Вход на сайт
Регистрация
Вход для зарегистрированных:
Войти
Закрыть
Восстановление пароля
Регистрация
Отправить
Восстановление пароля
Ведите учет и сдавайте отчетность. Веб-сервис для предпринимателей
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами

Какие документы должен предоставить белорусский перевозчик?

9 декабря 2014 в 14:17
Добрый день уважаемые форумчане!

Подскажите пожалуйста:

     Организация ООО (покупатель) приобретает грузовой автомобиль у поставщика. Для перегона автомобиля собственным ходом (без использования другого транспортного средства) от поставщика до покупателя по территории РФ покупатель заключает договор перевозки с белорусской организацией-перевозчиком. Перегон автомобиля осуществляет работник перевозчика - водитель. Должна ли в данной ситуации оформляться товарно-транспортная накладная на перевозку автомобиля и кто ее должен оформить, и какие еще документы должен предоставить белорусский перевозчик, оказывающий услуги на территории РФ?

За ранее, благодарю!
Елена Николаевна  15 685 баллов, г. Москва
15 декабря 2014 в 19:47
Добрый вечер!
Цитата (Светалек):Добрый день уважаемые форумчане!

Подскажите пожалуйста:

     Организация ООО (покупатель) приобретает грузовой автомобиль у поставщика. Для перегона автомобиля собственным ходом (без использования другого транспортного средства) от поставщика до покупателя по территории РФ покупатель заключает договор перевозки с белорусской организацией-перевозчиком. Перегон автомобиля осуществляет работник перевозчика - водитель. Должна ли в данной ситуации оформляться товарно-транспортная накладная на перевозку автомобиля и кто ее должен оформить, и какие еще документы должен предоставить белорусский перевозчик, оказывающий услуги на территории РФ?

За ранее, благодарю!

Цитата (Путеводитель по сделкам. Транспортная экспедиция. Клиент): 
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА
В БЕЛОРУССИЮ (КАЗАХСТАН)/ИЗ БЕЛОРУССИИ (КАЗАХСТАНА)
1. НДС при организации перевозки груза в Белоруссию (Казахстан)/из Белоруссии (Казахстана)
Если экспедитор - белорусская или казахстанская компания
Сумма НДС, уплаченная белорусскому или казахстанскому контрагенту в соответствии с законодательством этих республик, к вычету не принимается, так как в данном случае местом оказания услуг по организации перевозки груза территория РФ не признается и, следовательно, положения гл. 21 НК РФ не применяются (ст. 2, пп. 5 п. 1 ст. 3 Протокола, п. 2 ст. 171 НК РФ).
Расходы по уплате налога, предъявленного белорусским или казахстанским экспедитором, могут быть учтены при расчете налога на прибыль. Такой вывод следует из Письма Минфина России от 01.07.2014 N 03-07-08/31595. Хотя указанное Письмо касается учета для целей налогообложения прибыли суммы НДС, предъявленного российской организации при приобретении у белорусской компании услуг по ремонту движимого имущества, местом реализации которых территория РФ не признается, сделанный в нем вывод применим и к рассматриваемой ситуации.
Подробнее о признании для целей налогообложения прибыли расходов на уплату налога, предъявленного иностранным контрагентом, см. Энциклопедию спорных ситуаций по налогу на прибыль.
2. Налог на прибыль при организации перевозки груза в Белоруссию (Казахстан)/из Белоруссии (Казахстана)

Если приобретенный груз ввозится из Белоруссии или Казахстана
Когда имущество, импортируемое с территории Республики Беларусь или Республики Казахстан, принимается к учету в качестве товара, то расходы в виде вознаграждения по организации перевозки формируют стоимость приобретенного товара или учитываются в составе косвенных расходов (в зависимости от учетной политики организации для целей налогового учета) (абз. 2 ст. 320 НК РФ).
Если приобретенное имущество принимается к учету в качестве иных ценностей, то расходы в виде вознаграждения формируют стоимость приобретенных материально-производственных запасов или основных средств (п. 2 ст. 254, абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ).
Важно! По вопросу документального подтверждения в целях налогообложения затрат на перевозку груза автомобильным транспортом см. Энциклопедию спорных ситуаций по налогу на прибыль.

Если экспедитор - белорусская или казахстанская компания
Доходы белорусской (казахстанской) компании в виде вознаграждения по договору транспортной экспедиции облагаются налогом только в Республике Беларусь/Республике Казахстан (п. 2 ст. 309 НК РФ, п. 1 ст. 7 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 21.04.1995, п. 1 ст. 7 Конвенции между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан от 18.10.1996, Письмо Минфина России от 08.10.2009 N 03-08-05).
Таким образом, если экспедитор подтвердит, что является резидентом Республики Беларусь/Республики Казахстан, обязанностей налогового агента у российского клиента не возникает (п. 1 ст. 312 НК РФ).
3. Бухучет при организации перевозки груза в Белоруссию (Казахстан)/из Белоруссии (Казахстана)

Если приобретенный груз ввозится из Белоруссии или Казахстана
Затраты в виде вознаграждения экспедитору за организацию перевозки приобретенного имущества включаются в фактическую себестоимость (первоначальную стоимость) этого имущества (товаров, материалов, основных средств и т.п.) (п. п. 5, 6 ПБУ 5/01, п. п. 7, 8 ПБУ 6/01).
Торговые организации могут не включать расходы в виде вознаграждения экспедитора по организации перевозки товаров в их фактическую себестоимость, а отнести вознаграждение на расходы на продажу (в зависимости от того, какой способ учета указанных расходов закреплен в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета) (п. 13 ПБУ 5/01).
Цитата (алинченко Е.О. Россия - Беларусь - Казахстан: НДС при импорте товаров // Главная книга. 2011. N 21. С. 58 - 65.):Также не позднее 20-го числа месяца, следующего за тем, в котором товары были приняты на учет, вам необходимо отчитаться перед налоговой <16>. Для этого нужно подать в свою инспекцию декларацию по косвенным налогам при импорте товаров из Беларуси и Казахстана <17>. К ней нужно приложить <16>:
- заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов <18> (в четырех экземплярах на бумаге и в электронном виде);
- выписку банка, подтверждающую уплату "ввозного" НДС (не требуется в случае зачета);
- транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие ввоз товаров в Россию. Вид транспортного документа зависит от способа перевозки импортируемых товаров. Например, при автоперевозках из Беларуси таким документом будет международная товарно-транспортная накладная (CMR) <19>;
- счет-фактуру, если его составление предусмотрено белорусским или казахским налоговым законодательством;
- договор на покупку товаров;
- посреднический договор, если он заключался;
- в особых случаях - иные документы. Например, при ввозе товаров с территории Казахстана по договору, заключенному с белорусским владельцем товаров <20>, необходимо представлять информационное сообщение с данными о казахском контрагенте, у которого белорусский экспортер приобрел товар, и сведениями о договоре, заключенном между ними <21>.
Все документы, кроме заявления о ввозе, можно представлять в виде заверенных копий.
Если в ходе камеральной проверки инспекция не выявила каких-либо несоответствий, она должна в течение 10 рабочих дней с даты подачи заявления поставить на всех его экземплярах отметку об уплате налога <22>.
Налоговая вернет вам три экземпляра заявления с отметкой. Два из них нужно будет отдать экспортеру, а третий экземпляр предназначен для вас <23>.
Внутри единой территории Таможенного союза товары свободно перемещаются, не требуют оформления таможенных деклараций и уплаты таможенных налогов и сборов. Соответственно, на импортные товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Белоруссии, таможенная декларация не оформляется. Первичным документом, подтверждающим поставку товара, в данном случае является CMR - международная автомобильная накладная, используемая для оформления международных грузоперевозок автомобильным транспортом. Белорусские поставщики для оформления международных поставок используют также товарно-транспортную накладную по форме N ТТН-1, утвержденную Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 N 192.
16 декабря 2014 в 13:20
Огромное спасибо, Елена Николаевна, за подробный ответ (это мне несомненно пригодится)!
Но у нас (видимо я не четко сформулировала вопрос) перевозка осуществляется по территории России, из г. А (Россия) в г. Б (Россия), но белорусским перевозчиком. Кирпичная стена
Подарок для новых ИП!
Ведите учет и сдавайте отчетность бесплатно
Ведение бухучета
Специально для бухгалтеров небольших компаний
С 1 февраля розница должна перейти на онлайн-кассы
Подключиться к сервису для работы с онлайн-кассами
Елена Николаевна  15 685 баллов, г. Москва
16 декабря 2014 в 13:51
Добрый день!
Цитата (Светалек):Огромное спасибо, Елена Николаевна, за подробный ответ (это мне несомненно пригодится)!
Но у нас (видимо я не четко сформулировала вопрос) перевозка осуществляется по территории России, из г. А (Россия) в г. Б (Россия), но белорусским перевозчиком. Кирпичная стена
Но у Вас в любом случае должен быть договор транспортной экспедиции.
..
Цитата (Мясников О. Документы, подтверждающие расходы по договору транспортной экспедиции // Налоговый вестник. 2013. N 11. С. 51 - 59.):Налоговый вестник", 2013, N 11
ДОКУМЕНТЫ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ РАСХОДЫ
ПО ДОГОВОРУ ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ
По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (ст. 801 ГК РФ). В статье речь пойдет о том, какие документы следует оформлять для подтверждения расходов по договору транспортной экспедиции для целей налогообложения.
Существенными условиями договора транспортной экспедиции в силу ст. 801 ГК РФ являются сведения о грузе и об условиях его перевозки (маршрут, грузоотправитель, грузополучатель), а также иная информация, необходимая для исполнения договора транспортной экспедиции (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.06.2012 по делу N А05-9429/2011).
Порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности определен Федеральным законом от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон N 87-ФЗ).
В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона N 87-ФЗ клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента.
Согласно ст. 2 Закона N 87-ФЗ Правила транспортно-экспедиционной деятельности утверждаются Правительством РФ. Этими Правилами определяются:
- перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции);
- требования к качеству экспедиционных услуг;
- порядок оказания экспедиционных услуг.
Правила транспортно-экспедиционной деятельности утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554 (далее - Правила). Согласно п. 5 Правил экспедиторскими документами являются:
- поручение экспедитору;
- экспедиторская расписка;
- складская расписка.
В соответствии с п. 7 Правил экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции. Экспедиторские документы
составляются в письменной форме. Порядок оформления и формы экспедиторских документов утверждены Приказом Минтранса России от 11.02.2008 N 23.
Экспедиторские документы
Рассмотрим основные экспедиторские документы. Поручение экспедитору определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции. При наличии экспедиторских документов, в т.ч. поручений экспедитору, организациям удается подтвердить произведенные расходы (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.05.2013 по делу N А21-4591/2012). Экспедиторская расписка подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя. Согласно п. 12 Правил экспедиторская расписка выдается экспедитором клиенту при приеме груза и предоставляет экспедитору право владения грузом до момента передачи груза клиенту либо указанному им грузополучателю по окончании перевозки.
По мнению налоговых органов, экспедиторская расписка не является достаточным документом для подтверждения для целей налогообложения прибыли расходов на доставку товаров, осуществленную транспортно-экспедиционными компаниями, т.к. не содержит информации о стоимости оказанных услуг. Данный вывод сделан в Письме УФНС России по г. Москве от 29.08.2008 N 20-12/082058. Складская расписка подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение. В случае принятия груза на складское хранение экспедитор должен был выдать клиенту складскую расписку в соответствии с п. 13 Правил (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.08.2008 по делу N А40-23350/08-104-131). В соответствии с п. 13 Правил в случае, если экспедитор принимает груз клиента на складское хранение, он выдает клиенту складскую расписку. Об этом указано в Письме УФНС России по г. Москве от 29.08.2008 N 20-12/082058 "Об учете в целях налогообложения прибыли расходов на доставку товаров".
Как показывает практика, в тех случаях, когда компании не представляют поручение экспедитору, экспедиторские расписки, складские расписки и другие документы, им не удается подтвердить понесенные расходы и право на налоговый вычет по НДС (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.09.2011 по делу N А05-12220/2010).
Наряду с вышеуказанными документами подтвердить фактическое исполнение договора транспортной экспедиции может доверенность. По мнению налоговых органов, в рамках оказания услуг транспортной экспедиции для подтверждения расходов на перевозку грузов оформляются:
- договор транспортной экспедиции;
- акт сдачи-приемки оказанных услуг;
- экспедиторские документы;
- доверенность на право заключения договора перевозки от имени клиента, договор перевозки, доверенность, выданная экспедитором организации-перевозчику на право последней получить груз (в случае, если транспортировка осуществляется третьим лицом);
- перевозочные документы.
Данный перечень документов приведен в Письме УФНС России по г. Москве от 17.10.2011 N 16-15/100092@ "О порядке оформления
перевозки грузов".
На необходимость оформления доверенности экспедитора указано и в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 14.09.2012 по делу N А45-13898/2011. В другом судебном решении указано, что к числу экспедиторских документов отнесена доверенность на водителя перевозчика на получение ТМЦ (Постановление ФАС Московского округа от 19.04.2013 по делу N А40-41679/12-20-224).
Можно ли оформлять другие экспедиторские документы
Согласно п. 6 Правил в зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг, в т.ч. при перевозках груза в международном сообщении, сторонами договора транспортной экспедиции может быть определена возможность использования экспедиторских документов, не указанных в п. 5 настоящих Правил.
Таким образом, п. 6 Правил допускает возможность использования сторонами договора транспортной экспедиции экспедиторских документов, не указанных в п. 5 Правил. Это подтверждается судебной практикой, в частности Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 07.02.2012 по делу N А28-3501/2011. В качестве примера приведем случай из судебной практики. Налоговый орган не согласился с достаточностью документального обоснования расходов, поскольку первичными документами для определения фактической стоимости транспортно-экспедиционных услуг служат поручение экспедитору и экспедиторские расписки, а налогоплательщик в ходе проверки не представил заявки на организацию перевозок, поручения экспедитору, складские и экспедиторские расписки.
Между тем суд установил, что налогоплательщик представил документы, включающие поручения экспедиторам, таблицы исполнения договора, заявки на отгрузку от покупателя товара, поручения экспедитору на международную перевозку, заявки на организацию транспортного экспедирования СМР, акты выполненных услуг по перевозке груза, железнодорожные накладные, счета-фактуры, платежные поручения, книги учета выданных доверенностей. Указанные документы подтверждают наименование, количество перевозимого груза, пункт погрузки и выгрузки, номер транспорта, данные водителя, стоимость оказываемых услуг.
Налогоплательщик вправе для подтверждения произведенных расходов представлять документы, косвенно подтверждающие данные расходы. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о подтверждении расходов на экспедирование. Позиция суда приведена в Постановлении ФАС Московского округа от 05.12.2012 по делу N А40-136136/11-91-559. Аналогичные выводы сделаны в Постановлении ФАС Московского округа от 29.10.2008 N КА-А40/9235-08 по делу N А40-6581/08-118-28.
По другому делу суд также не принял довод налогового органа о том, что единственными документами, которые могут быть приняты в обоснование расходов на оплату транспортно-экспедиторских услуг, являются заявки на организацию перевозок, поручения экспедитору и экспедиторские расписки (Постановление ФАС Московского округа от 29.01.2013 по делу N А40-58874/12-99-339).
В иной ситуации предприятие заключило с экспедитором договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг. В рамках дополнительных соглашений для организации перевозки партии товара предприятие направило экспедитору письма-заявки на планируемые перевозки. Перевозка осуществлялась на основании железнодорожных накладных, при принятии груза к перевозке общество получало квитанцию к железнодорожной накладной от перевозчика.
Арбитражный суд указал, что оснований для отказа в принятии расходов по транспортно-экспедиционным услугам у налогового органа не имелось. Представленные документы - дополнительные соглашения, заявки, акты оказания услуг - содержат все необходимые реквизиты, включая данные о грузе и маршруте, номерах железнодорожных накладных.
Сами железнодорожные накладные и счета-фактуры подтверждают факт перевозки грузов и оказания услуг предприятия. Суд отклонил доводы инспекции об отсутствии оформленных поручений экспедитору, а также экспедиторских расписок, т.к. они не могут служить основанием для отмены судебных актов. Дело в том, что данные документы не являются первичными бухгалтерскими документами, подтверждающими осуществление хозяйственной операции (Постановление ФАС Московского округа от 16.03.2011 N КА-А40/1275-11 по делу N А40-87727/10-107-446). Таким образом, стороны договора транспортной экспедиции вправе оформлять экспедиторские документы, не предусмотренные Правилами. Однако, как показывает практика, налоговые органы пытаются оспаривать правомерность учета расходов, которые подтверждены документами, не предусмотренными Правилами.
В таких случаях организациям приходится отстаивать свою правоту в судебном порядке. В целях устранения возможных налоговых споров сторонам целесообразно оформлять экспедиторские документы, прямо предусмотренные Правилами.
Товарно-транспортная накладная
Госкомстат России своим Постановлением от 28.11.1997 N 78 утвердил форму товарно-транспортной накладной (форма N 1-Т), которая является перевозочным документом, предназначенным:
- для учета движения товарно-материальных ценностей;
- расчетов за их перевозки автомобильным транспортом.
Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов:
- товарного - определяющего взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей и служащего для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей;
- транспортного - определяющего взаимоотношения заказчиков автотранспорта с организациями - владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов, и служащего для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями - владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.
С 1 января 2013 г. формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению (Информация Минфина России N ПЗ-10/2012 "О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"). В соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которого возложено ведение бухгалтерского учета.
Обратите внимание! Ранее товарно-транспортные накладные, составленные по свободной форме, зачастую не позволяли налогоплательщикам доказать реальность перевозки. Так, по одному из споров предприятие не предъявило в подтверждение факта оказания услуг по перевозке грузов товарно-транспортные накладные формы N 1-Т. Суд указал, что имеющиеся в материалах дела товарно-транспортные накладные не соответствуют форме N 1-Т. Также в этих накладных отсутствуют сведения о том, кто являлся перевозчиком продукции (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.08.2011 по делу N А05-12809/2010).
Как показывает практика, при отсутствии товарно-транспортной накладной арбитражные суды зачастую признают неправомерным учет расходов по договору транспортной экспедиции.
Например, по одному из споров суд установил, что товарно-транспортные накладные по форме N 1-Т сторонами договора не оформлялись. Представленные налогоплательщиком документы (путевые листы, акты приемки, протоколы взвешивания, сертификаты на перевозку руды) суд не признал надлежащими доказательствами реальности оказанных транспортных услуг. Суд указал на отсутствие реальных хозяйственных операций с транспортной организацией и на создание налогоплательщиком формального документооборота с целью увеличения расходной части по налогу на прибыль (Постановление ФАС Уральского округа от 13.03.2013 N Ф09-1048/13 по делу N А60-27453/2012). Аналогичные выводы сделаны в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 07.06.2011 по делу N А05-6906/2010.
В другой ситуации суд поставил под сомнение реальность осуществления хозяйственных операций, поскольку налогоплательщик не представил товарно-транспортные накладные, подтверждающие транспортировку товара. Позиция суда приведена в Постановлении ФАС Поволжского округа от
11.04.2013 по делу N А72-6508/2011.
Схожие выводы сделаны в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 23.03.2010 по делу N А32-16584/2009-63/227, поскольку в обоснование произведенных расходов организация не представила ни товарно-транспортные накладные, ни какие-либо иные документы, подтверждающие факт доставки грузов.
Вместе с тем отсутствие товарно-транспортных накладных при наличии иных доказательств само по себе не свидетельствует о том, что транспортно-экспедиционная услуга не оказана.
В частности, суд установил, что все необходимые условия для осуществления перевозки груза согласованы сторонами в договоре на оказание транспортно-экспедиционных услуг, на который заказчик сослался при подаче заявки, а также прилагаемой к нему спецификации. К таким условиям относятся наименование грузоотправителя и грузополучателя, адреса погрузки и разгрузки, маршрут, срок доставки, наименование и объем груза, стоимость перевозки.
Дата и время подачи транспортного средства указаны непосредственно в заявке заказчика, подписанной лицом, имеющим право подписи документов со стороны заказчика. Кроме того, при принятии груза к перевозке экспедитору грузоотправителем была представлена товарная накладная, в которой указан груз,
редусмотренный спецификацией к договору на оказание транспортно-экспедиционных услуг (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.12.2012 по делу N А45-12968/2012).
Обратите внимание! Налоговый кодекс РФ не содержит перечня документов, которыми подтверждаются понесенные расходы, и не ограничивает перечень документов, косвенно подтверждающих понесенные расходы. В связи с этим суд признал, что при отсутствии товарно-транспортных накладных предоставление в качестве доказательства фактических отношений по транспортной экспедиции и поставке товаров соответствующих документов, в частности поручений экспедитору, экспедиторских расписок и товарных накладных свидетельствует об обоснованном включении в состав расходов данных затрат, понесенных налогоплательщиком. Данный вывод сделан в Постановлении ФАС Московского округа от 14.10.2010 N КА-А40/11847-10 по делу N А40-144437/09-76-924.
Схожий подход к решению рассматриваемого вопроса прослеживается и в другом судебном решении. В подтверждение расходов по налогу на прибыль налогоплательщик вправе представлять не только товарно-транспортную накладную, но и другой документ, позволяющий подтвердить наличие фактических отношений налогоплательщика с контрагентами по оказанию транспортных услуг (Постановление ФАС Центрального округа от 19.12.2012 по делу N А23-1222/2011).
Транспортная накладная
В п. 6 Постановления Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом" (далее - Постановление N 272) перевозка груза осуществляется на основании договора перевозки груза, который может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозки груза - заявки грузоотправителя. Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составленной грузоотправителем по установленной форме.
При этом транспортная накладная является основным перевозочным документом, который оформляет экспедитор вне зависимости от того, чьим транспортом осуществляется перевозка. Данный вывод сделан в Письме УФНС России по г. Москве от 17.10.2011 N 16-15/100092@ "О порядке оформления перевозки грузов".
По своей сути транспортная накладная, утвержденная Постановлением N 272, представляет собой транспортный раздел товарно-транспортной накладной и предназначена именно для нужд перевозки. Однако в отличие от товарно-транспортной накладной в транспортной накладной нет товарного раздела и, следовательно, в ней не указываются цена и стоимость товара.
Таким образом, в рамках оказания услуг транспортной экспедиции оформляются: договор транспортной экспедиции, экспедиторские документы, а также доверенность на право заключения договора перевозки от имени клиента, договор перевозки, доверенность, выданная экспедитором организации-перевозчику
а право последней получить груз (в случае, если транспортировка осуществляется третьим лицом), перевозочные документы.
Следовательно, транспортная накладная является основным перевозочным документом, который оформляет экспедитор вне зависимости от того, чьим транспортным средством осуществляется данная перевозка. На это указано в Письме УФНС России по г. Москве от 27.09.2011 N 16-15/093505@ "О вопросах оформления транспортной накладной".
Минфин России ответил на вопрос о том, необходимо ли подтверждение для целей налогообложения прибыли расходов на услуги по доставке товаров автомобильным транспортом в рамках договора транспортной экспедиции транспортной накладной, а также необходимо ли оформление при этом товарно-транспортной накладной.
Согласно п. 2 ст. 785 ГК РФ заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или ГК РФ).
Оформление транспортной накладной необходимо для подтверждения заключения договора перевозки груза. Данный вывод сделан в Письме Минфина России от 30.04.2013 N 03-03-06/1/15213.
Для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации применяется товарная накладная (форма N ТОРГ-12), утв. Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132, которая относится к первичной учетной документации по учету торговых операций. Соответственно, при оформлении транспортной накладной должна одновременно заполняться не товарно-транспортная, а только товарная накладная. На это указано в Письме УФНС России по г. Москве от 27.09.2011 N 16-15/093505@ "О вопросах оформления транспортной накладной".
Иные документы, подтверждающие расходы
по договору транспортной экспедиции
Если экспедитор оказывает услуги по перевозке лично, то он обязан передать клиенту перевозочные документы (товарно-транспортные накладные, авианакладные, коносаменты и др.), подтверждающие оказание этих услуг. Стороны подписывают акт сдачи-приемки.
Если для перевозки автотранспортом привлекаются перевозчики, то помимо договора на транспортно-экспедиционное обслуживание, отчета экспедитора и счета-фактуры экспедитора в пакет документов включаются: копия договора, заключенного экспедитором с перевозчиком; копия ТТН; копия счета-фактуры перевозчика.
По одному из споров налогоплательщик представил только копии счетов-фактур, актов выполненных работ (услуг) по транспортно-экспедиционному обслуживанию, кассовых чеков, квитанций к приходному кассовому ордеру. Товарно-транспортные накладные, поручения экспедитору, экспедиторские расписки в материалах дела отсутствовали. Иные документы, как указал суд, не могут подтверждать факт оказания транспортно-экспедиционных услуг (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.06.2012 по делу N А05-9429/2011).
В ряде случаев налоговые органы отмечают, что для подтверждения расходов необходимо оформлять отчет экспедитора. Однако арбитражные суды не соглашаются с такими выводами. Например, налоговая инспекция вменила налогоплательщику нарушение ст. 252 НК РФ в связи с неправомерным отнесением на расходы, учитываемые при исчислении налогооблагаемой прибыли, затрат на оказание экспедиционных услуг по перевозке груза. В обоснование своего решения налоговый орган указал на непредставление предприятием в подтверждение понесенных расходов товарно-транспортных накладных и отчета
экспедитора.
В рамках договора предприятие оплатило перевозку своего имущества, необходимость которой обусловлена переменой его местонахождения. Предприятием в обоснование понесенных расходов представлены документы - договор об оказании экспедиционных услуг, акт, счет-фактура, платежное поручение, договоры аренды и субаренды нежилых помещений.
Арбитражный суд сделал вывод о документальной подтвержденности расходов на оказание экспедиционных услуг по перевозке груза. Суд отклонил доводы налогового органа о непредставлении товарно-транспортных накладных и отчета экспедитора (Постановление ФАС Московского округа от 11.08.2009 N КА-А40/7718-09 по делу N А40-91886/08-35-427).
Вместе с тем отдельные организации оформляют отчеты экспедитора. Налоговый орган указал, что компанией не представлены первичные документы, подтверждающие фактическое оказание услуг экспедиторами, копии документов, полученных от перевозчиков (железнодорожные накладные), копии договоров на перевозку груза, заключенных с третьими лицами, копии расчетных документов, документы, подтверждающие расходы экспедитора, осуществленные им в интересах клиента и подлежащие возмещению.
Однако суд отклонил ссылку налогового органа на то, что компанией не представлены вышеуказанные документы, поскольку данный перечень документов является подтверждением расходов экспедитора, понесенных им по исполнению договоров транспортной экспедиции, а не подтверждением правомерного отнесения расходов налогоплательщиком на расходы по налогу на прибыль и вычету по НДС.
Факт совершения реальных хозяйственных операций между налогоплательщиком и контрагентами подтвержден договорами.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что услуги транспортной экспедиции были фактически оказаны, документально подтверждены и экономически оправданны.
Суд установил, что железнодорожные накладные не могут находиться у налогоплательщика, поскольку в вышеперечисленных договорах он выступает в качестве заказчика, а точнее, плательщика тарифа, а контрагенты - в качестве экспедитора.
По условиям договоров налогоплательщик не является ни одним из тех участников перевозочного процесса, кому законодательством полагаются экземпляры транспортной железнодорожной накладной, следовательно, он не может представить налоговому органу транспортные
накладные по независящим от него причинам.
Документами, подтверждающими перевозку, являются: отчет экспедитора с указанием номера вагона, месяца перевозки, маршрута перевозки, тарифа; номер телеграммы, подтверждающей оплату экспедитором железнодорожного тарифа. В данной телеграмме указываются плательщик тарифа, маршрут перевозки и количество вагонов, оплаченных для перевозки по конкретному маршруту.
Все номера телеграмм, а также отчеты экспедитора, содержащие необходимые данные (номера железнодорожных вагонов, станции отправления, станции назначения, дата о перемещении конкретного вагона), акты оказанных услуг и счета-фактуры были представлены компанией налоговому органу в ходе проведения проверки.
Таким образом, вышеуказанные данные подтверждают фактическое оказание услуг по доставке вагонов. Позиция суда приведена в Постановлении ФАС Московского округа от 29.03.2011 N КА-А40/2115-11 по делу N А40-72558/10-140-350.
17 декабря 2014 в 12:44
БлагоДарю! Цветы
Сейчас смотрят
Смотрят тему:
гость
   
Ответить Задать вопрос

Закладка перемещена в  Отменить перемещение

закрыть
Для корректного отображения сайта установите новую версию браузера Обновить браузер