки со стороны налоговой при таком оформлении?
zolga  541 балл
26 ноября 2014 в 18:15
добрый день!

понятие «грузоотправитель» содержится в п.45 Устава автомобильного транспорта РСФСР, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 08.01.1969 г. №12.

Из указанных выше определений следует, что грузоотправителем может быть владелец (собственник) груза либо лицо, имеющее склад и выступающее грузоотправителем по поручению владельца груза, или лицо, совершающее действия от своего имени, но за счет и по поручению собственника товаров, что подтверждается Письмом ФНС РФ от 25.12.2006 г. №03-1-03/2550@ «О порядке составления счетов-фактур».

Учитывая изложенное, в случае если продавцом товаров по договору является одно лицо, а отгрузка этих товаров производится со склада другого лица, то в строке 3 Грузоотправитель и его адрес указывается полное или сокращенное наименование организации, с чьего склада отгружены товары, и ее почтовый адрес.

Таким образом, в рамках заключенного договора хранения в реквизите счета фактуры Грузоотправитель и его адрес указывается лицо имеющее склад, т.е. в данном случае, организация-хранитель.

Товар на ответственном хранении: как выписать ТОРГ-12?

Своевременное и качественное оформление указанных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.
21.11.2012
Российский налоговый портал


Автор: эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Титова Елена
Вопрос: организация передала товар по договору ответственного хранения логистической компании в другой регион. Представительства (филиала) организации в указанном регионе нет. Организации необходимо оформить продажу товара клиентам со склада логистической компании. На данный момент организация ещё не определилась, каким образом будет осуществлять продажу и доставку товаров покупателям, находящимся в других регионах.
Товар является готовой продукцией. Операции с указанной продукцией не имеют отраслевой специфики.
По каким документам должна происходить отгрузка товара покупателю со склада в другом регионе?
В какой момент выписывается ТОРГ-12, каким образом происходит ее оформление надлежащим образом? Как и когда отображается на ней факт получения товара покупателем?
Ответ: в соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 129-ФЗ) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами.
При этом первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным – непосредственно после ее окончания (п. 4 ст. 9 Закона № 129-ФЗ).
Положения Закона № 129-ФЗ в части документооборота не предоставляют продавцам (исполнителям) практически никакого выбора. Документ должен быть представлен унифицированной формой либо в случае отсутствия таковой, организациям предоставлено право разрабатывать собственные формы с учетом требований, установленных п. 2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ.
Движение товара от поставщика к потребителю оформляется товаросопроводительными документами. И, как это уже было отмечено в предыдущем ответе, такими документами являются товарная накладная по форме № ТОРГ-12 (далее – ТОРГ-12), утвержденной постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 г. № 132, а также в случае доставки груза транспортом поставщика, транспортные накладные (ТТН по форме № 1-Т, утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 г. № 78, или ТН, утвержденная постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 г. № 272). Оформление иных документов в рамках договора поставки в настоящее время законодательством не предусмотрено.
При этом своевременное и качественное оформление указанных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.
Как следует из запроса, организация будет осуществлять отгрузку товара с логистического склада, находящегося в другом городе. Открытие в нем обособленного подразделения так же, как и присутствие при каждой отгрузке представителя поставщика, не предполагается. В этом случае хранитель за вознаграждение будет принимать, хранить передаваемые ему поклажедателем (поставщиками поклажедателя) товары и по первому требованию поклажедателя (уполномоченного представителя поклажедателя) возвращать ему или указанным им грузополучателям товары в сохранности, осуществлять по указанию поклажедателя необходимые действия по складской обработке товаров (маркировка, упаковка, расфасовка, отбраковка, утилизация бракованного товара и т.д., а также в некоторых случаях по организации доставки товаров со склада поклажедателю либо указанным грузополучателям).
Отметим, что данная схема реализации товаров действительно имеет место на практике. Однако в этом случае наиболее затруднительным представляется порядок выставления документов поставщиком покупателю. Какие же варианты оформления взаимоотношений между хранителем, поставщиком (поклажедателем) и покупателем товара возможны в рассматриваемой ситуации?
1. Поставщик вправе по соглашению с покупателем передать ему права поклажедателя по договору хранения (ст. 382 ГК РФ), если иное не предусмотрено договором хранения. В этом случае он обязан передать покупателю документы, подтверждающие прием товара на хранение, если это необходимо для получения товара (смотрите в связи с этим постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2009 N 06АП-1624/2009). Законодательство не требует при этом документально оформлять передачу товара на хранение новым поклажедателем. В данной ситуации получение товара новым поклажедателем оформляется актом о возврате товарно-материальных ценностей, сданных на хранение, унифицированной формы N МХ-3 (утверждена постановлением Госкомстата России от 09.08.1999 N 66).
2. Поставщик вправе, оставаясь стороной договора хранения, передать покупателю право получения товара в соответствии с п. 1 ст. 900 ГК РФ. В этом случае порядок получения товара от хранителя может быть аналогичным вышеописанному. Так как обязательства по договору хранения останутся у поставщика, покупатель будет вносить плату за хранение товара поставщику.
3. Поставщик вправе, не передавая покупателю права получения товара, самостоятельно оформить получение товара у хранителя и одновременно оформить передачу его покупателю по накладной ТОРГ-12.
4. Поставщик может передать хранителю право представлять свои интересы в рамках договора поставки на основании соответствующей доверенности (включая право на отгрузку товара со склада и оформление в связи с этим товаросопроводительных документов). То есть в этом случае договор, заключенный хранителем и поклажедателем, будет смешанным. И отношения сторон в этом случае дополнительно будут регулироваться положениями главы 49 "Поручение" либо главы 52 "Агентирование".
5. Реализация товара в рассматриваемой ситуации может осуществляться и в рамках отдельно заключенного агентского договора.
Любая из указанных схем правомерна. Тем не менее, не каждая из них удобна с точки зрения оформления документов в рассматриваемой ситуации.
Отметим, что накладная ТОРГ-12 во всех из перечисленных вариантов подписывается поставщиком и покупателем. Так как эта накладная не является документом по учету товарно-материальных ценностей в местах хранения, а предназначена для оформления продажи (отпуска) товара сторонней организации, хранитель данную накладную не подписывает. Исключением является ситуация, когда хранитель одновременно с оказанием услуг по хранению представляет интересы поставщика в рамках договора поставки (или реализация товара осуществляется в рамках посреднического договора). Выписывается ТОРГ-12, как это уже было отмечено выше, в момент совершения операции, т.е. при передаче товара покупателю. Поэтому, учитывая "удаленность" поставщика, полагаем, что наиболее удачным вариантом, с точки зрения рациональности, является все же вариант с передачей соответствующих полномочий хранителю. В этом случае документы будут выписываться своевременно хранителем (как представителем поставщика). Соответственно, и подписи покупателя будут проставлены именно при получении им товара, как и требуется. В отличие от 4 и 5 вариантов, первые три варианта предполагают выписку ТОРГ-12 непосредственно поставщиком. Однако в этом случае организации необходимо будет продумать всю цепочку выставления документов. Кроме того, придется самым тщательным образом отслеживать своевременную отправку документов покупателю и получение их обратно от него, что, с нашей точки зрения, возможно реализовать только при небольших торговых оборотах.
Таким образом, организация вправе выбрать любой вариант, учитывая, как свои интересы, так и интересы своих контрагентов.
К сведению:
Еще один вариант, которым организация может воспользоваться, это реализация товара путем передачи покупателю двойного складского свидетельства. Если такое свидетельство оформлено на всю партию товара, то в этом случае необходимо будет вместо одного имеющегося свидетельства получить два новых двойных складских свидетельства:
– на проданную часть товара - свидетельство передается покупателю;
– на оставшуюся на складе часть товара - свидетельство остается у продавца.
Однако, по мнению многих специалистов, реализация товаров путем выдачи двойного складского свидетельства имеет существенный недостаток. Так, двойное складское свидетельство, в отличие от договора поставки, не содержит таких важных положений, как права и обязанности сторон, порядок оплаты, перехода права собственности, штрафные санкции, пени, форс-мажорные ситуации и т.д. В связи с этим реализация товара по двойному складскому свидетельству может усложнить разрешение возможных разногласий между продавцом и покупателем.
При этом обращаем внимание, что, несмотря на то, что двойное складское свидетельство подтверждает принятие товара на хранение, Акт о приеме-передаче товарно-материальных ценностей на хранение (форма МХ-1), а при его возврате - Акт о возврате товарно-материальных ценностей, сданных на хранение (форма МХ-3) оформлять все равно необходимо.
Подарок для новых ИП!
Ведите учет и сдавайте отчетность бесплатно
Ведение бухучета
Специально для бухгалтеров небольших компаний
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы
Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами
Сейчас смотрят
Смотрят тему:
гость
   
Ответить Задать вопрос

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер